Дорогие друзья! А готовы вы ли погрузиться в атмосферу
большого оркестра, играющего такой горячий джаз, что, если поднести к нему
спичку, она воспламенится? Руководитель такого оркестра, а еще к тому же
контрабасист, тубист, аранжировщик, наряду с Каунтом Бэйси был одним из
создателей «горячего» джаза в Канзас-сити.
Кёрк не стремился быть ведущим музыкантом (по крайней мере он никогда по-настоящему не солировал), аранжировщиком или известной личностью. В то же время в 1930-х — 1940-х он был успешным руководителем оркестра. По мнению Мэри Лу Уильямс, стиль, разработанный Кёрком в 1929-1942 годах может считаться эталоном настоящего негритянского свинга.
Энди Кёрк (Andy Kirk) родился 28 мая 1898 года в
Ньюпорте, штат Кентукки, а вырос в Денвере, штат Колорадо, где его учителем был
Уилберфорс Уайтмен, отец Пола Уайтмена. Прежде чем дебютировать в оркестре Джорджа
Моррисона (George Morrison), Кёрк более десяти лет проработал почтальоном. В
1927 году он приехал в Даллас и присоединился к биг-бэнду Терренса Холдера
(Terrence Holder) «Dark Clouds Of Joy» (играл преимущественно на тубе, иногда
на баритон- и бас-саксофонах). В 1929 году Холдер отдал Кёрку пост руководителя
оркестра, и состав стал называться "Andy Kirkand His Clouds Of Joy".
В том же году биг-бэнд начал выступать в одном из лучших ресторанов Канзас-Сити
«Pla-Mor Ballroom» на пересечении 32-й и Главной улиц города. Вскоре они сделали
свою первую запись для Brunswick Records.
После своих первых записей в 1929—1930 годах они стали
популярными, поскольку олицетворяли джазовое звучание Канзас-Сити. В 1933 году
в оркестр пришла пианистка Мэри Лу Уильямс (Mary Lou Williams), композиции и
аранжировки которой сформировали основной репертуар коллектива. Настоящий успех
пришел к оркестру в 1936 году после записей таких хитов, как «Until The Real
Thing Comes Along», «Moten Swing» и «Bearcat Shuffle». В 1939 году биг-бэнд
Кёрка сменил оркестр Кэба Кэллоуэя в нью-йоркском «Cotton Club».
В 1938 году Кёрк и его группа удерживали 1-е место в чарте Billboard в течение 12 недель с песней
«I Won't Tell a Soul (I Love You)», написанной Хьюи Чарльзом и Россом Паркером
с участием Фа Террелла на вокале. В 1942 году они записали песню «Take It and Git», которая 24 октября
1942 года стала первым синглом оркестра, занявшим 1-е место в Harlem Hit Parade, предшественнике R&B
чарта Billboard. В 1943 году, с Джун Ричмонд на вокале, у Кёрка был хит No 4 с песней «Hey Lawdy Mama».
В разное время в свинговом биг-бэнде Кёрка (обычно
насчитывавшем 11-13 музыкантов) играли Бен Уэбстер, Чу Берри, Дон Байас, Фэтс
Наварро, Чарли Паркер, Шорти Бэйкер и другие. Оркестр, просуществовавший 19
лет, был распущен в 1948 году. Кёрк играл ещё некоторое время в других
составах, но в 1952 году окончательно ушел из шоу-бизнеса – стал менеджером
отеля, а затем торговцем недвижимостью и одним из руководителей профсоюза джазовых
музыкантов.
Энди Кёрк умер 11 декабря 1992 года в
возрасте 94 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий