23 мая 1910 года в Нью-Йорке родился легендарный джазовый кларнетист и бэнд-лидер Artie Shaw – Арти Шо (в русских изданиях чаще встречается написание Арти Шоу, но мы предлагаем использовать более близкий к английскому произношению вариант). Арти Шо никогда не мог до конца удовлетвориться тем, что делал, и постоянно распускал популярные бэнды в поисках чего-то ещё более интересного и настоящего, не желая почивать на лаврах коммерческого успеха.
Настоящее
имя музыканта – Артур Джейкоб Аршавски (Arthur Jacob Arshawsky). Он вырос в
Нью-Хейвене (штат Коннектикут), куда его семья перебралась в 1916 году. Ещё во
время учёбы в старших классах школы он начал играть на саксофоне в местных
группах, а его профессиональный дебют состоялся в 1925 году в танцевальном бэнде
Johnny Cavallaro. У Кавалларо Арти и добавил к саксофону кларнет. Потом он
несколько лет жил в Кливленде, где играл с известным оркестром Остина Уайли
(Austin Wylie), а 1929 году присоединился к “Commanders” Ирвинга Ааронса, с
которыми выступал до 1931 года и в результате оказался в Нью-Йорке. Там Арти
часто “джеймил” со знаменитым страйд-пианистом Уилли Смитом, по прозвищу Лев
(Willie "The Lion" Smith), очень активно работал как студийный
музыкант, много фрилансил и часто работал на радио. В 1934 году Шо решил отойти
от музыки, мечтая написать книгу, но вскоре ему стало не на что жить, и всё
вернулось на круги своя.
Прорыв к
признанию и славе случился в мае 1936 года, когда Арти выступил на концерте
“all-star” биг-бэндов в “Imperial Theatre”. Он должен был “разогревать” публику
в промежутках между выходами звёздных коллективов Томми Дорси и Боба Кросби,
однако неожиданно “украл” у них шоу. Арти поразил аудиторию исполнением
собственной композиции на кларнете в сопровождении струнного квартета (и
ритм-секции без фортепиано), что было тогда сенсацией для музыки свинга. Потом
он использовал ту же концепцию, создавая свой первый оркестр, – он лишь добавил
первую линию в стиле диксиленда, но всего с одним саксофоном, и вокалиста,
сохранив струнные инструменты. Этот бэнд сделал несколько превосходных записей
в начале 1937 года, однако уже в сентябре того же года Шо пришлось собрать
другой, более типичный для того времени и более “понятный” для широкой публики
биг-бэнд (пять “медных” духовых, четыре саксофона и 4 инструмента в
ритм-секции).
В этом
составе 24 июля 1938 года и была записана пластинка "Begin The
Beguine" (с композицией “Indian Love Call” на обратной стороне), успех
которой превратил Арти в суперзвезду и официального соперника Бенни Гудмана,
считавшегося на тот момент «Королём свинга». Этот оркестр Арти стал одним из
самых популярных коллективов в мире – тогда в нём солировали тенор-саксофонист
Джорджи Олд, вокалисты Хелен Форрест и Тони Пастор, манера которого удачно
походила на нечто среднее между стилем Луи Армстронга и Луи Примы, а за
барабанами сидел Бадди Рич. Несколько месяцев в состав бэнда входила Билли
Холидей (как и Бенни Гудман, Шо бросал вызов царившим в то время предрассудкам
и одним из первых начал приглашать чернокожих исполнителей в свои коллективы),
однако её голос остался лишь на одной их записи – "Any Old Time".
Уже в
декабре 1939 года, разочарованный в шоу-бизнесе и неприглядных особенностях его
коммерческой стороны, Шо опять решил всё бросить и уехал жить в Мексику. Однако
через два месяца он вернулся – и на первой же записи вновь собрал очень большую
струнную секцию. В результате получился очередной мегахит, "Frenesi",
– казалось, Арти просто ну никуда не деться от успеха. В его третьем постоянном
оркестре играли трубач Билли Баттерфилд и пианист Джонни Гуарньери – в этом
составе Шо записал одну из своих самых красивых версий "Stardust" и
очень изысканный «Концерт для кларнета» ("Concerto for Clarinet"). Он
также экспериментировал с небольшим составом, собранным из нескольких участников
его биг-бэнда, который называл “The Gramercy Five” (c Гуарньери на клавесине),
и их композиция "Summit Ridge Drive" сделала миллионные продажи. В
1940 году Шо снялся в фильме Фреда Астера "Second Chorus" – в роли
самого себя. Он исполнил со своим биг-бэндом ставший уже знаменитым
"Концерт для кларнета" и получил две номинации на "Оскар":
за лучшую музыку к фильму и за лучшую песню ("The Love Of My Love").
Но
несмотря на успех и признание, в 1941 году Шо распустил свой бэнд – чтобы позже
в том же году собрать новый, ещё больше. Теперь в оркестр входил трубач “Hot
Lips” Пейдж, а также всё те же Олд и Гуарньери. А после трагических событий в
Пёрл Харбор Шо был призван в армию, где собрал Военно-морской оркестр, с
которым, к сожалению, не сделал ни одной записи. Будучи отпущен со службы по
состоянию здоровья в феврале 1944 года, Арти Шо организовал новый оркестр – с
Роем Элриджем, Додо Марморозой и Барни Кесселем. Вместе им удалось создать
совершенно новый стиль, в котором уже сильно чувствовалось влияние бопа. Но на
самом закате Эры свинга, в начале 1946 года Шо бросил своё очередное детище и
несколько лет не занимался музыкой серьёзно, иногда пробуя что-то в джазе, а
чаще – в классической музыке и "третьем течении".
Его
последней атакой на биг-бэндном фронте стал уже очень «боповый» оркестр 1949
года, который просуществовал всего несколько месяцев и в который входили
саксофонисты Зут Симс, Эл Кон и трубач Don Fagerquist. Их действительно
актуальная, "продвинутая" музыка неизбежно стала коммерческим фиаско,
в очередной раз убедив Арти в невозможности заниматься в шоу-бизнесе тем, что
тебе по-настоящему нравится. После нескольких лет полуактивности – полузабытья
Шо вернулся ещё раз – в 1953 году с новой версией своего “Gramercy Five”, в
котором теперь играли пианист Хэнк Джонс и Тэл Фэрлоу или Джо Пума на гитаре.
Они активно записывались – пока в 1955 году Шо не забросил свой кларнет уже
окончательно. Он уехал в жить в Испанию, чтобы наконец избавиться от всего, что
так ненавидел в музыкальном бизнесе, и заняться тем, что считал настоящим
творчеством – писательским трудом. Когда в 1983 году он вновь стал дирижировать
воссозданным бэндом “Artie Shaw Orchestra”, соло на кларнете исполнял Дик
Джонсон, а сам Арти не играл уже больше никогда.
Несмотря
на то что Арти Шо регулярно заявлял о своей ненависти к шоу-бизнесу и всё время
пытался «сбежать» от коммерческого успеха, не позволявшего, с его точки зрения,
заниматься серьёзным, настоящим творчеством, он всё-таки продолжал пытаться и
искать. И с таким же «постоянством» и упорством, с которым он собирал и
распускал бэнды, Арти регулярно женился и разводился. Истории его 8 браков без
устали обсуждали все таблоиды, но в своей полуавтобиографической,
полуфилософской книге "The Trouble With Cinderella" (1952 год) сам
Арти так и не пролил нового света ни на перипетии своей личной жизни, ни на
свою не менее замысловатую музыкальную карьеру.
Арти Шо умер 30 декабря 2004 года в возрасте 94 лет. В то время как Дюк Эллингтон и Каунт Бейси вполне себе наслаждались жизнью, руководя одним супербэндом на протяжении всей Эры свинга, а Бенни Гудман – двумя, Арти Шо собрал целых пять превосходных оркестров, каждый из которых стал в чём-то особенным и запоминающимся. Возможно, Шо был просто слишком большим перфекционистом, искавшим то, чего в реальности не может быть. Но сама настойчивость его поисков и та несмотря ни на что прекрасная музыка, которая получалась по ходу – не могут не восхищать. Арти Шо был замечательным, ищущим, экспериментирующим музыкантом и виртуозным, изобретательным кларнетистом с изысканными фразировками. Многие отдавали пальму первенства казавшемуся более «горячим» Бенни Гудману – но можно ли вообще сравнивать легенды? Они создаются, чтобы слушать, вдохновляться – и передавать их дальше.
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий