Дорогие
друзья! 26 мая 1910 года родился джазовый трубач, скрипач, дирижёр, композитор
и аранжировщик Эдди Рознер – одна из самых загадочных фигур отечественной
эстрады и джаза: коренной берлинец, джазовый виртуоз довоенной Европы, первая
звезда польского и белорусского cвинга, первый настоящий шоумен в CCCР.
Современники
помнят его как кумира стиляг и любимца женщин, неутомимого рассказчика и
человека со сложным и авантюрным характером, баловня судьбы и вечного
скитальца. В разные годы в его оркестре работали Юрий Саульский, Майя
Кристалинская, Гюли Чохели, Давид Голощекин. В Советском Союзе его имя и музыка
попадали под запрет дважды – в конце сороковых и начале семидесятых.
Неудивительно, что мы до сих пор очень мало знаем об этом выдающемся музыканте.
Ещё при жизни о нем слагались легенды.
Большой
зал, забитый публикой до отказа. На освещенной сцене — оркестр: саксофоны,
гитара, аккордеон и ударные, музыкант за роялем, все ждут. И вот раздается звук
трубы, и из правой кулисы выходит он — элегантный, такой «заграничный» мэн, и
из его трубы, глядящей под углом вверх, раздаются первые звуки блюза «Сен-Луи»
(известный также, как «Сент-Луис»). Так являлся залу Эдди Рознер.
Почему его с восторгом вспоминают не только те, кто видел и слышал его оркестр вживе? Почему европейские джазовые музыканты говорят: «да, это был класс»? Что ж, давайте вспомним далекие времена.
Ремесленник-каретник
Ицхак Рознер в начале 20-го века перебрался из Польши в Берлин, и там у него
родился сын Адольф. Уже с трех лет юный Адольф начал проявлять музыкальные
способности, и в 1916 году родители отправили младшего сына учиться в
консерваторию Штерна — одно из лучших на тот момент музыкальных учебных
заведений в Берлине. В 1920 году будущая звезда европейского джаза заканчивает
консерваторию по классу скрипки. Для продолжения обучения Рознер поступил в
Берлинскую высшую музыкальную школу (Königliche akademische Hochschule für
Musik).
Однако
мировую известность Рознеру принес совсем другой инструмент — труба. Не пошёл
Ади в симфонический оркестр, его увлекли заокеанские джазовые ритмы,
распространившиеся теперь и в Европе. С 1928 года Рознер быстро выдвинулся в
число наиболее востребованных солистов-трубачей, играя в различных берлинских
джазовых и салонно-танцевальных бэндах. Среди этих ансамблей — знаменитый
оркестр Марека Вебера, а также не менее популярный джазовый коллектив Штефана
Вайнтрауба «Weintraubs Syncopators», работавший на океанском лайнере,
обслуживавшем пассажирскую линию Гамбург — Нью-Йорк (HAPAG), и участвовавший в
съёмках ряда фильмов киностудии UFA.
Ади
переписывался с американскими джазовыми музыкантами, такими как Джин Крупа. Его
кумирами были американские трубачи Рой Олдридж, Банни Барриган и Гарри Джеймс. В
конце 20-х и начале 30-х годов Ади Рознер вместе с голландцем Луи де Фрисом
Рознером считался одним из лучших джазовых трубачей Европы и был назван «белым
Луи Армстронгом». Тогда же Ади придумал свой знаменитый номер с двумя трубами,
на которых играл одновременно.
Но пришел
1933-й год, и стало понятно, что из Германии еврею следует убираться. Однажды Ади
даже был избит нацистскими фанатиками в центре Берлина. Во время гастролей
оркестра в Швейцарии Рознер покидает Вайнтрауба и переезжает в Польшу, где дух
свободы и отголоски бурных 20-х, принесших настоящую революцию во все сферы
культурной жизни, были по-прежнему сильны. Сначала он играл в Лодзи, а потом
перебрался в Варшаву.
В 1936
году он основал в Варшаве джаз-бэнд из семи человек. Членами джаз-бэнда были
барабанщик Георг «Джо» Шварцштейн и певец Лотар «Лайонел» Лампель,
эмигрировавший вместе с Рознером. Не желая быть тёзкой лидера немецких
нацистов, Рознер использовал в качестве артистического псевдонима короткую
форму своего имени — Ади (Adi, читавшуюся в английской транскрипции (Ady) как
Эди — отсюда произошла позднейшая трансформация в Эдди/Eddie).
Рознер
вместе со своей будущей женой Рут Каминьской работал в лучших клубах города,
играл в известном и популярном кафе «Эспланада» и мечтал создать первый
польский национальный джазовый оркестр. Джаз-банд Рознера активно
гастролировал. Коллектив побывал на гастролях в Монте-Карло, Бенилюксе,
Скандинавии, Франции. Эта версия знаменитой композиции «Bei mir bist du schön»
(«Для меня ты красива», в странах бывшего СССР известна как песня «В
кейптаунском порту») была сделана в 1938 году во Франции.
Выступления
Рознера в Польше оказали большое влияние на развитие джаза в стране. Подобно
Хенрику Варсу, Эдди сумел преодолеть угрюмый стиль танго-оркестров, которые
тогда были в фаворе повсюду, и создал превосходные свинговые пьесы, в 1938 году
записанные в Париже лейблом «Columbia». В 1950-х годах песня «Cicha woda»
(припев: «Cicha woda, brzegi rwie...»), написанная на мелодию, сочиненную
Рознером, в исполнении Збигнева Куртыча стала одной из самых популярных в
Польше.
Вторая
мировая война застала Рознера прямо на сцене — в ночь на 1 сентября 1939 года
на Варшаву упали первые немецкие бомбы, одна из которых чуть не стоила жизни
музыканту. В горящей Варшаве Эдди попросил руки Рут Каминьской и получил её
согласие. Его свекровь, известная польская актриса Ида Каминьска вспоминала:
«Театр и
квартира в Варшаве были разбомблены в начале сентября, когда я и Рут сидели в убежище.
У нас не осталось ничего, кроме кольца и двух пальто. В подвале вместе с ними
сидел Белый Армстронг. Его звали Адольф Рознер, но все звали его Ади. Сам себя
он называл Эдди, затем Эди … Его отец был сапожником из Освенцима. Ади и Рут выступали
со своей группой в кафе «Эспланада». Во время первых бомбежек их жизни спасло
пианино, под которым они вместе прятались. На второй неделе бомбардировки Ади в
убежище попросил руки Рут. Я подарила дочери кольцо в качестве приданого и две
банки сардин, найденные в развалинах. Они уехали через три недели… Некоторое
время я ночевала у друзей. Смотритель за разумную плату не сообщил о том, что в
доме были евреи. Однажды вечером появилась журналистка госпожа Слапак с
предупреждением (бесплатно) немедленно уйти, потому что Ида Каминьска, как режиссер
антигитлеровских пьес, находится в списке лиц, подлежащих ликвидации».
Когда
Германия и СССР разделили между собой Польшу, музыканты бежали из горящей
Варшавы на восток, в Союз. Оркестр Рознера с театром Каминьской перебираются в
занятый советскими войсками Белосток, который стал частью Белоруссии. Рознер
устроился сначала в оркестре Ежи Бельзацкого, а потом создал свой коллектив. В
Минске музыканты играли перед сеансами в кинотеатре «Красная звезда». Беглецов поддержал
страстный любитель джаза, первый секретарь ЦК компартии Белорусской ССР
Пантелеймон Пономаренко, предложив коллективу стать Государственным джазовым
оркестром Белоруссии - «Белосток-джаз». Оркестр Рознера получил специальный
поезд для гастролей, который практически стал домом для оркестра. Любые
возникающие сложности или проблемы тут же решались благодаря вмешательству Пономаренко.
Биг-бэнд
Эдди Рознера был одним из первых советских джазовых оркестров, исполнявшим
музыку в стиле свинг, и сыграл одну из ключевых ролей в освоении отечественными
музыкантами этого направления музыки. Рознеру стали подражать музыканты даже из
оркестра Утесова, по крайней мере, стали больше играть инструментального джаза.
Историк советского джаза Яков Басин писал:
«И всё же
не будет преувеличением сказать, что львиная доля успеха концертов
Государственного джазового оркестра БССР зависела от личности самого Эдди
Рознера. Артистизм, непринуждённость, обаяние с первых же минут концерта
покоряли зрителя, а лёгкость, с которой он устанавливал контакт с залом, была
скорее свойственна многолетнему кумиру публики, нежели не владевшему русским
языком незнакомцу, каким Рознер фактически являлся».
Последовало
множество концертов, Минск рукоплескал, а Рознер добавил в репертуар вариации
на темы популярных фильмов (включая знаменитый «Большой вальс»). Ах, как
радостно звучала новая песенка «Ждём вас во Львове!». Оркестр играл, Рут пела,
но главным во всём этом был сам Эдди в ослепительно белом смокинге — и его
труба. Юрий Цейтлин, бывший участник оркестра Рознера, вспоминал: «Уже первые
джазовые концерты в БССР принесли нам славу, как невиданное ранее музыкальное
варьете. О них молниеносно поползли восторженные слухи, и когда оркестр наконец
добрался до Москвы начался настоящий ажиотаж. Концерты джаза БССР прошли с
ошеломительным успехом».
Летом
1940 года оркестр с большим успехом дал концерты во многих городах СССР и
принял участие в декаде белорусского искусства в Москве. В сентябре Рознер с
оркестром был неожиданно приглашён в Сочи, где по приказу начальства играл при
совершенно пустом зале. Единственным зрителем оказался сидевший в зашторенной
ложе И.В. Сталин, которому концерт понравился. Ида Каминьска вспоминала:
«Они
играли в пустом театре в Сочи только для Сталина, которого даже со сцены не
видели. Им сообщили, что вождю понравилось представление. «Таким образом, мы в
безопасности, по крайней мере, лет на 25», — сказал Ади Рут. С тех пор так и
говорили: Рознер – дирижер личного оркестра Сталина».
Первый
состав оркестра Эдди Рознера просуществовал недолго. В конце 1941 года
большинство его участников примкнули к армии генерала Андерса и Рознеру
пришлось реорганизовать свой коллектив, пополнив его новые музыкантами из
бывших оркестров Хенрика Гольда и Хенрика Варса.
В войну
рознеровский оркестр ездил с концертами по Союзу, бывал он и во фронтовых
частях, получая благодарности, а среди личных наград Рознера имелась медаль «За
освобождение Варшавы».
В
победном 45-м оркестр выступал в Москве. Рознер получал прекрасную зарплату и у
него была шикарная квартира недалеко от Кремля. Оркестр часто записывался. Среди
хитов Эдди Рознера, записанных в 1945 - 1946 годах, можно выделить такие
популярные композиции, как «Caravan», «Cowboy's», «Mandoline, Guitar and
Basso», «What a Fellow» вокальные партии в которых исполняют штатные певцы оркестра.
Позже коллектив Эдди Рознера начал работать в соавторстве с Георгием
Виноградовым и известным тенором Георгием Абрамовым. В результате этих
творческих контактов появились такие популярные произведения, как «Зачем?»,
«Скрытый остров», «На поляне», «Это не сон», «Серенада на осле», «В лодке».
Всё так
продолжалось до 18 августа 1946 года, когда газета «Известия» опубликовала
статья Елены Грошевой под названием «Пошлость на эстраде», где Эдди Рознера
обозвали третьесортным ресторанным трубачом…
«Полнейшая
безыдейность, низкая профессиональная культура, расчет на отсталые вкусы…»,
«как и прежде, восемь лет тому назад, игрой на трубе он демонстрирует объем
своих легких, его трюки однообразны и мало относятся к музыке…», «нет ничего,
что хоть сколько-нибудь отвечало бы вкусу советского зрителя, нет ни одной
хорошей советской песни, ни одной белорусской народной мелодии, хотя джаз
Рознера и именуется государственным коллективом Белорусской ССР» — критикесса в
пух и прах разнесла деятельность оркестра Эдди Рознера. Заканчивалась статья
разгромно: «Пошлая музыкальная стряпня собственного изготовления заполняет
почти всю программу джаза, быть может, и терпимую в каком-нибудь третьесортном
варьете на задворках Западной Европы, но не на советской эстраде».
