суббота, 10 мая 2025 г.

100 величайших артистов всех времен. Литтл Ричард (5 декабря 1932 – 9 мая 2020).

Зал славы Рок-н-ролла.

100 величайших артистов всех времен.

«Когда я впервые услышал «Long Tall Sally», мой рот был открыт», — с энтузиазмом говорил Джон Леннон. «Я не хотел быть неверным Элвису, но это было намного лучше».

Американский рок-н-ролльный певец, пианист и автор песен Литтл Ричард (Little Richard) объединил стилистические элементы блюза, госпела и ритм-энд-блюза под новым жанровым названием «рок-н-ролл» и таким образом перенес их в музыкальный мейнстрим. После высоких мест в чартах ритм-энд-блюза, в которых доминировали чернокожие исполнители, ему удалось перейти на национальный поп-рынок США. Его быстрая и мощная игра на фортепиано, его громкий и зашкаливающий вокал, а также его энергичные концерты вдохновили многих известных музыкантов.

После нескольких лет уединения для изучения религии, в 1960-х годах Литтл Ричард вернулся на большую сцену в жанре соула и фанка. Не имея возможности развить предыдущие успехи, он увеличил экстравагантность своих выступлений на сцене за счет самопостановки и элементов пародии. С 1980-х годов Литтл Ричард лишь изредка появлялся в студии звукозаписи или на сцене. Благодаря своим определяющим жанр шлягерам и их успеху в чартах, певец стал одним из пионеров рок-н-ролла, и был одним из первых музыкантов, включенных в Зал славы рок-н-ролла в 1986 году.

Детство, юность и первые записи (1932—1955): Ритм-энд-блюз.

Ричард Уэйн Пенниман (Richard Wayne Penniman) родился 5 декабря 1932 года в Мейконе, штат Джорджия, и был третьим ребенком Ливы Мэй и Чарльза «Бада» Пеннимана. Он вырос с семью братьями и пятью сестрами. В семье его прозвали «Маленьким» Ричардом из-за его роста. Глава семейства «Бад» Пенниман обеспечивал для семьи скромные средства к существованию в качестве владельца клуба, среди прочего, торгуя «палёным» виски. Часто посещая местные пятидесятнические службы, а также баптистские и методистские церкви, Литтл Ричард развил вкус к госпел-музыке, которую он исполнял в составе группы The Tiny Tots на выступлениях в церквях и на улицах Мейкона и его окрестностей. Именно здесь возникло его желание стать священником. На концерте сестры Розетты Тарп (Sister Rosetta Tharpe) в Мейконе молодой певец выступил в качестве гостя, и был хорошо принят публикой.

Еще будучи подростком, Литтл Ричард проявил гомосексуальные наклонности, которые были встречены насмешками в его семейном окружении. Он бросил среднюю школу в возрасте 14 лет и принял участие в нескольких водевилях и медицинских шоу, где смог получить некоторый опыт певца и создать свой сценический имидж. Он отрастил волосы в виде мощной прически помпадур и взял себе прозвище «Литтл Ричард» в качестве сценического псевдонима.

Примерно в 1951 году Литтл Ричард был принят в шоу блюзового певца Билли Райта в Атланте, центре ритм-энд-блюзовой сцены того времени, из которого позаимствовал женские костюмы и грим. Райт также организовал для него первые блюзовые записи с RCA Records. Вернувшись в Мейкон, Литтл Ричард подружился с ритм-энд-блюзовым музыкантом Эскеритой, который научил его играть на фортепиано особенно «диким» образом.

Little Richard – «Every Hour» (1951)

С синглом RCA «Every Hour» Литтл Ричард получил свой первый региональный радиохит в 1952 году. Это примирило его с отцом, который вскоре после этого был убит в перестрелке перед своим клубом. Чтобы содержать семью Литтл Ричард устроился на работу посудомойщиком в ресторане на местной автобусной станции.

Неудовлетворительная и низкооплачиваемая работа побудила его профессионально посвятить себя музыке. С группой The Tempo Toppers Литтл Ричард играл в клубах южных штатов и учился типичному креольскому блюзовому стилю у Эрла Кинга в Новом Орлеане. В 1953 году в Хьюстоне продюсер Джонни Отис обнаружил группу и ее фронтмена, который позиционировал себя как «короля и королеву» блюза, и способствовал его записям на Peacock Records. Сотрудничество, результатом которого стало всего несколько блюзовых и госпел-номеров не обошлось без конфликтов. Литтл Ричард спорил о гонорарах с владельцем лейбла Доном Роби.

Little Richard – «Directly From My Heart» (Modern 45xM 1022, 1966).

После некоторого времени в качестве сольного исполнителя Литтл Ричард собрал ядро своей будущей концертной группы The Upsetters из барабанщика Чарльза «Чака» Коннора и саксофониста Уилберта «Ли Даймонда» Смита. Последующие туры по Кентукки, Джорджии и Теннесси с гораздо более жесткой ритм-энд-блюзовой программой чем у Tempo Toppers были очень хорошо приняты публикой.

Прорыв карьеры (1955—1957): Рок-н-ролл

По совету певца Ллойда Прайса, весной 1955 года Литтл Ричард отправил демо-кассету Арту Рупу, главе калифорнийского независимого лейбла Specialty Records в Лос-Анджелесе. A&R-менеджер и продюсер Бампс Блэквелл был убежден настойчивыми телефонными просьбами Литтл Ричарда провести сессию звукозаписи в студии J&M Recording Studio Козимо Матассы в Новом Орлеане. Блэквелл пригласил свою знаменитую студийную группу с Эрлом Палмером на барабанах, Ли Алленом и Элвином «Рэдом» Тайлером на саксофоне и Фрэнком Филдсом на басу. В пяти студийных сессиях в течение следующих двух лет были записаны самые успешные хиты Литтл Ричарда, включая «Tutti Frutti», «Long Tall Sally», «Ready Teddy», «Rip It Up», «Good Golly Miss Molly», «Jenny Jenny» и «The Girl Can't Help It». Литтл Ричард трижды записывался в студии Specialty Records в Калифорнии, где ему аккомпанировала группа Guitar Slim's под руководством Ллойда Ламберта и два раза группа The Upsetters.

Little Richard – «Tutti-Frutti» (1956)

Для Specialty Литтл Ричард записал с 1955 по 1957 год материал для почти 20 синглов, шести EP и трех альбомов «Here's Little Richard», «Little Richard» и «The Fabulous Little Richard». Концертные туры Литтл Ричарда с The Upsetters закрепили его успех. Он также продвигая свои песни в музыкальных фильмах. Литтл Ричард был недоволен контрактом с Specialty Records, так как большая часть дохода из-за маркетинга оставалась у Арта Рупа. Эти несправедливые условия способствовали скорейшему разрыву сотрудничества с лейблом.

Первый уход со сцены (1957—1964):

В конце сентября 1957 года Литтл Ричард вылетел в Австралию на 14-дневный тур вместе с Эдди Кокраном и Джином Винсентом. Во время полета он интерпретировал винтовые двигатели, которые светились на фоне ночного неба из-за тепла на крыльях, как ангелов. На концерте в Сиднее 4 октября он наблюдал за недавно запущенным спутником «Спутник-1», который он воспринимал как огненный шар на пути к орбите. Он воспринял эти переживания как предупреждения от Бога и решил покончить со своей беспорядочной жизнью рок-н-ролльного музыканта и стать священником. Своему окружению и своим последователям, которые реагировали с непониманием, Литтл Ричард оправдывал свою замкнутость прежним порочным и распутным образом жизни, который был несовместим с его религиозными убеждениями.

Литтл Ричард начал проповедовать в различных церквях движения пробуждения и осенью 1958 года начал трехлетнее богословское обучение у адвентистов седьмого дня в Библейском колледже Оуквуд в Хантсвилле, штат Алабама. Руководство церкви ценило популярность Литтл Ричарда и его способность вдохновлять других, и терпело сенсацию, которую он вызывал своим экстравертным внешним видом в кампусе, а также частые нарушения школьных правил. В июле 1959 года он женился на Эрнестине Кэмпбелл, секретарше из Вашингтона, округ Колумбия, и развелся в 1964 году. С одной стороны, его жену беспокоила огласка, которую принесла с собой известность Литтл Ричарда, а с другой стороны, он признался в ретроспективе, что не приложил достаточно усилий для сохранения брака из-за своей гомосексуальной ориентации.

Little Richard – «Jesus Walked This Lonesome Valley»

Литтл Ричард также сделал этот поворот в своей музыкальной карьере, посвятив себя в первую очередь стилю госпел. В середине 1959 года Ричард записал несколько госпел-песен для звукозаписывающего лейбла Джорджа Голднера End Records, которые были выпущены в формате альбома под названием «Pray Along With Little Richard Vol. 1 и Vol. 2» ассоциированной звукозаписывающей компанией Golddisc Records. Бампс Блэквелл, который тем временем перешел в Mercury Records, смог привлечь Ричарда на несколько студийных сессий в 1961 году. Записи были сделаны под оркестровым руководством Куинси Джонса и были выпущены как LP «It's Real», а позже как «Little Richard. King of Gospel Singers». В то время как записи религиозных песен в исполнении Литтл Ричардадля Atlantic Records не были успешными, Specialty Records постепенно выпускала записи певца из своих собственных архивов, включая ранние блюзовые номера, которые в то время считались слишком слабыми, и, таким образом, могла регулярно продавать пластинки с оригинальным материалом до 1960 года.

Little Richard – «Ride On King Jesus»

Английский музыкальный промоутер Дон Арден пригласил Литтл Ричарда в турне по Англии со своим бывшим коллегой по специальности Сэмом Куком, который теперь был очень успешен в поп-жанре. С одной стороны, Арден скрывал от Литтл Ричарда, что европейская аудитория в значительной степени игнорирует его госпел-записи, а с другой – заставлял британских поклонников верить, что музыкант забронирован на рок-н-ролльный тур. Когда он начал играть духовные песни, такие как «I Believe» и «Peace in the Valley» для своего первого шоу в октябре 1962 года при поддержке молодого органиста Билли Престона, публика отреагировала разочарованно и не желала это слушать. Поэтому Литтл Ричард организовал спонтанное рок-н-ролльное возвращение с аккомпанирующими музыкантами, которое было встречено с таким энтузиазмом, что он провел следующий тур в старом жанре и в известной постановке. Брайан Эпстайн, менеджер группы The Beatles в то время, организовал ряд совместных концертов с группой и Литтл Ричардом в северной Англии, включая Нью-Брайтон, Мерсисайд в октябре 1962 года.

Little Richard – «(There Will Be) Peace In The Valley (For Me)»

Во время второго тура по Англии в середине 1963 года, для которого Дон Арден пригласил Литтл Ричарда, братьев Эверли и Бо Диддли, на той же сцене стояли еще почти неизвестные Rolling Stones. На родине в Америке его отречение от музыки и образ жизни священнослужителя поначалу остались незамеченными. Тоска по жизни в качестве звезды рок-н-ролла и возможности заработка, которые стали ему ясны благодаря успеху «Битлз» в Америке, укрепили его решение вернуться к рок-музыке.

Возвращение (1964—1977): Соул и фанк

С «Bama Lama Bama Loo» Литтл Ричард начал свое студийное возвращение на старом лейбле Specialty Records, который был вновь открыт специально по этому случаю. Певец попытался изменить свое первоначально духовое рок-н-ролльное звучание в пользу современной гитарной аранжировки. Сингл достиг 82 места в чарте Billboard.

