Антон Чернин. Полная история русского рока, рассказанная им самим.
Часть 2.
Золотые денечки (1986–1991)
8. Группа
«Кино». Альбом «Звезда по имени Солнце» (1988)
— Первый
громкий теракт в Советском Союзе: семья Овечкиных захватывает пассажирский
самолет.
—
Реабилитированы жертвы политических процессов 1930-х годов.
— На
Олимпиаде в Сеуле канадский спринтер Бен Джонсон устанавливает мировой рекорд в
беге на 100 м. Через день его дисквалифицируют за применение допинга и отбирают
золотую медаль.
—
Словарный запас советских граждан пополняется словом «рэкет».
…а из
окон в это время раздается главный рок-саундтрек 1980-х:
«Аквариум» — «Город», «Браво» — «Чудесная Страна», «Кино» — «Перемен».
Этот
период в творчестве группы «Кино» обычно обозначают тремя словами: «начало
звездных концертов». Если углубиться в подробности и выяснить даты всех
выступлений Виктора Цоя и его коллег, то возникает другой образ — разгоняющейся
машины на старте «Формулы-1». В январе 1988-го Цой все еще кидает уголь в
«Камчатке» и время от времени поет под гитару, не брезгуя ни квартирниками, ни
выступлениями в школах. К концу года группа «Кино» дает аншлаговые концерты в
переполненных залах Москвы и Ленинграда, с перевернутыми стульями, орущими
толпами и прочими атрибутами большого рок-н-ролла.
Но это
будет позже. А пока вчерашний кочегар сидит с гитарой наперевес в 344-й школе
города на Неве, поет свои песни и отвечает на записки юных зрителей.
Виктор
Цой: Вот пришла записка:
Известно
всем давным-давно —
Нет
групп, похожих на «Кино»,
Сравнится
вряд ли кто с тобой,
Наш
дорогой товарищ Цой!
С
режиссером Рашидом Нугмановым Цой был к тому времени знаком пару лет и уже
успел сняться в его фильме «Ях-ха» — короткометражке с участием БГ, Кинчева и
Майка. Еще тогда между ними был разговор о большом фильме, но… в 1986-м
Нугманов был всего-навсего второкурсником ВГИКа. Летом следующего года, после
третьего курса, режиссер поехал на каникулы в родную Алма-Ату… и тут на него
свалилось задание родного «Казахфильма». Нужно было спасать запущенный в
производство фильм «Игла».
Худсовет
запорол кинопробы, и первое, что сделал Нугманов, — выбрал других актеров.
Непрофессионалов. Даже ВГИКовец Александр Баширов, сыгравший Спартака, был по
образованию режиссером, а не актером. Отрицательного героя,
доктора-наркоторговца, сыграл лидер группы «Звуки Му» Петр Мамонов. Роль Дины
досталась Марине Смирновой — старинной знакомой Каспаряна. А главным
действующим лицом был Моро в исполнении Виктора Цоя. Весь фильм первоначально
был построен на музыке альбома «Группа крови», но… на съемочной площадке у Цоя
одна за другой стали возникать новые песни и музыкальные темы. В результате уже
на первых кадрах зрителей ждал подарок. Песня, которую они еще никогда не
слышали. Песня, которой было суждено стать заглавным номером нового альбома
«Кино»: «Звезда по имени Солнце».
Во время
съемок «Иглы» Цой жил в Алма-Ате в доме режиссера Нугманова. А мама хозяина
дома кормила его пирожками. Именно в доме Нугманова, на его гитаре, и была
сочинена «Звезда по имени Солнце». Этой песне была суждена долгая сценическая
жизнь: в 2000 году Вячеслав Бутусов записал ее версию для проекта «Кинопробы»,
а позже она вошла в постоянный репертуар группы Бутусова и Каспаряна «Ю-Питер».
Ну и в качестве анекдота можно вспомнить попсовую версию песни в исполнении
существа по имени Натали. Она довольно активно крутилась по телевидению в конце
1990-х.
В фильме
«Игла» у цоевского героя очень мало текста. В оригинальном сценарии весь фильм
был построен на диалогах, что в режиссерскую концепцию не вписывалось никак.
Пришлось все выбрасывать и придумывать слова на месте. Например, монолог
Спартака — Александра Баширова — полностью сымпровизирован прямо на съемочной
площадке. А то, что говорит в бассейне Петр Мамонов, было вообще добавлено уже
после съемок, при монтаже.
Кстати
(кто помнит эту сцену), фингал у Цоя нарисованный, а вот шрам на груди Мамонова
— настоящий, полученный в детской драке, — напильник пробил грудную клетку и
прошел в сантиметре от сердца. Удивляться нечему — будущий музыкант жил на том
самом Большом Каретном, про который пел Высоцкий. С текстом Цоя была своя
история — Виктору было скучно сочинять свои реплики, так что все классические
фразы Моро придуманы режиссером.
«Знаешь,
Спартак, люди делятся на две категории…» Это, конечно, большущий привет Серджо
Леоне и его знаменитому спагетти-вестерну «Хороший, плохой, злой». Там фраза
звучит так: «Все люди в мире делятся на две категории. У одних есть пистолет
(что и демонстрируется), а другие будут копать». Ну да зритель в 1988-м был
неприхотливый и такие мелочи прощал. Это воспринималось не как содранная фраза,
а как прямая отсылка к классике жанра.
…
Во время
отсутствия Цоя остальные «киношники» находили время не только на личные дела,
но и на музыку. Еще в 1985-м вся группа стала участниками «Поп-механики» —
грандиозного перформанса, который время от времени устраивал композитор,
пианист и человек невероятной фантазии Сергей Курехин.
Джоанна
Стингрей: Ой, трудно даже сказать, как интересно, как все
было необычно! Курехин был… как это лучше сказать? Он был master! Ты знаешь,
его имя в это время было Капитан. Он был рок-музыкант, вместе — джаз-музыкант,
вместе — классический музыкант, и они все играли вместе. Только он может делать
это, — он был класс!
И вот
знаешь, «Поп-механика» — это было место, где ни один музыкант не думал, что он
лучше, чем другой. Каждый был «Поп-механика», а Курехин был Капитан. Все
уважают друг друга, никакой война, никакой — кто играет соло. Ничего это не
было. Это просто был очень хорошо.
Юрий
Каспарян: Постоянно спонтанное что-то рождалось. Потому что
Сергеем были очерчены только самые общие рамки, достаточно концептуальные.
Поэтому происходили сплошные импровизации. Причем от концепции до реализации
могла быть довольно большая дистанция.
Скажем,
был авангардный модельер по фамилии Чернов. Он очень часто участвовал в
«Поп-механике». И как-то он придумал замечательную коллекцию одежды из мясных
изделий. То есть чтобы девушки ходили обмотанные сосисками, с окороками на
голове, и все в таком роде. Идея-то хорошая, а что вышло? Поскольку с
продуктами в России тогда было, прямо скажем, не очень, то дело кончилось тем,
что мы с залом просто весело перебрасывались друг в друга курицей.
В 1988
году пришло время применить курехинскую фантазию в кино — и он написал музыку к
первому советскому фильму ужасов «Господин оформитель». Для работы Курехин
привлек Каспаряна на гитаре, Гурьянова на драм-машине и приму Мариинского
театра Ольгу Кондину.
Так что к
возвращению Цоя музыкантам было чем похвастаться. Потом оба фильма были
показаны на фестивале «Золотой Дюк» и произвели фурор. По опросам кинокритиков
журнала «Советский экран» Цоя признали лучшим актером года. От того фестиваля
сохранилось телеинтервью, сделанное Сергеем Шолоховым для ленинградской
программы «Пятое колесо».
Виктор
Цой: Единственный фильм, который мне здесь нравится, это «Господин
оформитель». Мне кажется, что этот фильм будет вторым бельмом на глазу вместе с
фильмом «Игла».
Первым
крупным выступлением «Кино» в 1988 году стали концерты на арт-рок-параде в
честь премьеры фильма «АССА». Очевидцы вспоминают, что концерты «Кино» на
премьере «АССЫ» (этих концертов было несколько) получились веселыми и очень
хаотичными. Судя по интервью, Цой в это время не очень хотел иметь дело с
большими аудиториями.
Виктор
Цой: Этот путь очень опасный… Я имею в виду все эти большие
концерты и выход в профессиональные музыканты. Сами мы в ту сторону не
собираемся. Как я уже сказал, положение, в котором мы находимся, на наш взгляд,
лучшее из возможных.
Джоанна
Стингрей: Как бы известен он ни был — он все делал просто.
Виктор был нормальный человек. Я думаю, он был удивлен тем, как он известен.
Есть артисты, которые реально понимают, как они хороши. Я не чувствовала это с
Виктором, я чувствовала — он просто человек! Люди бегали за ним, трогали его —
а он все равно был реальный, обычный человек!
Пока на
группу «Кино» не обрушилась волна популярности, музыканты могли проводить время
в своей излюбленной манере. Которую весьма красочно описала Джоанна
Стингрей:
— Ты
понимаешь английский? Я скажу тебе английский. Spending a lot of time doing
nothing — вотчеммызанимались. И это точно было. Вот в наше время Ленинград был
тусовка. Ты знаешь, как это было? Я скажу, как это было.
Мы
проснуться утром:
— Юрий,
ты что хочешь?
— Ну-у, я
не знаю… А ты чего хочешь?
— Давай
пойдем в квартира Гурьянов?
В это
время кто-то звонит по телефон. Все вместе мы приезжаем Гурьянов. Он только
проснуться. Он говорит:
— Давай!
Давай! Заходи сюда!
Кто-то
делает пища. Всегда на квартире было акустика — гитара на стене. И через час,
через два, кто-то брал гитара, и мы начинали играть. А потом, через три-четыре
часа:
— Давай
поедем дальше?
— А куда?
— Не
знаю. Но давай мы попробуем.
И мы
пробовали просто весь день. Просто приезжали на люди. Ты знаешь, в Америка это
невозможно. Ты всегда должен делать заказ. Что хочешь, делать нельзя. А тут это
было нормально. Мы просто приезжали, и они сразу искали холодильник и начинали
готовить пищу. Всегда без плана. Это было просто — мы ездили туда, туда, туда.
Было очень интересно.
Видимо,
именно в этой предельно расслабленной атмосфере Цою творилось лучше всего. Во
всяком случае, именно так были записаны «Группа крови» и демо-версия «Звезды по
имени Солнце». Потом начались гастроли, популярность, и на творческое безделье
просто не осталось времени. Но иногда Джоанна вывозила Виктора с Юрием к себе в
США — не для концертов, понятно, а просто так.
Джоанна
Стингрей: Мы были в Disneyland, и после этого он
чувствовал: жалко русские дети. Он видел, сколько делает детям Америка, сколько
хорошее время. Disneyland, очень много игрушка. Он чувствовал жалко к русские
детки. Но он просто был как мальчик. Как увидел — и все. Это было хорошее
время.
Мы и Юра.
Мы втроем были. Мы как-то встретили мой папа. Он уезжал чуть-чуть из
Лос-Анджелес. У мой папа был старый «Кадиллак», и он дал, что Юра и Виктор
попробовать его машину. Это был самый первый раз, что Юра и Виктор попробовать
его машину. И они были, можно так сказать, немножко нервные.
Юра был
осторожный. Он говорил:
—
Осторожно! Стоп! Стоп!
Это был
первый раз, что они попробовали машина. А Виктор осторожный не был.
Кстати,
когда мы сказали, что Цой ездил в Америку не для концертов, — это было не
совсем так. Один концерт в Штатах они с Каспаряном все-таки дали. Это было в
январе 1989 года на фестивале независимого кино «Sundance» — там показывали
«Иглу» во внеконкурсной программе. Никто в зале не понимал по-русски ни слова,
но энергетику артистов почувствовали все — и сполна. А ведь в зале сидела
публика искушенная: и организатор фестиваля Роберт Редфорд, и председатель жюри
Джоди Фостер, и только что поставивший «Секс, ложь и видео» Стивен Содерберг.
Вот так в 1989 году двое российских рок-музыкантов играли для голливудских звезд — и никто ничего не боялся! Похоже, более всех в этот момент была довольна сама Джоанна: наверняка она вспоминала о том, как боролась с двумя государствами за свою любовь. И ни наши, ни американские спецслужбы справиться с нею не смогли.
…Прорыв
группы «Кино» удачным образом совпал с появлением в СССР телепрограмм,
ставивших в эфир рок-музыку. Новые программы были достижением уже потому, что
шли допоздна. Хотя еще в 1985-м советские телезрители дружно шли спать в одиннадцать
вечера после ночной политинформации в программе «Сегодня в мире». Теперь же в
пятницу на «Взгляде» и в субботу на «До и после полуночи» народ засиживался у
экрана до часу — до двух. Что перед этим бывало только на Пасху и в новогоднюю
ночь. Новая музыка требовала новой подачи — а делать клипы на западном уровне
никто не умел. Да и денег на это не было. Так что работа отечественных
клипмейкеров Виктора Цоя заслуженно раздражала.
Виктор
Цой: Там очень странный принцип изготовления видеоклипов. Мы один
раз попробовали это сделать, но нам это очень не понравилось, и мы перестали.
Там отпускается на всю съемку всего восемь часов, и, как правило, шесть из них
подключается аппаратура. За два часа надо что-то успеть снять, но ведь это
невозможно. Получается просто какая-то халтура.
Тем не
менее в 1988–1989 годах почти все треки со «Звезды по имени Солнце» были
экранизированы. Не очень удачно, зачастую в одних и тех же декорациях — но, как
показало время, эти съемки были бесценными. А на песню «Стук» было снято целых
два клипа.
Песня
«Стук» стала одним из любимых концертных номеров группы «Кино». Обычно
музыканты, выходя на сцену, играли сорок пять минут, то есть десять-одиннадцать
песен — и «Стук» обязательно был среди них. Позже, в 2001 году, песня «Стук»
вошла в фильм Сергея Бодрова «Сестры». Свою версию песни «Стук» записала и
Джоанна Стингрей — под названием «War».
Песня
«War» вошла в альбом Джоанны Стингрей «Thinking Til’ Monday» в 1988 году. В
записи альбома участвовал весь цвет питерского рока — там были и БГ, и Сергей
Курехин, и братья Соллогубы из «Странных игр», и, конечно, группа «Кино». Это
было время больших джемов, когда все играли со всеми, — сейчас можно поискать в
архивах телеканалов клип на песню Джоанны «Feelings», чтобы полюбоваться тем,
как наши классики совместно и с явным удовольствием валяют дурака.
Или
разыскать пластинку «Greenpeace — Прорыв» и послушать, как Джоанна поет с БГ
ленноновскую «Come Together». В 1992 году Стингрей еще успеет принять участие в
записи самого масштабного гимна русского рока — песни «Все это рок-н-ролл», а
потом окончательно вернется в США. Последнее, что останется в памяти меломанов
о Джоанне, это озвученный ею рекламный слоган в видеоролике того же «Гринписа»,
активно ротировавшийся в программе «МузОбоз»: «Земля - это наш дом. Не надо
мусорить».
Интернет,
который знает все, сообщает, что серьезные концерты у группы «Кино» начались
летом 1988-го — первую половину года Цой в основном выступал один, если не
считать премьеры «АССЫ». Летом начали колесить по югам — Алушта, Евпатория и
так далее, а в сентябре группа выступила в родном Ленинграде — и сразу в
гигантском Спортивно-концертном комплексе. Но больше всего шуму произвел
концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках 16 ноября 1988 года. Это тогда
минут через десять после начала тысячи зрителей встали и стеной пошли к сцене.
По дороге переломав все стулья, так как стоячего партера в те времена не
делали. Хотя Цой никаких провокаций не устраивал — он весь концерт просто стоял
на месте и пел, без каких-либо реплик в зал. Тогда администрация вырубила
электроэнергию, оставшиеся концерты — их должно было быть четыре — отменили, а
«Кино» потом почти год не пускали выступать в Москву. Бывали ситуации и
похлеще.
Георгий
Гурьянов: Я могу рассказать одну историю. В городе Братск
было два концерта. Мы сыграли первый, и нам не заплатили. А поскольку они не
заплатили, то второй концерт бесплатно играть мы уже не могли. Но билеты были
проданы, а в городе — единственный отель. Пришли фаны, окружили гостиницу,
стали бить витрины и очень агрессивно себя вести, требуя играть. Приехала
милиция, но они сразу сказали: мы против своих братков не пойдем. Сами приехали,
заварили здесь кашу — сами ее и расхлебывайте.
Что
делать-то? Середина ночи, лютый холод, аппаратуру уже увезли — в общем, цирк
настоящий. Нам пришлось отдуваться и играть. Бесплатная поездка в город Братск.
Наигранную
на концертах программу решили записывать не привычным образом — на домашней
портостудии, — а в профессиональных условиях. Директор группы «Кино» Юрий
Белишкин договорился со студией Валерия Леонтьева на ВДНХ. Однако с самой
звездой эстрады «киношники» так и не пересеклись — с ними работал звукорежиссер
Михаил Кувшинов. Позже он стал руководителем студии «Кристальная музыка» и
саунд-продюсером певицы Линды.
Запись
альбома началась в декабре 1988 года.
Михаил
Кувшинов: В один прекрасный момент ко мне пришел директор
Леонтьева и сказал: вот Миша, надо поработать. Есть наши друзья, Виктор Цой и
группа «Кино».
Я не могу
сказать, что я был фанатом «Кино» или сейчас являюсь фанатом Цоя, но глубина
текстов меня поражала всегда. Поэтому я с каким-то трепетом приступил к этой
работе. Не могу сказать, что сразу мы нашли контакт. Довольно часто у нас
возникали технические проблемы. Это была первая запись группы на
профессиональной студии, поэтому возникало много технологических проблем. Вот
они привыкли так, а на самом деле надо писать так. Но где-то дня через два-три
мы очень притерлись, и неожиданно для меня мы здорово подружились. То есть мы
сблизились очень сильно, и работа просто пошла в кайф.
Впрочем,
официально альбом «Звезда по имени Солнце» так и не был издан. Только в 1996
году его отремастировали и выпустили на компакт-дисках. И именно тогда у
альбома впервые появилась обложка.
Михаил
Кувшинов: Писали с утра до ночи. Не замечали абсолютно
время, усталости не было никакой. Было просто очень интересно работать: мы
искали новое звуковое решение для звучания группы. Уже почти заканчивали
альбом, когда решили отслушать материал, полностью от начала до конца. И после
отслушивания все вместе сказали: все здорово, но это не «Кино».
Тогда мы
начали думать, что к чему. Витя предложил: а давайте попробуем сравнить, что
отличает эту запись от всех предыдущих? Начали слушать, и все пришли к выводу,
что Витин голос, записанный профессиональным микрофоном… не звучит как-то. Витя
полез в свою гитару и вытащил оттуда какой-то бытовой японский микрофончик, с
которым были записаны все предыдущие альбомы. Мы перезаписали все голосовые
треки от начала до конца за один день. И вот тогда это зазвучало
непосредственно как группа «Кино».
Это было
чуть хуже по качеству… вернее, «чуть» — это скромно сказано. Но зато это
зазвучало так, как все к этому привыкли.
Запись
шла очень тепло, по-семейному. В последний день работы — 30 декабря 1988 года —
Виктор Цой принес всем подарки, а потом был распит ящик шампанского,
проспоренный Цою директором Леонтьева Николаем Карой. После Нового года
музыканты вернулись в студию и за десять дней записали альбом, который потом
выйдет под названием «Последний герой». А дальше — сплошные гастроли: пятьдесят
шесть концертов за 1989 год — это абсолютный рекорд для группы «Кино»… В 1990
году Виктор Цой еще успеет записать демо-версии песен, которые потом войдут в
«Черный альбом», диск, на котором звучание группы изменится в очередной раз. Но
все это уже совсем другая история…
Комментариев нет:
Отправить комментарий