Антон Чернин. Полная история русского рока, рассказанная им самим.
Часть 2.
Золотые денечки (1986–1991)
6. Группа
«Телевизор». Альбом «Отечество иллюзий» (1987)
—
Советский Союз выходит на первое место в мире по добыче нефти и газа.
— После
четырнадцатилетнего перерыва возрождается КВН — Клуб веселых и находчивых.
—
Секретарь Московского горкома компартии Борис Ельцин выходит из ЦК КПСС.
— в
Москве на Красной площади приземлился самолет немецкого летчика-любителя
Матиаса Руста.
— В
тяжелейшем матче между «динамовцами» Киева и Минска Кубок СССР по футболу
достается киевлянам.
…а в
магазинах «Мелодия» тем временем продается вот это:
София Ротару — «Было, но прошло», Игорь Саруханов — «Парень с гитарой», Алла Пугачева — «Балет».
В октябре
того же года на последнем дне рождения Аркадия Райкина Геннадий Хазанов уложил
зал в истерике одной фразой: «Как нам отличить краксворд о нетрудовых доходах
от регбуса об индивидуальной трудовой деятельности?» Время в этой шутке было
схвачено очень точно.
Действительно,
вещи, разрешаемые одной рукой, тут же запрещались другой, как оно было,
например, с частным предпринимательством. Невозможно было понять, светит ли
тебе статья в «Огоньке» или статья УК. С музыкой было ровно то же самое. В 1987
году вышла первая пластинка «Алисы» — и тогда же был затеян процесс против
Константина Кинчева. Юрий Шевчук записывает на фирме «Мелодия» альбом «Я
получил эту роль» — а в это время один из организаторов записи его предыдущего
альбома «Время» Игорь Щербина находится сначала под следствием, а затем — в
психбольнице. Границы разрешенного можно было исследовать только одним способом
— говорить, что хочешь, а потом смотреть, сойдет это тебе с рук или нет.
Михаил
Борзыкин: Группа «Телевизор» выступала таким пробойным
инструментом… Раз вот это прокатило у нас — значит, можно и остальным. Каждый,
как мог, пробивал такие вот тоннельчики к свободе. В результате потом туда все
ринулись и смели все перегородки.
Сейчас
трудно себе представить, но в конце 1980-х группа «Телевизор» была столь же
популярна, как «Алиса» или «ДДТ». Тем более нельзя было этого сказать в 1984-м,
когда музыканты представили свою первую программу «Шествие рыб». Тогда
самодеятельная музыкальная пресса писала о них так:
«Телевизор»
воплотил идею, уже носившуюся в воздухе. Это была смесь новой волны «Talking
Heads» и того, что уже вполне можно назвать гребень-роком. Но если «Кино» БГ
заботливо взращивал и поливал, то «Телевизор» — это дикорастущее явление.
Через три
года «Телевизор» радикально изменился. Музыка стала еще более завернутой и
отстраненной от рядового слушателя. Зато тексты прошибали этого самого
слушателя насквозь.
Историю
«Аквариума», «Кино» или «ДДТ» любой российский меломан может рассказать с
любого места и во всех подробностях. Не то с «Телевизором», поэтому для начала
— краткий экскурс в историю группы.
Михаил
Борзыкин: У меня к концу школьного обучения возникли две
стойкие привязанности: музыкаи английский язык. С девятого класса я уже играл в
школьной рок-группе и пел там на английском языке. Потом я четыре года отучился
в Ленинградском университете на филологическом факультете. А в конце четвертого
курса была создана группа «Телевизор».
До этого
я поиграл еще в трех-четырех группах, где меня, слава богу, многому научили. В
этих командах я играл под руководством людей с консерваторским образованием. Мы
играли арт-рок, симфо-рок — такую довольно сложную музыку, пели на пять
голосов. Эта школа мне очень помогла. Мы играли на танцах, а гитаристом у нас
какое-то время был Юра Каспарян из «Кино», а я там был клавишником. Мы,
двадцатилетние ребята, разъезжали по школам и играли на танцах песни групп
«Slade», «Rolling Stones» и «Beatles», — было очень забавно. Ну а в самом конце
четвертого курса вместо сессии я вступил в Ленинградский рок-клуб.
Вступление
в Рок-клуб стоило жертв. Вылететь с филфака Ленинградского университета за
полтора года до диплома — это надо было уметь. Но у Михаила получилось.
Михаил
Борзыкин: Одновременно заниматься и учебой, и музыкой было
невозможно. Нас сразу приняли, как-то полюбили, обогрели. И в ту сессию три
экзамена из четырех я не сдал. Осенью я вяло попытался что-то пересдать, но
тогда я уже понимал, что это не мой путь. Ни школьным учителем, ни переводчиком
где-нибудь в посольстве быть мне не хотелось. Влезешь в эту колею — в жизни
потом не отделаешься. Это все было настолько несвободно, что влезать во все это
мне совсем не хотелось.
При всех
сложностях взаимоотношений музыкантов, на Рубинштейна, 13 собирались свои. А
снаружи оставались чужие. Вне стен этого дома Борис Гребенщиков был сторожем и
собирал по подъездам бутылки, Виктор Цой считался обычным ПТУшником, а
Константин Кинчев — московским туристом без определенных занятий. Но внутри
каждый из них считался творцами новой музыки и нового языка. Обе реальности в
лучшем случае не замечали друг друга, в худшем — вызывали друг у друга рвотный
рефлекс.
Михаил
Борзыкин: Я вот жаждал свободы. И в музыке рок-н-ролл я ее
всегда находил. Возможно, мое отчисление из университета было подстроено, я уж
не знаю. Но меня просто отчислили, и я не стал пытаться восстановиться.
Завертелась очень рок-н-ролльная жизнь. Она мне была близка, поэтому я и не
закончил последний курс университета, о чем ничуть не жалею. Я сразу стал
совсем свободен, хотя, конечно, родители были категорически против.
Как и
любой нормальный человек моложе двадцати семи лет, раньше времени попрощавшийся
с вузом, Михаил Борзыкин задумался об армии. Точнее, она задумалась о нем. Надо
сказать, что как раз в 1985–1987 годах был такой короткий период, когда
призывали и студентов. После чего сразу и начали появляться статьи о
«дедовщине», благо новобранцы были народом грамотным, рассказать о своих
армейских бедах умели, а газеты уже начали такие вещи публиковать. Борзыкин
решил с почетной обязанностью не связываться и стал косить в психиатрической
больнице.
Михаил
Борзыкин: Военную кафедру закончить я успел и фактически
должен был получить лейтенанта. Но мне оставалось доучиться пятый курс, и
тут-то, конечно, за меня взялись.
Это
произошло очень быстро. Начали звонить домой, и тут я просто встал на дыбы. Я
сказал маме, что если пойду в армию, то может случиться все что угодно. Если
она хочет видеть сына живым, то она должна пойти со мной в психоневрологический
диспансер и подтвердить, что я человек крайне депрессивный, временами
невменяемый, родителей в каком-то смысле недолюбливаю, имею с ними конфликты и
периодически замыкаюсь. До маниакально-депрессивного психоза мне было не
дотянуться, и нужно было что-то попроще.
Чтобы
подтвердить диагноз, надо было в течение месяца полежать на обследовании в
тюремного типа больнице. У нас в Петербурге она называется «Пряжка». Там самая,
пожалуй, жесткая из всех больниц такого рода. Там не пускают гулять даже во
двор, там алкоголики бьют шизофреников — в общем, мерзопакостная атмосфера.
Задача состояла в том, чтобы не сорваться ни на какую агрессию, потому что в
мою легенду это не входило. Плюс попался умный врач, который как-то мне сказал:
— Либо у
тебя шизофрения, либо ты симулируешь. Давай-ка пройдем еще раз тесты.
А тестов
было несколько. Был очень заковыристый американский тест — триста вопросов. И
был русский тест, из которого выяснялось, симулируешь ты или нет. Мне, слава
богу, ничего не кололи, но за мной регулярно наблюдали и медсестры, и медбратья
— все. Несколько моих знакомых, к сожалению, не выдержали: начали фантиками
играть в коридоре в футбол, смеяться, видя какую-то телепередачу, и этого было
достаточно для того, чтобы опознали в тебе симулянта.
Мне удалось
это дело пройти. Я вышел с формой, со статьей 7б «Психопатия шизоидная», что
меня чрезвычайно радовало. От меня все отстали, и я продолжил заниматься
музыкой.
Позже
Михаил решит назвать один из своих альбомов точно так же — «7б». Но как раз в
это время появилась одноименная группа с «Молодыми ветрами», и Борзыкин изменил
название пластинки на «Путь к успеху». Как видим, воспоминаний из
психиатрической больницы Михаилу хватило на всю жизнь.
Скандальная
слава «Телевизора» началась с Четвертого фестиваля Ленинградского рок-клуба в
1986 году. Там вообще было много яркого — «Алиса» представила программу «По ту
сторону добра» (пополам «Энергия» и «БлокАда»), «Кино» впервые спело «Мы ждем
перемен», «АукцЫон» взорвал сцену своим представлением «Вернись в Сорренто»…
Чтобы понять, что устроил Борзыкин сотоварищи, надо вспомнить, что перед
выходом на сцену все тексты нужно было залитовать — то есть получить разрешение
руководства Рок-клуба на их исполнение. «Телевизору» программу утвердили, но
две песни — «Мы идем» и «Выйти из-под контроля» — все-таки залитовать не
решились.
Михаил
Борзыкин: Поначалу куратор Рок-клуба сказал нам, что все в
порядке. Но потом эти тексты отдали в обком ВЛКСМ и, видимо, в КГБ. Оттуда
пришла резолюция: если группа «Телевизор» не будет исполнять вот эти две песни,
то у них есть шанс стать лауреатами и все будет в порядке. Просто попросить их
именно на фестивале эти песни не исполнять.
Нас
вежливо попросили не исполнять. Нас предупредили, что, в общем, зачем вам эти
проблемы? Потом все равно исполните. А пока не надо. Ну, что нам оставалось
делать? Программа у нас уже была готова, мы долго репетировали и вообще
старались. Нам стало как-то обидно, и мы просто решили не менять программу. Тут
не было какого-то героического пафоса. Более того: сперва очень многие решили
поступить так же (не буду поименно перечислять). Да только во время выступления
они свои песни все-таки убрали, а мы исполнили. Вот поэтому мы и получили
наказание и не стали лауреатами, зато концерт прошел очень хорошо.
Песня
«Выйти из-под контроля» — это такой минорный рок-н-ролльчик. Он как раз и был
навеян всей этой ситуацией. Ты приходишь в Рок-клуб, а тебе начинают говорить:
— Миша!
Ну надо как-то помягче… Нельзя сейчас… Не время… Ты рано поверил в то, что это
кончится… Тебя обманули, Миша! Мы-то знаем… Ничего никогда не может измениться!
Я со всей
наивностью, горячностью молодости говорю:
— Ну как
же! Посмотрите! Вот они сами по телевизору говорят о переменах! Они же сами
декларируют — давайте просто делать!
— Да
брось ты! Что они декларируют?
Причем в
эту же струю вплетались голоса коллег по цеху. Некоторые музыканты группы
«Аквариум» начинали говорить:
— Миша,
вы своими выступлениями разрушите Рок-клуб! Вы зря все это затеяли! Надо
осторожнее! Сейчас не время!
Но правы
оказались не они, а мы. Потом, кстати, некоторые из них это признали.
Людей,
впервые оказавшихся на концерте «Телевизора», больше всего цепляла пластика
лидера группы. На концертах и съемках Борзыкин двигался, словно сошедший с ума
робот. Это слегка напоминало брейк-данс, а брейк в те годы был верным ходом!
Если на дискотеке в любом пионерском лагере кто-то начинал выделывать
соответствующие коленца — народ отодвигался к стенке и смотрел на брейкера,
отвесив челюсти. И до конца смены все девчонки в лагере были его.
Михаил
Борзыкин: Я в молодости довольно много шастал по
всевозможным музыкальным заведениям, где люди танцевали. Но специально танец я
не продумывал — просто двигался, как мог. Какие-то вещи я черпал с экрана
телевизора, каким-то научился у своей жены — она была танцовщицей. А может
быть, это все как-то генетически передалось, потому что папа у меня всегда
хорошо танцевал.
Начинали
мы с брейк-данса. Тогда в России как раз появились первые брейк-дансеры, и
музыка наша им подходила. Они сами пришли к нам с предложением выйти на
концерте и помочь оформить нашу музыку. Это была группа «Терра мобиле» —
родоначальники всего российского брейк-данса. Нам до них, конечно, было далеко
во всех отношениях. Но поучиться — мы поучились у них многому.
Танцоры
из «Терра мобиле» помогали тогда и еще одной рок-клубовской группе.
Брейк-дансеры появлялись вместе с «Пикником» на представлениях альбома
«Иероглиф». Была у них своя песня и в шоу «Телевизора».
Михаил
Борзыкин: Было здорово: вышло человек тридцать
брэйк-дансеров с этими самыми «роботическими» движениями. На песне
«Полуфабрикаты» они очень хорошо смотрелись. «Полуфабрикаты» — это песня о
конвейерном состоянии умов всего советского общества. Мы же были как белые
вороны: на улицах на нас показывали пальцем, хихикали… Мы ходили одетые как-то
совсем по-другому, за что периодически могли получить по башке от пролетарского
населения. Водители такси нам говорили, что вы неудачники и с вами все ясно.
Также считали в институтах, в школах… Ну то есть мы были оборванцы… то же
самое, что бомжи. Рок-музыкант — это бомж, вот такое было отношение.
Презрительное, снисходительное…
По
счастью, любой конвейер дает сбой — и в 1987 году появился прекрасный повод
убедиться в этом! Тогда двадцатилетний хулиган из Западной Германии Матиас Руст
на спор преодолел всю защитную систему ПВО и посадил свой самолетик «Сессна» на
Красной площади в Москве. «Телевизор» тогда от этого просто светился.
Михаил
Борзыкин: Ну, мы были в восторге, конечно. Во-первых, нам
понравился сам авантюризм всей ситуации. А во-вторых, хваленая безупречность
нашей обороны неожиданно потерпела фиаско. После этого всем стало понятно, что
все-таки можно нае… в смысле, обмануть любую машину. В любой системе есть брешь
для хаоса. Матиас Руст был… ну, наш человек, одним словом.
Новое
поколение не было похоже на родителей, не ладило с ними и не хотело с ними
дружить. Борзыкин, как всегда, нашел для темы противостояния отцов и детей
наиболее резкую формулировку.
Михаил
Борзыкин: «Твой папа — фашист» — эта фраза пришла
совершенно внезапно, сама по себе. Видимо, произошло какое-то подключение к информационному
полю. Нас же называли хулиганьем, идиотами, ублюдками — кем угодно! А родители
при этом были чистые, светлые и коммунистические. Но если взять и поменять
ярлык, все сразу становится на свои места.
Потому
что именно их психологическая суть была фашистской. Желание подавлять в
собственных детях тягу к свободе — это выглядело очень забавно.
—
Какой-то в тебе не наш душок! — бывало, говорили нам родители. — Какой-то ты
там в своем университете гадости поднабрался!
И мы
чувствовали себя изгоями в этом смысле. Вот эта песня и явилась таким
отражением…
Люди,
игравшие новую музыку, должны были и выглядеть по-новому. И «Телевизор» над
своим внешним видом работал очень основательно. Перед выходом на сцену артисты
переодевались в странные наряды и обильно гримировались. Так делали и
Константин Кинчев, и Виктор Цой, и Борис Гребенщиков, и Олег Гаркуша, а,
скажем, Жанна Агузарова продолжает так делать и до сих пор.
Михаил
Борзыкин: По тем временам у «Телевизора» даже был свой
дизайнер. Завали его Джимми, он довольно известный в Питере человек. На первый
фестиваль он нашил нам вообще всю одежду. Задача была выдержать красно-черно-белые
тона. Тогда никакого разговора про это со стороны группы «Алиса» не было. Это
был 1984 год, когда еще Кинчев не работал, не играл в «Алисе».
Вот у нас
все это было — вычурные, нововолновые рубашечки, с невероятными плечами. Это
все подбиралось по цвету: мы даже чешки покупали красного цвета. Конечно,
волосы красились различными цветами, вешались серьги, подводились глаза, губы
красились самыми невероятными цветами. Тогда мы не видели в этом ничего из
альтернативной сексуальной ориентации. Для нас это было просто знаком
принадлежности к неземной цивилизации — и все!
Со
временем больше пошло всяких традиционных рокерских одежд, но это уже позже.
Появились кожаные куртки, а ведь это было непросто — достать хорошую кожаную
куртку. Нам, например, подарило французское телевидение. Они привезли всей
группе «Телевизор» по косухе. И это был божественный подарок! Ничего подобного
мы не могли себе позволить. Красные с черным кожаные косухи специально для
«Телевизора»!
Самым
громким событием 1987 года в мире рок-музыки, безусловно, стал скандал,
связанный с Константином Кинчевым. 17 ноября 1987 года группа «Алиса» давала
концерт во Дворце спорта «Юбилейный». Согнанная ко Дворцу милиция показала себя
во всей красе — зрителей избивали дубинками и заталкивали в воронки. Досталось
и беременной жене Кинчева Анне Голубевой. Узнав об этом, лидер «Алисы»
отказался выходить на сцену. А когда его все-таки уговорили, он посвятил песню
«Эй ты, там, на том берегу» «присутствующим в зале иностранным гостям, ментам и
прочим гадам».
После
концерта в газете «Смена» появилась статья никому не известного журналиста
Виктора Кокосова «Алиса с косой челкой», в которой Кинчева обвинили в том, что
он орал со сцены «Хайль Гитлер». Кинчев подал в суд и через год дело выиграл. Мало
кто знает, что косвенным виновником происшедшего стал как раз лидер
«Телевизора». После того как за день до Кинчева на той же сцене он спел в маске
Горбачева песню «Рыба гниет с головы», милиция ожидала уже всего чего угодно.
Михаил
Борзыкин: Художник Кирилл Миллер перед концертом во Дворце
спорта «Юбилейный» подошел, показал мне резиновую маску с лицом Горбачева.
Маска
была шикарная. Я сразу стал просить:
— Ой! Дай
на концерт!
Он
говорит:
— А бери!
Все это
было как-то внезапно. Я еще подумал: «Ух, щас как надену ее на „Рыба гниет с
головы“!» Я надел ее на затылок, повернулся спиной к залу и пел спиной к залу.
То есть зал видел, как бы Горбачева, поющего песню «Рыба гниет с головы».
А сама
песня «Рыба гниет с головы» была посвящена Ельцину. Как раз Горбачев с Ельциным
поступил не очень хорошо, на наш взгляд. Тогда Ельцин вызвал у нас некую
симпатию. Нам казалось, что Горбачев душит такого свободолюбивого Ельцина…
Горбачев и его окружение на том этапе начали надоедать своим пустобрешеством,
пустозвонством, обтекаемостью и нечленораздельностью.
На
следующий день, сразу после этого, был концерт «Алисы». У правоохранительных
органов все смешалось в башке, и в результате бедный Костя получил там
неприятностей. Мы ходили потом вместе, пытались отстаивать через прессу его
невиновность, нефашистскость — в общем, смешная история…
Но
вообще, это был удар! Несколько концертов прошло, которые взорвали ситуацию!
С тех пор
прошло более пятнадцати лет. Борзыкин с Кинчевым до сих пор дружат. Альбом
«Алисы» «Сейчас позднее, чем ты думаешь» начинается со звуков, созданных как
раз лидером «Телевизора».
Михаил
Борзыкин: Получилось так, что им надо было срочно какое-то
шумовое маленькое вступленьице, и они попросили меня быстро это сделать. Я
ведь, в общем, специалист по таким вещам и давно этим занимаюсь. Я согласился,
сделал все быстро и с удовольствием… Как бы я ни относился к нынешней музыке
«Алисы», но Костя для меня — уже родственник. Как брат. И поэтому он как бы вне
зоны осуждения. То есть мне может не нравиться все что угодно в нем. Но
осуждать его, как знакомого, уже родного мне за двадцать лет человека, мне не
хотелось бы.
Через
год, в июне 1988-го, свою главу в историю русского рока вписал и Борзыкин. Дело
было перед шестым рок-клубовским фестивалем, который едва не отменили в
последний момент. Дальше было вот что:
Михаил
Борзыкин: Получилось так, что за день до открытия запретили
проведение рок-клубовского фестиваля на Зимнем стадионе. Никто об этом не знал.
Все приготовили программы, все были готовы… Тогда я был членом Совета рок-клуба
и отвечал за прослушивание молодых групп. Например, принимал в Рок-клуб группу
«Ноль»… Но речь не об этом.
Я прихожу
к стадиону. Там сидит весь Совет рок-клуба и разводит руками:
— Не
знаем, чего делать! Запретили!
Оказалось,
что власти придрались к несоблюдению правил пожарной безопасности. Якобы там на
полу лежит покрытие, которое может воспламениться…
Президент
рок-клуба Коля Михайлов стал говорить, что мероприятие запретил обком партии и
поделать ничего нельзя.
— Так и
будем сидеть? — говорю я. — Надо же хоть что-то сделать!
— Что ты
тут сделаешь? Это же обком партии!
— Если
просто так сидеть, ничего и не изменится!
— Ну иди,
собирай демонстрацию, если хочешь!
В
результате я пошел собирать демонстрацию… Люди подходили, покупали билеты, и
какое-то движение накануне фестиваля там было. Я стоял и орал — без всякого
мегафона. Просто орал:
— Ребята!
Ребята! Идите все сюда!
Кто-то
меня знал в лицо. Кто-то стал говорить друг другу: «Это из „Телевизора“! Из
„Телевизора“!»
— Ребята,
— говорил я, — фестиваль запрещают! Надо что-то делать! Надо собираться и идти к
Смольному! Потому что иначе завтра фестиваля не будет!
И вокруг
меня стало скапливаться… ну, сначала человек двадцать — тридцать.
Я говорю:
— Ребята!
Давайте собираемся и идем к Смольному потихонечку!
Потом
смотрю — из Совета рок-клуба подтянулся Анатолий Гуницкий, еще какие-то люди. В
общем, какая-никакая, но образовалась толпа. И мы все вместе двинулись в
сторону Смольного. А атмосфера в городе была такая, что как только люди
узнавали, что запрещают фестиваль, то все — от бомжей и алкоголиков до
интеллигентов и студенчества — все присоединялись! В результате, пока мы дошли
до Смольного, вырос большой хвост. И это стало представлять угрозу. И нас со
всех сторон начала сопровождать милиция. И уже на подходе к Смольному милиция
перекрыла все улицы. Очень мощно перекрыла: два ряда милицейских машин, между
ними проход — и толпа уперлась в тупик, в эти милицейские машины!
С той
стороны подъехал обкомовский лимузин, черная «Волга», и мы стали вести
переговоры на нейтральной территории. С нашей стороны я и Президент рок-клуба
Коля Михайлов, а с их — обкомовские работники. В общем, кино «Щит и меч»,
какая-то картина обмена разведчиков! С одной стороны, стоит агрессивная толпа,
с другой — злые менты… Небольшой такой разговор, после чего партийный работник
вздыхает: а, типа, ладно! Черт с вами! Только скажите, чтобы они разошлись!
Мне дают
мегафон:
—
Попросите людей разойтись. Скажите им, что фестиваль будет!
И я в
мегафон говорю:
—
Фестиваль будет! Все отлично, все расходимся!
В те годы
от желания до воплощения этого желания проходили часы и минуты. Именно потому,
что общая сознательность была. Общее духовное состояние порождало такие
невиданные явления. Сейчас подобное и представить-то трудно.
1987 год
— это еще и время расцвета так называемых «неформальных объединений молодежи».
Людей семнадцати-восемнадцати лет интересовали вещи, предельно далекие от
комсомола. Большая часть течений — будь то хиппи, панки или байкеры (которых
тогда называли рокерами) — была заимствованной. Однако образовалась у нас и
группировка, которая прямых аналогов на Западе не имела. Названа она была по
имени подмосковного города Люберцы. И до конца 1980-х люберы наводили страх на
всю страну. Особенно доставалось от них тем, кто играл или слушал рок.
Михаил
Борзыкин: Они были повсеместно, хотя в Москве этого добра
было, конечно, больше. Особенно ярко мы столкнулись с люберами на фестивале в
Подольске. Туда приехали их специальные отряды, и была заранее спланированная
акция по избиению публики, идущей с рок-концерта. То есть они понаехали туда
небольшими группами по двадцать — тридцать человек, и таких групп было… не
знаю, мне показалось, что много… наверно, групп десять, а может быть, даже двадцать.
Они
рассредоточились по парку, и ситуация была уже настолько тревожная, что я
схватил металлическую палку, запихнул ее себе под плащ и пошел смотреть, что же
происходит.
Я увидел
это все, подошел к милиции и говорю:
— Ребята,
а вы чувствуете, что здесь творится?
— Да
ладно, — говорят. — Вы, типа, не волнуйтесь, мы что-нибудь придумаем.
Придумать
они смогли только то, что поставили живой коридор. В смысле сами встали
коридором, а из-за этого коридора на нас нападали эти самые люберы. То есть ты
идешь, а из-за плеча милиционера вдруг в лицо тебе летит кулак любера.
Музыкантов развезли, а публика в основном схлынула, но, говорят, драки там шли
везде, повсеместно.
Кроме
того, случая, прямых столкновений с ними у нас не случалось, потому что в
Ленинграде этих людей практически не было. Все-таки люберы — это чисто
московская история, ну и еще в нескольких городах. В Казани, помню, за нами
охотились, после концерта. Человек пятьдесят в пыжиковых шапках и спортивных
штанах долго ждали нас после концерта. Администрация провела нас какими-то
тайными ходами и спрятала.
Они были
настроены очень агрессивно, и вражда шла постоянно. Поэтому мы с благодарностью
относились к байкерам из группировки «Ночные волки», которые помогали с этим
бороться. Байкеры на тот момент сыграли очень позитивную роль. Когда на силу
находилась еще большая сила, это было очень здорово.
Тогда
«Телевизор» стал лауреатом Подольского фестиваля, разделив первое место с
«Наутилусом». Это несмотря на то, что на одной из песен просто отрубили электричество.
Тем не менее весь Подольский парк культуры и отдыха не мог оторвать от группы
глаз.
…
На этом
история альбома группы «Отечество иллюзий» заканчивается. Мы покидаем группу
как раз тогда, когда она находится на вершине славы. Впереди — двухлетние
европейские гастроли, причем характерно, что пресса стран Западной Европы
обращала внимание в первую очередь на необычную музыку «Телевизора» — тексты
там никого не интересовали. Из Европы группа привезла студию, на которой потом
записывались и «Аквариум», и «Наутилус», и «Колибри»… Однако вернулись они в
совершенно изменившуюся страну. И на больших площадках им места больше не было.
Барабанщик
того состава Алексей Рацен ушел в «Аквариум», гитарист Александр Беляев — в
«Наутилус», а клавишник Игорь Бабанов покинул музыку и стал преподавать
английский. Михаил Борзыкин еще не однажды менял состав и до сих пор выпускает
альбомы под маркой «Телевизора». А ведь в 1987-м его жизнь могла сложиться
совершенно иначе — с легкой руки курировавших Рок-клуб сотрудников КГБ…
Михаил
Борзыкин: В милицию нас забирали довольно часто. Это ж
обычное дело! Были всякие угрозы, но… видимо, нам повезло. Мы ведь были все
вместе — одного тронешь, все завоняют. Думаю, среди питерских КГБ-шников было
много продвинутых, которые уже тогда понимали, что все равно будет по-нашему и
лучше с этими ребятами дружить.
Они же на
каждом концерте присутствовали. Мы их знали в лицо, но общаться с ними,
конечно, не хотелось. Они даже иногда с нами здоровались. То есть часть из них
на тот момент уже разделяла наши интересы. Им все это было понятно и близко,
только они боялись об этом сказать. Никаких открытых конфликтов с КГБшниками у
меня не было. Потому что я не ставил себе задачи скандала ради скандала. Может,
поэтому и не трогали. То есть я не снимал трусы на сцене, не нажирался во время
концерта до синих соплей, никогда не ругался на сцене матом. Мне как-то это
казалось неинтересным.
А через
некоторое время эти люди даже стали приглашать меня работать в обком. У меня
было такое предложение. Типа, мне по секрету куратор Рок-клуба сказал:
— Миша, а
вот ты не хотел бы поработать как неформальный лидер? Они сейчас собирают
людей, которые могли бы действительно вести работу с молодежью. Причем безо
всякой комсомольской риторики…
Ну, я
подумал и сказал:
— Нет, не
хочу. Мне это не подходит.
Помню,
это очень расстроило мою маму, которая иногда говорила: «Вот, щас бы уже и
квартира была, уже бы и все было — ну какая тебе разница? Пошел бы поработал,
что ли!»
История
«Телевизора» — это резкий взлет на вершины популярности, потом столь же резкое
падение с них и дальнейшее, более чем пятнадцатилетнее существование в
андеграунде. Пропитанная социальностью лирика как-то резко показалась
устаревшей. Но у каждого устаревшего явления возникает момент, когда оно вновь
становится актуальным. В конце 1980-х люди наелись свободы и устали от
лозунгов. И кто тогда мог предсказать, что свободу слова можно мягко свернуть
обратно? И кто мог предположить, что музыканты станут намеренно уходить от
сколько-нибудь осмысленных текстов, чтобы, не дай господи, не сказать
чего-нибудь крамольного? Время идет, «Телевизор» — остается, и история этой
группы продолжается.
Но это
уже совсем другая история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий