понедельник, 30 сентября 2024 г.

Великий новатор. Оскар Петтифорд (30 сентября 1922 – 8 сентября 1960).

Зал славы джаза.

Американский джазовый контрабасист и виолончелист, один из основоположников би-бопа, Оскар Петтифорд (Oscar Pettiford) родился 30 сентября 1922 года в резервации Окмалги, штат Оклахома.

Оскара Петтифорда смело можно назвать джазовым новатором и экспериментатором в области развития исполнительских возможностей контрабаса и виолончели, ведь в те времена их редко можно было услышать среди солирующих инструментов, а Оскар Петтифорд, обладавший исключительным дарованием, как раз вывел их из тени.

Oscar Pettiford – «All The Things You Are» 

Благодаря его блестящей, виртуозной технике, и мелодической изобретательности, контрабас стал звучать более мелодично. Да, и солирующим дебютом виолончели на джазовой сцене, последующие поколения музыкантов фактически обязаны его таланту.

"ОП", как ещё называли его коллеги, происходил из многодетной семьи, и был потомком коренного населения континента. Его мать была из племени "чокто", а его отец наполовину "чероки", наполовину афро-американец. Однако, окружающие вряд ли об этом догадывались, поскольку африканская кровь оказалась достаточно сильной, чтобы скрыть его истинное происхождение, тайна о котором была известна лишь близкому окружению.

Музыке он обучался с 11 лет: вначале на фортепиано под руководством матери, затем – на тромбоне и тубе, а в 14 лет начал осваивать контрабас. Уже тогда Петтифорд решил, что все остальные музыканты пользуются контрабасом категорически неверно, и начал придумывать собственный способ. Он пел, танцевал, а затем играл на фортепиано в семейной группе, в которой участвовали его родители и все 9 братьев и сестер. Так продолжалось до 1941 года, пока, наконец, Оскар, уверивший в то, что музыкой он прокормить себя не сможет, оставил группу и попробовал найти более прибыльную работу.

Но несколько месяцев спустя, после встречи с Милтом Хилтоном, который давно восхищался его игрой, Оскар вернулся в музыку. И с 1942 года, когда он присоединился к группе Чарли Барнетта, началась его бурная и плодотворная исполнительская карьера. Ведь Петтифорд, наряду с его выдающимся современником Чарльзом Мингусом, стал одним из самых записывающихся контрабасистов, выступающих, как приглашённый музыкант в сессиях, так и в качестве лидера. Немалую роль в том сыграла запись композиции «The Man I Love» с Коулменом Хокинсом, ставшая суперхитом – в ней впервые было записано потрясающее соло Оскара.

Oscar Pettiford «The Man I Love»

Оскар стал хорошо известен среди музыкантов Нью-Йорка – играл в клубе «Минтон», а в декабре 1943 года впервые записался на пластинку как лучший басист года с группой «All Stars», в состав которой вошли победители конкурса журнала «Эсквайр». Некоторое время Петтифорд записывался вместе с Эрлом Хайнсом и Беном Уэбстером, a позже, в паре с самим Диззи Гиллеспи, собрал группу боперов в клубе «Onix» на 52-й улице (Дон Байес, Бадд Джонсон, Макс Роуч, Джордж Уоллингтон). А в 1945-м Петтифорд отправился покорять Калифорнию вместе с Коулменом Хокинсом. Там, на семи холмах, ему удалось сняться в фильме "The Crimson Canary" (к сожалению, единственная, не статичная видеозапись, на которой можно сегодня лицезреть контрабасиста).

С 1945 по 1948 год он играл в оркестре Дюка Эллингтона, а в 1949-м с оркестром Вуди Германа. Примечательно, что виолончель Оскар впервые взял в руки именно в оркестре Вуди. Так он хотел всего лишь подшутить над маэстро, выйдя на сцену вместо контрабаса с виолончелью, настроенной квартами (как контрабас), но на октаву выше. Но шутка оказалась пророческой, спустя некоторое время, играя в баскетбол с Вуди, Оскар сломал руку, и с тех пор, игра на контрабасе сделалась для него практически невозможной.

Mingus Big Band – «O. P. (Oscar Pettiford)»

Тогда Оскар вновь начал экспериментировать с виолончелью, обнаружив, что вполне в состоянии играть на ней даже с рукой на перевязи. В 1950 году вышла его первая экспериментальная виолончельная композиция. И с тех пор, этот инструмент стал для Оскара вторым любимым инструментом, на котором, он довольно часто записывался в последние годы, став "с легкой руки" - первым в истории джазовым виолончелистом.

В 1953 году, после восстановления Оскар присоединился к трио выдающегося пианиста Бада Пауэлла, играя с ним в клубе "Birdland" в Нью–Йорке. А в 1955 году, он возглавил собственный квинтет, с Джимми Кливлендом, Джеромом Ричардсоном и Хорасом Силвером. Музыканты играли как раз в кафе "Богемия", где по счастливому совпадению места и времени, Оскар и стал первооткрывателем таланта великолепного Джулиана Кэннонбола Эддерли.

Oscar Pettiford – «Bohemia After Dark»

В дальнейшем у Оскара было множество чудесных записей. В частности, хочется отметить его сотрудничество с Телониусом Монком, Ли Коницем, Максом Роучем, Сани Ролинсом, Сани Ститом, Милтом Джексоном и Хэлен Меррилл. В 1956 году у него даже был собственный биг–бенд, который славился своими оригинальными аранжировками. Однако, из-за бурного темперамента своего лидера, оркестр не отличался стабильным коллективом и прекратил свое существование в 1957 году.

В 1958 году Петтифорд переселился в Европу – и жил в Копенгагене до самой смерти. Здесь он организовал свой ансамбль, который аккомпанировал в гастрольных турне приезжавшим в Европу американским звездам джаза. Его творчество широко представлено на многих грамзаписях – сделанных как с его собственными ансамблями, так и с корифеями джаза, такими как Бад Пауэлл, Майлс Дэвис, Кларк Терри, Коулман Хокинс, Сани Роллинс, Ли Кониц, Кенни Дорэм, Сани Ститт, Телониус Монк, Арт Блейки, Стэн Гетц.

Oscar Pettiford — «Montmartre Blues»

Скончался Оскар в Копенгагене от последствий черепно-мозговой травмы, полученной в автокатастрофe, в которую он попал в 1959 году. Последнее выступление Оскара Петтифорда состоялось 4 сентября 1960 года на художественной выставке в Копенгагене. Он мог бы столько ещё успеть… но на следующий день - был доставлен в больницу, впал в кому. А 8 сентября его не стало… Петтифорд не дожил до своего 38 дня рождения чуть меньше месяца…

Роль Оскара Петтифорда в истории джазового контрабаса очень значительна. Являясь одним из пионеров бибопа, он широко использовал контрабас как мелодический инструмент, серьёзно развив его исполнительские возможности. Созданный им подход к игре повлиял на многих контрабасистов. Петтифорд был уникальным музыкантом в джазе, мелодически изобретательным и технически виртуозным басистом, не имевшим себе равных со времен Джимми Блентона, – фактически, его продолжателем в эволюции современного контрабаса. Оскар Петтифорд ввел в джаз виолончель, достигнув виртуозной техники игры пиццикато на этом инструменте.

На данный момент Оскар, вместе с другим его современником, Чарльзом Мингусом, считается одним из величайших – и чаще всего записывавшихся – композиторов и лидеров группы, предпочитавших играть на контрабасе. 

Мастер - покинул этот мир. Но музыка – осталась…

Ландыш Рифовна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий