Рок-музыка
Список
хард-рок групп и исполнителей
Хард-рок
или хеви-рок (англ. hard rock, дословно тяжёлый рок или жёсткий рок) — поджанр или
стиль рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции, главным
образом бас-гитары и ударных инструментов. Композиции этого жанра часто
построены на риффах в фигурах с размером 4/4.
Корни
хард-рока можно проследить с середины-конца 1950-х годов, особенно
электрического блюза, который заложил основы для ключевых элементов, таких как
грубый декламационный вокальный стиль, тяжелые гитарные риффы, струнные
блюзовые гитарные соло, сильный бит, густая риффовая текстура и позерские
выступления. Электрические блюзовые гитаристы начали экспериментировать с
элементами хард-рока, такими как драйвовые ритмы, искаженные гитарные соло и
пауэр-аккорды в 1950-х годах, что проявилось в работе блюзовых гитаристов
Мемфиса, таких как Джо Хилл Луис, Вилли Джонсон и особенно Пэт Хэйр, который
запечатлел «более грубый, противный, более свирепый звук электрогитары» на
таких записях, как «Cotton Crop Blues» Джеймса Коттона (1954).
Другие
предшественники включают инструментальную песню Линка Рэя «Rumble» в 1958 году
и инструментальные композиции Дика Дейла в стиле серф-рок, такие как «Let's Go
Trippin'» (1961) и «Misirlou» (1962).
В
музыкальном отношении «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х
годов британскими и американскими группами. Некоторые из самых ранних
хард-рок-песен создали рок-группы «The Kinks», «The Who», «Rolling Stones», «Cream»,
«Vanilla Fudge» и «Jimi Hendrix Experience». Элементы хард-рока присутствуют в
таких известных композициях, как «You Really Got Me» (The Kinks) и «White Room»
(Cream), «Helter Skelter» (The Beatles).
В
формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна,
захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу и обогатившая рок-музыку
множеством новых приёмов — музыканты искали новых средств выражения своих
чувств, эмоций и мыслей. В середине 1960-х годов, в ходе бесконечных экспериментов
со звучанием, появился новый метод усиления гитары, при котором усилительное
оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук — т. н.
овердрайв (англ. overdrive). Этот эффект стали использовать многие исполнители,
однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока,
который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.
В истоках
хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники «Black Sabbath» в самом
начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом «Led
Zeppelin» можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях «Deep Purple»
первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом
«Concerto for Group and Orchestra» — «Концерт для группы с оркестром» — был
записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом
самой группы).
Кроме
того, огромную роль в становлении хард-рока (как и всей рок-музыки в целом)
сыграл блюз. Практически все риффы хард-рока и подавляющее большинство
хард-роковых соло и вокальных партий основаны на пентатонической гамме, которая
первоначально использовалась именно блюзменами. Что касается ритмики хард-рока,
она тоже сформировалась под влиянием блюза. Достаточно сказать, что в хард-роке
достаточно часто используется шаффл-ритм, который является отличительной чертой
так называемой «чёрной» музыки — джаза и блюза (так, один из наиболее ярких
примеров использования шаффл-ритма в хард-роке — композиция «Deep Purple» «Into
the Fire» c альбома «Deep Purple in Rock».
Некоторые
работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть»
звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными
виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении
показателен пример британской группы «Wishbone Ash», чьи продолжительные,
многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и
тяжёлым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования»
вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хеви-метала.
Другим примером могут служить ранние работы «Deep Purple», в которых
стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные
импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического
оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп
встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием
соло и импровизаций (например, на концертном альбоме «Deep Purple» 1972 года
«Made in Japan»).
Так же,
как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является
электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности
орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок также перенял от
психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты,
но и ритм-секция — бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции
становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста
стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом
и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать
плотное, «драйвовое» звучание.
Одним из
основных мелодических приёмов становится техника риффов — короткие
повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью
хард-рока и, позднее, хеви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы
играются на протяжении всей композиции и поддерживают ритм-секцию, нередко
попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для
вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в
группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов
прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары.
Как
пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый рифф из композиции
«Smoke On The Water» группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому
риффу композиция стала «гимном» тяжёлой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые
и характерные хард-рок-риффы — «Heartbreaker» Led Zeppelin, «Iron Man» Black
Sabbath, «Tie Your Mother Down» Queen.
В
хард-роке также встречается резкое форсирование голоса певца до самых высоких
фальцетных нот с чуть хрипловатым оттенком, неизбежно ритмизованное.
Стилистические
истоки хард-рока: блюз-рок, психоделический рок, гаражный рок-н-ролл.
Расцвет стиля
пришёлся на начало 1970-х., когда появились хард-рок-группы, которые считаются
фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами
хард-рока: «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath». После стали
появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «первопроходцев», либо
уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления».
Среди них «Rainbow» (группа экс-гитариста «Deep Purlple» Ричи Блэкмора), «Status
Quo», «Queen», «Nazareth», «AC/DC», «Uriah Heep», «UFO», «Grand Funk Railroad»,
«Scorpions», «ZZ Top» и многие другие.
По
отношению к року 1960-х и 1970-х термин «хард-рок» — ретроспективный, сами его
исполнители в интервью и текстах песен называли свою музыку просто «рок» или
«рок-н-ролл», не отделяя её от предшествующей рок-музыки. Однако в последующие
годы многие группы уже принимали этот термин. Иногда «хард-рок» также
используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хеви-метал, гранж и
тому подобных, а сам жанр в таком случае называют «классическим роком».
От
хард-рока тут же ответвился хеви-метал, дав начало всей «металлической» музыке.
В первые годы никакой границы между этими жанрами не существовало, и тех же «Judas
Priest» и «Saxon» не отделяли от их современников. Но к 1980-м метал развился в
самостоятельный жанр, у которого появились свои ответвления, уже сильно
отличающиеся от классического рока. Тем не менее, те же «Rainbow» и «Uriah Heep»
существенно повлияли, например, на развитие пауэр-метала, а некоторые ранние
песни «Black Sabbath» со временем стали считаться первыми образцами дум-метала.
Вторая
волна хард-рока пришлась на 1980-е годы (вслед за спадом популярности раннего
панк-рока). В те годы популярным, особенно в США, развитием стиля стал
хэйр-метал — более простой, театральный и сексуально раскрепощённый вариант
хард-рока. В 1980-х годах хард-рок достиг коммерческого пика. На стыке
хард-рока и хеви-метала возникло коммерчески успешное движение, которое иногда
называют хард-н-хеви (англ. Hard n Heavy). Тогда большой успех имели как новые
тяжёлые рок-группы («Guns N' Roses», «Mötley Crüe», «Def Leppard», «The Cult»),
так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми
работами (бывшие вокалисты «Black Sabbath» Оззи Осборн и Ронни Дио, группа «Whitesnake»
бывшего вокалиста «Deep Purple» Дэвида Ковердейла) и группы, дебютировавшие
около середины 1970-х годов («Aerosmith», «AC/DC», «Judas Priest»). Параллельно
развивались более тяжёлые направления металла, берущие истоки в хард-роке
(трэш-метал, спид-метал и другие). В этот же период некоторые рок-группы отошли
от своих хард-роковых корней и стали больше склоняться к поп-року.
В те годы
особенно развилась американская хард-рок-сцена, на которой преобладали группы с
более простым, мелодичным звучанием, яркими эксцентричными, зачастую
вызывающими, сценическими образами и текстами, посвящёнными любви, сексу и
прожиганию жизни. Этот поджанр получил названия хэйр-метал или глэм-метал. Его
первыми звёздами ещё в 1970-е стали «Kiss», а впоследствии их примеру
последовали «W.A.S.P.», «Mötley Crüe», «Twisted Sister», «Van Halen», «Bon Jovi»,
«Billy Idol». Эти группы пользовались большой популярностью в начале 1980-х, но
в конце 1980-х жанр отчасти вышел из моды и уступил более прямолинейному,
искреннему и грубому гранжу, разновидности альтернативного рока, впрочем, тоже
многое впитавшей от хард-рока.
В 1990-х
годах с ростом популярности R&B, хип-хопа, городской поп-музыки, гранжа, а
затем и брит-попа хард-рок начал сдавать свои позиции в поп-музыке. Но те из
его классических исполнителей, кто продолжил карьеру, остались звёздами.
Некоторые группы распались, как например «Led Zeppelin», «Rainbow», «Twisted
Sister», «Whitesnake». Элементы хард-рока сохранялись в музыке многих новых
исполнителей и жанров. Появлялись и новые группы, исполняющие хард-рок, порой с
уклоном в пародирование, например, «The Darkness», «Lordi» (выигравшие
Евровидение с песней «Hard Rock Hallelujah»).
К началу XXI века хард-рок-группам
1970-х и 1980-х годов удалось сохранить свое положение в индустрии. Несмотря на
это, многие пост-гранж-группы приняли хард-роковое звучание, и в 2000-х годах
интерес к традиционным хард-рок группам возрос. Участились попытки возрождения
старых и создания новых хард-рок-групп, таких как «White Stripes», «The Strokes»,
«Interpol» и «Black Keys».
Производные
формы: глэм-метал, глэм-рок, гранж, NWOBHM, пауэр-поп, панк-рок, бро-кантри
Комментариев нет:
Отправить комментарий