среда, 14 мая 2025 г.

500 величайших альбомов всех времён. Peter Gabriel — «So» (1986).

Peter Gabriel

Colin Larkin «All Time Top 1000 Albums».

500 величайших альбомов всех времён.

100 лучших альбомов восьмидесятых.

Поп-музыка

Арт-поп

Арт-рок

Прогрессивный поп

Уорлдбит

«So» — пятый студийный альбом британского певца и автора песен Питера Гэбриэла, выпущенный 19 мая 1986 года на лейблах Charisma Records и Virgin Records. После работы над саундтреком к фильму «Птичка» (1984), продюсер Даниэль Лануа был приглашен остаться в доме Гэбриэля в Сомерсете в 1985 году для работы над своим следующим сольным проектом. Первоначальные сессии для «So» состояли из Гэбриэля, Лануа и гитариста Дэвида Роудса, хотя они выросли до нескольких перкуссионистов.

Хотя Гэбриэл продолжал использовать новаторский цифровой синтезатор сэмплирования Fairlight CMI, песни из этих сессий были менее экспериментальными, чем его предыдущий материал. Тем не менее, Гэбриэл черпал вдохновение из различных музыкальных влияний, смешивая поп, соул и арт-рок с элементами традиционной мировой музыки, особенно африканского и бразильского стилей. Это первый безымянный альбом Гэбриэля, представляющий собой «анти-название», которое стало результатом давления лейбла с целью «правильного» продвижения его музыки. В 1986—1987 годах Гэбриэл гастролировал с «So» в рамках тура This Way Up, некоторые песни были исполнены на правозащитных и благотворительных концертах в этот период.

Часто считающийся его лучшим и самым доступным альбомом, «So» имел немедленный коммерческий успех и превратил Гэбриэля из культового артиста в звезду мейнстрима, став его самым продаваемым сольным релизом. Он был сертифицирован пятикратно платиновым Ассоциацией звукозаписывающей индустрии Америки и трижды платиновым Британской фонографической индустрией. Главный сингл альбома, «Sledgehammer», был прорекламирован инновационным анимационным музыкальным клипом и достиг особого успеха, достигнув первого места в Billboard Hot 100 и впоследствии выиграв рекордные девять наград MTV Video Music Awards. За ним последовали еще четыре сингла: «Don't Give Up» (дуэт с Кейт Буш), «Big Time», «In Your Eyes» и «Red Rain».

Альбом получил положительные отзывы от большинства критиков, которые высоко оценили его написание песен, мелодии и слияние жанров, хотя некоторые ретроспективные обзоры критиковали его откровенную коммерциализацию и звучание 1980-х годов. «So» был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Альбом года» в 1987 году, но проиграл альбому Пола Саймона «Graceland». Он появлялся в списках лучших альбомов 1980-х годов, а Rolling Stone включил его в свои издания 500 величайших альбомов всех времен 2003 и 2020 годов. В 2000 году он занял 82-е место в списке 1000 лучших альбомов всех времен Колина Ларкина. «So» был ремастирован в 2002 году, частично перезаписан для оркестрового проекта Гэбриэля 2011 года New Blood и выпущен в виде бокс-сета в 2012 году.

Композиции.

«So» был описан как наиболее коммерчески доступный и наименее экспериментальный альбом Гэбриэля, который включает в себя поп-песни, арт-поп и прогрессивный поп. Как и предыдущие альбомы певца, его основа – арт-рок, хотя на «So» Гэбриэл уделяет повышенное внимание к мелодии, сочетая это с элементами соула и африканской музыки. «С «The Rhythm of the Heat» или «The Family and the Fishing Net» из предыдущего альбома, если бы мне пришлось бренчать их на гитаре или пианино, песни могли бы не очень хорошо сработать...». Гэбриэл начал альбом с 30 композиционных идей и 20 записанных треков, которые позже он сократил до двенадцати.

На песни сильно повлияла традиционная мировая музыка, особенно африканская и бразильская; Гэбриэл включил в композицию ритмы и барабанные биты из этих регионов. В интервью 2011 года для Uncut Гэбриэл сказал: «Какое-то время я был сыт по горло инструментальными экспериментами, и я хотел писать правильные поп-песни, хотя и на своих собственных условиях». Джон Парелес из The New York Times отмечает, что Гэбриэл «не просто добавляет африканские барабаны или индийскую скрипку в обычные песни; Они являются частью мелодии». Крис Робертс из Classic Rock также отмечает, что альбом «[берет] синтезатор Fairlight и [добавляет] приятную нотку мировой музыки к арт-поп».

Сторона первая

Гэбриэл хотел, чтобы альбом «начинался с грохота». Несмотря на нелюбовь музыканта к «металлическим» ударным инструментам, Лануа убедил его разрешить Стюарту Коупленду из группы The Police играть на тарелках и хай-хэтах во вступительной композиции «Red Rain» («Красный дождь»). Гэбриэл поёт в верхнем вокальном регистре, используя гортанную технику; песня посвящена жестокости мира и затрагивает многие социальные проблемы, такие как пытки и похищение людей. Концепция песни пришла автору во сне — ему приснились огромное расступающееся Красное море и человекоподобные стеклянные бутылки наполняются кровью. Также произведение задумывалось как продолжение истории Мозо (Mozo), персонажа, фигурирующего на первом и втором альбомах музыканта.

Peter Gabriel – «Red Rain»

«Sledgehammer» («Кувалда») была последней композицией, которая была записана для пластинки. Большая часть сессионных музыкантов уже паковала оборудование и была готова покинуть студию, однако Гэбриэл попросил их остаться, чтобы быстро пробежаться по ещё одной песне, которую он придумал. Отчасти мелодия трека была вдохновлена музыкой Отиса Реддинга, поэтому Гэбриэл связался с Уэйном Джексоном, который гастролировал с Реддингом в 1960-х, чтобы записать для него партию валторны.

Peter Gabriel – «Sledgehammer»

«Sledgehammer» открывает бамбуковая флейта сякухати, а в структуре композиции преобладают духовые инструменты, в частности, валторна Джексона; в свою очередь текст песни наполнен сексуальными эвфемизмами. Партия барабанщика Ману Катче была записана с первой попытки, поскольку он считал, что любая последующая версия будет уступать его оригинальной музыкальной интерпретации.

«Don't Give Up» — дуэт с Кейт Буш.

Самое политическое заявление в альбоме – композиция «Don't Give Up» было вызвано недовольством Гэбриэля растущей безработицей во время премьерства Маргарет Тэтчер и фотографией Доротеи Ланге «Мать-мигрантка». Трек начинался драм-машиной Linn с медленными, низкими барабанами том-том, которые сделал Гэбриэл, и Лануа считал, что они могут служить центральным элементом песни. Тони Левин добавил бас для создания более гармоничного звучания, а во второй половине трека поместил подгузник за свои басовые струны, чтобы приглушить звук.

Peter Gabriel – «Don't Give Up» (ft. Kate Bush)

Гэбриэл позаботился о том, чтобы песня, в которой рассказывается о безработном мужчине и его возлюбленной, была написана как разговорное произведение. Первоначально он планировал спеть песню с Долли Партон, а когда та отказалась, то её согласилась заменить Кейт Буш. Певица выступает в дуэте в качестве ответчика, и берет на себя успокаивающую роль.

Peter Gabriel – «That Voice Again» (Back To Front)

Первая сторона альбома завершается песней «That Voice Again», в которой Гэбриэл исследует концепцию совести: «родительский голос в наших головах, который либо помогает, либо побеждает нас». Написанная в соавторстве с Дэвидом Роудсом, который играет на гитаре при участии Катче и Левина, песня была написана после первоначальных обсуждений Гэбриэля с Мартином Скорсезе о написании музыки к фильму «Последнее искушение Христа» (1988).

Сторона вторая

«In Your Eyes» была описана как величайшая песня о любви Гэбриэля. Вдохновленный Храмом Святого Семейства и его архитектором Антонио Гауди, Гэбриэл поет под барабанный бой, чувствуя себя завершенным только в глазах своей возлюбленной. Мощная атмосфера трека создана благодаря пению сенегальского музыканта Юссу Н'Дура, который поет на своем родном языке волоф.

Peter Gabriel – «In Your Eyes»

Гэбриэл увлекся творчеством покойной американской поэтессой Энн Секстон после прочтения её антологии «В бедлам» и «На полпути назад». Он посвятил ей шестой трек «So», назвав его «Улица милосердия» после стихотворения «45 Mercy Street», выпущенного в другом посмертном сборнике.

Peter Gabriel – «Mercy Street»

«Mercy Street» написана на одну из нескольких перкуссионных композиций, вдохновленных Форро, которые Гэбриэл записал в Рио-де-Жанейро. Когда эти композиции были обнаружены в студии, они были случайно воспроизведены на десять процентов медленнее, чем оригинальная запись, что придало им зернистость, которая, по мнению Гэбриэля и Лануа, выделяла тарелки и гитары. В нем представлены два гармоничных вокала Гэбриэля; Один из них — теневой вокал на октаву ниже основного вокала. Задуманный для создания чувственного, навязчивого эффекта, его было трудно запечатлеть, за исключением того момента, когда Гэбриэл впервые проснулся.

Танцевальная песня «Big Time» имеет влияние фанка и построена на «ударном басовом звучании». Его лирика высмеивает культуру яппи 1980-х годов, материализм и потребительство и является результатом самоанализа Гэбриэля, после того как он задумался, должен ли он в конце концов стремиться к славе.

Peter Gabriel – «Big Time»

«We Do What We're Told (Milgram's 37)» была записана для Питера Гэбриэла и описывается как интерлюдия. Она отсылает к эксперименту по послушанию, проведенному американским социальным психологом Стэнли Милгрэмом, задуманному как отсылка к послушанию, которое граждане проявляют к диктаторам во время войны. Барабаны Маротты в песне, напоминающие «сердцебиение, услышанное из утробы матери», были соединены со скрипкой Шанкара и «двумя наложенными гитарными треками Родса».

Peter Gabriel – «We Do What We're Told (Milgram's 37)»

В то время как «We Do What We're Told» была последней песней на первых LP-версиях альбома, кассетные и CD-релизы завершаются песней «This Is the Picture (Excellent Birds)».

«Excellent Birds» была написана совместно с Лори Андерсон (Laurie Anderson). Они записали песню и сняли клип в течение трех дней — что было относительно быстро по меркам Гэбриэля — для включения в глобальную спутниковую телевизионную передачу 1984 года «Доброе утро, мистер Оруэлл». [Это было интерполировано в запись под названием "This Is the Picture", на которой Нил Роджерс играет на ритм-гитаре.

Peter Gabriel – «This is the Picture (Excellent Birds)»

По словам Андерсон, они с Габриэлем «никогда не могли договориться о том, что такое басовая партия. (Думаю, я, наверное, не так хорошо слышу там, внизу.) Я хотел учиться у него, но это превратилось в противостояние, и поэтому каждый из нас выпустил свою версию песни». Впрочем, Гэбриэл запомнил ее немного по-другому: песня им обоим понравилась настолько, что они согласились выпустить ее на своих собственных альбомах.

Laurie Anderson – «Excellent Birds»

Версия Андерсон, с Габриэлем в качестве дополнительного вокалиста, появилась на ее альбоме 1984 года «Mister Heartbreak», который ближе к версии, премьере которой стал альбом «Good Morning, Mr. Orwell». Собственная версия Гэбриэля была основана на груве, в то время как версия Андерсон была «более фрагментированной».

Этот альбом подавляющее большинство советских рок-фанов услышали в 1988 году, когда пластинку издала фирма «Мелодия». Вполне можно понять, почему именно его выбрали для печати в СССР — «So» производил сильнейшее впечатление. С тех пор и поныне пятый сольник Питера Гэбриэля является самым успешным и самым любимым в среде знатоков и ценителей тех жанров, в которых предпочитает вариться этот неординарный музыкант. Среди таковых арт-рок, прогрессив, эмбиент, уорлд мьюзик, вернее, то её направление, которое принято называть уорлдбит — не фолк-рок, но и фолк-поп её окрестить сложно. Слишком уж она медитативная, аутентичная. В том и интерес музыки Гэбриэля — закладывая в основу творчества самый что ни на есть коммерческий поп, он умудряется создавать песни, в которых этническая аутентичность разных народов ощутима в гораздо большей степени, чем у многих фолк-рокеров, активно использующих народные инструменты по прямому назначению. Не зря в своё время его почитали едва ли не как «крёстного отца world music».

И вот тут кроется сразу двойная обманка. Казалось бы, коммерческая поп-музыка, синтезаторный поп-рок 80-х, которому самое место в мейнстримовом эфире. Почти все песни из альбома звучали по радио, а некоторые остаются там по сей день. Поэтому альбом поначалу мог бы показаться невзрачным, традиционным, малозаметным на фоне многочисленных аоровых релизов тех лет, столкнувшихся в плотную пробку в дверных проёмах радиостанций в попытке пробиться в эфир. Но стоит взглянуть внимательнее, и увидишь очень глубокую работу, гораздо объёмнее и масштабнее, чем может показаться на первый взгляд. Гэбриэл очень аккуратно обращается с мелодикой своих песен, не балуя слушателя откровенно попсовыми ходами, западающими в память с первого же прослушивания, при этом мелодизма в альбоме хоть отбавляй.

Одновременно с тем, любителей коммерческих радио-хитов «So», скорее всего, отпугнёт слишком серьёзным настроем. Альбом очень лёгок, очень мелодичен и очень атмосферен, но при этом сумеречен, полон каких-то мистических загадок. Атмосфера его отдаёт некой сказочностью, мифологичностью. Сразу её можно не заметить. Слушатель вообще может заскучать от обилия погружающих в дрёму медитативных баллад. Но стоит чуть приоткрыть двери восприятия...

Главным хитом альбома, а вслед за тем и всей карьеры Питера Гэбриэля, стала песня «Sledgehammer» со своим безумным видеоклипом, который сильно полюбился многим советским телезрителям — да, в 80-х этот клип показывали по отечественному ТВ, правда, нечасто, — воспитанным на многочисленных мультфильмах для взрослых, отдающих крепкой неординарностью мышления их создателей. Не меньшим хитом была и «In Your Eyes» с бэками Майкла Бина из THE CALL, Джима Карра из THE SIMPLE MINDS и Юссу Н'Дура, настоящей легенды уорлд мьюзик. Их не особо слышно в песне, они звучат хором на заднем плане, пока Юссу Н'Дур не начинает петь на своём родном языке уолоф в финале трека, добавляя ярких красок панафриканской культуры. Но наибольшее внимание публики привлекли открывающая «Red Rain», ставшая настоящим гимном экологической движухи 80-х, и проникновенная «Don't Give Up» с вкрадчивым, но таким трогательным припевом в исполнении Кейт Буш. Они не смогли преодолеть уровень популярности «Sledgehammer», как никакая другая песня Гэбриэля, однако навсегда вошли в золотой фонд главных хитов 80-х, обратившись в одни из главных творческих визиток того десятилетия.

Без сомнений, «So» это не рок. Это поп-музыка. Но, вложив в неё интеллигентность и утончённость, мастер высочайшей категории филигранно огранил все жанровые грани в настоящий бриллиант.

Комментариев нет:

Отправить комментарий