Зал славы рок-н-ролла
Дорогие
друзья! 21 сентября 1934 года в Монреале, в Канаде, родился прозаик, поэт,
автор и исполнитель собственных песен Леонард Норман Коэн.
Его отец,
Натан Коэн, имевший польские корни, был владельцем известного магазина одежды и
умер, когда Леонарду было девять лет. Мать была иммигранткой из Литвы. Родные
Леонарда, как и другие евреи с фамилиями Коэн, Кац и Каган, считаются потомками
храмовых священнослужителей. Сам Коэн вспоминает об этом так: «У меня было
очень мессианское детство. Мне сказали, что я потомок первосвященника Аарона».
Он ходил в еврейскую школу, где учился вместе с поэтом Ирвингом Лайтоном.
В 13 лет,
чтобы произвести впечатление на девушку, он впервые взял в руки гитару, но
через два года играл уже настолько прилично, что мог выступать в местных кафе.
В 15 лет он открыл для себя испанского поэта Гарсиа Лорку, который поразил его
воображение. За дипломом о высшем образовании Леонард поехал в Англию. Быстро
сориентировавшись, он тут же собрал кантри-трио, которое называлось
"Buckskin Boys". Параллельно начал запоем сочинять стихи и стал своим
человеком в местной поэтической богеме. В 1951 году Коэн поступил в университет
Макгилла, где стал президентом Канадского университетского общества
межколлегиальных дебатов. В то время наибольшее влияние на него оказали Уильям
Йейтс, Уолт Уитмен и Генри Миллер. Окончив университет, Коэн проучился один
семестр в юридической школе Макгилла и один год в Колумбийском университете.
В начале
1960-х годов Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий
остров Идра, он писал опубликованные затем романы "The Favourite
Game" («Любимая игра») и "Beautiful Losers" («Прекрасные
неудачники»). Первый из них представляет собой автобиографический роман
воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание
книг.
Проза
Коэна принесла ему международное признание. Журнал "Boston Globe" на
публикацию второго романа откликнулся рецензией, полной дифирамбов:
"Джеймс Джойс не умер, – утверждал восторженный критик. – Он живет в
Монреале и зовут его Леонард Коэн". На сегодняшний день каждый из его
романов разошелся тиражом более 800 тысяч экземпляров.
К этому
времени немалым спросом начали пользоваться и его песни, которые он не
переставал писать вот уже пятнадцать лет. Коэн, уже успевший обзавестись
семьей, решил направить свою судьбу в совершенно другое русло. В 1967 году он
вернулся в Соединенные Штаты и обосновался в Нэшвиле.
Вскоре
Леонард стал заметной фигурой в компании американского художника Энди Уорхола.
Сам Уорхол позднее утверждал, что одна из его протеже, певица Нико, сильно
повлияла на музыкальный стиль Коэна. Вывести его карьеру на новую – музыкальную
– орбиту помогла звезда фолк-рока 60-х Джуди Коллинз (Judy Collins). Для своего
альбома 1966 года "In My Life" она записала две его композиции,
"Suzanne" и "Dress Rehearsal Rag". Песня
"Suzanne" оказалась невероятно популярной и надолго обосновалась в
радиоэфире, оставшись к тому же одним из самых известных хитов в карьере
Коллинз. Это прибавило музыканту решимости и самому попробовать себя на сцене,
благо, знакомств среди фолк-певцов у него уже было предостаточно, и чем живет
артистический мир он хорошо знал.
В том же
году, после выступлений на нескольких фолк-фестивалях, он познакомился с
продюсером Джоном Хаммондом и получил возможность записать свой первый альбом «Songs
of Leonard Cohen» («Песни Леонарда Коэна»), куда, среди прочих песен, вошла и
«Сюзанна», уже в исполнении самого Коэна. Альбом был восторженно принят в
фолк-кругах и его композиции продержались в топе американских чартов более
года, хотя и не принесли Коэну большого коммерческого успеха. За этим
последовали альбомы «Songs from a Room» («Комнатные песни» с известными
композициями «Bird on the Wire» — «Птица на проводе» и «The Partisan» —
«Партизан»), «Songs of Love and Hate» («Песни любви и ненависти»), «Live Songs»
(«Живые песни»), и «New Skin for the Old Ceremony» («Новая кожа для старой
церемонии»).
В ранние
годы его песни основывались на фолк-музыке, в 1970-х тяготели к поп-музыке и
кабаре. С 1980-х Коэн пел низким голосом под сопровождение музыки с
синтезаторами и женским бэк-вокалом. Его песни часто эмоционально тяжелые и со
сложными текстами. Среди тем, о которых пел Коэн: религия, одиночество, сложные
отношения между людьми.
В 1984
году мир услышал один из крупнейших коэновских хитов — песню Hallelujah
(«Аллилуйя») с альбома «Various Positions» («Разные позиции»).
Звукозаписывающая студия «Columbia Records» отказалась распространять альбом в
США, где популярность Коэна в последние годы была не слишком высокой. Вообще, с
течением времени музыка Коэна стала пользоваться большим спросом в Европе и
Канаде. Однажды он иронически заметил, что потрясён той скромностью, с которой
американские компании рекламировали его записи. В 1986 году Коэн сыграл в
эпизоде «French Twist» телесериала «Полиция Майами».
В 1988
году, с выходом альбома «I’m Your Man» («Я твой мужчина»), стиль Коэна
радикально изменился. На первый план вышли синтезаторы, а лирика сменилась
сарказмом, горечью и критикой окружающей действительности. Этот альбом стал
самым успешным со времён «Songs of Leonard Cohen», а три песни оттуда —
титульная, «First We Take Manhattan» («Вначале мы захватим Манхэттен») и «Everybody
Knows» («Об этом знают все») — вошли в число его наиболее популярных
композиций.
В «Everybody
Knows», написанной совместно с Шэрон Робинсон, Коэн поёт о социальном
неравенстве, царящих в мире лицемерии, лжи и предательстве:
Все
знают, что война окончена,
Все знают,
что наши проиграли,
Все
знают, что битва была предрешена,
Бедные
остались бедными, богатые стали ещё богаче.
Вот как
это происходит.
Все
знают.
…
Все
знают, что лодка дала течь,
Все
знают, что капитан солгал,
У всех
есть это странное чувство,
Будто их
отец или собака умерли.
…
Все
знают, что вы в беде,
Все
знают, через что вы прошли,
От
кровавого креста на вершине Голгофы
До пляжей
Малибу…
и делает
мрачные прогнозы на будущее (мотив, который получит своё развитие в песне «The
Future»):
Все знают,
что грядёт чума,
Все
знают, что она движется быстро,
Все
знают, что обнажённые мужчина и женщина,
Всего
лишь сияющий артефакт прошлого,
Все
знают, что всё мертво,
Но на
твоей кровати будет установлен счётчик,
Который
раскроет то,
Что все
знают и без него.
Леонард
записывал один популярный альбом за другим, варьируя аранжировки от
минималистичного фолк-рока до синтезаторных сюит с мягким женским бэк-вокалом,
но в 1994 году решил оставить сцену. Долгих пять лет он жил в дзэн-буддийском
монастыре, приняв имя Jikhan, означающее «молчание», и вернулся с новым
альбомом лишь в 2001-м году.
В 2008
году Коэн объявил о начале давно ожидаемого концертного тура, первого за
последние 15 лет. Он стартовал во Фредериктоне, продолжился в различных городах
Европы и Канады, включал выступления на фестивале "The Big Chill" и
джазовом фестивале в Монреале и получал восторженные отзывы критиков. Подлинную
овацию вызвало исполнение песни "Hallelujah" на Глэстенберийском
фестивале во время заката. 7 октября 2010 года состоялся первый и единственный
концерт Леонарда Коэна в России, с огромным успехом прошедший в Кремле. Перед
началом концерта у Кутафьей башни была давка, а в Александровском саду очередь на
вход растянулась на две сотни метров.
Песни и
поэзия Коэна оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов.
Леонард Коэн введен в «Канадский музыкальный зал славы», является Офицером
Ордена Канады и Компаньоном Ордена Канады – высшая награда для гражданина страны.
На песни Леонарда Коэна существует множество кавер-версий. В 2011 году ему
присуждена Премия Принца Астурийского.
Коэн был
введён в американский Зал славы рок-н-ролла – в знак вхождения его «в высший
эшелон наиболее влиятельных музыкантов эпохи».
Коэн
часто говорил о том, что написание песен для него – тяжёлый процесс. Одна лишь
песня "The Future", по его словам, переписывалась десятки раз. В
одном из интервью Коэн рассказал следующую историю: "Несколько лет назад
мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню
"Hallelujah" на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло
на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы
заговорили о его песне "I And I", и я спросил: «Сколько времени ты
потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: «Практически 15 минут». Я чуть
не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на
"Hallelujah" ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него,
наверное, ушло минут десять".
Леонард
Коэн не оставлял сцену до самой смерти, которая настигла его 7 ноября 2016
года. Он ушёл в возрасте 82 лет в своём доме в Лос-Анджелесе, а о смерти было
объявлено 10 ноября 2016 года. В этот же день он был похоронен на еврейском
кладбище Шаар Хашомайим в Уэстмаунте (Монреаль, Канада).
С
уваЖЕНИем, Гимер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий