21 мая 1904 года в Нью-Йорке родился Thomas Wright "Fats" Waller – Томас Райт Фэтс (Толстяк) Уоллер, один из самых великих джазовых пианистов и композиторов, органист, певец и шоумен, в своё время по популярности сравнимый только с Луи Армстронгом. У Фэтса Уоллера был не только великий музыкальный дар, но и природный талант развлекать и веселить публику – но, как это часто бывает, одна сторона иногда затмевала другую.
Отец Фэтса был баптистским священником, мать играла на фортепиано и органе. Маленький Томас был одним из 12 детей (6 из которых умерли в младенчестве) и любимцем матери – самым избалованным и своенравным. С 6 лет он учился играть на фортепиано, однако быстро забросил занятия с учителем, предпочитая самостоятельно подбирать мелодии на слух. В школе Фэтс играл в оркестре, который вёл Edgar Sampson. А когда он был ещё подростком, умерла его мать – Фэтс необыкновенно тяжело переживал это и ушёл из дома. Будучи уже тогда неплохим пианистом, он устроился играть в “Линкольн-театре” – лучшем гарлемском кинотеатре – и подрабатывал ещё везде, где было можно – в клубах и на домашних вечеринках. Тогда же он и познакомился с легендарным пианистом, одним из основоположников стиля страйд, Джеймсом Пи Джонсоном. Заметив неординарный талант Фэтса, Джонсон стал его учить – чего обычно никогда не делал. Фэтс несколько лет таскался за ним хвостом по клубам и другим заведениям, а иногда и заменял у инструмента. Известно, что в какой-то момент Уоллер также брал уроки классического фортепиано у Сarl Bohm и известного пианиста Леопольда Годовски – видимо, уже тогда мечтая о карьере “серьёзного" музыканта.
В 18 лет
Фэтс Уоллер сделал свою первую запись для “Okeh” (1922 год) – "Birmingham
Blues"/"'Muscle Shoals Blues". Его всё чаще стали приглашать
аккомпанировать различным вокалистам. А в середине 20-х о нём заговорили уже и
как о талантливом композиторе: в сотрудничестве с поэтом Andy Razaf Фэтс создал
3 бродвейских шоу: “Keep Shufflin'”, ”Load of Coal” и “Hot Chocolates”. Их
партнёрство вообще было очень успешным. Эндрю написал тексты к таким мелодиях
Фэтса, как “Honeysuckle Rose", "Ain't Misbehavin'",
"Keepin' Out of Mischief Now", "Black and Blue”. Оба были быстры
и неистощимы – когда им были нужны деньги, они брали такси, чтобы ехать к
издателям, и сочиняли песни по дороге.
В 1926
году Уоллер начал записываться для “Victor”. Среди самых важных ранних записей
для этого лейбла была серия 1929 года – великолепные сольные пластинки с его
собственными композициями, включавшими "Handful of Keys" и
"Smashing Thirds". А в 1934 году пианист наконец заключил
эксклюзивный контракт с “Victor”, с чего начался его самый долгий и
необыкновенно плодотворный период творчества. С 1934 по 1943 годы Уоллер сделал
более 500 записей, которые стали его самыми известными работами. Среди них были
такие суперпопулярные песни, как "Your Feet's Too Big", "The
Joint Is Jumpin'" и "I'm Gonna Sit Right Down and Write Myself a
Letter".
Растущая
волна популярности привела Уоллера и в кино. Он стал регулярно появляться фильмах
– таких как “Hooray for Love” и “King of Burlesque” 1935 года. Параллельно он
продолжал выступать в различных радиотрансляциях. Вообще Уоллер активно работал
на радио ещё с 1932 года – тогда только-только нанятый им менеджер пробил ему
контракт на радиостанции в Цинциннати, передачи которой принимались по всем
Штатам. Радиошоу “Ритм-клуб Фэтса Уоллера” имело оглушительный успех – в нём
участвовали многие другие звёзды, но слушали его именно из-за Фэтса. Затем
музыканта пригласили на радиостанцию в Нью-Йорке, и с тех пор его
востребованность только росла и гастроли не заканчивались.
В 1938
году Уоллер ездил в Европу: он сделал органную запись в Лондоне для HMV и
появился в одной из первых телетрансляций. Он вернулся в Лондон уже следующей
весной, чтобы записать его одну из своих самых интересных композиций –
"London Suite" для фортепиано и перкуссии, а потом начал интенсивный
тур по Европе, который, однако, был прерван из-за угрозы начинавшейся войны с
Германией.
Видя
растущую популярность биг-бэндов, Уоллер также пытался собрать свои – но они
долго не продержались. В 1940 году пианист стал ещё более активно
гастролировать по всем Штатам, написал музыку к очередному мюзиклу, “Early to
Bed”, и продолжал сниматься в кино – особенно известным стал эпизод в фильме
“Stormy Weather”, где Фэтс руководит “all-star” бэндом и вместе с ним играют
Бенни Картер, Слэм Стюарт и Zutty Singleton.
Записи и
выступления продолжали литься фантастическим потоком, а Фэтс продолжал есть и
пить в не менее фантастических объёмах. Годы злоупотреблений, как и постоянно
накапливавшееся разочарование от того, что его как музыканта не воспринимали
достаточно серьёзно, истощили его силы и энергию. Он заболел во время
выступления в Голливуде в декабре 1943 года и умер от пневмонии в поезде,
который так и не довёз его обратно в Нью-Йорк.
И при
жизни, и после смерти Фэтс Уоллер был более всего известен за свой
гениально-несерьёзный стиль – которым он в том числе часто прикрывал довольно
дурацкие песни, которые “Victor” заставляла исполнять его и обычно
сопровождавший его замечательный секстет – “Fats Waller & His Rhythm”, явно
способный на значительно большее. Состав группы постоянно менялся, но наболее
часто с Фэтсом выступали трубач Герман Отри, саксофонист и кларнетист Юджин Седрик
и гитарист Эл Кейси, который считался одним из лучших музыкантов того времени.
И практически на каждой записи, будь то одна из “вечнозеленых мелодий”, или
собственная композиция Фэтса, или самые банальные и пошлые вирши, которыми
снабжала его американская музыкальная индустрия, он в любом случае умудрялся
создавать отличный микс из весёлого фарса, зажигательного ритма и
фантастической игры на пианино. Его комические выходки, постороняя болтовня во
время исполнения и шутовской вокал сопровождались очень острой, быстрой игрой
на фортепиано и неистовыми соло Отри и Седрика – и это уникальное сочетание
было у публики нарасхват.
Однако
многие говорили, что в глубине души Фэтс был человеком меланхоличного склада.
Как предполагает Джеймс Коллиер в своей книге “Становление джаза”, слишком
большой потерей стала для Уоллера смерть его матери, слишком много противоречий
окружало его в той бурной и полной излишеств и злоупотреблений жизни, которую
он вёл. Ему значительно чаще, чем получалось, хотелось играть на органе, который
не очень-то располагал к веселью. И ему вообще нравилось играть нежную и даже
грустную музыку – однако, публика ждала от него совсем другого. “Им казалось,
что Фэтс дремлет, и они вопили: «Проснись, Фэтс!» И тогда он делал глоток джина
или ещё чего-нибудь покрепче и уступал: «Ладно, слушайте!»”.
Исключительно
лёгкий и гибкий стиль Фэтса Уоллера казался ещё более невероятным в сочетании с
его «габаритами» – а в своей классической страйд-манере, унаследованной от
Джеймса Пи Джонсона, Фэтс мог свинговать так сильно, как практически никто
другой до или после него. Его левая рука выдавала мощные октавы и децимы в
неостановимо-быстром, бурном, слитом потоке звуков. Он также стал пионером
органа в джазе. Называя этот инструмент "God box" (ящик Бога), Уоллер
умудрялся переносить свой невероятно-заразительный свинг на педали и стаккато в
правой руке, совершая безумные скачки по регистрам. И, конечно, он был
неординарным композитором и импровизатором, который мог спонтанно выдавать
блестящие темы и мелодии, щедро и без устали снабжая джазовый репертуар самыми
радостными и при этом какими-то очень милыми, обаятельными песенками – такими,
как уже упоминавшиеся выше "Honeysuckle Rose", "Ain't
Misbehavin'", "Keepin' Out of Mischief Now", а также "Blue
Turning Grey Over You" и "Jitterbug Waltz".
В целом,
начиная с 1934 года и до самой смерти Фэтс Уоллер был одним из самых
высокооплачиваемых музыкантов. По популярности его опередил только Луи
Армстронг – потратив, однако, на это тридцать лет. При всём при этом Фэтс Уоллер
мечтал о совсем другой славе: он хотел следовать по стопам Джорджа Гершвина и
сочинять “серьёзную” музыку для концертов – однако, наверно, в то время этот
путь был в любом случае закрыт для чернокожего музыканта. И тем не менее,
несмотря на нереализованные амбиции и вечный шутовской имидж, Фэтс Уоллер
оказал самое нешуточное влияние на очень многих пианистов – и на своих
современников, и на тех, кто играл после него – включая Каунта Бейси (который у
него учился), Тедди Уилсона, Арта Татума, Телониуса Монка, Дейва Брубека и
других. Имя Фэтса Уоллера также ставят в один ряд с Гершвиным, Портером, Керном
и другими легендарными композиторами джаза. А друзья Фэтса Уоллера ещё и
навсегда запомнили его как человека с добрым сердцем, который умел больше шутить
над собой, чем над окружающими, быть скромным и ценить таланты других людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий