«[Он] был
одним из немногих музыкантов, которых я знал, которые могли играть, писать и
читать все виды музыки» … «Бад был гениальным пианистом - лучшим из всех на свете
пианистов бибопа».
Майлз
Дэвис.
«Он был
той основой, на которой взято все здание современного джазового фортепиано».
Херби
Хэнкок
Американский
джазовый пианист, один из пионеров бибопа Эрл Рудольф "Бад" Пауэлл
(Earl Rudolph "Bud" Powell) родился 27 сентября 1924 года в
нью-йоркском Гарлеме.
Отец
Пауэлла был страйд-пианистом. Когда Баду исполнилось 5 лет, отец нанял ему
учителя для занятий классическим фортепиано, но уже в возрасте десяти лет Бад
проявил интерес к джазу. Он впервые появился на публике на вечеринке, подражая
стилю игры Фэтса Уоллера (Fats Waller). Первой джазовой композицией, которую
освоил юный джазмен, стала "Carolina Shout" Джеймса Пи Джонсона
(James P. Johnson). В возрасте пятнадцати лет Бад начал играть в группе своего
старшего брата Уильяма, который был трубачом.
Ещё
тинейджером Бад Пауэлл часто посещал клуб "Monroe's Uptown House", в
котором царила совершенно особенная, захватывающая музыкально-авантюрная
атмосфера – здесь появлялись и расцветали первые "ростки" нового
джаза. Здесь впервые выступил Чарли Паркер во время короткой остановки в Нью-Йорке.
Сюда частенько заглядывал и Телониус Монк – с ним Бад познакомился, когда ему
было 17 лет. Именно Монк затем познакомил Пауэлла с музыкантами, которые
активно экспериментировали с би-бопом в другом известном нью-йоркском клубе,
"Minton's Playhouse". Их взаимная привязанность росла, Телониус Монк
стал величайшим наставником Бада Пауэлла и посвятил ему свою композицию
"In Walked Bud".
В начале
1940-х Пауэлл играл в нескольких танцевальных оркестрах, в том числе и в
оркестре Кути Уильямса (Cootie Williams), с которым гастролировал и сделал
несколько записей, включая первую в истории запись композиции «'Round Midnight»
Телониуса Монка.
В
1945-1946 годах Бад Пауэлл сотрудничал с такими музыкантами, как Фрэнк Соколов,
Декстер Гордон, Джей Джей Джонсон, Сани Ститт, Фэтс Наварро, Кенни Кларк,
Альберт Эйлер, и со многими другими. Он приобрел репутацию пианиста-виртуоза,
способного играть в запредельно быстрых темпах. В мае 1947 года сам Чарли
Паркер пригласил его для записи с квинтетом, в состав которого входили Майлс
Дэвис, Томми Поттер и Макс Роуч.
В начале
50-х годов, несмотря на бытовые сложности, беспробудный алкоголизм, вспыльчивый
характер и неоднократное лечение в психиатрических клиниках по причине частых
приступов неконтролируемой ярости и эмоциональной нестабильности, Бад Пауэлл
достигает вершины своей творческой карьеры. С 1949 по 1953 годы он сделал свои
лучшие записи: "Bud Powell Piano" ("Mercury", 1950),
"The Amazing Bud Powell" ("Blue Note", 1951), "Bud
Powell's Moods" ("Verve", 1953), "The Amazing Bud Powell,
Vol. 2" ("Blue Note", 1953), "Bud Powell Trio, Volume
2" ("Roost", 1953).
В этот
период Пауэлл активно записывался для "Blue Note" Альфреда Лайона, а
также для лейблов Нормана Гранца. Ему посчастливилось играть такими
великолепными музыкантами, как Сани Роллинс, Томми Поттер, Рой Хейнс, Джордж
Рассел, Бадди Рич, Рэй Браун, Перси Хит, Джордж Дювивье, Арт Тейлор, Ллойд
Тротман, Ози Джонсон, Арт Блэйки.
Но личная
трагедия преследовала музыканта всё неотступней: с конца 1951 до начала 1953
года он находился в психиатрической клинике, куда попал после ареста за
хранение марихуаны. Выписавшись из больницы, Пауэлл столкнулся с тем, что стиль
его игры изменился – на его исполнительские возможности негативно повлияло
лекарство Largactil, которое ему приходилось принимать для лечения шизофрении.
И ещё один удар пришлось пережить музыканту: в 1956 году его младший брат Ричи,
тоже талантливый пианист, погиб в автокатастрофе вместе с Клиффордом Брауном
(Clifford Brown).
И уже в
конце 50-х годов карьера Пауэлла пошла на спад. Три альбома, записанные им для
"Blue Note", продемонстрировали его талант композитора, но игра Бада
была уже не столь блистательна, как на более ранних записях. К тому же, в тот
период музыкант всё чаще был вынужден отправляться на лечение в психиатрические
клиники. В 1963 году он заболел туберкулёзом. Тяжёлая болезнь окончательно
сломила человека, образ жизни которого и без этого был бесконечно далёк от
здорового. В 1965 году Пауэлл сыграл только два концерта, один из которых был
посвящён Чарли Паркеру.
31 июля
1966 года в Гарлеме Бад Пауэлл умер от туберкулеза, осложнённого последствиями
алкоголизма и недоеданием. Несколько тысяч человек участвовали в его похоронной
процессии.
«Жизнь
Бада Пауэлла сложна, запутана, но его музыка – путеводный клубок в устойчивый и
гармоничный мир. Все те неприятности, которые случались в его жизни,
отпечатывались в ней… Он был гением. Бад вывел фортепиано на новый уровень,
освободив его от ярлыка "инструмент ритм-группы"», – рассказывает
Екатерина Черных, автор эссе о пианисте.
Пауэлл
оказал влияние на бесчисленное количество молодых музыкантов, особенно на
пианистов. Среди них были Гораций Сильвер, Винтон Келли, Андре Превин, Маккой
Тайнер, Седар Уолтон и Чик Кориа, который дебютировал с песней "Bud
Powell" на своем концертном альбоме с Гэри Бертоном, а в 1997 году
посвятил ему целый альбом «Remembering Bud Powell».
Билл
Эванс, который охарактеризовал Пауэлла как самое большое влияние, воздал
должное пианисту в 1979 году: «Если бы мне пришлось выбрать одного музыканта за
его художественную целостность, за несравненную оригинальность его творчества и
величие его работ, это был бы Бад Пауэлл».
Bud
Powell - Dance of The Infidels (1949)
01 - Tea for two
02 - Lover come back to me
03 - I want to be happy
04 - Woodin' you
05 - Salt peanuts
06 - Budo
07 - Dance of the infidels
08 - Un poco loco
09 - Parisian thoroughfare
10 - Glass enclosure
11 - Embraceable you
12 – Oblivion
Musicians:
Oscar Pettiford, Charlie Mingus, George
Duvivier, Curley Russell - bass
Roy Haynes, Art Taylor, Max Roach - drums
Bud Powell – piano
One of
the giants of the jazz piano, Bud Powell changed the way that virtually all
post-swing pianists play their instruments. He did away with the left-hand
striding that had been considered essential earlier and used his left hand to
state chords on an irregular basis. His right often played speedy single-note
lines, essentially transforming Charlie Parker's vocabulary to the piano
(although he developed parallel to "Bird").
Tragically,
Bud Powell was a seriously ill genius. After being encouraged and tutored to an
extent by his friend Thelonious Monk at jam sessions in the early '40s, Powell
was with Cootie Williams' orchestra during 1943-1945. In a racial incident, he
was beaten on the head by police; Powell never fully recovered and would suffer
from bad headaches and mental breakdowns throughout the remainder of his life.
Despite this, he recorded some true gems during 1947-1951 for Roost, Blue Note,
and Verve, composing such major works as "Dance of the Infidels,"
"Hallucinations" (also known as "Budo"), "Un Poco
Loco," "Bouncing with Bud," and "Tempus Fugit." Even
early on, his erratic behavior resulted in lost opportunities (Charlie Parker
supposedly told Miles Davis that he would not hire Powell because "he's
even crazier than me!"), but Powell's playing during this period was often
miraculous.
A
breakdown in 1951 and hospitalization that resulted in electroshock treatments
weakened him, but Powell was still capable of playing at his best now and then,
most notably at the 1953 Massey Hall Concert. Generally in the 1950s his Blue
Notes find him in excellent form, while he is much more erratic on his Verve
recordings. His warm welcome and lengthy stay in Paris (1959-1964) extended his
life a bit, but even here Powell spent part of 1962-1963 in the hospital. He
returned to New York in 1964, disappeared after a few concerts, and did not
live through 1966.
In later years, Bud Powell's recordings and performances could be so intense as to be scary, but other times he sounded quite sad. However, his influence on jazz (particularly up until the rise of McCoy Tyner and Bill Evans in the 1960s) was very strong and he remains one of the greatest jazz pianists of all time.
--Scott Yanow, Rovi
download:
Комментариев нет:
Отправить комментарий