Rolling Stone's 500 Greatest Songs of All Time.
«Hound Dog» (в переводе с англ. «Гончая собака») — 12-тактовая
блюзовая песня (twelve-bar blues), ставшая стандартом рок-н-ролла. Песня, в
которой главным и постоянным ритмом становится синкопированная хабанера, написанная
Джерри Лейбером и Майком Столлером, была впервые исполнена американской
блюзовой певицей Вилли Мэй Торнтон, известной как «Большая Мама» Торнтон (Big
Mama Thornton). Запись Торнтон была внесена в список «500 песен, которые
сформировали рок-н-ролл» Зала славы рок-н-ролла, заняла 318-е место в списке
500 величайших песен всех времен по версии Rolling Stone в 2021 году и была
введена в Зал славы Грэмми в феврале 2013 года.
«Hound Dog» была записана более 250 раз. Самой известной версией является запись Элвиса Пресли от июля 1956 года, которая заняла 19-е место в списке «500 величайших песен всех времен по версии Rolling Stone» в 2004 году, но была исключена из пересмотренного списка в 2021 году в пользу версии Вилли Мэй Торнтон; Это также один из самых продаваемых синглов всех времен. Версия Пресли, которая была продана тиражом около 10 миллионов копий по всему миру, стала его самой продаваемой песней и «эмблемой рок-н-ролльной революции». В 1956 году хит одновременно занял первое место в американских поп-, кантри- и R&B чартах и возглавлял поп-чарт в течение 11 недель — рекорд, который продержался 36 лет. Запись Пресли 1956 года на RCA была введена в Зал славы Грэмми в 1988 году, и она включена в список «500 песен, которые сформировали рок-н-ролл» Зала славы рок-н-ролла.
На протяжении многих лет «Hound Dog» «была предметом чрезмерного количества судебных исков» об авторстве, гонорарах и нарушении авторских прав, и «в конечном итоге стала одной из самых спорных песен в истории записанной музыки».
История создания песни.
12 августа 1952 года известный музыкальный продюсер и лидер
R&B группы Джонни Отис пригласил 19-летних авторов песен Джерри Лейбера и
Майка Столлера на встречу с блюзовой певицей Вилли Мэй Торнтон. Годом ранее «Big
Mama» Торнтон подписала контракт с техасским лейблом «Peacock Records» Дона
Роби (Don Robey) и, после двух неудачных синглов, обратилась за поддержкой к
Отису. Услышав манеру исполнения Торнтон, Лейбер и Столлер «создали мелодию,
соответствующую ее личности — грубую и крутую». В интервью Rolling Stone в апреле
1990 года Столлер вспоминал: «Она была замечательной блюзовой певицей с
отличным стонущим стилем. Именно ее внешность, как и ее блюзовый стиль,
повлияли на написание «Hound Dog».
В 1999 году Лейбер сказал: «Я пытался придумать что-то вроде
фразы Фурри Льюиса (Furry Lewis) «'Dirty Mother Furya'». Я искал что-то близкое
к этому, но не мог найти, потому что все, приходящее мне в голову, было слишком
грубым и невозможным в эфире». В названии песни было использовано «черное
сленговое выражение, означающее мужчину, который ищет женщину, чтобы она
заботилась о нем». Вступительная строка песни, «You ain't nothin', but а Hound Dog», была
эвфемизмом, а сама песня — это «история о женщине, выбрасывающей жиголо из
своего дома и своей жизни».
Лейбер и Столлер написали песню «Hound Dog» за 12-15 минут: «Гончая
собака заняла около двенадцати минут. Это не сложная работа, хотя схема рифмы
была непростой, как и метрическая структура музыки. Мы добрались до дома Джонни
Отиса, а Майк подошел к пианино... даже не удосужился сесть. У него во рту была
сигарета, которая обжигала его левый глаз, и он начал играть песню».
«Большая мама» Торнтон записала «Hound Dog» 13 августа 1952
года, на следующий день после её сочинения. Запись была сделана в студии Radio
Recorders Annex в Лос-Анджелесе. «Hound Dog» Торнтон была первой записью,
которую Лейбер и Столлер спродюсировали сами, взяв на себя обязанности Джонни
Отиса. На этой записи Отис заменил Ледарда «Канзас-Сити» Белла на ударных.
Во время репетиции Лейбер попытался указать Торнтон, как ей
петь эту песню, на что та ответила ледяным взглядом и сказала: «Белый мальчик, не
говори мне, как петь блюз». В разговоре с музыкальным историком Ральфом
Глисоном Торнтон вспоминала, что она добавила несколько собственных междометий,
играла с ритмом (некоторые из припевов имеют тринадцать, а не двенадцать тактов)
и в конце песни заставила группу лаять и выть, как гончие собаки.
Годы спустя Вилли Мэй Торнтон оспорила авторство песни,
утверждая, что сама написала её. Торнтон объяснила, что, хотя песня и была
написана Лейбером и Столлером, она качественно изменила ее: «Они дали мне текст,
но я изменила его и сделала это по-своему». В своей книге «Раса, рок и Элвис»
Майкл Т. Бертран говорит, что объяснение Торнтона «гениально подчеркивает
интерпретацию художника как единственный критерий, с помощью которого можно измерить
подлинность».
Торнтон записал два дубля песни. В этой записи можно найти элементы
хабанеры и мамбо. Пуэрториканскому басисту Марио Делагарду приписывают добавление
«джазового ритма». Под влиянием афроамериканской музыкальной культуры «звуки
варьируются от гравийного начала нескольких фраз до разговорных и воющих
интерполяций и заканчивания собачьим лаем группы». По словам музыковеда Роберта
Финка, постановка Торнтон имеет гибкую формулировку, использующую микроперегибы
и синкопации. Каждый из них имеет фокусный акцент, который никогда не
повторяется. По словам Морин Махон: «Hound Dog» Торнтон отличалась от
большинства ритм-энд-блюзовых записей той эпохи своей аранжировкой. Нет ни
одного соло саксофона или фортепианных расцветов, которые отличали звук R &
B. Вместо этого, при поддержке гитары, баса и барабанов, на переднем плане
доминирует резонансный вокал Торнтон, передавая ее надменное облегчение от
того, что она избавилась от пустякового мужчины. Торнтон привнесла блюзовую
традицию откровенных женщин в контекст R & B, ставя сексуальность и игру с
гендерными ожиданиями на передний план.
9 сентября 1952 года была подана заявка на авторские права на
«Гончую собаку». В заявке слова и музыка приписываются Торнтон и
исполнительному директору звукозаписи Дону Роби, а заявители на авторские права
указаны как: «Мерфи Л. Роби (W) и Вилли Мэй Торнтон (A)».
Релиз и приём.
В конце февраля 1953 года «Hound Dog» была выпущена лейблом Рeacock
(Peacock 1612). Позже Торнтон вспоминала: «Я ехала в театр и, включив радио в
машине, услышала: «Вот новая запись, которая гремит по всей стране: «Hound Dog»
Вилли Мэй Торнтон».
7 марта 1953 года «Hound Dog» рекламировался в Billboard, как
«дикий и захватывающий блюз румбы» с «заразительной поддержкой, которая длится
до конца песни». По словам биографа Джонни Эйса Джеймса М. Салема, «грубость
звука в сочетании с открытой сексуальностью лирики сделали «Hound Dog»
мгновенным хитом в городской черной Америке с конца марта до середины июля 1953
года». «Hound Dog» сразу взлетает «как реактивный самолет» становиться
национальным хитом. Запись Торнтон настолько популярна, что Peacock Records открыл
три новых прессовых завода, работающих полный рабочий день, чтобы попытаться
идти в ногу со спросом. Дебютировав в чартах 28 марта 1953 года, хит провел
четырнадцать недель в чартах Billboard Rhythm and Blues, семь из них под №1. К
30 апреля 1953 года журнал Cash Box назвал песню «самой продаваемой блюзовой
записью страны», и она возглавила чарты в Нью-Йорке, Чикаго, Новом Орлеане,
Сан-Франциско, Ньюарке, Мемфисе, Далласе, Цинциннати, Сент-Луисе и
Лос-Анджелесе. «К середине лета было очевидно, что «Hound Dog» станет
крупнейшим бестселлером в истории Peacock Records». Песня была названа лучшей
ритм-энд-блюзовой композицией 1953 года журналом Cash Box, и заняла третье
место в Billboard's Best Selling Rhythm & Blues Chart за 1953 год.
Дон Роби подсчитал, что версия Вилли Мэй Торнтон была продана
тиражом от 500 000 до 750 000 копий и была бы продана больше, если бы не была
разбавлена обилием кавер-версий и «ответных песен». Успех «Hound Dog» обеспечил
Peacock Record место в качестве крупного независимого лейбла. Однако, несмотря
на успех, ни композиторы, ни артисты не получили должной компенсации за свои
усилия. По словам Столлера, «Гончая собака» Большой Мамы заняла 1-е место, была
продана миллионами копий, но это никак не отразилось на наших банковских
счетах: «Нас просто «слили». После того, как мы подали в суд на Роби, нам дали
предварительный чек на 1 200 долларов».
В результате Лейбер и Столлер основали собственный лейбл Spark
Records, и издательскую компанию Quintet Music. Хотя эти предприятия и были
успешными, Лейбер и Столлер заработали значительные суммы от «Гончей собаки», только
когда она была перепета Элвисом Пресли (RCA 6604) в июле 1956 года.
Вилли Мэй Торнтон так же заявила: «Эта песня была продана
тиражом более двух миллионов пластинок. Я получила один чек на 500 долларов и
никогда не видела другого». В 1984 году певица сказала журналу Rolling Stone:
«Я вообще не получала от них денег. Все живут в своих домах, кроме меня».
Переиздания.
18 августа 1956 года, когда «эпоха рок-н-ролла» была в самом
разгаре, Peacock переиздали оригинал Вилли Мэй Торнтон, поддержав его В-сайдом «Rock-a-Bye
Baby» (Peacock 5—1612), но сингл не попал в чарты. В Австралии и Новой Зеландии
Prestige Records (основанная в Окленде Филом Уорреном и Брюсом Хендерсоном) выпустила
по лицензии ту же пластинку в 1956 году (Prestige PSP-1004), но композиция
приписывается Роби-Торнтону-Лейберу-Столлеру.
К началу 1957 года было объявлено, что «Торнтон
рассматривается как певица, которая находится вне рок/поп-мейнстрима, и поэтому
её принадлежность к Peacock Records заканчивается...» Тем не менее летом 1958
года лейбл производит еще одно переиздание оригинала.
7 октября 1965 года живое выступление Вилли Мэй Торнтон с Эдди
Бойдом и Бадди Гаем на American Folk Blues Festival '65 в Гамбурге, Германия,
было записано и выпущено на альбоме «American Folk Blues Festival '65» лейблом
Fontana Records (Fontana 681 529 TL).
«Hound Dog» в исполнении стала единственным хитом Вилли Мэй
Торнтон, проданным в количестве более 500 000 копий. Запись Торнтон включена в
список «500 песен, которые сформировали рок-н-ролл» Зала славы рок-н-ролла и в
феврале 2013 года была введена в Зал славы Грэмми. Оригинальная версия заняла
318 место в издании 2021 года «Top 500 Songs of All Time» по версии журнала
Rolling Stone.
С 1970-х годов «Hound Dog» была включена в саундтреки многочисленных голливудских фильмов, включая такиеблокбастеры, как «Grease», «Forrest Gump», «Lilo & Stitch», «A Few Good Men», «Hounddog», «Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull» и «Nowhere Boy».
Кавер-версии.
«Hound Dog» Вилли Мэй Торнтон была настолько
популярной, что породила по крайней мере десять кавер-версий, прежде чем Элвис
Пресли записал свой кавер в июле 1956 года. Одной из самых первых стала Литтл
Эстер (Little Esther), которая свой записала R&B кавер 11 марта
1953 года на Federal Records (Federal 12126). В то время как торговая
реклама Federal рекламировала этот релиз как величайшую запись, когда-либо
сделанную Литтл Эстер, Billboard в
своем обзоре от 11 апреля 1953 года
высказал мнение: «Эта версия не в состоянии вызвать такое же волнение,
как оригинал».
В течение месяца после выхода песни Торнтон на
нескольких разных лейблах белыми артистами были выпущены следующие шесть
кантри-кавер-версий:
· «Jack Turner & his Granger County Gang» (RCA
20–5267; 47–5267) записал Rockabilly Boogie или hillbilly Country-Western
(на самом деле Генри Д. Хейнс на
вокале, со своими партнерами Гомером и Джетро
(Homer & Jethro), Кеннетом С. Бернсом на
мандолине, Четом Аткинсом на соло-гитаре, Чарльзом Грином на
басу и Джерри Бердом на стальной гитаре).
·
Билли Старр (Imperial 8186). Эта
версия описывается как «отточенная смесь кантри и до-рокабилли раунч».
·
Эдди Хейзелвуд (Intro 6069) Его версия «два шага в стиле хонки-тонк».
· Бывшая голливудская детская актриса и чемпионка
National Yodeling 1946 года Бетси Гей (Intro 6070) записала версию хиллбилли
с Джо Мафисом и Мерлом Трэвисом в студии Radio
Recorders в Лос-Анджелесе 18 марта 1953 года. Billboard так описал её запись: «Она хорошо поёт её,
выкрикивая тексты песен со случайным волнением, без той силы, в которой
нуждается мелодия».
·
Бывший вокалист группы Texas Playboy Western Swing Томми
Дункан (Intro 6071). Версия Дункана описывается как «более гладкое, джазовое
чтение с прекрасным гитарным и фортепианным вкладом».
·
Клив Джексон (Джексон Кливленд Тумбс) и его Hound
Dogs (Herald 6000).
24 февраля 1954 года The Cozy Cole
All Stars записали инструментальную версию «Hound Dog Special» (MGM 11794).
В последующие годы версия Big Mama Thornton была перепета
такими артистами, как «Dirty Blues
Band», Этта Джеймс, Роберт Палмер и Мэйси Грей.
Ответы и пародии.
К концу 1953 года было выпущено не менее шести «ответных песен» оригинальной версии «Hound Dog» Вилли Мэй Торнтон. По словам Дона Роби из Peacock, эти песни были «ублюдками» оригинала и снижали её потенциал продаж. Песня-ответ, ответная песня или запись ответа — это песня (обычно записанная дорожка), созданная в ответ на предыдущую песню, обычно другим исполнителем. Эта концепция получила широкое распространение в блюзовой и R&B музыке в период с 1930-х по 1950-е годы. Песни-ответы также были популярны в кантри-музыке в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах, иногда в качестве женских реакций на оригинальный хит исполнителя-мужчины или мужских реакций на хит артистки-женщины.
«Bear Cat» (1953).
Первой и самой популярной песней на песню «Hound
Dog» была «Bear Cat («Медвежий кот»)»
(Sun 101), записанная в Sun Studios по
адресу 706 Union Avenue, Memphis, Tennessee 8 марта 1953 года, всего через две
недели после выхода оригинальной версии Торнтон и даже до того, как обзор
«Hound Dog» был опубликован в Billboard. У
«Bear Cat» был другой текст, написанный основателем Sun Records Сэмом Филлипсом, в
которых он ввёл певца, жалуещегося, что его женщина была «медвежьей кошкой»,
сленговый термин для «горячей девушки». Согласно биографу Филлипса Питеру Гуральнику:
«Сэм был нокаутирован «Гончей собакой» Биг Мамы
Торнтон, едва услышав её. Пластинка поразила его модифицированный тонким
латинским ритмом «румба-буги» и общим аккордом. Он сказал: «Боже мой, это так
верно. Это не что иное, как гончая собака». И это дало ему немедленную идею для
подражания – с точки зрения мужчины...
«Bear Cat» («Медвежья кошка»), «проверенная временем традиция ответных песен,
была виртуальной копией «Hound Dog» с текстами, аккордовыми прогрессиями и
ритмической структурой, взятыми непосредственно из оригинала.
В поисках подходящего человека для записи этой
песни Филлипс выбрал по совместительству местного диск-жокея WDIA Руфуса Томаса, который
для этой записи принял прозвище «Rufus 'Hound Dog' Thomas». «С его грубым
голосом под Луи Армстронга, остроумием и сногсшибательными выходками, он был
идеальным кандидатом, чтобы ответить на резкие обвинения, которые Big Mama
Thornton выбросила в своей песне, на этот раз направив их на «властную
женщину». Несмотря на свое нежелание записывать песню и свои оговорки по поводу
группы, собранной Филлипсом, Томас «погрузился в песню с тем же дерзким
обаянием, которое он привносил во все свои выступления, в комплекте с рычанием и
пылкими импрекациями». На работу мемфисского блюзмена Джо Хилла Луиса сильно
повлияла работа Пита Льюиса из оригинальной версии. По словам Джеймса М.
Салема:
Вместо лая и воя на заднем плане есть мяуканье и
шипение. В форме истинного ответа пол участников был изменен. На этот раз
главный герой — мужчина, прямо бросающий вызов никчемной женщине из оригинальной
песни — исправляя ее предыдущие оскорбления и перенаправляя их на нее. Вся
ирония и сарказм оригинала и даже сексуальность запечатлены в ответе: «Ты
можешь мурлыкать, симпатичная кошечка, но я больше не собираюсь тебя тереть».
Филлипс не питал иллюзий по поводу того, что
превзойдет оригинал: «Черт возьми, нам не удалось быть такими же хорошими, как
Big Mama. Томас был недоволен результатом, особенно игрой Джо Хилла Луиса на
блюзовой гитаре в стиле кантри. В 1978 году Роберт Палмер писал: «Даже сегодня
Руфус испытывает извращенное удовольствие, указывая на неправильные ноты в соло
Луи».
В течение двух недель «Bear Cat» (Sun 181)
появилась в магазинах, что побудило Billboard описать
ее 28 марта как «самую быстро записанную песню, попавшую на рынок». Она
стаал первым хитом Томаса и Sun Records; в
первые дни было заказано более 5000 копий и к середине апреля она попала в
национальный чарт, в конечном итоге достигнув 3-го места в R&B
чартах. Однако, когда Филлипс стал претендовать на авторство песни, последовал
иск о нарушении авторских прав, который чуть не обанкротил звукозаписывающий
лейбл Филлипса.
Другие записи песен-ответов.
В течение нескольких месяцев после выхода «Hound
Dog» и «Bear Cat» последовала волна записей ответов:
·
18 марта блюзовый шутер Рой Браун записал «Mr. Hound Dog's in Town» для King Records (45—4627). Хотя у него была та же мелодия и многое из оригинального
текста, Браун считается единственным автором песни. Несмотря на угрозу
судебного иска, «Mr. Hound Dog's in Town» Брауна все еще рекламировался в Billboard 6 июня 1953 года.
·
Вокалист Чарли Гор и гитарист Луис Иннис записали
«(You Ain't Nothin' But A Female) Hound Dog» (King 45–1212) для King Records 22
марта 1953 года. Эта песня была приписана Иннису, Лоис Манну (псевдоним
владельца King Records Сида Натана, девичья
фамилия его жены) и Джонни Отису.
·
По просьбе Леонарда Чесса,
блюзовый гитарист Джон Брим написал
ответную песню под названием «Rattlesnake» для дочерней компании Chess Records Checker.
В марте 1953 года Брим и Гэри Кингс записали «Rattlesnake» (Checker 769) на Universal Recording в Чикаго. «Rattlesnake» и «It Was a Dream»
были поддержаны Литтл Уолтером на блюзовой арфе; Вилли Диксоном на
струнном басу; Фредом Боттером —
ударные; Луисом и Дэйвом Майерсом на гитарах.
Однако, когда Дон Роби пригрозил судебным запретом Sun Records за «Медвежью кошку» Леонард и Фил Чесс решили
не выпускать «Гремучую змею». В 1969 году эта песня была официально
выпущена на Whose Muddy Shoes (1969:
Chess LP 1537).
·
Combo Records Джейка Портера выпустили
«Real Gone Hound Dog» (Combo 25), «неясную запись «ответа» Чака Хиггинса на
«Hound Dog». Композиция была приписана Хиггинсу и Портеру.
·
«Call Me a
Hound Dog», написанная Бобом Геддинсом была
записана блюзовым певцом Джимми Уилсоном и His All Stars (с Хэлом «Кингом»
Соломоном на фортепиано) и выпущена Geddins' Big Town Records в мае 1953 года
(Big Town Records 103). Рецензия в выпуске Billboard от 23 мая описывает эту песню как «возможно,
последнюю в длинной череде ответов на «Hound Dog», в которой Джимми Уилсон поет
в хорошем стиле. Орк поддерживает его в блюзовой манере».
·
Бывший актёр «Нашей банды» Юджин Джексон и
актриса Хуанита Мур (при поддержке Трио Юджина Джексона и All Stars)
записали «You Call Me a Hound Dog», которая была выпущена на лейбле John Dolphin's Recorded In Hollywood (421A).
·
«New Hound Dog» (Big Town 116) Фрэнка «Dual
Trumpeter» Мотри and His Motley Crew был записан в октябре 1954 года для Big
Town Records, дочерней компании 4 Star Records, принадлежащей Бобу Геддинсу. Мотли
считается единственным композитором, а «Король» Герберт Уитакер играет на
тенор-саксофоне. Эта песня описывается как «первая рок-аранжировка «Hound Dog».
Он был переиздан в Канаде в 1956 году лейблом Quality Records (Quality
K1544).
В апреле 1954 года, когда пыль улеглась Ролонц
из Billboard подытожил
события следующим образом: «В 1953 году был создан важный прецедент в отношении
ответов на мелодии... Звукозаписывающие фирмы пытались «ответить» на хиты
других компаний, используя одну и ту же мелодию с разными текстами.
28 марта 1954 глда Billboard сообщил, что «в
попытке бороться с тем, что стало безудержной практикой небольших лейблов —
спешка с ответами, которые похожи по мелодии и / или теме на частушки, которые
стали хитами — многие пабберы теперь нанимают адвокатов. Обычная практика, конечно,
заключается в том, чтобы рассматривать ответ как оригинал. В настоящее время
издатели ведут борьбу, чтобы защитить свои оригиналы от несанкционированных или
нарушающих авторские права ответов».
"Грабежи" ("Rip
offs")
Были выпущены две пластинки, которые не были ни
кавер-версиями, ни ответами на релиз Биг Мамы Торнтон, но использовали
аналогичную мелодию без какой-либо атрибуции Лейберу и Столлеру. Первой была
песня Смайли Льюиса «Play
Girl», описанная как «топающий буги-рокер в высоком темпе» и
приписываемая Дэйву Бартоломью
и
выпущенная лейблом Imperial Records (Imperial 45—5234) к концу марта 1953 года.
В апреле 1955 года женщина-имитатор Джесси «Big 'Tiny'» Кеннеди записала песню
«Country Boy» в сопровождении His Orchestra, которая была выпущена Groove Records RCA
(Groove 4G-0106) к 21 мая. Хотя эта песня приписывается исключительно Кеннеди,
в ней есть мелодия, похожая на «Hound Dog».
В начале 1970-х годов Роберт Лоерс, владелец
голландского лейбла Redita Records, нашел песню с той же мелодией, что и «Hound
Dog» под названием «(You Ain't Nuttin' But a) Juice Head» на анонимной
компиляции Select-o-Hits,
дистрибьюторской компании в Мемфисе, принадлежащей брату Сэма Филлипса, Тому,
где хранились артефакты Sun.
Филип Х. Эннис считает «Two Hound Dogs», которая
была записана 10 мая 1955 года Биллом Хейли и его кометами (Decca 29552) как
ответ на запись Торнтон.
Версии Фредди Белла и Bellboys
(1955—1956).
К 1955 году соучредитель Teen Records из Филадельфии Берни
Лоу подозревал,
что «Hound Dog» потенциально может иметь большую привлекательность, и поэтому
попросил популярного лаунж-исполнителя Лас-Вегаса Фредди Белла из Freddie Bell and the Bellboys, переписать тексты песен для релиза на его
лейбле.
Белл удалил инсинуации вроде «Ты можешь вилять
хвостом, но я больше не собираюсь тебя кормить» и заменил их
продезинфицированными текстами, превратив колоритную песню о разочаровывающем
любовнике в песню, которая была буквально о собаке. В музыкальном плане он придал
песне рок-н-ролльный ритм. Джерри Лейбер, оригинальный автор текстов, нашел эти
изменения раздражающими, сказав, что переписанные слова не имеют «никакого
смысла». Описанная как «одна из их пародий на товарный знак»,
версия Bellboys стала основным продуктом их выступлений в Лас-Вегасе.
В начале 1955 года эта версия «Hound Dog» стала
первой записью, выпущенной на Teen Records (TEEN 101), «дочерней компанией
столь же малоизвестной Sound Records», принадлежащей Лоу. Версия включает в
себя собачьи звуки «arf arf», издаваемые группой на протяжении всей песни, и «самый
используемый ритмический рисунок» 1950-х годов, трехбитный латинский басовый
рифф, впервые предложенный Дэйвом Бартоломью,
который
также использовался в «Bear Cat» Руфуса Томаса и в
записи Пресли 1956 года.
В июне 1984 года музыкальный исследователь и
историк Джордж А. Мунукян «нашел стилистическое сходство» между версией Фрэнка
«Dual Trumpeter» Мотли 1954 года «New Hound Dog» (Big Town 116) и версией «Hound
Dog» Белла 1955 года (Teen Records). На обложке сингла авторство
приписывается Лейблеру и Столлеру.
Запись «Hound Dog» Белла стала местным хитом в районе Филадельфии. Несмотря на
то, что «Hound Dog» провела 16 недель под № 1 она не привлекла национального
внимания. Тем не менее, региональная популярность этого релиза, наряду с
шоуменством группы, привела к появлению в новаторском музыкальном фильме «Рок вокруг часов» в
январе 1956 года; и в конечном итоге дала группе контракт на запись с дочерней
компанией Mercury Records Wing Records к
февралю 1956 года.
В мае 1956 года (за два месяца до того, как Пресли
записал свою версию) Bell and the Bell Boys записали более темповую версию песни для
Mercury, которая была более чем на 20 секунд короче, и в которой отсутствовал
лай собак из их версии 1955 года. Тем не менее, Mercury не выпускал эту новую
версию до успеха версии Пресли. Первоначально выпущенный во Франции в конце
1956 года на EP Rock 'n' Roll (Barclay
14159), сингл был выпущен впоследствии в 1957 году в Австралии (июль 1957:
Mercury Records 45152), Швеции (Rock'n'Roll
Vol. 2; Mercury EP-1-3502) и Норвегии (Mercury EP MN5). Поскольку
юридический спор о его составе не был разрешен, авторство версии Mercury
Records приписывается Лейберу-Столлеру-Отису. Версия «Hound Dog» 1955 года (2:45) и Mercury Records 1956 года (2:22) включены в сборник 1996 года Rockin'
Is Our Business (Германия: Bear
Family Records BCD 15901).
Версия Элвиса Пресли.
«Hound Dog» была записана более 250 раз в жанрах кантри, блюза
и рок-н-ролла. Самой известной версией является, сделанная в июле 1956 года
Элвисом Пресли.
Первое выступление Элвиса Пресли в Лас-Вегасе создало ему
имидж «бунтаря», хотя сам певец никогда таковым себя не чувствовал. Впервые
музыкант выступил в отеле «New Frontier» в период с 23 апреля по 6 мая 1956
года. В то же время свои концерты давала и группа «Freddie Bell and the Bellboys»,
выступавшая в другом отеле Лас-Вегаса — «Sands Hotel». Элвис не только любил
посещать их концерты, но и проявлял особый интерес к исполняемым музыкантами
песням. Особый интерес у Пресли вызвала именно песня «Hound Dog». Так у
музыканта появилась идея записать кавер-версию на песню «Freddie Bell and the
Bellboys». Выяснив у лидера группы, Фредди, нет ли у того каких-либо возражений
против того, чтобы он исполнил песню в их интерпретации, Пресли получил
утвердительный ответ. Уже к 16 мая Элвис добавил песню «Hound Dog» в репертуар
своих «живых» концертов.
Музыкант придал песне комический контекст, что делал довольно
часто в своих записях. Пресли также использовал «вращение» по сцене, которое
использовали во время своих выступлений группа «Freddie Bell and the Bellboys».
Песня в исполнении Пресли всегда пользовалась успехом у публики, и к тому же
полностью соответствовала стандартам жанра рок-н-ролл
Барабанщик Доминик Фонтана вспоминал:
«Мы позаимствовали песню у группы, которую видели в Лас-Вегасе
— «Freddie Bell and the Bellboys». Они записали песню наподобие этой. Мы ходили
на их концерты каждый вечер, чтобы посмотреть на них. Он (Пресли) часто
говорил: «Пойдём посмотрим на ту группу. Это же отличная группа!» Именно там он
впервые услышал «Hound Dog», после прослушивания которой кротко заявил:
«Давайте попробуем записать эту песню».
Впервые Пресли исполнил песню «Hound Dog» на «Шоу Милтона
Берли» 5 июня 1956 года, выступив у Берли уже во второй раз. К тому времени
Скотти Мур добавил к песне партию соло-гитары, а Доминик Фонтана — наиболее
«горячий» барабанный бой в перерывах между куплетами песни. Интересно, что
именно на шоу Милтона Берли Пресли впервые выступил на национальном телевидении
без гитары. Незадолго до смерти музыканта Берли рассказал в одном из интервью,
что именно он просил Элвиса оставлять гитару за кулисами.
Затактовую версию песни Пресли всегда заканчивал внезапным
отбрасыванием руки назад. Музыкант любил импровизировать в той части песни, где
пел «You ain’t-a nuthin' but a hound dog, cuh-crying all the time». Финальный
музыкальный темп сигнализировал музыкантам об окончании песни. Пресли угрожающе
указывал рукой на аудиторию и пел громким голосом: «Ты мне не друг!» (англ. You
ain’t no friend of mine). Движения Пресли во время исполнения отличались особой
раскованностью. Реакция молодых женщин, находящихся в зрительном зале, была
откровенно восторженной, как видно на записи радиопередачи.
Выступление Пресли на «Шоу Милтона Берли» в тот год увидело
свыше 40 000 000 человек. Америка была поражена непристойностью, и на
телекомпанию обрушились негодующие зрители как письменно, так и демонстративно.
Выступление музыканта было подвергнуто резкой критике в прессе и различных
средствах массовой информации. Телевизионные критики начали беспощадную
кампанию против Элвиса в поддержку того, что музыкант «ничуть не талантлив», у
него «режущий голос и ерундовые тексты песен», а также убеждая своих
сторонников в том, что Пресли «оказывает преступное влияние на подростков».
Так, впоследствии, музыкант получил своё знаменитое прозвище «Пэлвис», что в
переводе означает анатомический термин «таз». Нью-йоркская газета «Дэйли Ньюс»
сообщала:
«[Поп-музыка] достигла своего нижайшего уровня благодаря
„хрипению и урчанию“ Элвиса Пресли. Телезрители могли в этом убедиться во время
недавнего шоу Милтона Берла. В музыкальном отношении Элвис был ужасен, но зато
бодро вихлял бёдрами. Его выступление было вульгарным, насквозь пропитанным
анимализмом и неприличными намёками, место которым — в борделе. Меня поразило
то, что Берл и телекомпания „NBC“ выпустили эту передачу в эфир».
Взрывная критика после выступления на «Шоу Милтона Берли»
поставила под угрозу срыва запланированное выступление Пресли на «Шоу Стива
Аллена». На одной из своих программ Стив Ален заявил:
«Поступили просьбы о снятии Пресли с нашей программы. На
настоящий момент его появление до сих пор планируется на 1 июля, хотя я ещё
окончательно не решил, пригласим мы его или нет. Если он всё таки будет
приглашён, вы можете быть уверенными, что он не оскорбит зрителей своим
поведением».
Вопреки разразившемуся скандалу, Пресли всё же выступил на «Шоу
Стива Аллена», как это и было запланировано 1 июля 1956 года, где предстал в
совершенно ином сценическом образе. Пресли был одет во фрак с
галстуком-бабочкой и в белых перчатках на руках. Перед началом шоу, музыкант
признался, что совсем нечасто носит костюмы и пошутил, что его стиль одежды не
совсем соответствует вечернему протоколу, ведь на нём были синие замшевые
ботинки (намёк на песню «Blue Suede Shoes»). Песню «Hound Dog» он исполнил для
собаки породы Бассет, которую по задумке организаторов, одели в воротничок,
галстук-бабочку и цилиндр. Сам Элвис спокойно исполнил номер и даже открыто
симпатизировал испуганной собаке, поцеловав её в ходе песни несколько раз.
Позднее Стив Аллен вспоминал:
«Когда я пригласил на шоу Элвиса, я естественно не был заинтересован
в том, чтобы превратить его выступление в водевиль и позволить ему наследить,
что он мог запросто сделать во время своего выступления. Вместо этого мы
предоставили ему возможность поработать в комедийной структуре нашей программы…
Мы, конечно, тогда не запрещали печально известные движения тазом Элвиса, но, я
думаю, тот факт, что он появился на сцене в формальной вечерней одежде, немного
изменил его выступление».
Поскольку Аллен был известен своим презрительным отношением к
рок-н-роллу и такой песне, как «Hound Dog», он немного злостно пошутил,
представив Пресли, держащим в руках рулон, «в точности похожий на большой рулон
туалетной бумаги, который по словам Аллена, содержал 'подписи восьми тысяч
поклонников'». По требованию ведущих программы певец облачился в смокинг. Хотя,
по мнению большинства поклонников Пресли, это выступление оказалось удачным, по
словам Скотти Мура, следующим утром музыканты оставались крайне недовольны
своим выступлением прошлой ночью.
На следующее утро, после выступления на «Шоу Стива Аллена»,
Пресли в составе своего бэнда возвратились в студию «RCA Victor» для записи
песни «Hound Dog». В то время, как музыкант пытался привнести кокетливую
игривость в этот изначально злой блюз, в хитах лидировала его песня «(Let Me Be
Your) Teddy Bear». Пресли записал «Hound Dog» вместе с песнями «Don't Be Cruel»
и «Any Way You Want Me» 2 июля 1956 года в студии RCA в Нью-Йорке. Несмотря на
то что основным продюсером записи выступил постоянный продюсер RCA Стив Шолз,
работа в студии доказывает, что и сам Пресли также исполнил обязанности
продюсера (так же, как и в большинстве записей, сделанных во время
звукозаписывающих сессий на студии RCA). По настойчивым просьбам музыканта,
сроки работы над записью песни сильно затянулись из-за того, что он долго не
был удовлетворён качеством полученных записей. В общей сложности, была записана
31 версия песни «Hound Dog». Выпуск сингла «Hound Dog/Don’t Be Cruel» состоялся
4 августа 1956 года, а осенью того же года был выпущен его второй альбом
«Elvis» — и тот и другой заняли 1-е места; к этому времени Пресли достиг
международной популярности благодаря выпуску пластинок за рубежом (особенный —
и достаточно стабильный — успех у Пресли был и остаётся в Великобритании и
Германии). Сингл пробыл на вершине поп-чарта 11 недель. Одновременно с этим,
«Peacock» повторно выпустили оригинальную версию этой песни в исполнении
Большой Мамы Торнтон.
Сторона «Б» песни «Hound Dog» — «Don't Be Cruel» — была также
выпущена 13 июля 1956 года. Обе стороны сингла мгновенно возглавили музыкальные
хит-парады. Сингл достиг наивысших позиций во всех трёх существующих
хит-парадах «Billboard»: поп, кантри-энд-вестерн и ритм-энд-блюз. Таким
образом, сингл стал первым в истории хит-парада, которому удалось добиться
столь высоких результатов.
9 сентября, когда песня лидировала в музыкальных хит-парадах,
Пресли выступил на «Шоу Эда Салливана», где исполнил сокращённую версию песни
«Hound Dog». После номера с песней «Ready Teddy», музыкант исполнял «Hound
Dog», начав со слов: «Друзья, как сказал однажды великий философ…» (англ.
Friends, as a great philosopher once said…) Во время своего выступления на «Шоу
Салливана», 28 октября, в своей вступительной речи перед песней «Hound Dog»,
музыкант также сказал:
«Дамы и господа, пожалуйста, прошу вашего внимания. А-а, я
хотел бы сказать, что мы приготовили печальную песню для вас. Эта песня одна из
самых грустных среди тех, которые мы когда-либо слышали. Она рассказывает
историю о друзьях. Великолепная лирика».
Затем Пресли представил публике полную версию песни. Во время
его выступления, камера показывала артиста в полный рост. «Hound Dog» продал
более 4 миллионов копий в США на время своего первого выпуска. Это был первый
сингл Пресли, продажи которого оказались настолько высоки. Сингл оставался на
первой позиции, пока музыкальный хит-парад не возглавила другая песня, также
записанная Пресли — «Love Me Tender». В будущем «Hound Dog» стала для Пресли
«визитной карточкой» вместе с такими популярными мелодиями музыканта, как
«That's All Right» или «Heartbreak Hotel», ранее повторившими успех «Hound
Dog».
Версия, которая была продана тиражом около 10 миллионов копий
по всему миру, стала самой продаваемой песней Элвиса и «эмблемой рок-н-ролльной
революции». В 1956 году «Hound Dog» была одновременно №1 в американских поп,
кантри и R&B-чартах, и возглавляла поп-чарт в течение 11 недель — рекорд,
который продержался 36 лет. Запись Пресли, выпущенная лейблом RCA 1956 года,
была введена в Зал славы Грэмми в 1988 году, и указана как одна из «500 песен,
которые сформировали рок-н-ролл» Зала славы рок-н-ролла.
В 1988 году оригинальная запись Пресли RCA 1956 года была введена
в Зал славы Грэмми. В 2004 году журнал Rolling Stone поместил
песню на 19-ю позицию в списке 500 величайших песен всех времён по версии
журнала Rolling Stone, что стало наивысшей оценкой записей Пресли, вошедших в
этот список. В марте 2005 года, журнал Q поместил версию Пресли на 55-е место в
своём списке 100 величайших гитарных треков по версии журнала Q. Версия
Пресли включена в список «500 песен, которые сформировали рок-н-ролл» Зала
славы рок-н-ролла.
Ответы на версию Элвиса Пресли.
Коммерческий успех RCA-версии «Hound Dog» Пресли
1956 года ускорил распространение кавер-версий, ответных песен и пародий. Кроме
того, «Гончая собака» была переведена на несколько языков, включая немецкий,
испанский, португальский, французский и даже бернский немецкий.
К 1964 году версия Пресли «Hound Dog» была перепета
более 26 раз, а к 1984 году было по крайней мере 85 различных кавер-версий песни, что
сделало ее «самой известной и наиболее часто записываемой песней рок-н-ролла». В
июле 2013 года официальный сайт Leiber & Stoller перечислил 266 различных версий
«Hound Dog», но признал, что его список неполный. Среди известных артистов,
которые перепели версию Пресли «Hound Dog»: Джин Винсент; Джерри Ли Льюис; Пэт Бун; Сэмми Дэвис-младший; Бетти Эверетт; Литтл Ричард; братья Эверли; Джуниор Уэллс; Джими Хендрикс; Ван Моррисон; Конвей Твитти; Джон Леннон; Джон Энтвистл; Карл Перкинс; Эрик Клэптон; Джеймс Тейлор; и многие
другие.
В 1999 году Дэвид Грисман, Джон Хартфорд и Майк Сигер включили
«Hound Dawg» в свой альбом 1999 года Retrograss, который был номинирован на Грэмми в категории
«Традиционный фолк-альбом» в 2000 году.
Австралийская группа Sherbet выпустила
«Hound Dog» в 1973 году в качестве неальбомного сингла, подкрепленного «Can I
Drive You Home?». Он достиг 18 места в Kent Music Report и
появился под номером 21 в чарте Go-Set по
итогам года.
Кавер-версии
Битлз и Джона Леннона.
Поскольку Элвис Пресли оказал основополагающее
влияние на Пола Маккартни и Джона Леннона, и
«Hound Dog» была фаворитом молодого Леннона и его матери, во время ранней
карьеры The Beatles «Hound
Dog» была одной из песен Леннона и Маккартни в Quarrymen и позже,
когда The Beatles играли
с августа 1957 по 1961 год. Ни одна записанная версия, как известно, не
сохранилась. 30 августа 1972 года Леннон исполнил песню с Plastic Ono
Elephant's Memory Band в Мэдисон-сквер-гарден, Нью-Йорк, на одном из своих последних
благотворительных концертов.
Песня была выпущена на его альбоме Live in New York 24
января 1986 года. Джон Леннон также
записал «Hound Dog» во время своей репетиции ранней классики рок-н-ролла (для
концерта в Мэдисон-сквер-гарден), которая была выпущена на
несанкционированном альбоме S.I.R. John Winston Ono Lennon. Тони Шеридан (которого
попросили присоединиться к молодым Битлз) также
записал версию Пресли «Hound Dog».
Версии
на иностранных языках.
Среди тех артистов, которые записали неанглийские
версии «Hound Dog»:
·
Ральф Бендикс (на
немецком языке, как «Heut Geh' Ich Nicht Nach Hause») (1957); (Сегодня я
не иду домой)
·
Die Rock and Rollers с оркестром Йоханнеса Феринга (на немецком языке, как «Das Ist Rock And
Roll») (слова: Фини Буш) (1957);
·
Dyno Y Los
Solitarios (на мексиканском испанском, как «Sabueso») (1960: Discos
Audiomex). (Гончая)
·
Los Rogers (на испанском языке, как «El Twist Del
Perro») (1961); (Собачий твист)
·
Lucky Blondo (на
французском языке, как «Un Vieux Chien de Chasse») на
своем альбоме To Elvis from Nashville (1977: Philips) (An Old Hound)
·
Анджела РоРо (на бразильском португальском, как «Hot-Dog») (1984)
·
Züri West (на бернском немецком
языке как «Souhung») на их альбоме
Elvis (15 июня 1990: Black Cat at Sound Service)
·
Аурелио Мората (на испанском языке, как «Перра
Боба») Трибуто Аль Рей (1997:
Пикап)
Пародии.
Несколько
пародий подчеркивали кросс-культурную привлекательность записей Пресли. Лало «Панчо Лопес»
Герреро, отец музыки чикано, выпустил
пародийную версию в 1956 году под названием «Pound Dog» (L&M LM1002)
о чихуахуа.
В январе 1957 года американский сатирик еврейского происхождения
Микки Кац выпустил новую версию песни Yinglish «You're
a Doity Dog» (Capitol F3607), поющую с идишским акцентом
и имеющую клезмерский перерыв
между куплетами. В этой фрейлах-роковой песне Кац спел «You ain't nothin't but a
paskudnick».
К марту 1957 года кантри-певец Клифф Джонсон
отреагировал на популярность песни Пресли «Hound Dog», записав свою
самостоятельно написанную «Go 'Way Hound Dog (Let Me Sing My Blues)» (Columbia
4-40865; Австралия: Coronet Records KW-022),
описанную в Billboard как
«рокабилли, которая
исповедует насыщение рокабилли-музыкой».
Заключение.
После «Hound Dog» музыкальная карьера «Большой Мамы» Торнтон шла то вверх, то вниз. В шестидесятых годах она дважды гастролировала по Европе в рамках фестиваля American Folk Blues, оба раза с огромным успехом. Она написала песню под названием «Ball & Chain», которая сделала Дженис Джоплин знаменитой, и успех завоевал для неё новую аудиторию в рамках возрождения блюза. Она заболела раком и попала в автомобильную аварию, которая вынудила ее некоторое время оставаться в инвалидном кресле. Но она записывала блюз, госпел, рок-н-ролл и выступала до конца, даже когда ее здоровье ухудшалось с годами из-за сильной привычки к алкоголю. Когда 25 июля 1984 года она умерла, то не оставила после себя никаких денег. Ее друзья устроили ей пышные похороны, и Джонни Отис провел их. Как сказал один из ее самых близких друзей: «Она жила так, как хотела. Она не была миллионером, и я не думаю, что она пыталась им стать. Она всегда говорила, что блюз важнее денег». Маленькая девочка из Алабамы осуществила свою мечту и стала знаменитой «Большой Мамой» Торнтон. Она жила полной жизнью и сумела зарабатывать на жизнь своей музыкой более 40 лет. «Большая Мама» Торнтон сделала все по-своему, без особых компромиссов, сохранив самоуважение и юмор. Прежде всего, она была настолько реальной, насколько это возможно, и если вы не чувствуете хандры, когда слышите, как она поет, то у вас в душе дыра. Или, как сказала бы «Большая Мама» Торнтон: «Ты не кто иной, как гончая собака».
Комментариев нет:
Отправить комментарий