R&B
Джаз
Соул
Блюз
Голубоглазый
соул
Рэгги
Обладательница
вокальных данных, как у чернокожих исполнительниц блюза. Автор нежных мотивов и
смелых текстов. Шестикратная лауреатка престижнейшей премии «Грэмми».
Своенравная и отчаянная, она быстро смогла изменить индустрию современной
музыки и оказать на неё грандиозное влияние. Её творчеством восхищается
популярная певица Лана Дель Рей, а Леди Гага сравнивает её с такими
грандиозными музыкантами, как Билли Холидей и Элла Фицджеральд. Она была «Новой
Брижит Бардо» и музой для Карла Лагерфельда.
Её чувственное творчество и сексуальный образ, который она позаимствованный у солистки The Ronettes, – яркие платья, огромные чёрные стрелки и роскошная копна волос − стали новым течением и абсолютным прорывом не только в британском шоу-бизнесе. Например, немецкий модельер Карл Лагерфельд, вдохновившись её стилем, создал коллекцию для Chanel.
Британская
певица и автор песен, признанная критиками одной из ведущих британских
исполнительниц 2000-х годов Эми Уайнхаус (Amy Jade Winehouse) родилась в
северном Лондоне 14 сентября 1983 года. В ее роду были польские и русские
эмигранты, родители — небогатые трудяги: отец Митч — таксист, мать Дженис —
фармацевт. Тем не менее в семье Уайнхаус были музыканты, а папа пел маленькой
Эми Синатру вместо колыбельных. По настоянию бабушки она попала сначала в одну,
затем в другую музыкальную школу, но петь и играть в первую очередь нравилось
самой Эми; со своей подругой детства Джульет она даже организовала группу «Sweet
and Sour», в котором они по-детски подражали любимой еврейской группе
Salt-n-Pepa.
«Когда
мне было девять, я открыла для себя Salt-n-Pepa. Этого было, в принципе,
достаточно, чтобы заявить: «О, круто, хочу звучать, как они». У нас с моей
подружкой Джульетт была группа, которую мы назвали Sweet-n-Sour. Мы тащились от
Salt-n-Pepа и тупо хотели быть ими. У нас была песня «Мальчишки — кому они
нужны?» и ещё «Синдерелла», – вспоминала Эми о своем раннем творчестве.
В 12 лет
Эми поступила в престижную театральную школу, но долго там не задержалась. Уже
через два года её отчислили по причине хулиганского поведения и бесконечного
пения на уроках. Уже тогда Эми планировала стать певицей и выступать в
джаз-клубах для небольшой аудитории. А если артистка из неё не выйдет, тогда –
официанткой.
«Для меня
на первом месте всегда была музыка. Я согласилась бы жить в грязной дыре, если
бы мне пообещали, что я встречусь с Рэем Чарльзом», – признавалась Эми.
С
шестнадцати лет Эми стала подрабатывать — пением в том числе. Дальше дело было
как в классической музыкальной сказке: её голос случайно услышал представитель
звукозаписывающей компании «A&R» — и понеслось. Эми записывает свой
дебютный альбом «Frank», который принесет безвестной молодой певице неожиданную
славу и единодушную похвалу критиков.
В альбоме,
который она назвала в честь любимого исполнителя отца – Фрэнка Синатры, доминировали
знакомые с детства мелодии традиционного джаза с различными элементами соула,
хип-хопа и поп-музыки. Несмотря на то, что музыкальный альбом стал платиновым и
держался на верхушках британских чартов, Эми считала его довольно неудачным.
«Я сейчас
даже слушать Frank не могу. В общем-то, и раньше его не любила. Я ни разу так и
не прослушала его от начала до конца. Я люблю только исполнять авторские песни
на концертах, но это совсем не то, что слушать студийный вариант», − вспоминала
Эми в одном из интервью.
Родители
Эми не слишком много времени проводили с дочерью. Отец бросил семью и ушел к
другой женщине. Мать, по собственным словам, не знала, как контролировать Эми,
и, по всей видимости, мало замечала, что c ней происходило. С детства Уайнхаус
была недовольна своей фигурой и подростком придумала отличную диету: ешь что
хочешь, а потом просто выблевываешь всё, что съел. Мать признаётся, что не
придала этому значения, как и отец — оба решили, что это пройдет. C
четырнадцати лет Эми принимала антидепрессанты, пока не открыла для себя гитару
старшего брата Алекса и, по ее собственным словам, нашла идеальный способ
справляться с жизнью с помощью музыки. Ее дебютный альбом «Frank» был не просто
набором песен о любви — они были посвящены экс-бойфренду Эми, о котором она
отзывалась совсем не лестно.
Простая
девчонка Эми записала сложный джазовый альбом с продюсером Салаамом Реми.
Необычайная легкость, с которой Эми исполняет сложные партии, удивительный
теплый вокал, игривая интонация, остроумные стихи — всё это в одночасье делает
из Уайнхаус звезду в Британии, и ее жизнь круто меняется. Двадцатилетняя
девушка совсем не готова к славе и на какое-то время отключается от музыки:
живет одна, ходит по пабам, слушает «The Libertines» и курит марихуану.
Ее
творчество и образ — смесь дивы из гёрлз-бэндов 50–60-х годов (знаменитый кокон
и гигантские стрелки Уайнхаус позаимствовала у солистки группы "The
Ronettes" Ронни Спектор) и пацанки из пригорода с татуировками и ужимками
подростка — стали прорывом. Звёзды ее уровня обычно выглядели как богини,
которые спускались с Олимпа, чтобы донести глоток амброзии до зрителей. Эми же
скорее можно сравнить с Эдит Пиаф, восходившей на этот Олимп во время
выступлений, а в жизни вне сцены остававшейся обычной, порой неуверенной в себе
женщиной — «недостаточно великолепной» для дивы и легко попадавшей в ловушку
собственных страстей.
В одном
из пабов она и знакомится с любовью своей жизни и будущим мужем — Блейком
Филдер-Сивилом. Их садомазохистские отношения станут пищей для таблоидов, он
познакомит ее с крэком и героином. Они будут причинять друг другу боль — и
физическую, и моральную. При этом почти все песни со второго и последнего прижизненного
альбома «Back to Black», за который Эми была номинирована на шесть «Грэмми» и
получила всемирную известность, именно о нем.
За
несколько лет отношений с Блейком Эми превращается в тот самый стереотип
наркоманки и городской сумасшедшей, в который не плюнул только ленивый. Она
теряет друзей, способность держаться на сцене и просто интерес к жизни. Блейк
стал средоточием смысла, который в итоге не смогла вернуть даже музыка, хотя в
последние годы Эми работала над материалами для нового альбома. Он вышел
посмертно, озаглавленный «Lioness: Hidden Treasures». Пара то расставалась, то
сходилась: они пытались совместно лечиться от наркозависимости, затем вместе
срывались, Блейк попал в тюрьму, затем подал на развод. Однако, если бы не он,
не было бы песни «Back to Black», слова и мелодию которой, по словам Марка
Ронсона, Эми написала за три часа.
«Back to
Black — это когда вы закончили отношения и возвращаетесь к тому, что удобно для
вас. Мой бывший вернулся к своей девушке, а я вернулась к мрачным временам», –
делилась Эми в одном из интервью.
Из
«простой девчонки» Эми превратилась в девочку-беду. «You know that I’m no
good», одна из лучших песен со второго альбома, рассказывает о боли и каком-то
фаталистском драйве саморазрушения Уайнхаус гораздо лучше, чем несколько
документальных фильмов. «I cheated myself like I knew I would» — могло бы быть
написано на ее надгробном камне.
В длинном
интервью для «сенсационного» фильма «Amy Winehouse: The Untold Story» Блейк
рассказывает, что певице было трудно выражать свои эмоции, поэтому она и
раскрывала их в музыке. Это, возможно, так, хотя трудно верить человеку,
беззастенчиво заявляющему: «Иногда я приносил домой только наркотики, ведь
зарабатывал-то я меньше, чем Эми». Как трудно и до конца верить раскаянию и
скорби Митча Уайнхауса, зная, что он действительно сначала думал, что дочери не
нужно лечиться от наркозависимости («and if my daddy thinks I’m fine» — это
тоже не выдумка певицы).
Отец, к
примеру, решил приехать к ней со съемочной группой фильма «Моя дочь Эми» в
самый неподходящий момент, когда Эми в очередной раз пыталась справиться с
зависимостью. Трудно верить, что певица предала себя одна, без помощи людей,
поставлявших ей наркотики, но, главное, без людей, которые много лет смотрели
на ее саморазрушение и думали, что оно как-то само рассосется. К ним, к
счастью, не относились ее друзья, но только их усилий оказалось недостаточно.
Подруги детства, соратники по музыке (среди них Mos Def, Рассел Брэнд, сам Марк
Ронсон) и даже работавшие на нее телохранители вспоминают о ней как о любящей и
отзывчивой девушке, которую они пытались спасти всеми способами.
Отзывчивость
— черта, о которой не так часто вспоминают в связи с именем Уайнхаус, а зря.
Певица тратила огромные деньги на благотворительные проекты — от Международного
фонда борьбы с рабством (Anti-slavery International) или WaterAid до UNICEF и
других фондов, оказывающих помощь детям. Она участвовала в благотворительных
акциях, а также адресно помогала людям.
Многие
представители благотворительности отзывались о певице просто: «Эми только
попроси — она всё сделает».
Еще
четыре года жизни Эми проводит в таких мучениях, которые не дают ей возможности
по-настоящему почувствовать любовь друзей, свой успех и любовь той самой
публики, которую она воспринимает как большого брата, глядящего на нее через
призмы камер папарацци и с обложек таблоидов. Всё это закрывает черная
депрессия и ненависть к себе и к своему телу. Брат певицы Алекс первым открыто
заявил, что считает булимию, возможно, главной причиной, по которой Эми не
справилась с алкогольным отравлением. Больное сердце, эмфизема легких и другие
болезни были получены ею не только из-за наркотиков.
Странная,
смешная, временами пугающая, трагически и банально погибшая в 27 лет, Эми
навсегда запомнится своим гротескным образом, но, главное, по-настоящему
прочувствованными текстами. Все книги и кино о певице твердят на разные лады о
том, каким феноменом была Эми Уайнхаус, но до сих пор никому не удалось внятно
объяснить почему. Великий джазмен Тони Беннетт считает ее одной из лучших
джазовых певиц всех времен, и не только из-за ее потрясающего голоса. Чтобы
понять, кто такая Эми, нужно просто хотя бы раз вдумчиво послушать ее совсем
небольшую дискографию, забыв на минуту о шлейфе скандалов, окружавших ее.
Возможно, лучшую биографию Эми Уайнхаус написала она сама в тех песнях, которые
уже приятно напевать и цитировать не вдумываясь, но за которыми стоит целая
жизнь.
Ландыш
Рифовна
Комментариев нет:
Отправить комментарий