Антон Чернин. Полная история русского рока, рассказанная им самим.
3. Группа
«Зоопарк». Альбом «Белая полоса» (1984)
— После
смерти Юрия Владимировича Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается
Константин Устинович Черненко.
—
Социалистические страны во главе с Советским Союзом бойкотируют XXIII
Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.
—
Светлана Савицкая первой из женщин выходит в открытый космос.
—
Начинается матч на первенство мира по шахматам между Анатолием Карповым и Гарри
Каспаровым.
…а в
магазинах фирмы грамзаписи «Мелодия» советские любители популярной музыки могут
приобрести грампластинки со следующими песнями:
Алла
Пугачева — «Айсберг», группа «Круг» — «Каракум», группа «Земляне» — «Трава у
дома».
Первый
анекдот про нового генерального секретаря: «Почему Брежнев встречал гостей в
Кремле, а Черненко — в аэропорту?» — «Потому что Брежнев питался от сети, а
Черненко — от батарейки». Действительно, больше ничего не изменилось. Страна
будто вернулась на два генсека назад. При Андропове все чуть-чуть зашевелилось
— временами было даже жутковато. Начали бороться с прогулами — то есть
отлавливать людей в кинотеатрах и магазинах во время обеденного перерыва.
Сверху тоже чистили — за полтора года со своих постов полетели тридцать семь
первых секретарей крайкомов, обкомов и республик, а также восемнадцать союзных
министров. Но дохлая лошадь советской экономики пришпориванию больше не
поддавалась.
За шесть
с лишним десятилетий советской власти были изрядно растрачены и природные, и
человеческие ресурсы — возможностей для нового рывка просто не было. К тому же
железный генсек отнюдь не отличался железным здоровьем. На все мероприятия
природа отпустила Андропову два года и четыре месяца. Впрочем, сменивший его
Черненко продержится на престоле всего год и месяц. И на нем «гонки на лафетах»
завершатся.
Была и
еще одна тонкость: в стране успело вырасти поколение, которое было не то чтобы
против режима, а как-то параллельно ему. Вослед «шестидесятникам», пытавшимся
как-то окружающую жизнь реформировать, пришли «семидесяхнутые», которым
советский быт был вообще пофиг. Контакты с официальной реальностью
ограничивались просиживанием штанов на работе. А вся энергия уходила у кого в
турпоходы с гитарой, у кого — в живопись по подвалам, у большинства — в
алкоголь…
Самые отмороженные выбирали работу, которая не приносила денег вообще, но зато и времени не отнимала. «Поколением дворников и сторожей» назвал себя и своих друзей питерский сторож Борис Гребенщиков. Сторожа эти были непростые — они собирали пластинки, слушали чужую музыку и писали свою. Виднейшим человеком в той компании был Михаил Васильевич Науменко. Самого себя он называл Майком.
Майк
Науменко: Я не знаю, откуда берется творчество. Много веков
люди пытались в этом разобраться. До конца непонятно, откуда оно берется.
Изнутри? Не знаю. А насчет света в конце туннеля… Если он будет — хорошо, не
будет — немножко хуже, но тоже неплохо. Проживем и без света. Хотя хочется,
конечно, чтобы он был — свет впереди.
К 1984
году в активе группы «Зоопарк» был один студийный альбом «Уездный город N». Два
сольника были на счету самого Майка: «Сладкая N и другие» и «55». Плюс
совместный альбом Майка и БГ «Все братья — сестры» и ужасно записанный концертник
«Зоопарка» «Blues de Moscou».
Группа
существовала три года, и ее лидер пользовался среди немногочисленных русских
рокеров непререкаемым авторитетом. По сути, он сформировал новый поэтический
язык российского рок-н-ролла — точный, неметафоричный, при этом гибкий и
напрочь лишенный какого-либо пафоса или зауми. По музыке это был грязный и
энергичный рок-н-ролл — в лучших образцах добитловской эпохи.
Группа
триумфально выступила на открытии Рок-клуба и на первых двух рок-клубовских
фестивалях. Правда, на втором им достался всего-навсего приз зрительских
симпатий. А лауреатами стал бит-квартет «Секрет», которому Майк помогал, как
мог. «Секретовцы» исполнили на фестивале «Мажорный рок-н-ролл» Науменко, а
потом сам Майк вышел на сцену и спел с ними свою песню «Лето».
Первый
трек с альбома «Белая полоса» — «Я люблю буги-вуги» — тоже обрел всенародную
популярность именно в «секретовской» версии. Песня была позаимствована Майком у
его любимой английской группы «T. Rex». Чего сам музыкант никогда не скрывал.
Майк взял ее с альбома 1977 года «Dandy In The Underworld», там она называлась
«I Love To Boogie». Кстати, это был последний альбом, записанный лидером «T.
Rex» Марком Боланом. Вскоре он погибнет в автокатастрофе. Ему было тридцать
лет.
…
Итак,
Майк работал сторожем. Он не закончил Ленинградский инженерно-строительный
институт, сумел избежать армии, но о приличной работе, понятно, речи не шло.
Зато бригада сторожей у него была знатная! Бок о бок с ним трудился
виолончелист «Аквариума» Всеволод Гаккель. А другой «аквариумист» — Андрей
«Дюша» Романов — был у них бригадиром. Он вел график прихода-ухода
коллег-сторожей на работу, расписывался в ведомости на зарплату и так далее.
Дюши не стало летом 2000 года, но его воспоминания о том времени и о Майке были
записаны и сохранились до наших дней.
Дюша
Романов: Что отличало Майка от многих рок-н-ролльщиков тех
времен? С ним было не только приятно выпить, не только поговорить, но еще и
вместе работать. Редчайший случай. Место называлось «Химфарм-завод»… Завод,
который делает наркотики, «колеса», и все сопутствующее этому. Приходят парни с
гитарами охранять пункт… Эти парни, не выпивая водки полдня, пели песни на весь
химфарм-завод, шалили, как могли, и веселили публику.
Публика
была в недоумении. Воровать? Не воровать? Они не понимали — охрана поет! Поет
рок-н-ролл. Утром, вечером, ночью… При таких условиях не развалить советскую
власть было невозможно!
Так-то
оно так, но после дежурства музыканты приходили домой. На трезвую голову эта
честная бедность выглядела не столь привлекательно. Особенно учитывая то, что
эти веселые ребята были уже не мальчики. У всех были жены или подруги, у многих
дети — и ни у кого не было даже намека на возможность жить по-человечески и
зарабатывать любимым делом.
…
К 1984
году сложившийся еще за пять лет до того и более-менее сыгравшийся состав
«Зоопарка» приказал долго жить.
Майк
Науменко: Случилось так, что барабанщик кончил институт и
уехал по распределению к себе на родину, в Петрозаводск, басист загремел в
армию, как это иногда бывает, мы остались без состава.
С
барабанщиком Андреем Даниловым так и было. С басистом было не так — надо
понимать, что этот рассказ Майка был записан на официальном творческом вечере,
где всего говорить было нельзя. На самом деле бас-гитарист «Зоопарка» Илья
Куликов загремел, но не туда — за анашу. Майк к нему относился очень хорошо, и
после отсидки Куликов опять вошел в состав группы. Но, по воспоминаниям
музыканта «Звуков Му» Александра Липницкого, в конце 1980-х Куликов опять попал
за решетку — за кражу мяса с мясокомбината.
Однако
это все будет позже. А пока, в 1984 году, Майка выручили «секретовский»
барабанщик Алексей Мурашов и музыканты «Аквариума» — Евгений Губерман,
Александр Титов и Михаил Файнштейн.
Михаил
Файнштейн: Майк был удивительно интеллигентный, очень
образованный, хорошо знал язык, с великолепным чувством юмора. То есть он такой
настоящий питерский интеллигент, несмотря на тот образ, который чуть ли не
панк. Хотя на самом деле все основные панки как раз и были очень
интеллигентными людьми. Потому что это игра, это театр. И в этом театре Майк
исполнял роль совершенно безбашенного человека, который на самом-то деле
обладал большими знаниями, переводил прозу (известно, что именно он первым
перевел Ричарда Баха), написал несколько рассказов, а про песни — тут и
говорить нечего.
Примерно
таков же и лирический герой Майка. Тем более что большинство песен написано от
первого лица. Однако сам Науменко предупреждал, что ставить знак равенства
между автором и его героями все-таки нельзя.
Майк
Науменко: Насчет моей позиции — ее нет, в общем-то. Все мои
песни поют совершенно разные люди — это не я… «Маски»… я не люблю это слово…
это просто другие люди. Дело в том, что, когда человек пишет книгу, рассказ,
там, или роман, у него может быть двадцать персонажей, но ни один из них не
является автором как таковым. Такое возможно. Может быть двадцать мнений у
двадцати героев романа, и ни одно из них не совпадает с мнением автора — это
все проходит. Когда человек пишет песню, почему-то должно вдруг взяться
авторское «я». Мне просто непонятно — почему? У меня его нет, почти никогда.
Зачем?
Большая
часть материала, вошедшего в «Белую полосу», была довольно свежей. Однако
нескольким песням к моменту записи уже исполнилось пять-шесть лет, они были
известны и по акустике, и по концертам «Зоопарка». Первый раз Майк приехал в
Москву в октябре 1980-го.
Сохранилась
даже запись того концерта, на котором Майк выступал вместе с «Машиной Времени»,
«Аквариумом» и Константином Никольским. В зале сидели сотни людей из самого что
ни на есть высшего московского света. От писательницы Людмилы Петрушевской до
будущей группы «Звуки Му». Тот концерт взорвал московскую общественность. Одни
влюбились в «Зоопарк» сразу, другие эту эстетику категорически не приняли. Дело
доходило даже до драк между сторонниками и противниками Майка. Среди вторых
поначалу оказался Андрей Макаревич.
Андрей
Макаревич: Майка я услышал в первый раз на сольном концерте
и не врубился в его эстетику совершенно. Я, да и Боря Гребенщиков, — мы тогда
были очень романтически настроенными юношами. У нас были совершенно
определенные представления о том, что красиво, а это как-то прямо ножом по
стеклу. Я въехал в «Зоопарк» уже позже. Только через несколько лет у меня
изменилось к нему отношение.
…
Всю свою
жизнь Майк Науменко прожил по коммуналкам. Человеком он был гостеприимным, в
доме бывали все, а гитарист Храбунов вообще жил в соседней комнате. Квартира,
кстати, была без телефона. Короче, все описания Майка в домашних условиях
совпадают:
Андрей
Тропилло: Когда к Майку приходили друзья, а у них спал
маленький сын, то его просто закрывали абажуром, как птичку маленькую. Он не
плакал, он там успокаивался.
Михаил
Файнштейн: Я где-то в 1980-х годах снял квартиру, просто по
случайному объявлению. Помнится, мы с барабанщиком сидели, смотрели телевизор —
вдруг звонок в квартиру. Я открываю дверь — стоит Майк в халате и в тапочках. А
дело было лютой зимой. Я его пригласил, мы посидели, выпили коньячку, попили чаю,
он сказал «спасибо» и пошел на выход.
Я
спрашиваю:
— Может,
такси вызвать?
В нашей
компании все были страшно серьезные, и удивляться было не принято. Ну пришел
человек — и пришел. Все нормально, лишних вопросов не задавали. Но дело
все-таки было зимой, а он в халате… Майк сказал, что такси не нужно, и так и
ушел. А я только через несколько дней узнал, что, оказывается, случайно снял квартиру
в его собственном доме.
Александр
Храбунов: У нас в квартире постоянно проходили какие-то
совместные посиделки. Люди приезжали со всей страны. В то время еще был
Советский Союз, и люди приезжали с Юга, с Востока, — отовсюду и постоянно.
Михаил
Файнштейн: Там постоянно гости приходили. Просто потому, что
Майк был очень популярный человек и интереснейший собеседник, имеющий свое
мнение по всем вопросам. И он был реальным гуру для большого количества людей,
которые приходили и смотрели ему в рот: что он скажет? Все это общение занимало
где-то двадцать пять часов в сутки.
…
Еще до
назначения на пост генсека, в июне 1983 года, Константин Черненко выступил на
пленуме ЦК КПСС с докладом «Актуальные вопросы идеологической и
массово-политической работы партии».
— Не все
удовлетворяет нас и в таком популярном искусстве, как эстрадное, — утверждал
Черненко. — Нельзя, например, не видеть, что на волне этой популярности подчас
всплывают музыкальные ансамбли с программами сомнительного свойства, что
наносит идейный и эстетический ущерб.
Казалось
бы, кому какое дело? Кто эти доклады читал или слушал? Однако дело приобретало
нешуточный оборот.
Травля
рок-музыкантов началась еще в 1982 году — с появления в «Комсомолке» статьи
«Рагу из синей птицы», в которой прессовали группу «Машина Времени». Их тогда
не расформировали, но от московских площадок отлучили лет на шесть. В 1983-м арестовали
Алексея Романова из группы «Воскресение», а в марте 1984-го за решеткой
очутилась Жанна Агузарова из группы «Браво».
На
совещании в Министерстве культуры РСФСР звучало вот такое: «В настоящее время в
Советском Союзе насчитывается около тридцати тысяч профессиональных и
непрофессиональных ансамблей. Наш долг состоит в том, чтобы снизить это число
до нуля». А в сентябре 1984 года вся эта активность привела к появлению
печально знаменитого «Списка запрещенных групп».
Ребята в
Минкульте работали добросовестные. Они не забыли никого, в том числе и
«Зоопарк». Мало того, о многих коллективах 1970-х и начала 1980-х годов, типа
«Русско-турецкой войны», мы можем узнать только из этого списка, так как
записей от них не осталось.
Впрочем,
еще до появления запретительных списков на «Зоопарк» наконец-то обратила
внимание официальная пресса. Например, газета «Смена» в статье «Кто нужен
„Зоопарку“» возмущалась тем, что Майк «довольно фривольно и пошло обходится с
такими, например, именами, как Лев Толстой и Маяковский». Особенных оргвыводов
за ней не последовало, но, допустим, лауреатом второго питерского рок-фестиваля
«Зоопарк» не стал. Хотя группа порвала зал в клочья. Сам Майк отнесся к тем
публикациям довольно иронично.
Майк
Науменко: Ну, я очень благодарен газете за мегатонную
бесплатную рекламу. И мне очень жаль, что есть журналисты, которые… Вот я бы не
стал никогда в жизни писать о кибернетике, в которой я ничего не понимаю. А вот
о музыке писать можно. И мне очень жаль, что журналисты дискредитируют уважаемый
печатный орган, вот и все. Потому что-то, что о нас написали — будто мы
призываем к насилию… это только человек с нездоровым воображением мог написать,
которому очень хочется вот увидеть призыв к насилию, только и всего. Мы не
ангелы, возможно. И нас есть за что критиковать, наверное. Но я за разумную
критику и без подтасовок фактов, так скажем.
Когда в
Уфе травили Юрия Шевчука за альбом «Периферия» — никто не удивлялся: такую
резкую сатиру не могли спустить с рук. Однако Майк политикой не интересовался
принципиально.
Александр
Храбунов: По-моему, на Майка особенно давили за упоминание
алкоголя. Что, мол, в его песнях упоминался алкоголь и описывался процесс его
выпивания. Какая-то статья была в «Смене», идиотская совершенно. Вот, это была
одна из причин, а так… Не знаю я — что двигало людьми?.. почему запретили?
Никакой идеологии там и в помине не было. Ни протеста, ничего. «Зоопарк» всегда
стоял в стороне. Чем мне, в общем-то, и нравился… Это была одна из причин,
почему я стал играть в этой группе. Потому что там не было никакой пафосности.
Как обычно ассоциировалось тогда? Если рок — значит, против… коммунисты — гады,
надо все сломать, а что потом — непонятно… Нет, ничего этого не было. Как раз
пафос начисто всегда отвергался.
…
Пока
электрических концертов у «Зоопарка» не было, Майк зарабатывал на хлеб с
помощью квартирников. Он не особо их любил и никогда сам не просил их
организовывать — всегда ждал предложений. Мог отказаться играть, если ему не
нравилась компания. Несомненным плюсом квартирных концертов было то, что они
обычно не обламывались — в отличие от электрических. Хотя Майка и Цоя
умудрились как-то свинтить на квартирнике в Киеве. О чем сам Майк вспоминать не
любил.
Майк
Науменко: Мы с Цоем отлично съездили. Была теплынь, мы
хорошо погуляли. Правда, задержаться пришлось на несколько большее время, чем
планировалось.
На
концертах «Зоопарк» всегда играл не только собственные блюзы и рок-н-роллы, но
и произведения классиков жанра. Но свое принимали теплей. До сих пор ходят
легенды про концерт в Зеленограде в 1983 году. Тогда «Зоопарк» играл четыре
танцевальных отделения, причем третье отделение пытался играть «Rolling Stones»
и все такое прочее. На что подвыпившая публика ответила дружным свистом и
криками «Кончай хуйню всякую играть — „Зоопарк“ давай!!».
…
Песня,
которая шла на альбоме под номером девять, стала знаковой. Слово, которое до
Майка принадлежало только питерскому сленгу, после «Белой полосы» пошло гулять
по всей стране.
Андрей
Тропилло: Что такое «гопники»? В Ленинграде после
революции, в 1920-х годах, на Лиговке, недалеко от Московского вокзала (кстати,
совсем рядом с тем местом, где всю жизнь прожил Майк), находилось заведение,
которое официально называлось «Государственное общежитие пролетариата».
Сокращенно: ГОП. В нем селили самое отребье, мимо которого трудно было пройти,
потому что это была вечная зона драки, всяких разборок. Нормальные люди
старались обходить это место. А людей, проживавших в общежитии, так и называли
«гопники».
Незадолго
до создания этой песни (мы уже в то время записывали «Уездный город N») Михаил
Науменко шел со своей бас-гитарой. Опять же, не знаю, почему он ее нес, —
просто с бас-гитарой откуда-то возвращался, и к нему пристали гопники. Отняли
гитару, слегка побили. Майк был очень недоволен и написал песню «Гопники», в
которой была строчка: «Они мешают мне жить».
Впервые
«Гопники» были исполнены в Москве, на квартире бас-гитариста «Звуков Му»
Александра Липницкого. Он потом вспоминал, как Майк пел, а гости недоумевали:
что значит «кто гадит в наших подъездах»? Можно подумать, кто-нибудь в них не
гадит!
Еще одна
забавная история произошла во время записи песни. Андрей Тропилло вообще
отличался своеобразными продюсерскими методами — мы о них рассказывали, когда
речь шла об «Аквариуме». По воспоминаниям Храбунова, на «Гопниках» Тропилло
тоже кое-что придумал.
Александр
Храбунов: По-моему, уже когда «Гопников» писали, для
создания более мрачной атмосферы он выключил свет. И писали все в полумраке,
чтоб мрачняка такого поддать. Было дело.
…
1984 год
ознаменовался для советских людей еще одним технологическим прорывом: в продажу
поступил первый советский видеомагнитофон «Электроника ВМ-12». Работал он (если
работал) со скрипом. Видеокассет в стране не было, однако ажиотаж все равно был
невероятный! Первым в питерском рок-клубе видеомагнитофоном обзавелся все тот
же Михаил
Файнштейн :
«Он у
меня работал, стоя на правом боку. Лежа он не работал. Поэтому я через какое-то
время от него избавился и купил японский… Все ходили и смотрели у меня фильмы —
конечно, это было ужасно. Очень много музыки приносили. Тогда я впервые увидел
«Beatles». Естественно, я был потрясен, чуть ли ни со всей нашей группой
случился инфаркт. Потому что мы поняли, что двадцать лет имеем кумиров, которых
никогда не видели.
Поэтому,
как только появились магнитофоны — я сразу же купил, чтобы смотреть музыку. Ну
и фильмы, конечно. Купить ничего нельзя было. Магнитофоны продавались по
очереди, запись на предприятии и прочее. Я купил не новый, потому что новый
купить было невозможно».
Понятно,
что основная масса населения хотела смотреть по видео отнюдь не Битлов. На
формирующийся рынок тут же хлынули боевики, эротика — и вскоре в Уголовном
кодексе появилась статья 228, часть 1, по которой можно было сажать фактически
любого владельца видеомагнитофона. Она карала за «изготовление,
распространение, демонстрацию или хранение кино — и видеофильмов или иных
произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости». На усмотрение судьи
можно было получить либо штраф до трехсот рублей (это две с половиной зарплаты
инженера), либо срок от двух лет.
Милиция
устраивала ночные рейды, вырубая электричество. Вытащить кассету из
обесточенного аппарата невозможно, для этого нужно наполовину его разобрать. И
вот тут «Электроника ВМ-12» стала пользоваться особым спросом. Дело в том, что
кассета в нее загружалась сверху. С нее можно было легко свинтить крышку…
Спрос на
видео породил первое поколение закадровых переводчиков — Володарского,
Михалева, Горчакова и других. Считается, что именно они ввели в русский язык
слово «трахаться». Майк, будучи человеком продвинутым, сразу же это слово
популяризировал — отсюда строчка: «страх-трах-трах в твоих глазах».
Андрей
Тропилло: Сейчас слово «трахаться» понятно даже детям. Но
поверьте, что в то время в слове «трахаться» был некий изыск. Это было как
слово «прикол» или «фейс», — слово только появлялось и было не всем понятно.
Так же, как и слово «фак» — оно только входило, его еще не было…
…
История
последнего студийного альбома «Зоопарка» подходит к концу. Последнего —
несмотря на то что группа просуществует еще семь лет, блестяще сыграет на
Подольском фестивале и объедет всю страну. В студии «Зоопарк» успеет записать
только саундтрек к фильму «Буги-вуги каждый день» — он выйдет под названием
«Музыка для фильма» и будет состоять наполовину из старых песен. Кроме того,
уже в 2000 году оставшиеся в живых музыканты «Зоопарка» наскребут архивных
записей по сусекам еще на один альбом — «Иллюзии». Во второй половине 1980-х
Майк все меньше писал, все меньше играл, все больше пил и все хуже себя
чувствовал.
Все
кончилось 27 августа 1991 года в той самой коммуналке, где Майк жил вместе с
Храбуновым.
Андрей
Тропилло: Собственно, там, в этой квартире, Майк и умирал.
Как бы он умирал в больнице, но умирал благодаря нашим доблестным врачам,
которые не умеют отличить инсульт от перелома шейного позвонка…
Судьба
творческого наследия Майка после 1991 года складывалась двояко. С одной
стороны, в 1990-х его популярность даже не приближалась к уровню популярности
Цоя, Гребенщикова или Кинчева. С другой стороны, ни один отечественный музыкант
не удостоился такого количества кавер-версий, как Майк. Его песни поют
практически все значимые музыканты российской рок-сцены. Те же песни с «Белой
полосы» звучали в исполнении музыкантов от «Аквариума», «Ва-Банка» и «Чай-Фа»
до «Ноля», «Секрета» и «Разных людей».
До сих
пор каждый находит в песнях Майка что-то для себя, а его место так и остается
незанятым. Под его песни по-прежнему не получается колбаситься или депрессовать
— можно только слушать его негромкий голос и понимать, что он знает о тебе
больше, чем ты сам. И сожалеть о том, что история «Зоопарка» на альбоме «Белая
полоса», по сути, закончилась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий