понедельник, 26 мая 2025 г.

Человек, который изменил музыку. Боб Дилан родился 24 мая 1941 года.

Зал славы рок-н-ролла.

Зал славыа второв песен.

«Боб освободил разум точно так же, как Элвис освободил тело. Он показал нам, что несмотря на то, что эта музыка по природе своей являлась танцевальной, она не была анти-интеллектуальной. У него есть видение и талант, позволяющие вместить целый мир в одну песню. Он заставил популярную музыку звучать по-новому, разрушив установившиеся рамки и ограничения, и навсегда изменил лицо рок-н-рола».

Одна из самых влиятельных фигур в поп-музыке на протяжении последних шестидесяти лет. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2016 год «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции» («For having created new poetic expressions within the great American song tradition»). По данным опроса журнала Rolling Stone Боб Дилан (Bob Dylan) является второй, после The Beatles, по значимости фигурой в истории рок-музыки.

Bob Dylan – «Blowin' in the Wind» (Official Audio)

Большая часть самых известных работ музыканта была написана в 1960-х годах, когда его провозгласили «голосом поколения» и одной из главных персон протеста, чему способствовали такие песни, как «Blowin’ in the Wind» и «The Times They Are a-Changin’», которые стали гимнами движения за гражданские права и движения против войны во Вьетнаме. В 1965 году он кардинально сменил звучание, тем самым отколовшись от американского фолк-движения и своей ранней фанатской базы, записав культовый шестиминутный сингл «Like a Rolling Stone», новаторская концепция которого считается одним из переломных моментов в поп-музыке XX века.

Тексты Дилана содержат широкий спектр политических, социальных, философских и литературных тенденций. Творчество музыканта бросило вызов существовавшим правилам поп-музыки и стало важной частью развивавшегося контркультурного направления. Вдохновлённый артистизмом Литл Ричарда и поэтическим стилем Вуди Гатри, Роберта Джонсона и Хэнка Уильямса, Дилан расширил и персонализировал музыкальные жанры. На протяжении карьеры Дилан поработал с большей их частью — от фолка, блюза и кантри до госпела, рок-н-ролла и рокабилли, от английской, шотландской и ирландской народной музыки до джаза и традиционных американских песен. Однако, несмотря на признание Дилана как выдающегося музыканта и продюсера, критики в первую очередь отмечают его литературное мастерство, умение поднимать серьёзные темы, философскую и интеллектуальную составляющую его текстов, сопоставимых с «высокой поэзией», а также его влияние на многих исполнителей своего поколения, включая Джонни Кэша, Нила Янга, Патти Смит, Леонарда Коэна и The Beatles.

Bob Dylan – «The Times They Are A-Changin'» (Official Audio)

Американский автор-исполнитель песен, поэт, художник, киноактёр Боб Дилан (урождённый Роберт Аллен Циммерман; еврейское имя שבתאי זיסל בן אברהם [Шабтай Зисл бен Авраам]) родился 24 мая 1941 года в госпитале Святой Марии в портовом городе Дулуте, штат Миннесота, что расположен на западном берегу озера Верхнее. Детство провёл в городе Хиббинге, находящемся к северо-западу от Дулута в том же округе Сент-Луис штата Миннесота в крупнейшем горнопромышленном районе Месаби.

Его бабушка и дедушка по отцовской линии, Зигман и Анна Циммерман, эмигрировали из Одессы в Соединённые Штаты после антисемитского погрома 1905 года. Его бабушка и дедушка по материнской линии, Бен и Флоренс Стоун, — литовские евреи, прибывшие в Соединённые Штаты в 1902 году. В автобиографии Дилан писал, что девичья фамилия бабушки по отцовской линии была Киргиз (Kirghiz), а её семья происходила из города Кагызмана, провинции Карс в северо-восточной Турции.

Родители Дилана: отец Абрам Циммерман, владелец магазина электроприборов, и мать Беатрис (Битти) Стоун — были частью небольшой сплочённой еврейской общины. Первые шесть лет жизни Дилан провёл в Дулуте, а после болезни отца (который подхватил полиомиелит) его семья переехала в Хиббинг, родной город матери музыканта, и там они прожили до конца детства Роберта. С юных лет Дилан проявлял интерес к музыке — сначала к блюзу и кантри, которые он слушал по радио со станций, транслировавших сигнал из города Шривпорт, штат Луизиана. Особенно его впечатлила фолк-музыка Вуди Гатри, манера исполнения которого сильно повлияла на его раннее творчество. В это время он активно обучался игре на гитаре и губной гармошке, а в 10 лет написал свои первые стихи.

Во время учёбы в средней школе Хиббинга Дилан сформировал несколько любительских групп. Так, один из его коллективов — The Golden Chords — исполнял кавер-версии песен Литл Ричарда и Элвиса Пресли. Однажды группа выступила на школьном конкурсе талантов, сыграв композицию «Rock and Roll Is Here to Stay» группы Danny & the Juniors, однако их исполнение было настолько громким, что директор был вынужден отключить микрофон. 31 января 1959 года, за три дня до своей смерти, Бадди Холли выступил в Оружейной палате Дулута. Семнадцатилетний Циммерман был одним из тех, кто находился в зале; в своей нобелевской речи Дилан вспомнил: «Он вдруг взглянул мне прямиком в глаза — и что-то передал [своим взглядом]. Я не знал, что. И у меня мурашки по коже побежали».

В 1959 году его выпускной альбом был озаглавлен «Роберт Циммерман: присоединиться к Литл Ричарду». В том же году, под псевдонимом Элстон Ганн (Elston Gunnn), он провёл две деловые встречи с певцом Бобби Ви, на которых демонстрировал свои музыкальные навыки игрой на фортепиано.

В сентябре 1959 года Циммерман переехал в Миннеаполис и поступил в Миннесотский университет. В свободное время он выступал в студенческих кафе и барах, производя неизгладимое впечатление на публику. После встречи в Денвере с поклонником блюза Джесси Фуллером он окончательно решил стать музыкантом и взял имя Боб Дилан. В своих мемуарах он отмечал, что остановился на менее распространённом варианте фамилии Диллон (которую рассматривал изначально) после того, как наткнулся на сборник стихов Дилана Томаса. В интервью 2004 года, рассуждая о причине выбора псевдонима, Дилан заметил: «Ты рождаешься, знаете, [бывают] неправильные имена, неправильные родители. Я имею в виду, такое случается. Вы вольны называть себя так, как вы хотите. Это — свободная страна».

Его внимание к рок-н-роллу сменилось увлечением американской фолк-музыкой. В 1985 году он отмечал:

«Дело в том, что рок-н-ролла для меня всё равно было бы недостаточно… В нём были отличные мелодии и пульсирующий ритм… но эти песни были несерьёзными, они не отражали реальную жизнь. Когда я увлёкся фолк-музыкой, то понял — вот более серьёзная вещь. В этих песнях было больше отчаяния, больше грусти, больше торжества, больше веры в сверхъестественное, они были наполнены гораздо более глубокими чувствами».

Дилан бросил университет в конце первого учебного года (май 1960). В январе 1961 года он отправился в Нью-Йорк, чтобы отыграть там несколько шоу и посетить своего музыкального кумира Вуди Гатри, который, на тот момент, довольно продолжительное время находился в психиатрической клинике Грейстоун-Парк, что было связано с обнаружением у него болезни Гентингтона. Гатри стал откровением для молодого Дилана и сильнейшим образом повлиял на его ранние выступления. Впоследствии, описывая влияние Гатри, музыкант отмечал: «В [его песнях] звучал бесконечный простор всего человечества… [Он] был подлинным голосом американского духа. Я сказал себе, что стану величайшим учеником Гатри». Помимо посещения Гатри в больнице, Дилан подружился с протеже музыканта — Джеком Эллиоттом, который адаптировал бо́льшую часть репертуара Гатри. Впоследствии Дилан отдал ему дань уважения в своих мемуарах «Chronicles: Volume One».

Bob Dylan – «Hard Times In New York Town» (Demo - 1961 - Official Audio)

С февраля 1961 года Дилан выступал в клубах, расположенных вблизи Гринвич-Виллиджа, подружившись и набираясь опыта у местных фолк-исполнителей, в том числе Дэйва Ван Ронка, Фреда Нила, Одетты Холмс, New Lost City Ramblers, а также ирландской группы The Clancy Brothers and Tommy Makem. Критик The New York Times Роберт Шелтон впервые упомянул о Дилане в прессе, публикуя обзор двенадцатичасового музыкального капустника «Hootenanny», организованного Иззи Янгом 29 июля 1961 года на радиостанции WRVR: «Среди новых перспективных талантов, заслуживающих упоминания, 20-летний последователь Гатри по имени Боб Дилан, обладающий странным, захватывающим бормотанием и пронизанным кантри стилем». Это была первая радиопередача Дилана, проходившая в прямом эфире. В сентябре Шелтон продолжил освещать карьеру Дилана, написав крайне восторженное эссе под впечатлением от его выступления в «Gerde's Folk City». В том же месяце Дилан принял участие в записи третьей пластинки фолк-певицы Каролин Хестер, где сыграл на губной гармонике. Талантливый музыкант обратил на себя внимание продюсера альбома, Джона Хэммонда, который предложил Дилану подписать контракт с лейблом Columbia Records.

В феврале 1962 года Дилан выпустил первую пластинку – «Bob Dylan». Альбом состоял из композиций классического блюз- и фолк-репертуара и содержал всего две оригинальные песни. В рецензии журнала Billboard Дилана назвали «одним из самых интересных молодых исполнителей, появившихся в музыке поп-фолк за последние годы». Однако, продажи «Bob Dylan» в первый год составили всего около 5000 копий, что лишь немногим превысило вложенные в него средства. Некоторые представители лейбла за глаза называли певца «Ошибкой Хэммонда» и предлагали расторгнуть его контракт в одностороннем порядке, а также убрать его имя с обложки альбома, однако продюсер отстоял Дилана, заявив: «Только через мой труп!».

В марте 1962 года Дилан принял участие в работе над пластинкой «Three Kings and the Queen», где аккомпанировал Виктории Спайви и Биг Джо Уильямсу — исполнив бэк-вокал и партию гармоники. В период работы в Columbia Records Дилан пользовался псевдонимом Слепой Паренёк Грант (Blind Boy Grunt), когда сотрудничал с фолк-журналом Broadside (который также функционировал как лейбл). Помимо этого, музыкант использовал псевдонимы: Боб Лэнди (Bob Landy) для записи сборника The Blues Project, выпущенного Elektra Records (где выступил в качестве пианиста), а также Тедхэм Портерхаус (Tedham Porterhouse) во время работы над одноимённой пластинкой Джека Эллиотта, где сыграл на губной гармонике.

Bob Dylan – «Nottamun Town»

Известность и популярность Боб получил благодаря своему второму альбому «The Freewheelin' Bob Dylan» (1963). Большинство композиций были оригинальные, но присутствовали и народные песни. Например, Дилан написал слова на музыку народной «Nottamun Town», превратив её в настоящий антивоенный гимн. Альбом стал поворотным в истории фолка и со временем получил «платиновый статус».

«The Freewheelin' Bob Dylan» не просто произвел впечатление на поклонников фолк-музыки, он оказал влияние на многих музыкантов, в том числе легендарных «The Beatles». Благодаря этому альбому, ливерпульская четверка стала усложнять свой репертуар и экспериментировать с песнями. В следующих работах музыканта появляются вкрапления ритм-энд-блюза, а слова песен становятся более суггестивными и литературными. Дилан был первым, кто начал в текстах излагать суть не прямо, а с помощью сложных образов.

Blonde on Blonde – «Ride with Captain Max»

60-е годы стали пиком популярности музыканта - он отыграл свои лучшие концерты и создал, по мнению многих, три лучших альбома, которые объединились в великую рок-трилогию. В нее входят альбом «Bringing It All Back Home» (1965) в стиле фолк-рок и две чисто роковые пластинки – «Highway 61 Revisited» (1965) и «Blonde on Blonde» (1966). Споры о том, какую из этих работ стоит считать вершиной творчества Дилана, не утихают до сих пор, но большинство музыкальных критиков сходятся в одном – эта трилогия стала самым заметным явлением в американской культуре ХХ века.

В то же время переход от фолка к року был для Боба Дилана болезненным. Многие поклонники отвернулись от музыканта из-за того, что он перестал исполнять протестные песни в стиле фолк. Есть реально задокументированный случай, когда во время концерта в Манчестере толпа кричала ему «Иуда!». Согласно другой версии, часть публики была расстроена плохим звуком (что подтверждается сохранившимися записями) и коротким выступлением музыканта. Купер, а также один из организаторов концерта поддержали это мнение, последний подчеркнул, что недовольные возгласы были реакцией на заявление ведущего о том, что времени хватит только на короткий концерт музыканта.

Bob Dylan – «Like A Rolling Stone» (Live at Newport 1965)

Тем не менее выступление Дилана вызвало враждебную реакцию фолк-сообщества. В сентябрьском выпуске журнала Sing Out!, Юэн Маккол писал: «Наши традиционные песни и баллады — это творения необыкновенно талантливых артистов, работающих в дисциплинах, сформированных с течением времени… „А что там с Бобби Диланом?“ кричат возмущённые подростки… Только совершенно лояльная аудитория, вскормленная на жидкой каше поп-музыки, могла запасть на такую второсортную чушь». Тем не менее впоследствии эксперты сходились во мнении, что, «несмотря на недовольство, а временами даже гнев любителей фолк-музыки», музыкант завоевал больше поклонников, чем потерял. В целом его популярность не угасала, а турне по Великобритании, которое он провел в составе блюз-группы «The Band», было очень насыщенным и сопровождалось аншлагами.

В 1966 году Боб попал в аварию и на время прекратил гастрольную деятельность. Говорили, что его состояние критическое и что потребуется много времени на восстановление. Однако позже стало ясно, что Боб использовал эту неприятную ситуацию, чтобы переосмыслить свою музыкальную деятельность и понять, в каком направлении двигаться дальше. В течении нескольких лет он принимал у себя в загородном доме только музыкантов из коллектива «The Band», с которыми записал альбом «John Wesley Harding» (1967), положивший начало новому направлению – кантри-року.

Bob Dylan – «John Wesley Harding» (Official Audio)

В 1974 году, после длительного творческого кризиса, Боб вернулся на сцену, записал новый альбом «Planet Waves», в поддержку которого вместе с «The Band» отправился в длительный тур по Америке, ставший в коммерческом плане самым успешным в истории рок-музыки. Через год, на волне невероятного успеха и триумфа, Дилан заявил о новом грандиозном концертном туре, который, по его мнению, должен превзойти предыдущий. Это был действительно великий тур, завершившийся концертом в Сан-Франциско 25 ноября 1976 года. Об этом событии режиссер Мартин Скорсезе выпустил известный музыкальный фильм «Последний вальс».

Боб Дилан до настоящего времени продолжает давать концерты и выпускать альбомы. И хоть делает это не так часто, как раньше, его музыка все еще пользуется успехом.

В общей сложности у него вышло 34 студийных альбома, 58 синглов, 13 концертных альбомов и 14 сборников. Данный список также включает 3 домашних видео, библиографию и фильмографию. Дилан также награждён многими премиями и наградами.

В 2008 году Боб Дилан получил Пулитцеровскую премию «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы».

В своих автобиографических записях Боб Дилан между делом роняет совершенно замечательную фразу, которая объясняет в его творчестве если не всё, то очень многое. «Будь у меня талант…», — пишет он. Человек, которого называли голосом поколения, одна из самых крупных фигур в современной музыке, лауреат Нобелевской премии в области литературы – пишет совершенно искренне, не очень-то обращая внимания на то, как, собственно, это выглядит со стороны: «Будь у меня талант…».

Комментариев нет:

Отправить комментарий