«Много
лет назад я несколько раз видел один и тот же сон. Красно-черное море, по
которому я плыву, вспенивается и бурлит возле рассекающих его двух белых стен.
Множество бутылок в форме человеческих фигур несут красную воду от одной стены
к другой, разбиваясь у ее подножия. В песне красное море и красный дождь, из
которого оно образовалось, стали символом подавляемых, не находящих выхода
мыслей и чувств.
Я верю, что душевная боль, не находящая
выражения, не только растет и пожирает нас изнутри, но и находит проявление во
внешнем мире. Если личная эмоциональная буря не находит выхода, она проявит
себя в событиях с окружающими людьми или, как в этом случае — в виде настоящей
бури».
Питер Гэбриел
Питер
Габриэл (Peter Gabriel), вокалист «Genesis» до 1975 г., затем
успешный соло артист родился 13 февраля 1950 года в Чобеме, Суррей (Англия). Отец
- Ральф Партон Габриэл, инженер-электронщик. Мать - Едит Ирен Аллен,
учительница музыки. В раннем детстве Питер восхищался своим отцом, настоящим
изобретателем, который вечно пропадал в своей мастерской и создавал там удивительные
вещи буквально из ничего. Мамина игра на фортепиано тоже была хороша.
Питер учился
в частной школе Чартерхаус в городе Годалминг. Во время обучения он вступил в
группу «Genesis», которая образовалась из двух школьных групп, «The Garden Wall»
и «The Аnon». В своих первых музыкальных группах Питер играл на ударных.
Басист «Genesis» Майк Разерфорд, впоследствии, этот факт прокомментировал так: «Пит был и до сих пор является ужасным
ударником».
Ранние
концерты «Genesis» проходили не самым лучшим образом из-за плохо поставленного
звука на сцене: зрителям было плохо слышно, что поёт Гэбриэл. Это сподвигло его
на введение того, что впоследствии станет одной из отличительных особенностей
группы, — выступлений в необычных костюмах, среди которых были костюмы лисы,
цветка, рыцаря и многие другие.
В августе
1975 года Питер Габриэл объявил о том, что уходит из группы, потому что
чувствует отчуждение от остальных участников, а его собственная женитьба и
рождение ребёнка лишь усиливают его личную напряжённость. Питер составил
открытое письмо для прессы, в котором подробно описал причины своего ухода.
После
ухода из группы Питер совсем отошёл от дел и проводил все время в сельском
домике с семьёй. Позже под конец 1975 года задумался о сольной карьере и начал
делать материал для предполагаемого альбома. Работа продолжалась до осени
следующего года. Питер старался, чтобы его новые песни как можно меньше
напоминали те, что он делал с «Genesis».
В феврале
1977 года был выпущен дебютный сольный альбом Питера Гэбриела - «Peter
Gabriel». В марте был выпущен первый сингл с него – «Solsbury Hill». Песня
имела большой успех и добралась до 13-го места в британском хит-параде.
В целом
диск был типичной работой музыканта, находящегося в творческом поиске: Питер
«примерил» на себя целый набор разных, порой весьма неожиданных, стилей.
В июне
1978 года Гэбриел выпустил второй сольный альбом под названием «Peter Gabriel»,
неофициальное название – «Peter Gabriel 2» или «Scratch». Эта пластинка была
спродюсирована Робертом Фриппом и поэтому носила несколько экспериментальный
характер.
Хотя этот
диск не содержал ни одного хита по типу «Solsbury Hill», Питер двигался дальше.
В начале 1979-го года Питер Гэбриел занялся поисками музыкантов для записи
нового альбома и разработкой новой концепции звучания. В мае 1980 года был
выпущен третией альбом - «Peter Gabriel», неофициальные названия «Peter Gabriel
III» или «Melt». Пластинка имела громкий успех как в Англии, так и в Штатах.
В
Великобритании всего через неделю альбом взлетел на первую строчку
национального хит-парада. Среди новых композиций выделялась «Games Without
Frontiers», которая стала на радио самой популярной записью Гэбриела после
«Solsbury Hill». Диск получился жестким, угловатым и агрессивным, полным
необычных звуков новых по тем временам инструментов. Неуютные и тревожные, то
жутковатые, то грустные песни рассказывали о тёмных сторонах души и тяжелых
переживаниях таких, как: страх, одиночество, непонимание, потеря контроля над
своими эмоциями.
Все песни
диска, одна за другой, заслуживают отдельного восхищения, вплоть до
заключительной «Biko», выражающей политический протест и посвященной борцу с
апартеидом Стивену Банту Бико, погибшему 12 сентября 1977 года в тюрьме в
Претории после многочисленных пыток, со словами: «Можете потушить свечи, но не
огонь». Так
началась политическая активность музыканта.
В
сентябре 1982 года вышел четвёртый альбом Питера и снова под названием «Peter
Gabriel». В Великобритании альбом опять оставался без названия, но американский
издатель категорически настаивал на названии, так как в США с альбомами
образовалась некоторая путаница: на музыкальном рынке имелось уже 3 альбома с
одинаковым названием «Peter Gabriel», выпущенных разными фирмами. У
записанных изначально на английском языке третьего и четвёртого альбомов Питера
Гэбриэла (которые иногда носят названия «Melt» и «Security» соответственно)
существуют аналоги на немецком языке. По словам музыканта, это был ответ на
засилие английского языка в популярной музыке.
Четвёртый
диск не повторил коммерческого успех, третьего. В британских чартах он добрался
до 6-го места, после чего быстро поехал вниз. Сингл «Shock The Monkey» дошёл до
58 места, а «I Have The Touch» - до 75. А отзывы прессы были очень смешанными.
После провала 4-го альбома Питер Гэбриел приостановил производство альбомов на
четыре года. Свою паузу Гэбриел заполнил выпуском концертника «Plays live» и
саундтрека к фильму Алана Паркера «Птаха». Для создания музыкальной дорожки к
картине «Птаха», английский певец сотрудничал с молодым талантливым музыкантом
и продюсером Даниэлом Лануа, который проявил себя отличной совместной работой с
Брайаном Ино, над альбомом «The Unforgettable Fire» группы «U2».
В 1986 году после четырёх летнего перерыва Гэбриел вернулся со словами:
«Некоторые писатели работают над своими
книгами по семь-восемь лет, другим хватает 7-8 дней. Все зависит от того, что
вы собираетесь сделать и насколько детально. При быстрой работе всегда
приходится чем-то поступаться».
Спустя
несколько месяцев в том же 1986 году Питер выпустил пятый альбом под названием
«So». Диск отличался от предыдущих уже тем, что имел своё название. Он добрался
до второй строчки в чартах и принес Гэбриелу первую «Grammy».
Американский
музыкальный журнал «Billboard» в рецензии на лонгплей высказал мысль, что тот
является таким же верстовым столбом в творчестве Гэбриела, как альбом «Let's
Dance» у Дэвида Боуи. О том, что творчество Гэбриела приобрело новые измерения
лиричности и интимности, свидетельствовала частично автобиографическая запись
«Big Time», в которой автор целился в неуёмное желание успеха и творческую
некритичность. Одним из самых сильных моментов диска стал дуэт с Кейт Буш на
«Don’t Give Up». Темой песни являлась безработица и тот душевный стресс и
дискомфорт, что она приносит - но есть и подтекст, говорящий о месте человека в
общественной жизни.
То, что
возвращение Гэбриелу удалось, говорила читательская анкета «Record Mirror».
Среди самых лучших музыкантов он занял третье место. Композиция «Sledgehammer»,
поддержанная удачным видеоклипом, стала трансатлантическим хитом и от неё лишь
чуть-чуть отставали «Big Time» и «In Your Eyes». Далее Питер Гэбриел совершил
два благотворительных тура (вместе со Стингом и «U2») в поддержку организации
«Международная амнистия». В 1989 году вышел новый диск Гэбриела - «Passion»,
основанный на музыке к фильму Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», но
на классический саундтрек он походил мало, да и назывался иначе. Для создания
этой музыки Питер объездил Африку и Дальний Восток и использовал в записи
народные инструменты этих регионов. Лучшей песней, которая содержала в основном
медитативную инструментальную музыку была - «It Is Accomplished». В 1992 году
состоялся выход шестого сольного диска Гэбриела - «Us». Альбом собрал кучу
положительных отзывов и, достигнув платиновой отметки, финишировал на второй
позиции в «Billboard».
Постепенно
копился материал для сольного альбома «Us», в записи которого приняли участие
музыканты от Тель-Авива до Токио. «Us» не обладал такой сингловой пробойностью,
как «So», но все сразу отметили великолепное сочетание простоты и изысканности.
Здесь нашли отражение личных переживаний певца, связанных с семейными
проблемами, а именно - расставание с первой женой. Ведущим синглом и видео
хитом стала гипнотическая песня «Digging in the Dirt», взывающая к помощи и
пониманию. В песне «Come Talk to Me» есть звучания таких инструментов как:
шотландские волынки, африканские барабаны, армянский дудук и даже участие
российского ансамбля Дмитрия Покровского. Продюсер Даниэль Лануа создал к тому
же атмосферу, превосходно сочетающуюся с расстроенным внутренним миром певца.
Хотя, по мнению многих критиков, диск этот по музыкальным достоинствам уступал
альбому «So», выпуск превосходных сопутствующих видеоклипов обеспечил ему ещё
более тёплый прием у широкой аудитории.
В 1994
году вышел двойной концертник «Secret World Live», записанный во время
одноимённого мирового тура. «Us» принёс автору четыре номинации Грэмми и две -
в «MTV Awards» в США, а также «Q Awards» в Великобритании. После певец
занимался своим лейблом, а также реализовывал некоторые мультимедийные проекты.
В 2000 году Гэбриел был приглашен для участия в постановке спектакля «OVO: Millennium
Show», поставленного специально для культурно-выставочного центра «The
Millennium Dome» (Лондон) с задействованием всех его ультрасовременных
технических возможностей. К участию в шоу вновь были привлечены артисты самых
разных национальностей, культур и музыкальных направлений. В 2000 году вышла
пластинка «OVO» с музыкой, прозвучавшей на этом мероприятии.
Альбом
был выпущен в 2-х вариантах: урезанная английская редакция и расширенная
интернациональная версия с бонусным диском и красочным буклетом. 23 сентября
2002 года был выпущен следующий альбом Питера Гэбриела под названием «Up».
Работа над «Up» началась ещё в 1995 году и проходила по большей части в
принадлежащей Гэбриелу сверхсовременной студии «Настоящий мир». Кроме студии
«Настоящий мир», записи производились также «на местности» во Франции, Сенегале
и даже на берегах Амазонки в Бразилии. В альбоме Питер вернулся к некоторым
темам, поднятым им ещё в конце 70-х - начале 80-х. Несмотря на оптимистично
звучащее название, альбом «Up» представляет собой собрание довольно мрачных
песен, повествующих, по признанию их автора, «о начале и конце жизни».
Столь
пессимистичное настроение автор объясняет смертью от рака своего брата и других
близких ему людей, неуклонным старением родителей. В 2008 году, после 18 лет
работы был наконец-то завершён масштабный проект Гэбриела «Big Blue Ball», в
виде 11-трекового альбома. Записи, вошедшие в альбом были сделаны в начале
90-х. Кроме самого Гэбриела в них приняли участие 75 исполнителей из более чем
20 стран. Усердная работа в исполнении Питера и ещё 30 музыкантов происходила
на его студии «Настоящий мир» в 1991, 1993 и 1995-м годах.
Среди
прочих в этом огромном списке творцов фигурируют такие лица и группы, как:
Sinead O'Connor, «Deep Forest», Manu Katché, Tim Finn, Natacha Atlas и многие
другие. В 2010 году вышел новый лонгплей английского певца Гэбриел «Scratch My
Back», в который вошли 12 кавер-версий Гэбриела песен Дэвида Боуи, Лу Рида,
Рэнди Ньюмана, Пола Саймона, Нила Янга, «Talking Heads», «Radiohead» и др. в
названии альбома, для которого использована часть английской идиомы «you
scratch my back and I’ll scratch yours», что можно перевести как «рука руку
моет» или «ты - мне, я - тебе». Идея проекта в следующем: Гэбриел записывает
песни различных исполнителей, каждый из которых в свою очередь запишет одну из
композиций Гэбриела.
Взяв за
основу произведения других авторов, Гэбриел наложил на них свой саунд, поэтому
почти все песни можно приравнять к новинкам. Кроме того, группы и исполнители,
у которых были взяты все эти песни, известны лишь очень большим ценителям рока.
Поэтому этот диск вполне можно считать полноценным альбомом Гэбриела. Несколько
слов о самом альбоме - прекрасная общая атмосфера плюс симфонический оркестр,
который очень гармонично аккомпанирует голосу Гэбриела. Первая песня «Heroes»
(кавер Дэвида Боуи) напоминает старый Genesis. А треки «The Power of the Heart»
(Лу Рид) и «My Body Is a Cage» («The Arcade Fire»), как и другие песни не
выпадают из общего звучания альбома. В 2010 году во время гастрольного тура
Питер принял решение записать ряд своих старых песен в сопровождении
классических инструментов.
В октябре
2011 года Питер выпустил девятый альбом «New Blood», в который вошли 14 песен
Питера, записанных в сопровождении симфонического оркестра. Многие старые песни
автора получили новое прочтение, диск имел большой успех у публики. В поддержку
альбома Гэбриэл и оркестр отыграли серию больших концертов в США, странах
Европы и других государствах, тем самым закрепив успех одноименного альбома.
Запись концерта в Лондоне легла в основу концертного альбома и DVD Live Blood.
Чуть позже в свет вышло делюкс-издание альбома, в виде второго диска с
инструментальными версиями песен и с бонус треками, которые не вошли в основную
часть альбома New Blood.
В 2012
году певец объявил тур в честь 25-летия одного из своих самых знаковых и
успешных альбомов «So». Тур начался 9 сентября 2012 года и длился на протяжении
двух лет, Гэбриэл и его команда отыграли порядка 65 концертов. Специально для
этого тура было подготовлено трех-дисковое переиздание альбома с различными
бонусами и записями концертов тех лет, а так же была выпущена отдельным синглом
неизданная песня «Courage», не попавшая на альбом. Примечательно, что
специально для тура «Back To Front» Гэбриэл вновь объединился с музыкантами, с
которыми он работал в 1986-1987 годах во время записи и гастролей в поддержку
альбома. В июне 2016 года стартовал совместный тур Стинга и Питера Гэбриэла под
названием «Rock Paper Scissors North American Tour». Музыканты дали 19
совместных шоу в США, чередуя свои выступления и перепевая песни друг друга в
ходе шоу. Так Стинг вместе с Гэбриэлом исполнили «No Self Control», «Digging In
The Dirt», «In Your Eyes» и другие. Позже летом того же года Питер выпустил с
небольшим интервалом два новых сингла «I’m Amazing» и «The Veil». Песня «The
Veil» была написана специально для политического триллера фильма «Сноуден»,
премьера которого состоялась осенью 2016 года.
13 апреля
2019 года вышел альбом «Rated PG». В лонгплей вошли 10 песен, которые были
включены в саундтреки к фильмам и не издавались на официальных студийных
альбомах Гэбриэла. В диск так же вошла измененная версия песни «In Your Eyes» -
единственная песня в альбоме, которая до этого была издана в студийном альбоме
автора.
На песню
«Everybird» на Youtube-канале Питера Гэбриэла был выложен клип. 13 сентября
2019 года состоялся цифровой релиз альбома би-сайдов «Flotsam and Jetsam».
Альбом представляет собой сборник из 60 песен и ремиксов, поделенный на три
части: 1976-1985, 1986-1993 и 1994-2016 гг. В диск вошли неизданные раритеты,
ремиксы, измененные версии некоторых песен, би-сайды синглов и альбомов, музыка
из кинофильмов.
На
сборник попали - «I’m Amazing», «The Veil», вышедшие в качестве
интернет-синглов в 2016 году, песня «Courage» не вошедшая в альбом «So»,
кавер-версия на песню The Beatles, ремиксы на песню «Growing Up» и др. Гэбриел
на протяжении многих лет интересовался этнической музыкой, что заметно повлияло
на музыкальную составляющую его третьего альбома. Увлечение этникой со временем
усиливалось, и, благодаря инициативе Питера, был создан фестиваль «Мир музыки,
искусств и танца». Питер Гэбриел основал лейбл «Настоящий мир» для помощи в
создании и распространении подобной музыки, исполняемой музыкантами со всего
мира. Певец Гэбриел проделал существенную работу для ознакомления западной
публики с творчеством таких музыкантов, как: Yungchen Lhamo, Нусрат Фатех Али
Хан, Юссу Н’Дур и Ансамбль Дмитрия Покровского. Будучи заинтересованным в
борьбе за права человека, Питер Гэбриел основал проект «Witness» -
некоммерческую организацию, снабжающую активистов видеокамерами, для
разоблачения различных правонарушений и злоупотреблений. В 2012 году английский
певец написал письмо арестованным участницам группы Pussy Riot, в котором
выразил надежду, что девушек скоро освободят из тюрьмы.
Питер
Гэбриэл вошёл в Зал славы рок-н-ролла дважды: в 2010 году как участник «Genesis»
и в 2014 году как сольный исполнитель.
По материалам интернета
Peter
Gabriel - So (1986)
1.
Red Rain
2.
Sledgehammer
3.
Don't Give Up
4.
That Voice Again
5.
Mercy Street
6.
Big Time
7.
We Do What We're Told (Milgram's 37)
8.
This Is The Picture (Excellent Birds)
9.
In Your Eses
Bass
– Tony Levin
Drums
– Manu Katché
Guitar
– David Rhodes
Producer,
Arranger [Horns], Piano, Programmer [CMI] – Peter Gabriel
Synthesizer
[Prophet] – Peter Gabriel
+
Backing
Vocals [Backing Vox] – Coral Gordon, Dee Lewis, P.P. Arnold
Guitar,
Tambourine – Daniel Lanois
Saxophone
– Mark Rivera
Trombone
– Don Mikkelsen
Trumpet
– Wayne Jackson
Drums
– Jerry Marotta
Guitar
– Daniel Lanois
Hihat
– Stewart Copeland
Piano
– Richard Tee
Synthesizer
[Chorus CS80] – Simon Clark
Vocals
[Guest Vox] – Kate Bush, Youssou N'Dour
Vocals
[Voices] – Coral Gordon, Dee Lewis, P.P. Arnold
Violin
– L Shankar
Bass
– Larry Klein
Bass
[Bass Vox] – Ronnie Bright
Drums
[Additional] – Jerry Marotta
Piano
– Richard Tee
Organ
[Hammond], Programmed By [CMI], Bass – Simon Clark
Surdo
[Surdu], Congas, Triangle – Djalma Correa
Peter
Gabriel introduced his fifth studio album, So, with "Sledgehammer,"
an Otis Redding-inspired soul-pop raver that was easily his catchiest, happiest
single to date. Needless to say, it was also his most accessible, and, in that
sense it was a good introduction to So, the catchiest, happiest record he ever
cut. "Sledgehammer" propelled the record toward blockbuster status,
and Gabriel had enough songs with single potential to keep it there. There was
"Big Time," another colorful dance number; "Don't Give Up,"
a moving duet with Kate Bush; "Red Rain," a stately anthem popular on
album rock radio; and "In Your Eyes," Gabriel's greatest love song,
which achieved genuine classic status after being featured in Cameron Crowe's
classic Say Anything. These all illustrated the strengths of the album:
Gabriel's increased melodicism and ability to blend African music, jangly pop,
and soul into his moody art rock. Apart from these singles, plus the urgent
"That Voice Again," the rest of the record is as quiet as the album
tracks of Security. The difference is, the singles on that record were part of
the overall fabric; here, the singles are the fabric, which can make the album
seem top-heavy (a fault of many blockbuster albums, particularly those of the
mid-'80s). Even so, those songs are so strong, finding Gabriel in a newfound
confidence and accessibility, that it's hard not to be won over by them, even
if So doesn't develop the unity of its two predecessors.
---Stephen
Thomas Erlewine, AllMusic Review
Gdy
słucha się dziewięciu kompozycji zamieszczonych na tej wyjątkowej płycie, czuję
się, że absolut jest na wyciągnięcie ręki. Peter przekroczył na "So"
granicę z napisem "pop", ale zrobił to na swój własny sposób.
Przestał zamazywać swój wizerunek na okładce, prezentując twarz przystojnego
faceta przed czterdziestką, a na krążku zaprezentował 46 minut wyjątkowej
muzyki, po raz pierwszy tak jednoznacznie (w jego przypadku) stawiającej na dobre
melodie, ale nie zapominającej o rodowodzie artysty. To nie są banalne piosenki
o strukturze zwrotka-refren-zwrotka-refren, tylko małe progresywne formy,
przybrane jedynie w przystępne ciuszki.
Bo
przecież takie "Don't Give Up", chyba najpiękniejszą pocieszankę w
historii muzyki rozrywkowej, znają wszyscy, niezależnie od upodobań muzycznych.
Piękny tekst, znakomita aranżacja i jeszcze ta niebiańska partia Kate Bush! A
kojące "Red Rain" ujmujące wspaniałą muzyczną przestrzenią i bogatym
brzmieniem? A soulowo-funkujące "Sledgehammer"? Już pierwsze trzy
kawałki udowadniają, że mamy do czynienia z wyjątkową płytą. Inną, niż
dokonania wokalisty z Genesis, różną od poprzednich czterech solowych dokonań
Petera, ale nadal znakomitą, wynoszącą go do poziomu gwiazdy popkultury.
Gabriel
pewnie sam dałby sobie radę, ale dzięki obecności znakomitych artystów i
współpracowników w studiu: Daniela Lanoisa za konsoletą, Tony'ego Levina na
basie, Davida Rhodesa ma gitarze czy Manu Katche na perkusji, wspólnie
stworzyli znakomite dzieło, które właśnie doczekało się słusznego remasteru,
choć już w oryginale brzmiało przecież świetnie.
Ja dzierżę w rękach wersję podstawową jubileuszowej edycji, zawierającą odświeżone brzmieniowo piosenki z dysku "So", ułożone w nieco zmienionej kolejności ("In Your Eyes" powędrowało na koniec tracklisty) w stosunku do oryginału. Warto zaopatrzyć się w poszerzone wersje najnowszego wydania piątej płyty Gabriela, zawierającego dodatkowe krążki m.in. z zarejestrowanym koncertem z Aten czy filmem z cyklu "Classic Albums", traktującym o powstawaniu albumu.
Pisanie,
że "So" to album wybitny byłoby truizmem, więc ograniczę się do
krótkiego: tej płyty nie można nie znać, a reedycję warto mieć.
---Jurek
Gibadło, magazyngitarzysta.pl
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий