«Флородора»
- эдвардианская музыкальная комедия в
2-х актах, ставшая одним из самых успешных бродвейских мюзиклов 20-го века. Пьеса
была написана английским драматургом, театральным критиком и журналистом Джимми
Дэвисом (James "Jimmy" Davis) под псевдонимом Оувен Холл (Owen Hall).
Музыку написал известный английский композитор Лесли Стюарт (Leslie Stuart). В
комедию были также включены несколько популярных песен поэта и либреттиста Пола
Рубенса (Paul Rubens) на стихи Эдварда Бойд-Джонса (Edward Boyd-Jones) и Джорджа
Артурса (George Arthurs). «Флородора» стала первой из серии успешных музыкальных
комедий Лесли Стюарта, среди которых были такие хиты, как «The Silver Slipper» (1901),
«The School Girl» (1903), «Belle of Mayfair» (1906) и «Havana» (1908).
Лесли Стюарт (1862 - 1928 гг.).
Премьера
комедии состоялась 11 ноября 1899 года в Лондоне в Lyric Theatre. «Флородора» выдержала 455 представлений,
последнее из которых прошло в марте 1901 года. В спектакле были задействованы
такие звезды британской музыкальной комедии, как Эви Грин (Evie Greene), Вилли Эдуин (Willie Edouin) и Ада Рив (Ada Reeve). Шоу прославилось своим кордебалетом
«Florodora Girls» и стало тренировочной площадкой для многих восходящих звезд
британского театра. Нью-Йоркская постановка, которая открылась в следующем
сезоне (1902 г.) в Casino Theatre на Бродвее, была еще более успешной и собрала 552
спектакля на протяжении более чем полутора лет. Это был первый случай
лондонской постановки, достигший на Бродвее такого успеха, и третий по
длительности за все время существования Бродвея. В 1900 году шоу было поставлено
в Австралии театральным продюсером Дж. К. Уильямсоном (J. C. Williamson). В
дополнение к многочисленным местным постановкам, выпущенным по всему
англоязычному миру, состоялись не менее успешные международные гастроли.
Акт I
Флородора
- небольшой остров на Филиппинах, где находится
парфюмерная фабрика, выпускающая популярный аромат «Florodora», изготовленный
из эссенции местного цветка Florodora. Парфюмерная фабрика и весь остров
принадлежат американцу Сайрусу В. Гильфейну (Cyrus W. Gilfain).
Воспользовавшись смертью первого владельца фабрики, Гильфейн украл бизнес у законной
наследницы острова Долорес (Dolores) и теперь является владельцем Флородоры и
единственным работодателем на острове. Долорес вынуждена работать на Гильфейна,
но девушка с оптимизмом смотрит на Франка Аберкуда (Frank Abercoed), который в действительности
лорд Аберкуд, путешествующий инкогнито. Юноша прибыл на остров, чтобы занять
должность менеджера Гильфейна и сразу же влюбился в Долорес. На Гильфейна,
также, работают клерки Теннисон Симс, Эрнест Пим, Макс Эпфельбаум, Реджинальд
Лэнгдейл, Пол Кроган и Джон Скотт.
«Флородора»
в постановке лондонского Daly's Theatre. На сцене знаменитый комик Джордж
Грейвс, которому ассистируют Чарльз Стоун, Лорна Хаббард, Дадли Ролф и Джордж
Беллами (1931).
На
борту корабля, пришвартованного в гавани Флородоры, мы встречаемся с Леандро, куратором ферм на
острове, и Валледой, владелицей одной из флородорейских плантаций. Далее мы знакомимся
с леди Холируд (Holyrood), титулованной дамой и не более того. Без гроша в
кармане, она приехала во Флородору по предложению Гильфейна, чтобы заполучить
мужа - в частности, нашего героя Фрэнка. Ее сопровождает дочь Гильфейна Анджела,
обрученная с капитаном 4-го лейб-гвардии Королевского полка Артуром Донегалом (Captain Donegal), братом леди Холируд. Также
на борту корабля находится Энтони Твидлпанч (Tweedlepunch), детектив, который
ищет законного владельца парфюмерным бизнесом. Он находится на острове под
видом странствующего шоумена, френолога и гипнотизера. Анджела пригласила своих
подруг мисс Дейзи Шейн, мисс Мэми Роу, мисс Люси Линг, мисс Синтия Бельмонт,
мисс Лотти Чалмерс и мисс Клэр Фитцкларенс (знаменитые «Девочки Флородоры»).
Гильфейн,
стремясь обезопасить себя от законных притязаний Долорес, планирует жениться на
ней сам. Он нанимает Твидлпанча, приняв его за актера, чтобы разорвать любовную
связь между Долорес и Фрэнком, тем самым предоставив Фрэнку возможность
жениться на Анжеле. Представляя детектива как очень уважаемого френолога, Гильфейн
собирается женить своих клерков на владелицах цветочных плантаций Флородоры, достигнув тем самым еще большего контроля над
островом. Уволенный Гильфейном за отказ жениться на Анжеле, Фрэнк вынужден
вернуться в Англию. Остальные участники действа, включая леди Холируд и
влюбленных в подружек Анжелы клерков, недовольны планами Гильфейна и вынуждены
бежать с острова.
Акт II
Акт II
Шесть
месяцев спустя Гильфейн стал стать владельцем замка Аберкуд, родового гнезда Фрэнка
в Уэльсе, и все собрались там. Клерки Гильфэйна, уволенные, но не женившиеся на
островных девушках, встречаются со своими английскими возлюбленными –
подружками Анжелы. Твидлпанч, наконец, догадался, что Долорес является законной
наследницей Флородоры. Детектив говорит девушке, что отец Долорес был его
единственным другом, и что он поможет ей вернуть семейный бизнес.
Твидлпанч
и Долорес проникают в замок Аберкуд, где неожиданно встречают толпу
аристократов, которые требуют сказать, кто они такие. Долорес отчаянно пытается
убедить всех, что она – приглашенная актриса. Леди Холируд, не теряя надежды
выгодно выйти замуж, решает, что ее следующим мужем станет Гильфейн. Фрэнк,
которого Гильфейн не пустил в замок, тайно проник во внутренний двор, где
впервые после долгой разлуки встретил Долорес. После некоторого замешательства
Фрэнк признается девушке, что он на самом деле лорд Аберкуд и не смог вернуться
к ней на Флородору, только потому, что пытался спасти от Гильфейна свой родной
дом. Твидлпанч, наконец, заставляет Гильфейна сознаться в воровстве
парфюмерного бизнеса и вернуть имущество, отобранное у Долорес и Фрэнка. Фрэнк
женится на Долорес; Гильфен женится на леди Холируд; и Анжела выходит замуж за
капитана Донегола.
«Tell
Me Pretty Maiden» - музыкальный фильм «The Florodora Girl» (1930) с участием звезды
Мэрион Дэвис (Marion Davies) в роли одной из «девочек».
В общем,
пьеса имела глупый и запутанный сюжет, а песни были хотя и приятными, но совсем
не запоминающимися. Главной достопримечательностью мюзикла стал не сюжет, а кордебалет,
обозначенный в партитуре пьесы как «English Girls», но вскоре получивший
популярное название «Florodora Girls» или «Florodora Sextette». Именно эти шесть девушек стали
в значительной степени ответственны за превращение шоу из скромного развлечения
в явление мирового масштаба. «Девочки Флородоры» были самой успешной шоу-группой
первой половины ХХ века, а их песня «Tell Me Pretty Maiden» («Скажи мне,
красотка») стала культовой. Секстет состоял из роскошных девушек с изящными
зонтиками, одетых в розовые платья и черные шляпы. Каждая девушка имела рост
ровно пять футов четыре дюйма и весила ровно 130 фунтов.
Первый бродвейский состав "Девочек Флородоры" (1902 г.).
В отличие от танцовщиц
других аналогичных шоу, «Девочки Флородоры» не использовали в своих
выступлениях сексуально-провокационные костюмы. Хотя в первом акте пьесы некоторые
из действующих лиц и носили несколько обнажающую тропическую одежду, знаменитый
секстет, как видно на сохранившихся фотографиях, одет не в колготки, а в
элегантные платья. Тем не менее, «Девочки Флородоры» стали для мужской половины
человечества той эпохи безусловными секс-символами. Внезапно все захотели
услышать их, увидеть их и встретиться с ними. За девушками ухаживали
состоятельные мужчины всех возрастов и не всегда, кстати, успешно. Самая известная
из «Florodora Girls» - Эвелин Несбит (Evelyn Nesbit) пресловутая «девушка на
красных бархатных качелях», была уведена из кордебалета архитектором Стэнфордом
Уайтом и стала его любовницей. В 1906 году бывший муж Несбит миллионер Гарри
Тоу застрелил Уайта, что стало предметом сенсационного судебного процесса. Эта история
упоминается в мюзикле «Рэгтайм» 1998 года и в его первоисточнике - одноименной
книге Е.Л. Докторау.
Герои трагедии Гарри Тоу, Эвелин Несбит и Стэнфорд Уайт.
Как это
часто бывает, трагедия только усилило интерес публики к мюзиклу и его составу. Красавицы были предметом всеобщего обожания. По
словам известного американского историка и биографа В.А. Свонберга (W. A.
Swanberg): «Каждая из участниц постановки вышла замуж за миллионера». Все шесть
девушек - Мари Уилсон (Marie Wilson), Агнес Уэйберн (Agnes Wayburn), Марджори
Релия (Marjorie Relyea), Вон Тексмит (Vaughn Texsmith), Дейзи Грин (Daisy Green)
и Маргарет Уокер (Margaret Walker) – стали участницами сафари за молодыми (и не
очень молодыми) богачами Нью-Йорка. Мари Уилсон получила $ 750 тыс. чаевых от биржевого
маклера с Уолл-стрит и конезаводчика Джеймса Р. Кина (James R. Keene), а
затем вышла замуж за нью-йоркского
богача Фредерика Гебхарда (Frederick Gebhard). Дейзи Грин поймала в свои сети финансиста
из Денвера, Агнес Уэйберн - южноафриканского алмазного магната, а Вон Тексмит -
производителя шелка, все из числа «семизначных» кавалеров, естественно. Марджори
Релия вышла за племянника Эндрю Карнеги Ричарда Дэвиса Холмса, который неожиданно
скончался, оставив молодой вдове кучу денег. Мы точно не знаем, что случилось с
Маргарет Уокер, но, видимо, она тоже очень неплохо устроила свою судьбу.
«Tell Me, Pretty Maiden» - Ada Jones Bob Roberts Frank
C. Stanley (1908).
Многие
из «Девочек Флородоры» позже танцевали в шоу «Goldwyn Girls», «Ziegfeld Girls» и
других мюзиклах 1900-1940-х годов. Иногда их называли «моделями»,
«танцовщицами» или «девушками хора». Было хорошо известно, что если вы
танцевали в шоу, таких как «Ziegfeld's», «Floradora», «Tiller's» или «GW
Scandals» у вас появлялась хорошая возможность выйти замуж за богатого
человека. Зигфельд, например, специально приглашал богатых мужчин на свои шоу с
обещанием познакомить их с симпатичными девушками. Более семидесяти участниц
кордебалета «Девочек Флородоры» вышли замуж за одного из своих богатых покровителей
и покинули шоу. В среднем, каждая из «девочек» сыграла сорок семь спектаклей,
прежде чем была отведена к алтарю. Вскоре после этого, организаторы шоу вынуждены
были пойти на различные ограничения общения «девочек» со своими «stage-door
johnnies» (*).
(*) Мужчина,
увлекающийся одной или несколькими театральными актрисами и регулярно посещающий
театр в попытке встретиться и установить отношения с объектом (объектами) своей
любви.
«I Was
a Florodora Baby» - песня 1920 года с музыкой Гарри Кэрролла (Harry Carroll) и
текстом Балларда Макдональда (Ballard MacDonald), представленная Фанни Брайс (Fanny
Brice) в «Безумствах Зигфельда» («Ziegfeld Follies»).
Публика
следила за любовными приключениями «Florodora Girls» тогда так же, как люди
следили за жизнью своих любимых реалити-шоу телевизионных звезд сегодня. Успех
шоу и популярность «Florodora Girls» не ускользнули от глаз «рекламщиков»: «Florodora»
активно использовалась рекламными компаниями для сбыта всевозможных продуктов. «Девочки
Флородоры» рекламировали всё и вся - обувь, печенье, шоколад, костюмы, шарфы и
лекарства, доказав, что перекрестное продвижение рекламного продукта на рынок -
великая сила. Сегодня каждый крупный голливудский фильм, выпущенный в прокат, сопровождается
серией перекрестных рекламных акций с ресторанами быстрого питания,
безалкогольными компаниями, конфетами и т.д., благодаря основе, изначально
заложенной «Флородорой».
Реклама обувной коллекции "Флородора".
Почти в
каждом доме в Америке было пианино, а основным средством, с помощью которого
автор песни мог получить прибыль от своего произведения, была продажа нот. Ноты
для фортепиано и оркестровые версии «Florodora» печатались недостаточно быстро
и продавались сразу же, как только поступали на прилавки. Несмотря на то, что
звукозаписывающая индустрия находилась в зачаточном состоянии (только 2
процента домохозяйств имели проигрыватели), два хита шоу - «Tell Me Pretty Maiden» и «In the Shade of
the Palm» - были записаны компаниями Columbia, Edison Records и стали бестселлерами. В
оригинальной бродвейской записи мюзикла (original Broadway cast recording) участвовали
все шесть «девушек Флородоры». Записанный с полным либретто на шести
граммофонных пластинках альбом стал одним
из первых OBCR в мире музыки. В записи альбома также приняли участие Эдна
Гудрич (Edna Goodrich), Эвелин Несбит (Evelyn Nesbit) и Кларита Видаль (Clarita
Vidal).
«Tell Me, Pretty Maiden» - Byron G. Harlan, Joe
Belmont & «Florodora Girls» (Columbia Phonograph Company, 1902).
Несмотря
на популярность, копии оригинального сценария «Флородоры» найти сегодня очень
сложно. Lyric Theatre из Сан-Хосе, поставивший шоу в 2009 году, вынужден был
более года посвятить поискам и восстановлению оригинального сюжета пьесы. Английские
первоисточники, которые были использованы в качестве основы этой постановки,
несколько отличаются по тексту от известных американских либретто, изменившихся
за более чем 50 лет гастролей. Язык многих шуток пьесы был упрощен, потакая
непритязательным вкусам американской
аудитории. Именно американскими постановками была выхолощена основная идея
этого, написанного британцем, произведения, а именно явная аналогия сюжета «Флородоры»
с тогдашними актуальными событиями испанско-американской войны. Не случайно
центральной фигурой сюжета является филиппинка испанского происхождения, у которой американец украл то, что
принадлежало ей по праву рождения. Более того, обокравший её преступник
принуждает девушку выйти за него замуж.
Большое
внимание в постановке 2009 года было уделено музыке, для чего была использована
партитура для салонного оркестра, основанная на чудом сохранившейся копии оркестровки
Лесли Стюарта. Явный продюсерский перекос в сторону популяризации «Девочек
Флородоры», сделавший их главной достопримечательностью шоу, загнал в тень
большинство не менее талантливых сцен пьесы. Если бы «девушки» изначально были
центральными персонажами сюжета комедии, то а оригинальной партитуре им бы было
отведено гораздо больше сценического времени и музыкальных номеров. В
оригинальной постановке «Флородоры» хору местных девушек, например, было уделено,
как минимум в 3 раза больше времени. Кроме известного шлягера «Tell me Pretty
Maiden» в комедии присутствуют и другие замечательные номера, такие как «Shade
of the Palm» и «Silver Star of Love», ставшие общепризнанными эстрадными
стандартами.
«Shade of the Palm» - Thomas Burke (1930).
Лондонский
West End осуществил три успешных возрождения спектакля в 1915, 1931 и 2006
годах. Шоу несколько раз ставилось на Бродвее, причем первое возрождение
произошло в 1902 году, через год после закрытия премьерной постановки. Пьеса
шла на Бродвее в New York Winter Garden Theatre с января по март и выдержала 48
представлений.
В 1905
году шоу было возобновлено в нью-йоркском Broadway Theatre. В этот раз продюсер
Томас У. Райли (Thomas W. Ryley) назвал кордебалет «Powder Puff Girls» («Пухлые
девочки»). Причем было объявлено, что они будут более красивыми, чем прошлые
«Девочки Флородоры» и обязательно рыжими. Шоу продержалось на сцене меньше
месяца, и было закрыто после 32 спектаклей.
В
апреле 1920 года известный бродвейский продюсер Лее Шуберт (Lee Shubert) в очередной раз возродил шоу, которое было
поставлено в Century Theatre и, прежде чем закрыться в августе того же года,
выдержало 150 представлений.
"Tell Me, Pretty Maiden" см. Хит-парад Billboard 1901 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий