Дорогие друзья! 10 января 1927 года родился певец Джонни Рэй (Johnnie Ray). Пик популярности Рэя пришелся на 50-е годы, тогда он был величайшей музыкальной звездой Соединенных Штатов. Большинство критиков сходятся во мнении, что его музыка, находившаяся под влиянием джаза и блюза, но радикально отличавшаяся от всего, что было до него, стала предвестником музыкального явления, известного как рок-н-ролл. Эмоциональные выступления и сексуальный подтекст песен сделали Джонни Рэя кумиром молодежи Америки.
Родившийся
и выросший в Далласе, штат Орегон, Рэй с ранних лет поражал всех музыкальными
талантами и склонностью к актерству. В 12 лет Джонни частично оглох на правое
ухо во время несчастного случая в бойскаутском отряде. Эта травма заставила его
позже выступать со слуховым аппаратом, а в 1958 году в Нью-Йорке он перенес
хирургическую операцию, которая оставила его практически глухим. Рэй считал,
что глухота сыграла ключевую роль в его карьере и стиле выступлений: «Моя
потребность в искренности восходит к тому времени, когда я был ребенком и
потерял слух. Я стал замкнутым. У меня была эмоциональная потребность развивать
отношения с другими людьми».
В
молодости Рэй хотел стать актером, но после того как не смог найти работу в
театре, сосредоточился на пении. Он начал профессионально петь в возрасте 15
лет на радиостанциях Портленда. Прорывом для него стали выступления в
детройтском «Flame Show Bar», где он разработал свой отличительный
эмоциональный и чрезвычайно активный физически стиль исполнения. Джонни
свободно двигался на сцене, неистовствуя, рвал на себе волосы, размахивал
руками, срывал занавеси, падал на пол, позволял чувствам искажать лицо, а то и
плакал, пока пел. Рэй быстро заслужил прозвища «Мистер Эмоция», «Набоб из
Соба», «Принц Плача» и некоторые другие. Тексты его песен всегда были
проникнуты страстью и ощущением срочности, страхом чего-то не успеть.
Выступления
Рэя в «Flame Show Bar» привлекли внимание звукозаписывающей компании Okeh
Records, дочернего лейбла Columbia Records. В 1951 году он заключил с ней
контракт и записал композиции «Cry» и «The Little White Cloud That Cried».
Песни мгновенно взлетели на верхние строчки хит-парадов и занимали 1-е место в
чартах Billboard в течение 11 недель. В итоге было продано 3 миллиона копий
записей.
Музыкальный
справочник British Hit Singles & Albums отметил, что Рэй «в 1950-х годах
был сенсацией и главной мишенью для подростковой истерии до Пресли; а его душераздирающая
вокальная подача «Cry»... повлияла на многих исполнителей, включая Элвиса». Драматические
выступления Рэя на сцене и его меланхоличные песни были признаны историками
музыки предшественниками работ более поздних исполнителей, начиная от Леонарда
Коэна и заканчивая Моррисси.
С 1951 по
1959 годы Рэй записал более 20 невероятно популярных хитов. Такие пьесы, как
«Please, Mr. Sun», «Here Am I-Broken Hearted» и «Walkin' My Baby Back Home»,
имели просто оглушительный успех. В 1957 году он снова попал в хит с песней
«You Don't Owe Me a Thing», которая достигла 10-го места в чартах Billboard в
США. В 1954 году Рэй снял свой первый фильм «Нет бизнеса лучше шоу-бизнеса» в
составе актерского ансамбля, в который входили Этель Мерман и Мэрилин Монро.
Тогда он
зарабатывал более миллиона долларов в год: записывал песни, выступал на
концертах и снимался в кино. Однако его слава шла рука об руку с алкоголизмом,
а также нетрадиционным образом жизни – Джонни был открытым бисексуалом, а быть
таковым в те времена означало пойти против закона, и певца несколько раз
арестовывали по обвинению в преступлениях против нравственности.
Вскоре
популярность Рэя стала падать, отчасти по причине неумеренного образа жизни и
сообщений о его ориентации, отчасти потому, что на подходе были новые таланты,
готовые в очередной раз перевернуть мир. Его карьера в музыкальном бизнесе в
родных Соединенных Штатах пошла на спад в 1957 году, а американский
звукозаписывающий лейбл отказался от него в 1960 году.
В начале
1970-х годов американская карьера Рэя в некоторой степени возродилась. В 1970 и
1973 годах он трижды появлялся на телевидении в «Шоу Энди Уильямса» с участием
Джонни Карсона. Его личный менеджер Билл Франклин ушел в отставку в 1976 году и
через несколько лет разорвал с певцом контакты. Последнее появление Рэя на
телевидении в Соединенных Штатах было в 1977 году в синдицированной передаче
Sha Na Na.
В 1981
году Рэй нанял Алана Эйхлера в качестве своего менеджера и возобновил
выступления с инструментальным трио, а не с большими оркестрами, к которым он и
его аудитория привыкли за первые 25 лет его карьеры. Когда Рэй и трио выступали
в нью-йоркском клубе под названием Marty's на пересечении Третьей авеню и
Восточной 73-й улицы в 1981 году, «Нью-Йорк Таймс» писала: «Тот факт, что
мистера Рэя в годы, прошедшие с момента его первого всплеска успеха, так редко
видели и слышали в Соединенных Штатах, несколько ироничен, потому что именно
его ритм-энд-блюзовый стиль пения помог заложить основу для рок-н-ролла.
Недавно Ринго Старр из «Битлз» отметил, что три певца, которых «Битлз» слушали
в свои молодые дни, были Чак Берри, Литтл Ричард и Джонни Рэй».
Последнее
выступление Джонни Рэя состоялось 6 октября 1989 года в Салеме, на сцене «Grand
Theatre». Певца не стало 24 февраля 1990 года. За свою жизнь он сделал десятки
«золотых» записей и открыл дорогу Элвису Пресли, «The Beatles», Бобу Дилану и
Элтону Джону. За вклад в звукозаписывающую индустрию Рэй был удостоен звезды на
голливудской Аллее Славы («Hollywood Walk of Fame»).
Музыкальный
журналист Роберт А. Родригес отметил современную безвестность Рэя в своей книге
2006 года «The 1950s' Most Wanted: The Top 10 Book of Rock & Roll Rebels,
Cold War Crisis, and All American Oddities», написав:
«Несмотря
на то, что сегодня его почти не помнят, для публики 50-х годов Рэй был чем-то
вроде Леонарда Коэна или Моррисси, создающего произведения, которые стали самим
определением фестиваля депрессии. С такими хитами, как «What's the Use», «Oh,
What a Sad, Sad Day» и «Here I Am Broken Hearted», в сочетании со сценическим
шоу, Рэй доминировал в чартах до рок-н-ролла».
Комментариев нет:
Отправить комментарий