Хард-рок.



Рок-музыка

Стили рок-музыки

Список хард-рок групп и исполнителей

Хард-рок или хеви-рок (англ. hard rock, дословно тяжёлый рок или жёсткий рок) — поджанр или стиль рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции, главным образом бас-гитары и ударных инструментов. Композиции этого жанра часто построены на риффах в фигурах с размером 4/4.

Корни хард-рока можно проследить с середины-конца 1950-х годов, особенно электрического блюза, который заложил основы для ключевых элементов, таких как грубый декламационный вокальный стиль, тяжелые гитарные риффы, струнные блюзовые гитарные соло, сильный бит, густая риффовая текстура и позерские выступления. Электрические блюзовые гитаристы начали экспериментировать с элементами хард-рока, такими как драйвовые ритмы, искаженные гитарные соло и пауэр-аккорды в 1950-х годах, что проявилось в работе блюзовых гитаристов Мемфиса, таких как Джо Хилл Луис, Вилли Джонсон и особенно Пэт Хэйр, который запечатлел «более грубый, противный, более свирепый звук электрогитары» на таких записях, как «Cotton Crop Blues» Джеймса Коттона (1954).

James Cotton – «Cotton Crop Blues» (1954)

Другие предшественники включают инструментальную песню Линка Рэя «Rumble» в 1958 году и инструментальные композиции Дика Дейла в стиле серф-рок, такие как «Let's Go Trippin'» (1961) и «Misirlou» (1962).

Link Wray – «Rumble» (1958)

В музыкальном отношении «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х годов британскими и американскими группами. Некоторые из самых ранних хард-рок-песен создали рок-группы «The Kinks», «The Who», «Rolling Stones», «Cream», «Vanilla Fudge» и «Jimi Hendrix Experience». Элементы хард-рока присутствуют в таких известных композициях, как «You Really Got Me» (The Kinks) и «White Room» (Cream), «Helter Skelter» (The Beatles).

The Kinks – «You Really Got Me»

В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 1960-х годов, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился новый метод усиления гитары, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н. овердрайв (англ. overdrive). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.

Iron Butterfly – «In-A-Gadda-Da-Vida»

В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники «Black Sabbath» в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом «Led Zeppelin» можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях «Deep Purple» первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт для группы с оркестром» — был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).

Кроме того, огромную роль в становлении хард-рока (как и всей рок-музыки в целом) сыграл блюз. Практически все риффы хард-рока и подавляющее большинство хард-роковых соло и вокальных партий основаны на пентатонической гамме, которая первоначально использовалась именно блюзменами. Что касается ритмики хард-рока, она тоже сформировалась под влиянием блюза. Достаточно сказать, что в хард-роке достаточно часто используется шаффл-ритм, который является отличительной чертой так называемой «чёрной» музыки — джаза и блюза (так, один из наиболее ярких примеров использования шаффл-ритма в хард-роке — композиция «Deep Purple» «Into the Fire» c альбома «Deep Purple in Rock».

Deep Purple – «Into the Fire»

Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы «Wishbone Ash», чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжёлым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хеви-метала. Другим примером могут служить ранние работы «Deep Purple», в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме «Deep Purple» 1972 года «Made in Japan»).

Deep Purple - Made in Japan – «Highway Star»

Так же, как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок также перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм-секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.

Одним из основных мелодических приёмов становится техника риффов — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хеви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы играются на протяжении всей композиции и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары.

Deep Purple – «Smoke On The Water» (1972)

Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжёлой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы — «Heartbreaker» Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath, «Tie Your Mother Down» Queen.

Led Zeppelin – «Heartbreaker»

В хард-роке также встречается резкое форсирование голоса певца до самых высоких фальцетных нот с чуть хрипловатым оттенком, неизбежно ритмизованное.

Стилистические истоки хард-рока: блюз-рок, психоделический рок, гаражный рок-н-ролл.

Расцвет стиля пришёлся на начало 1970-х., когда появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath». После стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «первопроходцев», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них «Rainbow» (группа экс-гитариста «Deep Purlple» Ричи Блэкмора), «Status Quo», «Queen», «Nazareth», «AC/DC», «Uriah Heep», «UFO», «Grand Funk Railroad», «Scorpions», «ZZ Top» и многие другие.

Queen – «Tie Your Mother Down»

По отношению к року 1960-х и 1970-х термин «хард-рок» — ретроспективный, сами его исполнители в интервью и текстах песен называли свою музыку просто «рок» или «рок-н-ролл», не отделяя её от предшествующей рок-музыки. Однако в последующие годы многие группы уже принимали этот термин. Иногда «хард-рок» также используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хеви-метал, гранж и тому подобных, а сам жанр в таком случае называют «классическим роком».

От хард-рока тут же ответвился хеви-метал, дав начало всей «металлической» музыке. В первые годы никакой границы между этими жанрами не существовало, и тех же «Judas Priest» и «Saxon» не отделяли от их современников. Но к 1980-м метал развился в самостоятельный жанр, у которого появились свои ответвления, уже сильно отличающиеся от классического рока. Тем не менее, те же «Rainbow» и «Uriah Heep» существенно повлияли, например, на развитие пауэр-метала, а некоторые ранние песни «Black Sabbath» со временем стали считаться первыми образцами дум-метала.

Black Sabbath – «Iron Man» (1970)

Вторая волна хард-рока пришлась на 1980-е годы (вслед за спадом популярности раннего панк-рока). В те годы популярным, особенно в США, развитием стиля стал хэйр-метал — более простой, театральный и сексуально раскрепощённый вариант хард-рока. В 1980-х годах хард-рок достиг коммерческого пика. На стыке хард-рока и хеви-метала возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хеви (англ. Hard n Heavy). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы («Guns N' Roses», «Mötley Crüe», «Def Leppard», «The Cult»), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывшие вокалисты «Black Sabbath» Оззи Осборн и Ронни Дио, группа «Whitesnake» бывшего вокалиста «Deep Purple» Дэвида Ковердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов («Aerosmith», «AC/DC», «Judas Priest»). Параллельно развивались более тяжёлые направления металла, берущие истоки в хард-роке (трэш-метал, спид-метал и другие). В этот же период некоторые рок-группы отошли от своих хард-роковых корней и стали больше склоняться к поп-року.

Guns N' Roses – «Sweet Child O' Mine»

В те годы особенно развилась американская хард-рок-сцена, на которой преобладали группы с более простым, мелодичным звучанием, яркими эксцентричными, зачастую вызывающими, сценическими образами и текстами, посвящёнными любви, сексу и прожиганию жизни. Этот поджанр получил названия хэйр-метал или глэм-метал. Его первыми звёздами ещё в 1970-е стали «Kiss», а впоследствии их примеру последовали «W.A.S.P.», «Mötley Crüe», «Twisted Sister», «Van Halen», «Bon Jovi», «Billy Idol». Эти группы пользовались большой популярностью в начале 1980-х, но в конце 1980-х жанр отчасти вышел из моды и уступил более прямолинейному, искреннему и грубому гранжу, разновидности альтернативного рока, впрочем, тоже многое впитавшей от хард-рока.

Twisted Sister – «We're Not Gonna Take it»

В 1990-х годах с ростом популярности R&B, хип-хопа, городской поп-музыки, гранжа, а затем и брит-попа хард-рок начал сдавать свои позиции в поп-музыке. Но те из его классических исполнителей, кто продолжил карьеру, остались звёздами. Некоторые группы распались, как например «Led Zeppelin», «Rainbow», «Twisted Sister», «Whitesnake». Элементы хард-рока сохранялись в музыке многих новых исполнителей и жанров. Появлялись и новые группы, исполняющие хард-рок, порой с уклоном в пародирование, например, «The Darkness», «Lordi» (выигравшие Евровидение с песней «Hard Rock Hallelujah»).

Lordi – «Hard Rock Hallelujah»

К началу XXI века хард-рок-группам 1970-х и 1980-х годов удалось сохранить свое положение в индустрии. Несмотря на это, многие пост-гранж-группы приняли хард-роковое звучание, и в 2000-х годах интерес к традиционным хард-рок группам возрос. Участились попытки возрождения старых и создания новых хард-рок-групп, таких как «White Stripes», «The Strokes», «Interpol» и «Black Keys».

Производные формы: глэм-метал, глэм-рок, гранж, NWOBHM, пауэр-поп, панк-рок, бро-кантри

Комментариев нет:

Отправить комментарий