Какую последнюю мелодию сыграл
оркестр Уоллеса Хартли перед тем как «непотопляемый» «Титаник» погрузился в
бездну Атлантики? До сих пор на этот счет нет однозначного мнения.
Согласно свидетельству Уолтера
Лорда, которому посчастливилось пережить катастрофу 4 апреля 1912 года,
последним сыгранным произведением оркестра был гимн «Ближе, Боже, к Тебе»
(«Nearer, My God, to Thee») написанный английской поэтессой Сарой Ф. Адамс в
1841 году, и положенный на музыку композитором Артуром Сэлливаном в 1872 году.
«Nearer, my God, to Thee,
(Propior Deo)» - Methodist Version.
Другой не менее заслуживающий
доверия источник - младший радист «Титаника» Гарольд Брайд - говорит, что самой
последней была сыграна песня «Осенний сон» («Autumn Dream») короля вальса, английского
дирижера и композитора Арчибальда Джойса. В интервью газете «Нью-Йорк Таймс»,
данным после благополучного прибытия в Нью-Йорк на борту лайнера «Карпатия»,
Брайд заявляет: «… Корабль постепенно погружался всё глубже в воду носом –
точно ныряющая утка. У меня была только одна мысль –спастись от ужасной воронки.
Оркестр все еще играл. Я думаю, что все они утонули. Они играли «Осень» …
"Songe d'Automne"
(«Autumn Dream») - Archibald Joyce (1908).
Какие ещё мелодии мог играть
оркестр White Star Line той трагической ночью? Без сомнения, это были
популярные песни и мелодии того времени, например, «Onthe Beautiful Blue Danube» Иоганна Штрауса, «Orpheusand
the Underworld» Жака Оффенбаха, «Alexander’s Ragtime Band» Ирвинга Берлина,
«Maple Leaf Rag» Скота Джоплина, «Let Me Call You Sweet heart» Лео Фридмана и
Бет Вайтсон и другие.
В оркестровую труппу
«Титаника», кроме её руководителя Уоллеса Хартли, входили ещё семь музыкантов.
Все они сели на борт в Саутгемптоне в качестве пассажиров второго класса, т.к.
не состояли на службе у White Star Line, а были наняты по контракту
ливерпульской фирмой C.W. & F.N. Black, которая поставляла музыкантов на
все британские лайнеры.
"Alexander's Ragtime
Band" - I Salonisti.
На борту корабля Уоллес Хартли
разделил оркестр на две группы: квинтет и трио. Квинтет под руководством самого
Хартли развлекал пассажиров, давая в среднем шесть концертов в день. Причем,
это был не только 1-й класс: три концерта во 2-м классе в фойе палубы С, два -
в Зале для приемов 1-го класса на палубе D и один вечерний в холле 1-го класса
парадной лестницы на шлюпочной палубе. Они также играли на церковных
богослужениях, проведенных капитаном Смитом в воскресенье утром.
«Maple Leaf Rag» - I Salonisti.
Трио в составе первой скрипки
Джона Хьюма, второй скрипки Жоржа Кринса и виолончели Роджера Брику играло в кормовом
зале для приемов 1-го класса на палубе В, где были расположены корабельные рестораны
À La Carte Restaurant и Café Parisien. До вечера 4 апреля 1912 года музыканты
никогда не собирались вместе как единый оркестр.
В ночь трагедии, как и все
четыре ночи до этого, музыканты играли в отведенных для них местах, создавая
музыкальный фон для пассажиров, которые редко замечали их присутствие. Всё
изменилось после полуночи, и на следующее утро весь мир узнал их по именам и запомнил
по мелодиям, которые оркестр сыграл в качестве аккомпанемента к разворачивающейся
вокруг него эпической драме.
«Humoreske; Op. 101 No. 7»
- I Salonisti.
После столкновения «Титаника»
с айсбергом, Уоллес Хартли и его оркестр играли сначала в гостиной 1-го класса,
а потом вышли на шлюпочную палубу, чтобы поддерживать спокойствие пассажиров во
время посадки в шлюпки. Многие из оставшихся в живых рассказывали, что оркестр
продолжал играть до самого конца. Один из спасённых пассажиров вспоминал, что
за несколько минут до погружения «Титаника» он видел играющий оркестр на палубе
у парадной лестницы. Когда вода уже стала смывать музыкантов, Хартли, держась
за перила лестницы, произнёс: «Господа, я прощаюсь с Вами!». Ни один из
участников оркестра не выжил.
«Oh You Beautiful Doll» - I
Salonisti.
«В ту ночь было совершено
много смелых поступков, но ничто не могло сравниться с мужеством мужчин,
продолжавших играть без перерыва, пока корабль медленно погружался в море всё
глубже и глубже. Музыка, которую они исполняли, стала для них не только заупокойной
мессой, но и их правом на бессмертие в лучах вечной славы» - вспоминал выживший
пассажир 2-го класса.
Уоллес Генри Хартли (1878 - 1912 гг.).
Руководитель оркестра на
«Титанике» известный британский скрипач Уоллес Генри Хартли (Wallace Henry Hartley)
родился 2 июня 1878 в семье Альбиона и Элизабет Хартли в Колне, графство Ланкашир.
Отец Хартли был хормейстером и суперинтендантом воскресной школы в Независимой
методистской часовне Вефиля на Бернли Роуд, где семья посещала богослужения.
Уоллес учился в дневной методистской школе Колна, пел в хоре Вефиля и учился
играть на скрипке у одного из членов общины.
«Hunky Dory» - I Salonisti.
После окончания школы Хартли
начал работать в банке Craven & Unionв Колне. Когда его семья переехала в
Хаддерсфилд, Хартли присоединился к Филармоническому оркестру Хаддерсфилда. В
1903 году он ушел из дома, чтобы присоединиться к городскому оркестру в
Бридлингтоне, где проработал шесть лет. В 1909 году Харли устроился музыкантом в
компанию Cunard, где работал на океанических лайнерах RMS Lucania, RMS
Lusitania и RMS Mauretania.
В начале 1912 года музыкантов
компании Cunard перевели в музыкальное агентство C.W. & F.N. Black, которое
поставляло музыкантов для Cunard и White Star Line. Этот перевод изменил статус
Хартли на борту, поскольку он больше не считался членом экипажа, а скорее
пассажиром, хотя и размещался в каютах 2-го класса за счет агентства. Позже
выяснилось, что ни судоходная компания, ни музыкальное агентство не застраховали
музыкантов, причем каждая из компаний утверждала, что ответственность за это
лежит на другой.
«I Want a Girl Just Like the Girl
That Married my Dear Old Dad» - Titanic Songbook (Harry Von
Tilzer & William Dillon).
В апреле 1912 года Хартли был
назначен руководить оркестром на «Титанике». Он не сразу принял это
предложение, так как не хотел надолго оставлять свою невесту, Марию Робинсон, но
потом решил, что работа на «Титанике» предоставит полезные контакты для его карьеры
в будущем. Номер билета Хартли был «250654» и он занимал каюту во 2-м классе.
«Smoky Mokes» (Cake
Walk & Two Step) - Titanic Songbook.
Тело Хартли было найдено через
две недели судном «CS Mackay-Bennett» и помечено номером 224. К его груди была
привязана скрипка, на задней стенке которой была надпись, свидетельствующая о
том, что скрипку Уоллесу подарила его невеста Мария Робинсон. Тело Хартли было на корабле «Арабик» отправлено в Англию, где в Ливерпуле его
встретил отец. Альбион Хартли привез тело своего сына на родину в Колн.
Похороны музыканта, на которых присутствовали до сорока тысяч человек,
состоялись 18 мая 1912 года. Уоллеса Хартли похоронили на кладбище Кейли Роуд в
Колне, где в его честь был установлен надгробный камень высотой 10 футов (3,0
м). В 1915 году возле бывшей городской библиотеки Колна был установлен бюст
Харли, а в 2001 году его именем была названа улица.
«Land of Hope and Glory» - Titanic
Songbook (Edward Elgar & A. C. Benson).
Скрипку музыканта была передан
мисс Робинсон, которая пожертвовала её британскому отделению религиозной
организации «Армия спасения». Почти 100 лет инструмент считался утерянным, пока
снова не «всплыл» в 2006 году. После этого специалисты в течение семи лет
проводили исследования и в марте 2013 года заявили о подлинности инструмента.
19 октября 2013 года скрипка, на которой в последние минуты гибели «Титаника» в
1912 году играл Уоллес Хартли, была продана аукционным домом Henry Aldridge &
Son за 900 тысяч фунтов стерлингов (около 1,7 миллиона долларов).
Теодор Рональд Брейли (1887 - 1912 гг.).
Пианист Теодор Рональд Брейли
(Theodore Ronald Brailey), родившийся 25 октября 1887 года в Уолтемстоу в Большом
Лондоне, был сыном Уильяма "Рональда" Брейли, известного в своё время
духовного деятеля. Он научился игре на фортепиано в школе, и одно время работал
пианистом в местном отеле. С 1902 по 1907 годы он служил музыкантом в
Королевском Ланкаширском полку на Барбадосе. В 1911 году Брейли поступил на
службу в компанию Cunard, где встретил французского виолончелиста Роджера Мари
Брику. Вскоре оба музыканта были завербованы ливерпульским музыкальным
агентством C.W. и F.N. Black для службы на «Титанике». Брейли погиб в 24 года,
его тело так и не было найдено.
Роджер Мари Брику (1891 - 1912 гг.).
Виолончелист Роджер Мари Брику
(Roger Marie Bricoux) родился 1 июня 1891 года в
городке Козне-сюр-Луар во Франция. В раннем детстве Роджера его семья переехала
в Монако, и мальчик получил образование в различных католических учреждениях Италии.
Во время обучения он стал членом своего первого оркестра и получил первую
премию за музыкальные способности. В 1911 году, окончив Парижскую
консерваторию, Брику переехал в Англию, где устроился сначала на RMS Carpathia компании Cunard, а затем на «Титаник». В день гибели Брику было 20 лет,
его тело так и не нашли.
«Visions of Salome» - Palm Court
Orchestra (Archiblad Joyce).
В 1913 году французская армия
объявила Брику дезертиром. Только в 2000 году, благодаря усилиям Французской
ассоциации «Титаник» (Association Française du Titanic) он был официально
зарегистрирован как погибший. 22 ноября 2000 года эта же ассоциация открыла
мемориальную доску в память Роджера Мари Брику в его родном городе
Козне-Сюр-Луар.
Джон Лоу Хьюм (1890 - 1912 гг.).
Скрипач Джон Лоу Хьюм (John Law Hume) (также известный как "Джок") родился 9
августа 1890 года в Дамфрисе, Шотландия. До «Титаника» он уже играл в оркестрах
по крайней мере пяти других судов и попал на этот рейс благодаря своей хорошей
репутации как музыканта. В день гибели Хьюму был 21 год, и он умер, не зная,
что его невеста, Мэри Костин, была беременна. Тело Хьюма было найдено судном
для ремонта океанского телеграфного кабеля «Mackay-Bennett». Он был похоронен в среду 8
мая 1912 года на кладбище Фэйрвью в Галифаксе, Канада.
«Infernal Galop» - Titanic Songbook
(Offenbach).
В Док-парке города Дамфрис был
установлен памятник Джону Лоу Хьюму и Томасу Маллину (управляющему третьего
класса),где было написано: «В память о Джоне Лоу Хьюме, музыканте оркестра и
Томасе Маллине, стюарде, уроженцах города, погибших при крушении лайнера
«Титаник» (затонул в середине Атлантики 14 апреля 1912 года). Они умерли при
исполнении служебных обязанностей».
Жорж Александр Кринс (1889 - 1912 гг.).
Скрипач Жорж Александр Кринс (Georges Alexandre Krins) родился 18 марта 1889 года в Париже. Его семья была из
Бельгии, и вскоре после его рождения они переехали в город Спа. Кринс закончил
Королевскую консерваторию в Льеже с высшей оценкой. В юности он хотел поступить
на военную службу, однако родители уговорили его отказаться от этой затеи. В
1910 – 1912 годах Жорж играл в оркестрах Парижа и Лондона, пока не был
завербован CW & FN Black, Liverpool на «Титаник». Кринсу было 23 года,
когда он погиб, его тело так и не было найдено.
Джон Уэсли Вудворд (1879 - 1912 гг.).
Виолончелист Джон Уэсли Вудворд
(John Wesley Woodward)родился 11 сентября 1879 года в Вест-Бромвиче,
Стаффордшир в семье металлурга Джозефа Вудворда и Марты Барнетт. Одаренный
виолончелист и лицензиат Королевской академии музыки, Вудворд был широко
известен в Англии как музыкант и педагог. В 1909 году он устроился на работу в
компанию White Star Line и играл в оркестрах лайнеров «Карония» и «Ливерпуль». Рейс
на «Титанике» был последним в морской карьере Вудворта, так как, по возвращении
в Англию, он планировал вернуться к работе в Девонширском филармоническом
оркестре.
Джон Фредерик
Престон Кларк (1883 - 1912 гг.).
Контрабасист Джон Фредерик
Престон Кларк (John Frederick Preston Clarke) родился 28 июля 1883 года в
Чорлтоне, Манчестер в семье юриста. В 1911 году он играл на контрабасе в
оркестре варьете в Биркенхеде и иногда выступал с Ливерпульским филармоническим
оркестром. В 1912 году Джон был обрадован возможностью работы на «Титанике» и
надеялся, что CW & FN Black, Liverpool завербует его ещё на один сезон.
Тело Джона Фредерика Престона Кларка под №202 было похоронено на кладбище
Монт-Оливер в Галифаксе, Канада.
Перси Корнелиус Тейлор (1872 - 1912 гг.).
Альт Перси Корнелиус Тейлор
(Percy Cornelius Taylor) был наименее известен среди музыкантов «Титаника». Он
был самым старшими единственным женатым участником оркестра. Согласно записям о
рождении, он родился в восточном Лондоне 20 марта 1872 года, и стал третьим
ребенком в семье Мартина и Эмили Тейлор.
«Merry Widow Waltz» - Titanic
Songbook (Franz Lehar).
Семья довольно часто
переезжала и, в конце концов, поселилась в большом доме, где часть первого
этажа использовалась как продуктовый магазин. В девятнадцать лет Перси начал
работать там клерком. Затем в его биографии зияет огромная лакуна и следующая
официальная информация относится уже к 1906 году, когда Перси в 34 года женился
на вдове Кларе Дэвис. В свидетельстве о браке он назвал себя бухгалтером.
Неизвестно, когда он стал хорошо обученным профессиональным виолончелистом, но
известно, что он уже тогда был активным членом лондонского музыкального
сообщества.История, сохраненная в семье, рассказывает, что Перси был несчастлив
в браке и взялся за работу на "Титанике" в надежде переехать в
Нью-Йорк, расставшись с прежней жизнью. Его тело не было найдено.
19 апреля 1913 года в
Саутгемптоне был торжественно открыт Мемориал "Музыканты Титаника". На
мемориальной доске кроме имен погибших музыкантов, также написан фрагмент
религиозного гимна «Ближе, Боже мой, к Тебе» Сары Флауэр Адамс и барельеф с
изображением скорбящей женщины и айсберга. В 1940 году мемориал был разрушен бомбами
Люфтваффе и в 1990 году скульптором В. Корнишем была создана его реплика. На
открытии мемориала 7 марта 1990 года присутствовали, пережившие катастрофу
«Титаника», Ева Харт, Эдит Хайсман, Миллвина и Бертрам Дины.
Один из памятников музыкантам
«Титаника» был установлен в одном из самых сухих мест на Земле, в городке
Брокен-Хилл, на северо-западе Нового Южного Уэльса в Австралии. Жители
Брокен-Хилла были настолько тронуты храбростью музыкантов, что на свои средства
создали мемориал, который был открыт в декабре 1913 года.
Единственный в своем роде
мемориал, посвященный музыкантам «Титаника», создан в австралийском городе
Балларат. Вот уже на протяжении более чем ста лет, оркестр под названием
«Титаник», состоящий из музыкантов Балларата и Мельбурна, раз в год собирается
на эстраде, устроенной в центре города, чтобы исполнить одну единственную песню
– «Ближе к тебе, Бог мой». Впервые концерт был дан 4 апреля 1916 года в
годовщину гибели лайнера.
«Näher Mein Gott zu Dir» -
Titanic Songbook.
Винсент Макдональд,
руководитель и дирижер оркестра сказал: «Мы собираемся в день, когда
"Титаник" затонул, чтобы снова вспомнить погибших музыкантов. Мы тихо
играем то, что играл оркестр на «Титанике» перед своей гибелью».
"Titanically" - Heather Rankin.
История Уоллеса Хартли и его
оркестра послужила источником вдохновения для канадской певицы Хизер Рэнкин и
композитора Дэвидом Тайсоном, написавших песню "Титанически", где они
воспели историю скрипки Хартли.
«The Last Song For My Resting
Place» - Black Country Communion.
Песня об Уоллесе Хартли "The Last Song For My Resting Place" была написана Джо Бонамассой для англо-американской рок-группы Black Country Communion.
Под катом вы найдете ещё
несколько песен из репертуара, принятого на судах компании White Star Line.
«Valse Septembre» - Felix Godin.
«Puccini Suite: La
Boheme, Madame Butterfly, Tosca» - Titanic Songbook.
«Leaving Over Livepool»
- Titanic Songbook.
«Poet and Peasant
Overture» - Titanic Songbook.
«Auld Lang Syne» -Titanic
Songbook.
«Barcarolle» -Titanic
Songbook.
«Destiny» - Titanic
Songbook.
«Marsch» -Titanic
Songbook.
«Gavotte des
Baisers» - Titanic Songbook.
«Gluhwurmchen
Idyll» - Titanic Songbook.
«The Wedding Dance Waltz» (with
piano) - Viva la Musica String Quartet.
«Orpheus and the Underworld» - Viva
la Musica String Quartet.
«Granada» - Titanic Orchestra.
«Wiener Blut» - I Salonisti,
Thomas Füri, Lorenz Hasler, FerencSzedlak, Bela Szedlak, Werner Giger.
«Impromptu Op. 12 no. 2» - Ttitanic
Songbook.
«Im Chambre Séparée» - Titanic
Songbook.
«Fascination» - Titanic Songbook.
«On the Beautiful Blue Danube» - Titanic
Songbook.
«Gold and Silver Waltz» - Titanic
Songbook.
«Sphinx» - Titanic Songbook.
«Emperor Waltz» - Titanic Songbook.
Это в самом деле героический поступок. Спасибо автору статьи.
ОтветитьУдалить