Little Richard – «Bama Lama Bama Loo» (1964)

Решение вновь представить себя публике в качестве «короля рок-н-ролла», по-видимому, было принято в неподходящее время, так как музыкальные вкусы в середине 1960-х годов уже изменились: рок-н-ролл предыдущего десятилетия вот-вот должен был быть вытеснен британским вторжением, основные представители которого находились под сильным влиянием творчества и стиля Литтл Ричарда. Поэтому певец предпринял некоторые усилия, чтобы развить прежние успехи. Он нанял своего бывшего наставника Бампса Блэквелла в качестве менеджера, расширил свою живую группу The Upsetters массовкой для сложного сценического шоу под названием «Crown Jewels and the Royal Guard». На этапе возвращения его концерты характеризовались роскошью и самолюбованием, которое доходило до гротеска с точки зрения интерлюдий шоу и игры с ролями и клише разных сексуальных ориентаций.

Второй, после Specialty Records, платформой его возвращения стал блюзовый лейбл Vee-Jay Records. На двух официальных альбомах «Little Richard is Back» и «Little Richard's Greatest Hits» стало очевидным дальнейшее развитие звучания в направлении соула: в дополнение к саксофонам теперь появилась целая духовая секция. С сентября 1964 года по июнь 1965 года малоизвестный Джими Хендрикс был частью окружения в качестве помощника и гитариста, но его недолго терпели из-за его ненадежности.

Little Richard & Jimi Hendrix – «I aint watcha do» (1965)

С конца 1965 года Литтл Ричард заключил контракт с Modern Records на несколько очень продуктивных месяцев. Опять же, помимо нового материала, была записана подборка новых аранжировок старых хитов. Первый альбом «Little Richard Sings His Greatest Hits – Recorded Live!» должен был предложить динамичную живую атмосферу и отважился на фанковое звучание с «Do You Feel It».

Little Richard – «Do You Feel It» (Part 1)

Второй альбом, «The Wild and Frantic Little Richard», объединил более спокойные записи живой сессии с записями из студии. Вместе с неназванной певицей он впервые записал дуэт с классической песней Джимми Рида «Baby What You Want Me to Do».

Little Richard – «Baby, What Do You Want Me To Do» (Parts 1 & 2)

В начале 1966 года Литтл Ричард перешел на Okeh Records в Нью-Йорке. Его двухлетний контракт не предусматривал никакого права голоса при выборе репертуара или в его расстановке. Бывший коллега певца Ларри Уильямс был нанят в качестве продюсера, а Джонни «Гитара» Уотсон был приглашен в качестве гитариста. Литтл Ричард не участвовал в композиции первого альбома «The Explosive Little Richard». Благодаря доминирующему использованию труб и фанковой ритм-секции, музыкальная стратегия поддерживалась в соответствии с текущим черным мейнстримом. Для второго альбома, «Little Richard's Greatest Hits – Recorded Live!», небольшая, восторженная аудитория была приглашена в студию материнского лейбла Okeh CBS Records в Лос-Анджелесе, которая была преобразована в виртуальный клуб Okeh. Звучание новых записей старых хитов соответствовало звучанию предыдущего альбома, плюс непрерывная ритмическая аранжировка, а также эгоцентричные и эйфорические промежуточные заявления певца. Из-за отсутствия успеха, в котором Литтл Ричард винил звучание Ларри Уильямса в Motown, он записал только три сингла для Brunswick Records на рубеже 1967/1968 годов и позволил своему контракту с Okeh истечь.

Little Richard – «Scuba Party» (1967)

Начиная со своего выступления на фестивале Rock and Roll Revival в Торонто 13 сентября 1969 года, Литтл Ричард отметил кульминацию своего возвращения с 1970 по 1972 год с Reprise Records. Снова с Бампсом Блэквеллом в качестве менеджера и сопродюсера вместе с известными людьми, такими как Джерри Векслер, Том Дауд, Х. Б. Барнум и Куинси Джонс за студийными микшерными пультами, он хотел вернуться к старому звучанию 1950-х годов с новыми песнями. Некоторые незначительные успехи в чартах были достигнуты с синглами с трех альбомов с программными названиями: «The Rill Thing «(«The True Thing»), «King of Rock And Roll» («King of Rock 'n' Roll») и «The Second Comin» («The Second Arrival»). Поскольку Литтл Ричард не продлил контракт в августе 1972 года, четвертый альбом Southern Child, обогащенный элементами кантри-музыки, сначала не мог быть выпущен и не был выпущен до 2005 года.

Little Richard – «Nuki Suki» (1972)

Хотя ни один из релизов этого периода не мог сравниться по инновационной силе и популярности с его основными работами 1950-х годов, они также нашли мировую аудиторию в виде множества переизданий, компиляций и бутлегов. Однако, места в чартах на важных музыкальных рынках по обе стороны Атлантики оставались недосягаемыми. Тем не менее, бренд «Литтл Ричард» продолжал оставаться гарантией аншлаговых концертных залов. На протяжении многих лет певец почти ежедневно появлялся перед американской и европейской публикой, часто в известных концертных залах или на фестивалях вместе с Чаком Берри, Джерри Ли Льюисом и Бо Диддли. Но он также играл на одной сцене с артистами, такими как Дженис Джоплин, Джон Леннон и Йоко Оно, у которых он часто крал аплодисменты. Для продвижения своих концертов и релизов, Ричард также был частым гостем на телевизионных шоу с ведущими Мервом Гриффином, Майком Дугласом, Джонни Карсоном, Стивом Алленом и Диком Кларком.

Reprise стал последним звукозаписывающим лейблом, с которым Литтл Ричард подписал контракт на длительный период времени. За этим последовали индивидуальные записи для небольших компаний ALA Records, Greene Mountain, Manticore Records, Mainstream Records и Creole Records. Однодневная сессия для Kent Records в январе 1973 года дала достаточно материала для альбома «Right Now», который был выпущен на дочернем лейбле Кента United Records и может рассматриваться как традиционная реакция на последний, плохо продаваемый, несколько более прогрессивный репризный альбом «The Second Coming». Кроме того, новые концертные записи его лучших хитов были выпущены для S. J. Productions в виде концертного документального фильма «Let the Good Times Roll». С 1970 года Литтл Ричард выступал в качестве приглашенного музыканта вместе с другими артистами, включая Jefferson Starship, Delaney & Bonnie, The James Gang, Canned Heat и Bachman Turner Overdrive.

Второй уход со сцены (1977—1985):

Уже в августе 1972 года Литтл Ричард получил резкие отзывы от британской прессы после технически провального выступления на лондонском стадионе «Уэмбли». Поскольку возрождение рок-н-ролла явно пошло на убыль, Литтл Ричард во время очередного тура по Англии играл перед полупустыми залами. Даже продажи пластинок и попадание в чарты не оправдали его ожиданий, так что неудачи на живых выступлениях оказали дополнительное давление на художественную концепцию Литтл Ричарда и его экономическое планирование. На его здоровье также сказались напряженные концертные туры и употребление наркотиков, так что его несколько раз приходилось госпитализировать. С уходом его давнего наставника Бампса Блэквелла в 1974 году проблемы переросли в личный кризис для музыканта.

1 января 1977 года новое руководство объявило, что Литтл Ричард во второй раз откажется от рок-музыки и возобновит свою работу в качестве проповедника. Причины отказа Литтл Ричарда были аналогичны тем, что были названы в 1957 году: его сексуальная ориентация и жизнь рок-н-ролльного музыканта были несовместимы с его религиозными убеждениями. Оглядываясь назад, он также оправдывал свое решение различными смертями, включая сердечный приступ своего брата Горация «Тони» Пеннимана и смерть Элвиса Пресли в августе 1977 года. В марте 1979 года World Records выпустил госпел-альбом «God's Beautiful City» очень маленьким тиражом.

Little Richard – «Gods the beautiful City» (1980)

Ричард использовал свои регулярные выступления на телевизионных шоу для проповедей и молитв перед аудиторией, обычно музыкально подчеркнутых одной или двумя его госпел-песнями. В начале 1980-х годов он работал с Бампсом Блэквеллом и Чарльзом «Доктором Роком» Уайтом над своей биографией «Квазар рока», в которой он очень открыто говорит о своем личном отношении к рок-н-роллу, гомосексуализму и расизму, среди прочего. Книга была опубликована 1 октября 1985 года и вызвала интерес к жизни и творчеству артиста, в результате чего Литтл Ричарда часто видели по телевидению, опять же с Мервом Гриффином и Джонни Карсоном, но также с Дэвидом Леттерманом, Пэтом Робертсоном и Филом Донахью.

Ветеран рок-н-ролла (1985–2020): Поп-рок

Летом 1985 года Литтл Ричард активизировал свою актерскую карьеру, которая до этого получала мало его внимания по сравнению с музыкальной работой. С Lifetime Friend он выпустил новый госпел-альбом на лейбле Warner Brothers. Звучание соответствует эстрадному десятилетию его создания. Сингл «Great Gosh A'Mighty» попал в американские и британские чарты. Это был успех его нового руководства, которое пыталось совместить его заботу о христианском послании с его поп-амбициями. Следующий альбом певца, «Shake It All About», включающий рок-н-ролльные версии популярных детских песен, был выпущен в 1992 году на музыкальном лейбле Walt Disney Company и достиг платинового статуса.

Little Richard on Nightlife w/ David Brenner (1987)

Результатом сотрудничества с японским рок-гитаристом Масаёси Таканака стал альбом «Little Richard Meets Takanaka».

В 1990-х годах творчество музыканта было основано на тщательно продуманных CD-изданиях, каждое из которых собирало полные сессии звукозаписи на одном лейбле, а также частое попадание на первые места в списках лучших на рубеже веков, что поддерживало постоянный интерес публики к раннему творчеству Литтл Ричарда. Благодаря своему участию в телевизионном документальном фильме «Литтл Ричард» в 2000 году, в котором актер Леон Робинсон воспроизводит сцены из жизни певца, Литтл Ричард дал представление о своей яркой истории. В 1990-х и 2000-х годах он снова и снова гастролировал по Америке и Европе, часто вместе со старыми товарищами Джерри Ли Льюисом и Чаком Берри, которые вместе представляли себя как «Живые легенды рок-н-ролла» с соответствующей программой. Кроме того, Литтл Ричарда иногда можно было услышать в качестве приглашенного музыканта; Он также записывал новые названия для сборников и саундтреков.

Little Richard - Johnny B. Goode (Live 2000) Kennedy Centre Honours Chuck Berry Tribute

Объявив несколько раз о своем уходе из музыкального бизнеса, теперь уже восьмидесятилетний артист объявил о своем последнем прощании в интервью Rolling Stone в 2013 году со словами: «Я закончил!». После окончания карьеры он снова посвятил себя религии. Литтл Ричард умер 9 мая 2020 года в возрасте 87 лет от осложнений рака костей в своем доме в штате Теннесси и был похоронен на кладбище Мемориальных садов Университета Оуквуд, штат Алабама.

Влияние

В своей книге 2010 года американский литературовед Дэвид Кирби оплакивает Литтл Ричарда. Ограниченное внимание к музыканту в музыкальной журналистике не соответствовало его реальному музыкальному и культурному значению. Хотя Литтл Ричард культивировал экстравертный сценический образ, он вряд ли был заинтересован в профессиональном самомаркетинге. Однако, многие известные музыканты постоянно говорили о большом влиянии Литтл Ричарда на их творчество. По крайней мере, шесть лучших рок-музыкантов свидетельствуют о сильном влиянии, которое Литтл Ричард и его музыка оказали на их творчество и, таким образом, на развитие рок-музыки в целом.

В то время как сам Литтл Ричард все еще был подражателем ритм-энд-блюзовых шутеров, популярных на рынке черной музыки на ранней стадии его работы с RCA и Peacock, он уже разработал свой собственный стиль с «Tutti Frutti» для первой сессии записи для Specialty Records, что стало характерным для молодого жанра рок-н-ролла. Музыкальный журнал Rolling Stone ставит Литтл Ричарда на восьмое место в своем «Списке 100 величайших артистов всех времен» с 2004 года.  

Giants of Rock and Roll (Roma 1989, Long Version)

Первой важной характеристикой творчества певца является простота песен, которые в своей нарочитой простоте в значительной степени ускользают от музыкально-теоретического анализа. В репертуаре Литтл Ричарда преобладают «совершенно не-песни, [...] без мелодии, без лирики». Скэт-интро из Тутти «AWopBopALooBopALopBamBoom» в 1956 году было определено, как «знаменатель поп-музыки». В 2007 году выдающиеся музыканты проголосовали в музыкальном журнале Mojo за «Frutti Frutti», как пластинку, которая больше всего изменила мир. Однако, если успех Литтл Ричарда не может быть объяснен оригинальным и сложным написанием песен, ядром художественного выражения должно быть само исполнение, т.е. «звук», представленный на записях и на выступлениях, как вторая важная характеристика его музыки. В частности, выделяется оригинальный вокальный стиль Литтл Ричарда, который многие из его последователей хвалили или стремились сделать своим: Джон Леннон и Пол Маккартни, которые взяли на себя песню Ричарда «Woooh!» в 1963 году. Даже инструменталисты подражали голосу Литтл Ричарда, например, Джими Хендрикс со своей гитарой. Лемми Килмистер (Motörhead) и Дэйв Грол (Nirvana, Foo Fighters) также упоминают Литтл Ричарда, как оказавшего определяющее музыкальное влияние на их творчество.

При постоянном чередовании рок-н-ролла и госпела, третьей характерной чертой музыки Литтл Ричарда является эмоциональность и религиозный пыл самовыражения. Хотя религиозная музыка была широко распространена через госпел и духовные группы, популяризация и связь со светским содержанием и стилистическими приемами рок-музыки были впервые осуществлены в конце 1950-х годов несколькими музыкантами, такими как Рэй Чарльз. В то время как Арнольд Шоу говорит в этом контексте о «госпел-блюзе», Куинси Джонс, как аранжировщик записей Литтл Ричардса для Mercury, определил это как «рок-н-соул» и, таким образом, подчеркнув принадлежность певца к черной поп-музыке, которая развивалась параллельно с мейнстримом рок-н-ролла как соул, а позже и фанк.

Некоторые из важных представителей соул-музыки, такие как Джеймс Браун, Отис Реддинг или Сэм Кук, являются прямыми преемниками Литтл Ричарда и извлекли выгоду из работы с ним в начале своей карьеры. Оригинальный соул как сочетание рока и госпела лучше всего можно проследить в биографии Литтл Ричарда.  Тем не менее, в своем собственном музыкальном развитии он отставал от своих бывших подражателей с точки зрения инноваций и коммерческого успеха. Его самовосприятие, движимое религиозными убеждениями, остается незатронутым этим: «Я называю это музыкой, которая исцеляет. […] Музыка, которая заставляет слепых видеть, хромых, глухих и немых ходить, слышать и говорить! Музыка радости, музыка, которая заставляет твою душу взлетать. Да, да, потому что я — живое пламя, и Литтл Ричард — мое имя...».

В середине 1950-х годов на американском музыкальном рынке доминировала поп-музыка Tin Pan Alley, в которой композиторы и издатели создавали свои профессионально аранжированные песни для белой клиентуры среднего класса. Кроме того, существовали специализированные рынки для кантри-музыки и черного ритм-энд-блюза, ранее известные как расовая музыка, каждая из которых имела свои собственные музыкальные лейблы, чарты, музыкальные магазины, радиостанции и аудиторию. Если название было успешным в каком-то жанре, то кавер-версия в поп-стиле часто записывалась признанным эстрадным певцом, реже наоборот. Записи Литтл Ричарда для Specialty Records быстро привлекли внимание крупных лейблов, работающих на поп-рынке. В частности, Пэт Бун сделал кавер на Tutti Frutti в 1955 году и смог продать значительно больше записей благодаря большим маркетинговым возможностям поп-рынка. С последующим шлягером «Long Tall Sally» в 1957 году это стало уже невозможно, что указывает на сдвиг на сегрегированных музыкальных рынках. Литтл Ричард преуспел в переходе на поп-рынок.

Little Richard – «Long Tall Sally» (1955)

В то же время рок-н-ролл зарекомендовал себя как музыка молодого поколения, которое увидело в молодежном сообразном содержании и танцевальных ритмах подходящую форму выражения своего отношения к жизни. Этому способствовали новые технические методы производства и сбыта, а также развитие средств массовой информации кино, телевидения и портативных радиоприемников. Черный оригинал также показался белому подростку более привлекательным, чем скучная аранжировка белых поп-артистов. Этому развитию способствовали радио-диджеи, такие как Алан Фрид, который также помог сформировать и популяризировать название нового межрасового жанра «рок-н-ролл».

Сам Литтл Ричард всегда неоднозначно относился к расово сегрегированному музыкальному рынку. С одной стороны, он приветствовал энтузиазм своих белых поклонников и отрицал важность цвета кожи для музыки, с другой стороны, он жаловался как на все еще скрыто расистские структуры в поп-индустрии, так и на их черное контрдвижение в среде соул-музыки, когда его возвращение в 1960-х и 1970-х годах провалилось с точки зрения отсутствия успеха в чартах. Дебаты о кроссовере – обретении экономической и музыкальной свободы, с одной стороны, и потере идентичности и скрытой эксплуатации, с другой – особенно ярко прослеживаются в творчестве и биографии Литтл Ричарда. На слушаниях в Конгрессе США 20 сентября 1984 года, которые должны были прояснить вопрос об эксплуатации афроамериканских артистов музыкальной индустрией, Литтл Ричард заявил, что преодолел эти расовые барьеры в 1950-х годах. Литтл Ричард внес решающий вклад в сближение различных музыкальных рынков не только своими собственными записями, но и большим количеством кавер-версий: особенно молодые английские бит-группы британского вторжения заполнили свой репертуар песнями Литтл Ричарда в 1960-х годах.

Tom Jones and Little Richard – «Rock 'n' Roll Medley» (1969)

На американском музыкальном рынке 1950-х и 1960-х годов афроамериканские музыканты, такие как Джеймс Браун и Нэт Кинг Коул, подвергались расистской враждебности со стороны белой аудитории с сексуально заряженными выступлениями. Поэтому Литтл Ричард и его ранний менеджмент намеренно создали преувеличенно сумасшедший образ фрика и «короля рок-н-ролла». Когда его спросили о другом популярном «короле» Элвисе Пресли, Ричард предпочел переключиться на титул «Королевы рок-н-ролла» и открыл для себя и своего сценического присутствия элементы пародии, которые он развивал и культивировал в ходе собственного гомосексуального опыта с ранней юности. Таким образом, белая публика мужского пола не боялась соперничества через него. Это сумасшествие включало в себя дикость его выступлений, включая энергичные и артистичные интерлюдии на фортепиано и на фортепиано, а также стриптиз и интенсивный контакт с аудиторией, а также необычные сценические наряды, такие как королевские одежды, зеркальные костюмы и женственные костюмы.

Little Richard – «Good Golly Miss Molly» (Muhammad Ali's 50th Birthday)

Хотя его личные и общие высказывания и оценки гомосексуальности всегда были двойственными, его новаторская работа в этом отношении имела большое значение для более поздних артистов рок-музыки, особенно глэм-рока: Сильвестр Джеймс, а также Элтон Джон и Дэвид Боуи сами являются преемниками Литтл Ричардса. В то время как Мик Джаггер, Марк Болан и Фредди Меркьюри все еще сталкивались с социальными ограничениями, когда они приобрели андрогинную экстраверсию в духе Литтл Ричарда, другим афроамериканским музыкантам, таким как Принс и Майкл Джексон, было легче играть в 1980-х годах. Музыкальный журналист Олаф Карник видит одну из причин этого в традиции менестрелей, которая тривиализировала чернокожего артиста до комедийного образа. Это «гендерное изгибание», которое является традицией дендизма и эстетики лагеря, теперь стало неотъемлемой частью выразительных возможностей в музыкальном шоу и было воплощено в 2000-х годах такими артистами, как Андре 3000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий