суббота, 21 сентября 2024 г.

Зал славы рок-н-ролла. Канадский поэт, писатель, певец и автор песен Леонард Норман Коэн родился 21 сентября 1934 года.

Зал славы рок-н-ролла

Дорогие друзья! 21 сентября 1934 года в Монреале, в Канаде, родился прозаик, поэт, автор и исполнитель собственных песен Леонард Норман Коэн.

Leonard Cohen – «Hallelujah» (Live In London)

Его отец, Натан Коэн, имевший польские корни, был владельцем известного магазина одежды и умер, когда Леонарду было девять лет. Мать была иммигранткой из Литвы. Родные Леонарда, как и другие евреи с фамилиями Коэн, Кац и Каган, считаются потомками храмовых священнослужителей. Сам Коэн вспоминает об этом так: «У меня было очень мессианское детство. Мне сказали, что я потомок первосвященника Аарона». Он ходил в еврейскую школу, где учился вместе с поэтом Ирвингом Лайтоном.

В 13 лет, чтобы произвести впечатление на девушку, он впервые взял в руки гитару, но через два года играл уже настолько прилично, что мог выступать в местных кафе. В 15 лет он открыл для себя испанского поэта Гарсиа Лорку, который поразил его воображение. За дипломом о высшем образовании Леонард поехал в Англию. Быстро сориентировавшись, он тут же собрал кантри-трио, которое называлось "Buckskin Boys". Параллельно начал запоем сочинять стихи и стал своим человеком в местной поэтической богеме. В 1951 году Коэн поступил в университет Макгилла, где стал президентом Канадского университетского общества межколлегиальных дебатов. В то время наибольшее влияние на него оказали Уильям Йейтс, Уолт Уитмен и Генри Миллер. Окончив университет, Коэн проучился один семестр в юридической школе Макгилла и один год в Колумбийском университете.

В начале 1960-х годов Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий остров Идра, он писал опубликованные затем романы "The Favourite Game" («Любимая игра») и "Beautiful Losers" («Прекрасные неудачники»). Первый из них представляет собой автобиографический роман воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание книг.

Проза Коэна принесла ему международное признание. Журнал "Boston Globe" на публикацию второго романа откликнулся рецензией, полной дифирамбов: "Джеймс Джойс не умер, – утверждал восторженный критик. – Он живет в Монреале и зовут его Леонард Коэн". На сегодняшний день каждый из его романов разошелся тиражом более 800 тысяч экземпляров.

К этому времени немалым спросом начали пользоваться и его песни, которые он не переставал писать вот уже пятнадцать лет. Коэн, уже успевший обзавестись семьей, решил направить свою судьбу в совершенно другое русло. В 1967 году он вернулся в Соединенные Штаты и обосновался в Нэшвиле.

Вскоре Леонард стал заметной фигурой в компании американского художника Энди Уорхола. Сам Уорхол позднее утверждал, что одна из его протеже, певица Нико, сильно повлияла на музыкальный стиль Коэна. Вывести его карьеру на новую – музыкальную – орбиту помогла звезда фолк-рока 60-х Джуди Коллинз (Judy Collins). Для своего альбома 1966 года "In My Life" она записала две его композиции, "Suzanne" и "Dress Rehearsal Rag". Песня "Suzanne" оказалась невероятно популярной и надолго обосновалась в радиоэфире, оставшись к тому же одним из самых известных хитов в карьере Коллинз. Это прибавило музыканту решимости и самому попробовать себя на сцене, благо, знакомств среди фолк-певцов у него уже было предостаточно, и чем живет артистический мир он хорошо знал.

Judy Collins welcomes Leonard Cohen to her PBS TV concert performance in this video clip from January 1976.

В том же году, после выступлений на нескольких фолк-фестивалях, он познакомился с продюсером Джоном Хаммондом и получил возможность записать свой первый альбом «Songs of Leonard Cohen» («Песни Леонарда Коэна»), куда, среди прочих песен, вошла и «Сюзанна», уже в исполнении самого Коэна. Альбом был восторженно принят в фолк-кругах и его композиции продержались в топе американских чартов более года, хотя и не принесли Коэну большого коммерческого успеха. За этим последовали альбомы «Songs from a Room» («Комнатные песни» с известными композициями «Bird on the Wire» — «Птица на проводе» и «The Partisan» — «Партизан»), «Songs of Love and Hate» («Песни любви и ненависти»), «Live Songs» («Живые песни»), и «New Skin for the Old Ceremony» («Новая кожа для старой церемонии»).

Leonard Cohen – «Dress Rehearsal Rag» (Official Audio)

В ранние годы его песни основывались на фолк-музыке, в 1970-х тяготели к поп-музыке и кабаре. С 1980-х Коэн пел низким голосом под сопровождение музыки с синтезаторами и женским бэк-вокалом. Его песни часто эмоционально тяжелые и со сложными текстами. Среди тем, о которых пел Коэн: религия, одиночество, сложные отношения между людьми.

В 1984 году мир услышал один из крупнейших коэновских хитов — песню Hallelujah («Аллилуйя») с альбома «Various Positions» («Разные позиции»). Звукозаписывающая студия «Columbia Records» отказалась распространять альбом в США, где популярность Коэна в последние годы была не слишком высокой. Вообще, с течением времени музыка Коэна стала пользоваться большим спросом в Европе и Канаде. Однажды он иронически заметил, что потрясён той скромностью, с которой американские компании рекламировали его записи. В 1986 году Коэн сыграл в эпизоде «French Twist» телесериала «Полиция Майами».

Leonard Cohen – «First We Take Manhattan» (Official Video)

В 1988 году, с выходом альбома «I’m Your Man» («Я твой мужчина»), стиль Коэна радикально изменился. На первый план вышли синтезаторы, а лирика сменилась сарказмом, горечью и критикой окружающей действительности. Этот альбом стал самым успешным со времён «Songs of Leonard Cohen», а три песни оттуда — титульная, «First We Take Manhattan» («Вначале мы захватим Манхэттен») и «Everybody Knows» («Об этом знают все») — вошли в число его наиболее популярных композиций.

Leonard Cohen – «Everybody Knows Live» (1988)

В «Everybody Knows», написанной совместно с Шэрон Робинсон, Коэн поёт о социальном неравенстве, царящих в мире лицемерии, лжи и предательстве:

Все знают, что война окончена,

Все знают, что наши проиграли,

Все знают, что битва была предрешена,

Бедные остались бедными, богатые стали ещё богаче.

Вот как это происходит.

Все знают.

Все знают, что лодка дала течь,

Все знают, что капитан солгал,

У всех есть это странное чувство,

Будто их отец или собака умерли.

Все знают, что вы в беде,

Все знают, через что вы прошли,

От кровавого креста на вершине Голгофы

До пляжей Малибу…

 

и делает мрачные прогнозы на будущее (мотив, который получит своё развитие в песне «The Future»):

Все знают, что грядёт чума,

Все знают, что она движется быстро,

Все знают, что обнажённые мужчина и женщина,

Всего лишь сияющий артефакт прошлого,

Все знают, что всё мертво,

Но на твоей кровати будет установлен счётчик,

Который раскроет то,

Что все знают и без него.

Leonard Cohen – «The Future» (Natural Born Killers)

Леонард записывал один популярный альбом за другим, варьируя аранжировки от минималистичного фолк-рока до синтезаторных сюит с мягким женским бэк-вокалом, но в 1994 году решил оставить сцену. Долгих пять лет он жил в дзэн-буддийском монастыре, приняв имя Jikhan, означающее «молчание», и вернулся с новым альбомом лишь в 2001-м году.

В 2008 году Коэн объявил о начале давно ожидаемого концертного тура, первого за последние 15 лет. Он стартовал во Фредериктоне, продолжился в различных городах Европы и Канады, включал выступления на фестивале "The Big Chill" и джазовом фестивале в Монреале и получал восторженные отзывы критиков. Подлинную овацию вызвало исполнение песни "Hallelujah" на Глэстенберийском фестивале во время заката. 7 октября 2010 года состоялся первый и единственный концерт Леонарда Коэна в России, с огромным успехом прошедший в Кремле. Перед началом концерта у Кутафьей башни была давка, а в Александровском саду очередь на вход растянулась на две сотни метров.

Leonard Cohen – «Hallelujah» (Live at Glastonbury) (Official Lyric Video)

Песни и поэзия Коэна оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. Леонард Коэн введен в «Канадский музыкальный зал славы», является Офицером Ордена Канады и Компаньоном Ордена Канады – высшая награда для гражданина страны. На песни Леонарда Коэна существует множество кавер-версий. В 2011 году ему присуждена Премия Принца Астурийского.

Коэн был введён в американский Зал славы рок-н-ролла – в знак вхождения его «в высший эшелон наиболее влиятельных музыкантов эпохи».

Коэн часто говорил о том, что написание песен для него – тяжёлый процесс. Одна лишь песня "The Future", по его словам, переписывалась десятки раз. В одном из интервью Коэн рассказал следующую историю: "Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню "Hallelujah" на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне "I And I", и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: «Практически 15 минут». Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на "Hallelujah" ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять".

Леонард Коэн не оставлял сцену до самой смерти, которая настигла его 7 ноября 2016 года. Он ушёл в возрасте 82 лет в своём доме в Лос-Анджелесе, а о смерти было объявлено 10 ноября 2016 года. В этот же день он был похоронен на еврейском кладбище Шаар Хашомайим в Уэстмаунте (Монреаль, Канада).

С уваЖЕНИем, Гимер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий