Американский
джазовый контрабасист и виолончелист, один из основоположников би-бопа, Оскар
Петтифорд (Oscar Pettiford) родился 30 сентября 1922 года в резервации Окмалги,
штат Оклахома.
Оскара
Петтифорда смело можно назвать джазовым новатором и экспериментатором в области
развития исполнительских возможностей контрабаса и виолончели, ведь в те
времена их редко можно было услышать среди солирующих инструментов, а Оскар
Петтифорд, обладавший исключительным дарованием, как раз вывел их из тени.
Благодаря его блестящей, виртуозной технике, и мелодической изобретательности, контрабас стал звучать более мелодично. Да, и солирующим дебютом виолончели на джазовой сцене, последующие поколения музыкантов фактически обязаны его таланту.
"ОП",
как ещё называли его коллеги, происходил из многодетной семьи, и был потомком
коренного населения континента. Его мать была из племени "чокто", а
его отец наполовину "чероки", наполовину афро-американец. Однако,
окружающие вряд ли об этом догадывались, поскольку африканская кровь оказалась
достаточно сильной, чтобы скрыть его истинное происхождение, тайна о котором
была известна лишь близкому окружению.
Музыке он
обучался с 11 лет: вначале на фортепиано под руководством матери, затем – на
тромбоне и тубе, а в 14 лет начал осваивать контрабас. Уже тогда Петтифорд
решил, что все остальные музыканты пользуются контрабасом категорически
неверно, и начал придумывать собственный способ. Он пел, танцевал, а затем
играл на фортепиано в семейной группе, в которой участвовали его родители и все
9 братьев и сестер. Так продолжалось до 1941 года, пока, наконец, Оскар,
уверивший в то, что музыкой он прокормить себя не сможет, оставил группу и
попробовал найти более прибыльную работу.
Но
несколько месяцев спустя, после встречи с Милтом Хилтоном, который давно
восхищался его игрой, Оскар вернулся в музыку. И с 1942 года, когда он
присоединился к группе Чарли Барнетта, началась его бурная и плодотворная
исполнительская карьера. Ведь Петтифорд, наряду с его выдающимся современником
Чарльзом Мингусом, стал одним из самых записывающихся контрабасистов,
выступающих, как приглашённый музыкант в сессиях, так и в качестве лидера. Немалую
роль в том сыграла запись композиции «The Man I Love» с Коулменом Хокинсом,
ставшая суперхитом – в ней впервые было записано потрясающее соло Оскара.
Оскар
стал хорошо известен среди музыкантов Нью-Йорка – играл в клубе «Минтон», а в
декабре 1943 года впервые записался на пластинку как лучший басист года с
группой «All Stars», в состав которой вошли победители конкурса журнала
«Эсквайр». Некоторое время Петтифорд записывался вместе с Эрлом Хайнсом и Беном
Уэбстером, a позже, в паре с самим Диззи Гиллеспи, собрал группу боперов в
клубе «Onix» на 52-й улице (Дон Байес, Бадд Джонсон, Макс Роуч, Джордж
Уоллингтон). А в 1945-м Петтифорд отправился покорять Калифорнию вместе с
Коулменом Хокинсом. Там, на семи холмах, ему удалось сняться в фильме "The
Crimson Canary" (к сожалению, единственная, не статичная видеозапись, на
которой можно сегодня лицезреть контрабасиста).
С 1945 по
1948 год он играл в оркестре Дюка Эллингтона, а в 1949-м с оркестром Вуди
Германа. Примечательно, что виолончель Оскар впервые взял в руки именно в
оркестре Вуди. Так он хотел всего лишь подшутить над маэстро, выйдя на сцену
вместо контрабаса с виолончелью, настроенной квартами (как контрабас), но на
октаву выше. Но шутка оказалась пророческой, спустя некоторое время, играя в
баскетбол с Вуди, Оскар сломал руку, и с тех пор, игра на контрабасе сделалась
для него практически невозможной.
Тогда
Оскар вновь начал экспериментировать с виолончелью, обнаружив, что вполне в
состоянии играть на ней даже с рукой на перевязи. В 1950 году вышла его первая
экспериментальная виолончельная композиция. И с тех пор, этот инструмент стал
для Оскара вторым любимым инструментом, на котором, он довольно часто
записывался в последние годы, став "с легкой руки" - первым в истории
джазовым виолончелистом.
В 1953
году, после восстановления Оскар присоединился к трио выдающегося пианиста Бада
Пауэлла, играя с ним в клубе "Birdland" в Нью–Йорке. А в 1955 году,
он возглавил собственный квинтет, с Джимми Кливлендом, Джеромом Ричардсоном и
Хорасом Силвером. Музыканты играли как раз в кафе "Богемия", где по
счастливому совпадению места и времени, Оскар и стал первооткрывателем таланта
великолепного Джулиана Кэннонбола Эддерли.
В
дальнейшем у Оскара было множество чудесных записей. В частности, хочется
отметить его сотрудничество с Телониусом Монком, Ли Коницем, Максом Роучем,
Сани Ролинсом, Сани Ститом, Милтом Джексоном и Хэлен Меррилл. В 1956 году у
него даже был собственный биг–бенд, который славился своими оригинальными
аранжировками. Однако, из-за бурного темперамента своего лидера, оркестр не
отличался стабильным коллективом и прекратил свое существование в 1957 году.
В 1958
году Петтифорд переселился в Европу – и жил в Копенгагене до самой смерти.
Здесь он организовал свой ансамбль, который аккомпанировал в гастрольных турне
приезжавшим в Европу американским звездам джаза. Его творчество широко
представлено на многих грамзаписях – сделанных как с его собственными
ансамблями, так и с корифеями джаза, такими как Бад Пауэлл, Майлс Дэвис, Кларк
Терри, Коулман Хокинс, Сани Роллинс, Ли Кониц, Кенни Дорэм, Сани Ститт,
Телониус Монк, Арт Блейки, Стэн Гетц.
Скончался
Оскар в Копенгагене от последствий черепно-мозговой травмы, полученной в
автокатастрофe, в которую он попал в 1959 году. Последнее выступление Оскара
Петтифорда состоялось 4 сентября 1960 года на художественной выставке в
Копенгагене. Он мог бы столько ещё успеть… но на следующий день - был доставлен
в больницу, впал в кому. А 8 сентября его не стало… Петтифорд не дожил до
своего 38 дня рождения чуть меньше месяца…
Роль
Оскара Петтифорда в истории джазового контрабаса очень значительна. Являясь
одним из пионеров бибопа, он широко использовал контрабас как мелодический
инструмент, серьёзно развив его исполнительские возможности. Созданный им
подход к игре повлиял на многих контрабасистов. Петтифорд был уникальным музыкантом
в джазе, мелодически изобретательным и технически виртуозным басистом, не
имевшим себе равных со времен Джимми Блентона, – фактически, его продолжателем
в эволюции современного контрабаса. Оскар Петтифорд ввел в джаз виолончель,
достигнув виртуозной техники игры пиццикато на этом инструменте.
На данный момент Оскар, вместе с другим его современником, Чарльзом Мингусом, считается одним из величайших – и чаще всего записывавшихся – композиторов и лидеров группы, предпочитавших играть на контрабасе.
Мастер - покинул этот мир.
Но музыка – осталась…
Ландыш
Рифовна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий