вторник, 7 февраля 2023 г.

День памяти. Збигнев Намысловский (9 сентября 1939 — 7 февраля 2022).

Польский джаз.

«Я счастлив быть джазовым музыкантом, я бы не променял эту работу ни на какую-либо другую профессию. Джаз – это невероятная возможность для творческого развития, свобода, умение выбирать стиль, импровизировать. Он дарит радость и удовлетворение. Я думаю, что большинство джазменов придерживаются того же мнения. Но чувствую ли я себя удовлетворенным? Я все еще жду чего-то другого. Я чувствую недостаток событий в моей жизни, определенный недостаток».

Збигнев Намысловский

Один из самых известных польских джазменов, мультиинструменталист - виолончелист по образованию, тромбонист по выбору, альтовый и сопрано-саксофонист, флейтист, а также отличный композитор и аранжировщик  Збигнев Яцек Намысловский (Zbigniew Namysłowski) родился 9 сентября 1939 года в поезде, на котором его семья бежала из Варшавы в Вильно. Родители мальчика, оба коммунисты, погибли в оккупации: мать умерла в концлагере Штуттгоф, а отец был убит гестапо. Осиротевшего Збигнева воспитывала бабушка Юлия Жеромская, которая позаботилась о его музыкальном образовании. Первоначально он жил в Кракове, где окончил PSM по классу фортепиано. Переехав в 1954 году в Варшаву, продолжил образование в Средней музыкальной школе по классу виолончели и присоединился к варшавскому джазовому сообществу. В 1955 году состоялся его концертный дебют в качестве джазового пианиста в группе «Пять братьев», сформированной в студенческом клубе «Гибриды». Это было единственное выступление группы.

В 1956 году Намысловский стал тромбонистом в любительской диксиленд-группе Мечислава Вадецкого, а затем перешел в группу «Modern Dixielanders» пианиста Витольда Кротохвиля (с барабанщиком Ежи Барцем, кларнетистом Влодзимежем Крушинским, басистом Здиславом Орловским, саксофонистом Богуславом Рудзиньским и корнетистом Стзиньским). С этим ансамблем молодой тромбонист принял участие в Смотре студенческих джазовых оркестров во Вроцлаве, где получил индивидуальное признание.

Однако Намысловский был заинтригован более амбициозными аспектами джаза. В 1957 году он стал виолончелистом в новаторском для тех лет «Современном комбо» Кшиштофа Садовского. В том же году он выступил с группой на легендарном джазовом фестивале в Сопоте '57.

Modern Combo – «Our Melody» (1957)

В 1958 году он вернулся к тромбону и вступил в группу «Hot Club Melomani», с которой участвовал участие в историческом событии – первом джазовом концерте в Варшавской национальной филармонии. Намысловский также принял участие в первых послевоенных гастролях польских джазовых музыкантов в Западной Европе. Он играл с «Polish All Stars» в Дании и с «Modern Dixielanders» во Франции. До 1959 года он играл как тромбонист с группами «Traditional Jazz Makers», «New Orleans Stompers» и «Группа Зигмунда Вихары». На фестивале Jazz Jamboree '59 Намысловский выступал в двойной роли: тромбониста «Modern Dixielanders» и саксофониста «Modern Jazz Group».

Modern Dixielanders – «If I Had You»

Расставшись с традиционными джаз-бэндами, Намысловский радикально изменил свое музыкальное лицо. Первоначально он присоединился к группе «The Wreckers» Анджея Тшасковского, в которой играл на альт-саксофоне до 1963 года. В 1962 году он принял участие в концертах «The Wreckers» в США, приняв участие в престижном фестивале Newport '62.

The Wreckers – «Kalatówki '59» (1960)

Сочинение музыки вместе с Тшасковским не помешало Намысловскому реализовать собственные творческие замыслы. В 1961 году он сформировал свою первую группу «Jazz Rockers» (пианист Кшиштоф Садовский, басист Адам Скорупка, саксофонист Михал Урбаняк и барабанщик Анджей Зелинский), с которой выступил на Jazz Jamboree '61. Реализуя свои намерения и оригинальные проекты, Намысловский создавал все новые и новые коллективы. А последующие проекты получили признание критиков и слушателей. Он нанимал лучших музыкантов. В 1963 году он создал важные для польского джаза формации с Влодзимежем Гульговским, Тадеушем Вуйчиком и Чеславом Бартковским; в 1965 г. с Адамом Матышковичем, Янушем Козловским и Чеславом Бартковским); в 1967 г. с Матышковичем, Романом Дылонгом и Йоном Кристенсеном); в 1972 г. со Станиславом Чеслаком, Томашем Шукальским, Павлом Яржебским, Казимиром Йонкишем; в 1974 г. с Томашем Шукальским, Войцехом Каролаком, Павлом Яржебским и Чеславом Бартковским; в 1977 г. со Славомиром Кульповичем, Павлом Яржебским, Янушем Стефанским; в 1987 г. с Якубом Станкевичем, Дареком Олешкевичем, Хосе Торресом; в 1990 г. с Янушем Сковроном, Збигневом Вегегауптом, Чезарием Конрадом; с 1993 г. совместно с Лешеком Можджером, З. Вегегауптом и К. Конрадом.

Zbigniew Namyslowski – «Piekna Lola, Kwiat Polnocy» (1967).

Намысловский был первым польским джазовым музыкантом, записавшим альбом за границей: в 1967 году лондонский лейбл «Decca» записал альбом «Zbigniew Namysłowski Modern Jazz Group: Lola». Музыкант принимал участие в создании исторического фильма «Клатувки '59». В 1965 году Иоахим Берендт пригласил его для участия в своем документальном фильме «Jazz aus Polen», снятом по заказу западногерманского телевидения.

Zbigniew Namysłowski – «Winobranie» - Jak nie ma szmalu to jest łaź

В течение многих лет Намысловский был музыкантом, который не только создавал новые джазовые стили, но и помогал коллегам получать большой музыкальный опыт в его группах (например, Ч. Бартковский, Л. Можджер, С. Кульпович). Окружая себя лучшими польскими музыкантами, Намысловскому было легко создавать новые группы, в которых он давал другим музыкантам возможность собственного творчества. Лучшими примерами являются «Air Condition», «Namysłowski-Śmietana Band», «The Q».

Намысловский гастролировал по Европе с квартетом Имре Кёсеги. В свой новый проект «Танцы» он включил танцы разных стран и разных времен (танго и вальс, балканские танцы и польские народные танцы, самбу и чарльстон и др.).

Kujaviak Goes Funky · Zbigniew Namysłowski · Zbigniew Namysłowski Quintet (1975)

В 1978 году Намысловский в поисках более широкой перспективы для своего творчества уехал в США, где давал концерты с Михалом Урбаняком и Уршулой Дудзяк, но не чурался и собственных концертов и записей. Однако не достигнув той популярности и признания, которое досталось Урбаняку и Дудзяк, Намысловский в 1980 году вернулся в Польшу. Он играл в группах «Studio Jazzowe PR», «SPTT Chałturnik», коллективах Яна Врублевского, Марека Близиньского, записывал и давал концерты с рок-группами, в том числе с «Niebiesko-Czarni» и «Niemen Enigmatic».

Namysłowski i górale Jazz Jamboree.

На стиль музыки Намысловского повлияло его увлечение польским фольклором, следы которого заметны как в сочинениях, так и в импровизациях музыканта. Его стиль игры имеет определенное сходство с Джеки Маклином и Майком Осборном. В конце 1970-х - начале 1980-х Намысловский отказался от наиболее авангардных элементов своего стиля и, ни на йоту не жертвуя своей индивидуальностью, начал использовать элементы джаза и фьюжн.

В конце 1980-х Намысловский вернулся в мейнстрим хардбопу, возможно, потеряв часть своего юношеского энтузиазма, но сохранив честность и изобретательность. Хотя джаз Намысловского подвержен постоянным изменениям, он имеет свой характерный стиль. Т.н. «джаз Намысловского» определяют «джазово-славянские» композиции и совершенство исполнения. В последние годы большое признание получили совместные записи Намысловского с группой «Zakopane Highlanders» и альбом с музыкой В.А. Моцарта в джазовой обработке.

Z.Namysłowski, L Możdżer,Jan Karpiel Bułecka - Live @ Jazz Camping Kalatówki (2014).

Намысловский считается одним из самых известных и выдающихся представителей современного польского джаза: ему часто удавалось создать «очень индивидуальный, радостный синтез народной музыки, фанка и джаза».

Его альбомы «Winobranie» и «Kujaviak Goes Funky» были признаны журналом «Jazz Forum» лучшими когда-либо выпущенными польскими джазовыми пластинками. В 2006 году Намысловский стал лауреатом премии Фредерика, как лучший джазовый музыкант, а его альбом «Assymetry»  был признан лучшим джазовым альбомом года. 5 июня 2007 года Намысловский был награжден Золотой медалью «За заслуги перед культурой».

Легендарный музыкант умер 7 февраля 2022 года в возрасте 82 лет.

Zbigniew Namyslowski Jazz Band & Zakopane Highlanders Band - Jazz & Folk (2000)


01. Skarga (6:48)

02. Krywan & Jazz (7:20)

03. Zablakana Owiecka (9:21)

04. Jazz Pod Jaworkiem (6:06)

05. Idzie Janko Z Jazzem (5:57)                         

06. Zboj (8:32)

07. Co Sie Stalo W Jazzie (7:19)

08. 4 Po 4 (5:39)

 

Musicians:

Zbigniew Namyslowski - sax

Krzysztof Herdzin - piano

Olo Walicki - bass

Grzegorz Grzyb - drums

Zakopane Highlanders Band:

Jan Karpiel "Bulecka" - fiddle, bagpipe, folk whistle, vocal

Piotr Majerczyk - first fiddle, vocal

Wojciech Topa - bass, vocal

Stanislaw Michalczak - first and second fiddle, vocal

Jan Zatorski "Siecka" - bass, vocal

 

Polish folk music is incredibly diversified and original as much in melody as in rhythm aspect. Created to dance with it possess moreover simplicity which immediately make it charming and engaging to any listener exposed to it. Back in XIX century it was quickly grasped by such a genius as Frederic Chopin which using then contemporary language of Italian opera and new powerful instrument of grand piano sung those folk songs in his own and entirely individual way. It brought him huge success worldwide! Such a scheme appeals also to subsequent generation of Polish musicians and it is no surprise that jazz musicians also addressed this part of national music heritage. Among most convincing attempts in this field are those undertaken by Zbigniew Namysłowski.

Namysłowski is outstanding saxophonist and simply one of founding fathers of Polish Jazz. Well over seventy now not only his is still active (planning new record) but bringing new things to jazz. His greatest contribution is introducing elements of Polish folk music to jazz. Such his albums as "Winobranie" (1973) or "Kuyaviak Goes Funky" (1975) are pivotal in development of jazz in Poland and in forging its own unique style. In following years he continued on this road with two albums recorded with Zakopane Highlanders band. This one is second after "Zbigniew Namysłowski Quartet & Zakopane Highlanders Band" released in 1995. They were not received by critique (opposite to audience) as enthusiastically like his previous attempts in folk jazz. There were opinions that jazz and folk languages do not alternate with one with each other as successfully as on his previous albums remaining at moments separate, not congruent. But I personally do not share all this criticism. Years that has passed show that despite many attempts by other artists Namysłowski interpretation of Polish folk in language of jazz remains by far the most inspiring...

---Maciej Nowotny, polish-jazz.blogspot.com

download (mp3 @320 kbs):

yandex 

Комментариев нет:

Отправить комментарий