суббота, 10 мая 2025 г.

Предвестник рок-н-ролла. Джонни Рэй (10 января 1927 – 24 февраля 1990).


Дорогие друзья! 10 января 1927 года родился певец Джонни Рэй (Johnnie Ray). Пик популярности Рэя пришелся на 50-е годы, тогда он был величайшей музыкальной звездой Соединенных Штатов. Большинство критиков сходятся во мнении, что его музыка, находившаяся под влиянием джаза и блюза, но радикально отличавшаяся от всего, что было до него, стала предвестником музыкального явления, известного как рок-н-ролл. Эмоциональные выступления и сексуальный подтекст песен сделали Джонни Рэя кумиром молодежи Америки.

Родившийся и выросший в Далласе, штат Орегон, Рэй с ранних лет поражал всех музыкальными талантами и склонностью к актерству. В 12 лет Джонни частично оглох на правое ухо во время несчастного случая в бойскаутском отряде. Эта травма заставила его позже выступать со слуховым аппаратом, а в 1958 году в Нью-Йорке он перенес хирургическую операцию, которая оставила его практически глухим. Рэй считал, что глухота сыграла ключевую роль в его карьере и стиле выступлений: «Моя потребность в искренности восходит к тому времени, когда я был ребенком и потерял слух. Я стал замкнутым. У меня была эмоциональная потребность развивать отношения с другими людьми».

В молодости Рэй хотел стать актером, но после того как не смог найти работу в театре, сосредоточился на пении. Он начал профессионально петь в возрасте 15 лет на радиостанциях Портленда. Прорывом для него стали выступления в детройтском «Flame Show Bar», где он разработал свой отличительный эмоциональный и чрезвычайно активный физически стиль исполнения. Джонни свободно двигался на сцене, неистовствуя, рвал на себе волосы, размахивал руками, срывал занавеси, падал на пол, позволял чувствам искажать лицо, а то и плакал, пока пел. Рэй быстро заслужил прозвища «Мистер Эмоция», «Набоб из Соба», «Принц Плача» и некоторые другие. Тексты его песен всегда были проникнуты страстью и ощущением срочности, страхом чего-то не успеть.

Johnny Ray - "The Little White Cloud That Cried" on The Ed Sullivan Show

Выступления Рэя в «Flame Show Bar» привлекли внимание звукозаписывающей компании Okeh Records, дочернего лейбла Columbia Records. В 1951 году он заключил с ней контракт и записал композиции «Cry» и «The Little White Cloud That Cried». Песни мгновенно взлетели на верхние строчки хит-парадов и занимали 1-е место в чартах Billboard в течение 11 недель. В итоге было продано 3 миллиона копий записей.

Музыкальный справочник British Hit Singles & Albums отметил, что Рэй «в 1950-х годах был сенсацией и главной мишенью для подростковой истерии до Пресли; а его душераздирающая вокальная подача «Cry»... повлияла на многих исполнителей, включая Элвиса». Драматические выступления Рэя на сцене и его меланхоличные песни были признаны историками музыки предшественниками работ более поздних исполнителей, начиная от Леонарда Коэна и заканчивая Моррисси.

Johnnie Ray – «Cry» (1957)

С 1951 по 1959 годы Рэй записал более 20 невероятно популярных хитов. Такие пьесы, как «Please, Mr. Sun», «Here Am I-Broken Hearted» и «Walkin' My Baby Back Home», имели просто оглушительный успех. В 1957 году он снова попал в хит с песней «You Don't Owe Me a Thing», которая достигла 10-го места в чартах Billboard в США. В 1954 году Рэй снял свой первый фильм «Нет бизнеса лучше шоу-бизнеса» в составе актерского ансамбля, в который входили Этель Мерман и Мэрилин Монро.

Тогда он зарабатывал более миллиона долларов в год: записывал песни, выступал на концертах и снимался в кино. Однако его слава шла рука об руку с алкоголизмом, а также нетрадиционным образом жизни – Джонни был открытым бисексуалом, а быть таковым в те времена означало пойти против закона, и певца несколько раз арестовывали по обвинению в преступлениях против нравственности.

Johnnie Ray – «If You Believe» (1954).

Вскоре популярность Рэя стала падать, отчасти по причине неумеренного образа жизни и сообщений о его ориентации, отчасти потому, что на подходе были новые таланты, готовые в очередной раз перевернуть мир. Его карьера в музыкальном бизнесе в родных Соединенных Штатах пошла на спад в 1957 году, а американский звукозаписывающий лейбл отказался от него в 1960 году.

В начале 1970-х годов американская карьера Рэя в некоторой степени возродилась. В 1970 и 1973 годах он трижды появлялся на телевидении в «Шоу Энди Уильямса» с участием Джонни Карсона. Его личный менеджер Билл Франклин ушел в отставку в 1976 году и через несколько лет разорвал с певцом контакты. Последнее появление Рэя на телевидении в Соединенных Штатах было в 1977 году в синдицированной передаче Sha Na Na.

Johnnie Ray - Yes Tonight Josephine • Platengala International 1982

В 1981 году Рэй нанял Алана Эйхлера в качестве своего менеджера и возобновил выступления с инструментальным трио, а не с большими оркестрами, к которым он и его аудитория привыкли за первые 25 лет его карьеры. Когда Рэй и трио выступали в нью-йоркском клубе под названием Marty's на пересечении Третьей авеню и Восточной 73-й улицы в 1981 году, «Нью-Йорк Таймс» писала: «Тот факт, что мистера Рэя в годы, прошедшие с момента его первого всплеска успеха, так редко видели и слышали в Соединенных Штатах, несколько ироничен, потому что именно его ритм-энд-блюзовый стиль пения помог заложить основу для рок-н-ролла. Недавно Ринго Старр из «Битлз» отметил, что три певца, которых «Битлз» слушали в свои молодые дни, были Чак Берри, Литтл Ричард и Джонни Рэй».

Johnnie Ray – «Cry»

Последнее выступление Джонни Рэя состоялось 6 октября 1989 года в Салеме, на сцене «Grand Theatre». Певца не стало 24 февраля 1990 года. За свою жизнь он сделал десятки «золотых» записей и открыл дорогу Элвису Пресли, «The Beatles», Бобу Дилану и Элтону Джону. За вклад в звукозаписывающую индустрию Рэй был удостоен звезды на голливудской Аллее Славы («Hollywood Walk of Fame»).

Музыкальный журналист Роберт А. Родригес отметил современную безвестность Рэя в своей книге 2006 года «The 1950s' Most Wanted: The Top 10 Book of Rock & Roll Rebels, Cold War Crisis, and All American Oddities», написав:

«Несмотря на то, что сегодня его почти не помнят, для публики 50-х годов Рэй был чем-то вроде Леонарда Коэна или Моррисси, создающего произведения, которые стали самим определением фестиваля депрессии. С такими хитами, как «What's the Use», «Oh, What a Sad, Sad Day» и «Here I Am Broken Hearted», в сочетании со сценическим шоу, Рэй доминировал в чартах до рок-н-ролла».

Комментариев нет:

Отправить комментарий