четверг, 16 сентября 2021 г.

История рок-музыки в 500 песнях. «Choo Choo Ch’Boogie» by Louis Jordan (1938).

Hickey A. "A History of Rock Music in 500 Songs".

Добро пожаловать в четвертый выпуск «Истории рок-музыки в пяти сотнях песен». Сегодня мы расскажем вам о Луи Джордане (Louis Jordan) и «Choo Choo Ch'Boogie». Музыка Луи Джордана сейчас находится в открытом доступе, поэтому доступно множество различных компиляций разного уровня качества. Книг о Луи Джордане как личности не так много, и большая часть представленной здесь информации взята из книг о других музыкантах, но и это, в любом случае, лучше, чем ничего. И кстати, для всех эпизодов о музыке до 1954 года бесценным источником является книга Ларри Бирнбаума «До Элвиса».

Луи Джордан (1908 - 1975 гг.).

Мы провели много времени в 1938 году, не так ли? Сначала был «Flying Home», впервые записанный в 1939 году, но там мы должны были поговорить о событиях 1938 года. Затем у нас были «Roll 'Em Pete» и «Ida Red», записанные в 1938 году. Настоящая точка отсчета для рок-н-ролла - 1938 год стал тем временем, когда всё началось. А самое главное, что в 1938 году один музыкант дебютировал соло и собрал воедино все фрагменты рок-н-ролла.

Если вы смотрели фильм братьев Маркс «Day At The Races» («День на скачках»), то попытайтесь вспомнить танцевальную последовательность, в которой Айви Андерсон (Ivie Anderson) поет «All God Chillun Got Rhythm», и потрясающих танцоров в этой сцене.

«All God Chillun Got Rhythm» - Ivie Anderson (A clip from The Marx Brothers 1937 movie «A Day at the Races»).

Этот танец называется линди-хоп (Lindy Hop), и он был назван так в честь знаменитого летчика и любителя нацистов Чарльза Линдберга и Whitey's Lindy Hoppers - танцующих его людей.

«Stompin' At The Savoy» - Chick Webb's Savoy Orchestra (Mario Bauza, Reunauld Jones, Taft Jordan (trumpet), Sandy Williams (trombone), Pete Clark, Edgar Sampson (alto sax, clarinet), Elmer Williams (tenor sax), Joe Steele (piano), John Trueheart (banjo,guitar), John Kirby (bass), Chick Webb (drums, leader), Edgar Sampson (arr), recorded in May 18, 1934).

Это «Stompin' At The Savoy» Чика Уэбба, одна из самых известных свинговых записей за всю историю, хотя позже она была записана Бенни Гудманом в еще более фанатичной версии. Именно в гарлемском «The Savoy Ballroom» был изобретен линди-хоп и танцевали Whitey's Lindy Hoppers - для них был отведена значительная часть бального зала. А всё потому, что здесь играл Чик Уэбб, настоящий король свинга.

 До сих пор мы видели нескольких королей свинга - Бенни Гудман был человеком, который больше всего ассоциировался с этим званием. Некоторые называли так Боба Уиллса, хотя сам он называл себя королем вестерн-свинга. Но Чик Уэбб (William Henry Webb) был человеком, который заслужил этот титул больше, чем кто-либо другой. Это был невысокий мужчина, который с детства болел туберкулезом позвоночника и играл на барабанах в качестве своего рода терапии. Уэбб играл профессионально с одиннадцати лет, а к тридцати годам уже руководил лучшей танцевальной свинг-группой в Нью-Йорке. Люди называли его королем свинга, и его группа была абсолютно непреодолимой силой, когда касалось того, чтобы заставить людей танцевать линди-хоп. 

Чик Уэбб (1909 - 1939 гг.).

Бенни Гудман настолько восхищался музыкой Уэбба, что скупал аранжировки группы и использовал их сам - все самые популярные аранжировки Гудмана, по крайней мере те, которые не были куплены у Флетчера Хендерсона, Бенни купил у Эдгара Сэмпсона - саксофониста, писавшего для Уэбба. Сэмпсон - это именно тот человек, который написал «Stompin 'at the Savoy».

Не обошлось и без соперничества - группа Гудмана была крупнее во всех смыслах, но группа Уэбба была более популярна среди тех, кто знал, что такое настоящий свинг. В 1937 году в «Савое» состоялось соревнование между оркестрами Уэбба и Гудмана.

Бенни Гудман vs. Чик Уэбб (1937 г.).

Т.н. соревнования по «резке» или «монтажу» (cutting contest) были традицией, пришедшей в свинг из мира гарлемских «шагающих» пианистов (stride piano players) - того самого мира, где появилась музыка буги-вуги. Сначала один из участников играл изо всех сил, а затем второй пытался превзойти его - играя что-то более быстрое, или более изобретательное, или более захватывающее, часто импровизируя с мелодией, которую сыграл первый - а затем первый делает еще один подход и пытается стать ещё лучше. Так продолжалось до тех пор, пока толпа не решала кому быть победителем.

Тот конкурс 1937 года стал большим музыкальным событием. В «The Savoy Ballroom» было две эстрады, так что одна группа начинала, как только заканчивалась другая, и люди могли танцевать без перерыва всю ночь. На одной сцене играла группа Чика Уэбба, на другой - группа Бенни Гудмана. Четыре тысячи танцоров заполнили бальный зал, и, несмотря на полицейский кордон, еще пять тысяч человек снаружи пытались услышать, что происходит на сцене.

И группа Чика Уэбба безусловно победила. Джин Крупа, барабанщик Гудмана (сам один из величайших джазовых музыкантов) позже сказал: «Я никогда не забуду ту ночь. Уэбб порвал меня на куски!»

Это был самый известный из множества подобных конкурсов, в которых выиграла группа Чика Уэбба. Единственный раз, когда Чик Уэбб определенно проиграл, был конкурс против Дюка Эллингтона, но все знали, что Чик Уэбб и Дюк Эллингтон на самом деле и не пытались соревноваться, играя каждый своё. В любом случае нет ничего постыдного в проигрыше Дюку.

Оркестр Чика Уэбба (2-я половина 1930-х гг.).

Но Каунт Бэйси был совсем другим делом. Он пытался делать то же самое, что и Чик Уэбб, и делал это также хорошо. На следующую ночь после знаменитого концерта Бенни Гудмана в Карнеги-холле Уэбб и Бейси собирались устроить конкурс по «резке». Несмотря на то, что шоу Гудмана в Карнеги-холле было безусловно важным джазовым событием, настоящие фанаты джаза знали, где они должны быть после концерта. Бэйси и его тенор-саксофонист Лестер Янг уже отыграли в Карнеги-холле с группой Гудмана, но в «Савое» они собирались по-настоящему показать на что способны.

В то время группа Бэйси была на пике своей славы с новыми вокалистами Джимми Рашингом, великолепным блюзовым «крикуном», и Билли Холидей, которая только становилась звездой. Однако у Чика Уэбба была пара хороших вокалистов, например, его новая начинающая певица Элла Фицджеральд.

«Sing Me A Swing Song» - Chick Webb Orchestra & Ella Fitzgerald (recorded in 1936).

В зале были все - группа Бенни Гудмана, Милдред Бейли, Иви Андерсон, Рэд Норво, Дюк Эллингтон. Каждый музыкант, который что-то значил на нью-йоркской джазовой сцене, был там, чтобы посмотреть, сможет ли Бэйси победить Чика Уэбба.

И… по этому поводу возник спор, который так и не разрешился при жизни Уэбба.

Когда дело дошло до голосования все согласились, что Уэбб победил, хотя это было довольно сложное решение. Но все также согласились с тем, что группа Бэйси заставила людей танцевать больше. Намного больше.

Тогда ещё никто не знал, что Whitey's Lindy Hoppers просто объявили забастовку. Перед выступлением Чик Уэбб, случайно услышав разговор танцоров о Бейси, подумал, что они хвалят соперника и рассердился: «Мне наплевать, что думают или говорят эти оборванные Линди Хопперы. Кому они нужны? Пусть они катятся ко всем чертям, и их мамочки тоже!».

После этого Уайти поставил ультиматум своим Линди Хопперс - в ту ночь они должны были танцевать только с Бэйси. Таким образом, даже несмотря на то, что большая часть аудитории предпочитала группу Уэбба, каждый раз, когда они играли, все лучшие танцоры уходили с танц-пола и, казалось, что Уэбб не так волновала публику, как Бэйси.

Конечно, в ту ночь Бэйси тоже был хорош. Когда у вас будет выступать группа «Count Basie» состава 1938 года с поющими Джимми Рашингом и Билли Холидей, у вас обязательно получится хорошее шоу. Ко всему прочему, они уговорили Дюка Эллингтона сыграть соло на фортепиано - а затем к нему без репетиций присоединилась вся группа.

Но, несмотря на это, группа Уэбба все же победила по результатам голосования публики.

Вот насколько хороша была группа Уэбба, и насколько хороши были его две главные звезды. Одной из этих звезд была Элла Фицджеральд, о ней мы уже упоминали. Другой звездой был альт-саксофонист, который также взял на себя мужской вокал и был фронтменом группы Уэбба - мы слышали, как он пел с Эллой ранее. Этим человеком был Луи Джордан.

«I Can't Dance I Got Ants In My Pants» - Chick Webb Orchestra (recorded in 1934).

Луи Джордан был хорошим саксофонистом. Он был тем, кто мог продать песню, с остроумием, юмором и общим чувством модности, с которыми в то время могли сравниться только Кэб Каллоуэй и Слим Гайярд, но Джордан был лучшим музыкантом, чем любой из них. Он был обаятельным, забавным, мелодичным и красивым, и он знал это.

Фактически, он знал это так хорошо, что вскоре после этого шоу он начал строить собственные планы. Джордан решил создать свою собственную группу и взять Эллу с собой, будучи уверенным что большая часть остальной группы последует за ним. Уэбб узнал об этом и уволил Джордана, а Элла и большая часть группы остались верны Уэббу.

Элла Фитцджеральд и Чик Уэбб (1938 г.).

На самом деле Джордан все равно получил бы то, что хотел, раньше или позже. Инвалидность Чика Уэбба влияла на него всё больше, и он продолжал выступать только потому, что чувствовал себя обязанным своим музыкантам, часто теряя сознание после концертов. Уэбб умер в возрасте тридцати четырех лет в июне 1939 года, и Элла Фицджеральд стала лидером его группы, которая, как и многие другие биг-бэнды, в конце концов распалась в середине сороковых годов.

Так что, если бы Джордан продержался еще несколько месяцев, у него были бы хорошие шансы стать лидером группы Луи Джордана и Эллы Фицджеральд, и история была бы совсем другой. Вместо этого он сформировал гораздо меньшую группу «Elks Rendez-vous Band», состоящую из членов группы Джесси Стоуна (вы помните его из второго эпизода, он написал «Shake, Rattle, and Roll»). 20 декабря 1938 года - за десять дней до записи «Roll 'Em Pete» - Луи Джордан и его «Elks Rendez-vous Band» впервые вошли в студию, чтобы записать «Honey in the Bee Ball» и «Barnacle Bill the Sailor».

«Honey in the Bee Ball” - Louis Jordan & «Elks Rendez-vous Band»

Вскоре после этого они изменили свое имя на Луи Джордан и его «Tympany Five».

Прежде чем мы поговорим о них подробнее, я хочу вкратце рассказать о ком-то еще, кто работал с Джорданом. Я хочу поговорить о Милте Гейблере (Milt Gabler), которого мы будем часто упоминать в этой истории.

Видите ли, еще до своего влияния на рок-н-ролл Гейблер внес один важный вклад в музыку. Он начинал как владелец небольшого музыкального магазина, и у Гейблера была огромная страсть к хорошей джазовой музыке, как и у его клиентов. И многие из этих клиентов хотели заполучить старые записи, которые больше не издавались. Поэтому в 1935 году Гейблер основал свой собственный звукозаписывающий лейбл и выдал лицензию на записи таких корифеев джаза, как Бикс Бейдербеке и Бесси Смит, став владельцем самого первого лейбла, специализирующегося на переизданиях. Он стал первопроходцем в некоторых вещах, которые заботили фанатов настоящей музыки гораздо больше, чем менеджеров, которые хотели только заработать деньги. Так, например, Гейблер всегда размещал на пластинке полный список всех музыкантов, принявших участие в записи. После успешного переиздания записей прошлых лет он занялся продвижением новинок на новом лейбле «Commodore», который так и осталось бы второстепенным лейблом, если бы не одно «но».

Милт Гейблер (1911 - 2001 гг.).

В 1939 году у одной из постоянных клиенток Гейблера, Билли Холидей (Billie Holiday), возникла проблема. Она исполняла новую песню, которую очень хотела записать, но ее нынешний лейбл «Columbia» это не интересовало. Эта песня была слишком политической даже для ее продюсера Джона Хаммонда - человека, который, как вы помните из предыдущих эпизодов, убедил Бенни Гудмана принять участие в концертах, спонсируемых Коммунистической партией. Но песня была слишком политической и слишком провокационной даже для Хаммонда. Песня, которая стала самым известным произведением Билли Холидей, была о линчевании.

«Strange Fruit” - Billie Holiday (Live 1959).

Билли Холидей не могла заставить «Columbia» выпустить этот трек ни при каких обстоятельствах. Но она знала, что Милт Гейблер может это сделать, поскольку был ее другом и политически левым. После долгих переговоров он заключил специальное соглашение с Хаммондом на продюсирование единственной сессии с Холидей и выпуске на «Commodore» только одной её записи. Эта запись была продана тиражом более миллиона копий и стала, возможно, самой важной записью в истории музыки. В декабре 1999 года журнал «Time» назвал ее «песней века». А в 2017 году, когда чернокожую певицу Ребекку Фергюсон пригласили сыграть на инаугурации Дональда Трампа, она согласилась с одним условием - песня, которую она исполняет, может быть «Странный фрукт». Ее не пригласили.

В результате успеха «Strange Fruit» Милт Гейблер был уволен со своего собственного лейбла и в 1941 году стал штатным продюсером «Decca Records». Там он отвечал за продюсирование многих величайших пластинок сороковых годов, среди которых была и та известная версия Лайонела Хэмптона «Летающий дом», которую мы рассматривали в конце первого эпизода - и он начал долгое сотрудничество с Луи Джорданом - помните его? Это история о Луи Джордане.

У новой группы Джордана было в то время уникальное, не похожее на чье-либо звучание. Кларенс «Гейтмаут» Браун (Clarence «Gatemouth» Brown) утверждал, что именно Джордан несет большую часть ответственности за упадок биг-бэндов: «Он мог играть хорошо и громко с пятью музыкантами, когда другим для этого требовалось семнадцать. И это было намного дешевле».

И хотя мы уже говорили о целом ряде экономических и социальных предпосылок упадка биг-бэндов, в этом заявлении есть доля правды. Первоначально «Tympany Five» состояли из Джордана плюс одна труба, один саксофон, фортепиано, бас и барабаны, и все же они звучали почти так же полноценно, как и более крупные группы.

Луи Джордан и "Tympany Five" (1940-е гг.).

Стиль, в котором они играли, позже стал известен как «джамп-бэнд» (jump band), и его появлению мы во многом обязаны группам Лайонела Хэмптона и Каунта Бэйси. Этот стиль основывался на концепции риффа, о которой мы ещё не говорили в этом эпизоде.

Рифф - это инструментальная фраза, которую повторяют снова и снова. Он может служить основой для песни, но может также быть основой для вариаций и импровизаций - когда вы «рифуете» что-то, вы придумываете бесконечные вариации и перестановки. Риффы были важны в свинге - они-то и являлись главным предметом импровизации. Саксофоны играли рифф, а затем его повторяли трубы и тромбоны.

В джамп-бэнде вы все это отбрасываете. Трек сводится к риффу, соло и вокалу, если он есть, и все. Вы играете этот рифф с простейшими возможными изменениями, вы играете его в ритме, который должен заставить всех танцевать.

Группа Джордана соединила рифф с уникальной сценической индивидуальностью Джордана. Помните, Джордан был певцом в группе, вокалисткой которой была Элла Фицджеральд. Он конечно был не так хорош, как Элла - никто не был хорош так же, как Элла Фицджеральд - но что Джордан мог делать очень хорошо, так это придать индивидуальность своему вокалу. Одна вещь, о которой мы еще не особо говорили в этой серии, - это то, что существовала целая традиция джайв-пения, восходящая, по крайней мере, к 1920-м годам и Кэбу Кэллоуэю:

«Reefer Man» - Cab Calloway and His Orchestra.

 Певцы Jive обычно не были хороши технически, но у них была индивидуальность. Они были модными и часто придумывали собственные слова. Они были умными, забавными и изощренными, и они часто пели о преступном мире, употреблении наркотиков, проституции или других подобных сомнительных понятиях - хотя они и не пели всякую бессмыслицу, как Слим Гайяр (Slim Gaillard).

«Flat Foot Floogie» - Slim Gaillard.

И Луи Джордан был в значительной степени похож на таких певцов, как Гайяр, Кэллоуэй или Фэтс Уоллер (Fats Waller), но именно благодаря Джордану Jive стал частью ритма рок-музыки.

Большинство песен Джордана были написаны самим Джорданом, хотя он не является автором многих из них. Скорее их сочиняла его тогдашняя жена Флиси Мур (Fleecie Moore). После того как Мур ударила Джордана ножом, и они расстались, она сохранила за собой права на некоторые его произведения. Так, например, Флиси Мур упоминается среди авторов песни «Caldonia» - прекрасного примера стиля комедийного джамп-бэнда Джордана.

«Caldonia» - Louis Jordan.

А теперь настало время поговорить о «Choo Choo Ch'Boogie» – самом главном хите Джордана. С начала 1943 года - сразу после того, как Габлер начал выпускать свои записи - Джордан время от времени попадал в хит-парады. В наши дни его музыка звучит для нас явно как блюз или R&B, но Джордан иногда записывал песни, изначально нацеленные на белый рынок белых. «Choo Choo Ch'Boogie» был написан в соавторстве с Гейблером и несколькими другими музыкантами, которые до этого работали исключительно в стиле кантри-н-вестерн. Среди соавторов песни были Денвер Дарлинг (Denver Darling), известный по таким песням, как «My Little Buckaroo», «I've Just Gotta Be A Cowboy» и «Ding Dong Polka», и Вон Хортон (Vaughn Horton), написавший «Dixie Cannonball» и «Muleskinner Blues». Итак, «Choo Choo Ch 'Boogie» была задумана как деревенское буги-вуги, но в руках Луи Джордана она превратилась в классическую ритм-энд-блюзовую песню:

«Choo choo ch'boogie» - Louis Jordan.

Как вы можете убедиться эта музыка очень похожа на музыку Боба Уиллса (Bob Wills), которую мы слушали на прошлой неделе, и сама песня полностью вписывается в жанр вестерн-свинга. На самом деле не хватает лишь скрипки или слайд-гитары. Но вы также можете услышать ритм, управляемый трубой, и вокал, характерный для ритм-энд-блюза. Эти рифмы и жаргонные тексты - «верни меня к треку, Джек» - пришли прямо из джайва, хотя это песня в стиле кантри и вестерн.

Если есть хоть какая-то правда в утверждении, что рок-н-ролл был смесью музыки кантри и вестерна с ритм-энд-блюзом, то это именно тот аргумент, чтобы сказать: «Именно с этой песни действительно начинается рок-н-ролл». По сути, каждый музыкант раннего периода рок-н-ролла в большей или меньшей степени копировал стиль Луи Джордана. И действительно, «Choo Choo Ch 'Boogie» был перепет другим исполнителем, продюсированным Милтом Гейблером - исполнителем, который больше, чем кто-либо другой, основывал свой стиль на стиле Джордана. Но мы ещё вернемся через несколько эпизодов к Биллу Хейли и его «Кометам» (Bill Haley and his «Comets»).

А пока послушаем, как звучит музыка джамп-бэндов, которая настолько упрощена, что больше полагается на вокал, чем на инструментарий. Вот почему Луи Джордан смог добиться в этом успеха – именно его стиль джайв-пения придал этой музыке тот характер, который в более крупных группах мог быть передан другими инструментами.

«Let The Good Times Roll» - Louis Jordan.

Обратите также на «ритм щелчка» («the rhythm of the clickety clack»). Это всё тот же бешеный бэкбит (backbeat), о котором мы уже столько говорили. «Ритм щелчка» равно как и «ритм парового локомотива» («steam train rhythm») являются ключевыми факторами, повлиявшими на блюз, ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Рок-н-ролл зародился практически в тот момент, когда Америка превратилась из страны поездов в страну автомобилей, и в ближайшие недели мы увидим этот переход в музыке. В 40-х и начале 50-х поезд все еще означал свободу и побег от серой повседневности. В следующем эпизоде мы больше поговорим о влиянии поездов на рок-н-ролл, ещё раз посетив концерт в Карнеги-холле 1938 года ...

vol.4

1. Louis Jordan - Choo Choo Ch Boogie.mp3

2. Duke Ellington - All God's Chillun Got Rhythm.mp3

3. Chick Webb and His Orchestra - I Can't Dance (I Got Ants in My Pants).mp3

4. Benny Goodman - Stompin' at the Savoy.mp3

5. Chick Webb and His Orchestra - Stompin' at the Savoy.mp3

6. Cab Calloway) - Reefer Man.mp3

7. Ella Fitzgerald - Sing me a swing song.mp3

8. Billie Holiday - Strange Fruit.mp3

9. Slim Gaillard - Flat Foot Floogie.mp3

10. Louis Jordan - Caldonia.mp3

11. Louis Jordan - Honey In The Bee Ball.mp3

12. Louis Jordan & His Tympany Five - Let The Good Times Roll.mp3

13. Louis Jordan And His Tympany Five - I Can't Dance, I Got Ants In My Pants.mp3

14. B.B. King - Let The Good Times Roll.mp3


download (mp3 @128 kbs):

https://yadi.sk/d/C_0LJ_6KamwvMA

Комментариев нет:

Отправить комментарий