А вскоре
в Союзе разразилась «борьба с иностранщиной». Польша восстановила свою
государственность — и многие поляки потянулись из Союза домой, а Эдди всё
откладывал отъезд, не понимая, что плохого может случиться с ним в столь
дружелюбной советской стране. Спохватился он лишь осенью 46-го, когда
официальный срок отъезда поляков уже закончился, и пришлось все организовывать
«подпольно». За день до намечавшегося перехода границы его и Рут во Львове
арестовали.
Так
настал для него следующий период — ГУЛАГовский. Рознера обвинили в «намерении
бежать в Америку». После физических мер воздействия (ломали пальцы, пальцы
музыканта!) он всё подписал, получил 10 лет за измену Родине по статье 58-А и
был отправлен «на восток». Рут услали в Кокчетавский лагерь членов семей
политических преступников, а их дочь, маленькую Эрику, приютила подруга
Рознеров Дебора Марковна Сантатур (дочь одного из пионеров польского
кинематографа Мордко Товбина).
И
потянулась конвойная жизнь. Свой срок Эдди Рознер отбывал с 1946 по 1950 год в
Хабаровске, с лета 1950-го по 1952-й — в Комсомольске-на-Амуре, с 1952-го по
1954-й — в Магадане. Нет, Рознер не копал землю, не валил лес, — а играл… В эти
годы Эдди Рознер создает джаз-оркестры, в частности в Хабаровске и
Комсомольске-на-Амуре. В тяжелейших условиях цензуры и быта ему удавалось
проводить концерты, нести культуру и искусство людям. Он выступал как перед
заключенными, так и перед жителями Хабаровского края. Оркестр неоднократно
играл и для японских военнопленных. В летнее время коллектив выезжал в
пионерские лагеря и выступал там для детей на массовках, пионерских линейках,
играл утренние побудки.
Так и
шло: Рознер играл с оркестром, а в перерывах использовался как санитар или
кухонный работник, но всё же оставался и «прежний» он, со своими любовными
романами даже там. Во время нахождения в Хабаровском крае у него родился сын
Владимир Эди-Адольфович Рознер, известный врач уролог-онколог. На Колыме Рознер
познакомился с будущим эстрадным певцом Владимиром Макаровым, которому давал
уроки вокального и эстрадного мастерства, а после освобождения пригласил в свой
джаз-оркестр.
Перемены
явились лишь после смерти Сталина — отсидевшего восемь лет Рознера освободили. После
освобождения и воссоединения в Москве семейная жизнь не заладилась — Эдди и Рут
развелись, Рут с Эрикой уехали в Варшаву, а спустя несколько лет — в Нью-Йорк.
Арест Рознера разрушил семью, и, будучи в заключении на Колыме, Эдди Игнатьевич
сошелся с танцовщицей Маглага Мариной Бойко, которая тоже родила ему дочь,
Ирину.
Однако маэстро
и думать было нельзя о выезде за границу и Эдди взялся организовывать в Москве
свой новый оркестр, пригласив, конечно, и своих уцелевших музыкантов. В 1954
году при Мосэстраде Рознер создал Эстрадный оркестр, дававший многочисленные
выступления. От большинства советских бэндлидеров, появлявшихся на публике
обычно в амплуа дирижёров или конферансье, присутствие Рознера на сцене
отличалось виртуозными инструментальными соло и безукоризненным артистизмом.
Оркестр принадлежал к числу ведущих свинговых составов в СССР, постоянно
гастролируя по городам Союза с красочными представлениями, включавшими в себя
универсальную палитру произведений — от музыки для отдыха до «песен народов
мира». Творческое кредо определялось верностью джазовому мейнстриму, при этом
репертуар выходил за рамки джаза, что было обусловлено как широтой музыкальных
интересов самого Рознера, так и требованиями, предъявлявшимся в ту пору к
государственным концертным биг-бэндам.
В
советской обстановке приходилось учитывать многое: и наличие
оркестров-соперников (Утёсова, Саульского, «шанхайца» Лундстрема и других),
соблюдать правила — того нельзя, этого нельзя. И при этом нужно было иметь
успех! Рознеровский оркестр успех имел. Вскоре оркестр пригласили в
фильм-комедию молодого режиссера Эльдара Рязанова — и Рознер согласился. Фильм
«Карнавальная ночь» зрителям понравился: веселый, музыкальный, с участием Игоря
Ильинского, Сергея Филиппова и новой звезды Людмилы Гурченко. Знаменитый вальс,
который звучит в начале фильма, а также пасодобль, фокстрот и аранжировки
«Песенки о хорошем настроении» и песни «Пять минут» — все это было сыграно и
исполнено музыкантами оркестра Эдди Рознера. И самих музыкантов в картине тоже
можно видеть — они сидят на циферблате гигантского будильника, перед которым
Людмила Гурченко исполняет свой знаменитый шлягер. Правда сам Эдди Рознер на
экране так и не появился; очевидно, «по рекомендации» сверху.
Жизнь
продолжалась: Эдди, уже за сорок, женился. Его третьей женой (первый, юношеский
брак у Рознера случился еще в Берлине) стала артистка его ансамбля Галина
Ходес. Музыкант обустроил свою
московскую квартиру, ему даже разрешили съездить в Варшаву на свадьбу Эрики, и
с оркестром гастролировал по Союзу.
Приглашался
оркестр Эдди Рознера и на телевидение, в основном для участия в новогодних
«Голубых огоньках». Его школу прошли такие в будущем известные композиторы,
аранжировщики и дирижёры, как Юрий Саульский, Владимир Терлецкий, Даниил
Браславский, Алексей Мажуков, Владислав Кадерский, Владимир Хорощанский, певицы
Майя Кристалинская, Капиталина Лазаренко, Нина Дорда, Мария Лукач, Ирина
Бржевская, Нина Пантелеева, Лариса Мондрус, Нина Бродская, Гюли Чохели, Жанна
Бичевская, а также Эмиль Горовец, Вадим Монин, Владимир Макаров, Лев Пильщик,
Бедрос Киркоров, Салли Таль, Ирина Подошьян, Тамара Кравцова, Камилла
Кудрявцева, Анастасия Кочкарева, Вида Вайткуте, Татьяна Конькова, Наталья
Заболотная, Евгения Завьялова, Людмила Солоденко, вокальные квартеты «Аккорд» и
«Четыре Ю».
С
оркестром сотрудничали знаменитые степисты (чечёточники) Владимир, Григорий и
Евгений Зерновы, Алексей Быстров, братья Гусаковы, Михаил Подольский, Владимир
Кирсанов, конферансье Михаил Гаркави, Александр Лонгин, Гарри Гриневич,
Владимир Гилевич и Олег Марусев, писатели-сатирики Юрий Благов и Владимир
Поляков, драматурги Борис Рацер, Владимир Константинов и Игорь Виноградский,
постановщики Борис Сичкин, Владимир Канделаки и Валерий Рубинчик, композитор
Давид Тухманов (в качестве пианиста).
В разное
время в оркестре под управлением Рознера работали лучшие джазмены страны:
барабанщики Борис Матвеев, Станислав Стрельцов, Виктор Епанешников, Юрий
Ветхов, Александр Симоновский, контрабасисты и аранжировщики Эгил Шварц и Игорь
Кантюков, мультиинструменталист Давид Голощёкин, саксофонисты Анатолий
Герасимов, Александр Пищиков, Владимир Коновальцев, Владимир Колков, Михаил
Цуриченко, Виктор Подкорытов, саксофонисты и аранжировщики Геннадий Гольштейн и
Виталий Долгов, трубачи и аранжировщики Ярослав Янса и Владимир Василевский,
трубачи Константин Носов и Радамес Шакаров, пианист и аранжировщик Николай
Левиновский, тромбонисты Александр Сухих и Александр (Саша) Кофман, скрипач и
композитор Валерий Трофименко и другие.
Оркестр Эдди
Рознера — участник московского джазового фестиваля «Джаз-67». По свидетельству
Геннадия Львовича Гольштейна, оркестр был в ту пору «очень современным по
звучанию — лучшим в стране» и на фестивале выступил «с грандиозным успехом».
Вклад биг-бэнда в развитие джаза и эстрады в России трудно переоценить.
Но это не
помогло: советская политика не менялась. Вышедшее в мае 1969 года постановление
Совета Министров РСФСР за номером 319 («Вопросы главного управления культуры
РСФСР») предписывало распустить ряд эстрадных коллективов. Мода на ВИА ставила
под сомнение рентабельность больших оркестров, происходило дальнейшее
размежевание джазовой и эстрадной музыки, намечались «ротация звёзд», новый
виток борьбы с западными влияниями и новые негласные ограничения для евреев. На
Гостелерадио только-только прикончили близкий по стилю оркестр Вадима
Людвиковского…
Оркестр Эдди
Рознера продолжал оставаться невыездным, а сам он безуспешно хлопотал о
туристической визе, желая посетить родственников, проживавших в США. Тщетными
оказались надежды Эдди Игнатьевича на то, что он будет представлен к званию
Заслуженного артиста РСФСР. Все эти факторы ускорили развязку. К 1971 году
Росконцерт вынудил Рознера уйти на пенсию.
Рознер
передал свой московский оркестр в руки джазового пианиста, композитора и
аранжировщика Анатолия Кролла и переехал в Гомель, где создал свой последний
биг-бэнд (в нём играли некоторые будущие создатели ВИА «Синяя птица»). Еще год
с небольшим Рознер устраивал в СССР настоящие джазовые шоу, правда география
гастролей его джаз-банда сузилась до пределов Гомельской области. Лишь изредка
музыкантов приглашали выступать в Москву, Ленинград и другие крупные города
Советского Союза. Как работнику областной филармонии Рознеру часто приходилось
гастролировать по райцентрам и сельским клубам, публика в которых не всегда
понимала музыку великого трубача. Все это очень удручало великого джазмена: «Я
не кольхозный артист!» — с неподражаемым немецким акцентом в сердцах нередко
восклицал он.
А вокруг
подрастали новые поколения, являлись новые стили и ритмы, молодые всяческими
путями — по радио и по «записям на костях» — знакомились с западными хитами, а
Рознер, отрезанный от музыкального мира Запада, старел… И Рознер решает
покинуть СССР.
Против
этого уже никто не возражал — и в 1973 году Эдди Игнатьевич с женой уехал в
Западный Берлин. Насовсем. В Берлине Рознер попытался собрать новый состав, а
также рассчитывал на то, что сможет продолжить свою композиторскую работу. К
сожалению, за те три с небольшим года, что были ему отведены, он не успел или в
силу разных обстоятельств не смог реализовать свои планы — 8 августа 1976 года один
из самых великих джазменов ХХ века умер от сердечного приступа, случившегося на
фоне обострения хронической болезни печени. Он, 66-летний, ещё не добрался до
глубокой старости, — сказались, наверно, лагерные годы, а также разные «взлёты
и падения».
Музыканта
похоронили на еврейском кладбище на Хеерштрассе в берлинском районе
Шарлоттенбург-Вильмерсдорф. На скромном надгробии написано на иврите и
немецком: Adolf Eddie Rosner 29.5.1910–8.8.1976.
Несмотря
на то, что в СССР имя Эдди Рознера в 1973—1988 годах было официально предано
забвению, а большинство записей размагничено, часть бывшего рознеровского
коллектива в Москве фактически удалось сохранить: на его основе был создан
концертный оркестр «Современник». Под руководством Кролла оркестр работал с
Евгением Мартыновым, Юрием Антоновым, Леонидом Серебренниковым и Ларисой
Долиной, выпустил программы «Антология джазового вокала» и «Антология биг-бэнда»,
участвовал в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». «Современник» прекратил
существование в 1992 году.
Пару лет
назад была издана обстоятельная, тёплая, и со многими фотографиями книга о
Рознере, авторства музыканта, живущего сейчас в Германии, — Дмитрия Драгилева.
Книга имеет название «Эдди Рознер: Шмаляем джаз, холера ясна!», к ней
прилагается диск с записями рознеровского оркестра. Хоть век уже идет другой, и
немало поколений сменилось, но ослепительная улыбка Эдди Рознера и звук его
«золотой трубы» в людской памяти — сохранились.
По
материалам статьи Людмилы Вайнер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий