500 величайших альбомов всех времен.
«1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть».
Jazz
fusion
Avant-garde jazz
Jazz rock
Avant-funk
Psychedelia
«Bitches Brew» ("Сучье варево") - альбом американского джазового музыканта Майлза Дэвиса и его студийной группы. Он был записан с 19 по 21 августа 1969 года в студии Columbia Studio B в Нью-Йорке и выпущен 30 марта 1970 года на лейбле Columbia Records. В 1998 году сессии студийных записей для этого альбома были выпущены бокс-сетом из четырёх дисков с названием «The Complete Bitches Brew Sessions».
В «Bitches Brew» Майлз Дэвис продолжил и развил эксперименты, впервые проявившиеся в предыдущем альбоме «In a Silent Way» (1969), где как известно Дэвис, под впечатлением от рок-музыкантов Джеймса Брауна, Джими Хендрикса и группы Sly and the Family Stone ударился в электричество, то есть стал активно применять электроинструменты - гитары и клавиши. По сути, он ушел в совершенно новое направление, которое позже назовут джаз-рок фьюжн, а данный период в многоплановом творчестве Майлза критики прозвали "Электрический Майлз". С применением электрических гитар и клавиш, Дэвис отказался от традиционных джазовых ритмов в пользу более свободного импровизационного стиля с большим влиянием рока.
«Bitches
Brew» стал первой золотой пластинкой Майлза, было продано более полумиллиона
экземпляров. Революционный по звучанию, неопределимый по стилю, альбом получил
противоречивую критику, от самой хвалебной до полностью ниспровергающей. Как
всегда бывает с чем-то абсолютно новым, для восприятия чего необходимо какое-то
время. Спустя годы, многие назвали Bitches Brew одним из сильнейших джазовых
альбомов, а также прародителем джаз-рока, и признали огромное влияние альбома на
многих рок и фанк музыкантов.
ЗАПИСЬ
Запись «Bitches Brew» проходила в студии Columbia на 30-й стрит в течение трех дней августа 1969 года. Дэвис предупредил музыкантов за очень короткий срок до записи. Лишь немногое из «Bitches Brew» репетировалось до записи, чаще всего музыканты имели весьма слабое представление или и вовсе не имели понятия, что они будут записывать на этот раз. В студии они получали только основные инструкции: темп, несколько аккордов либо какой-то намек на мелодию, а также предложения, в каком настроении играть.
«Это было
похоже на оркестр, а Майлз был нашим дирижером. Мы были в наушниках. Мы должны
были уметь слышать друг друга. Гостей на той сессии не было. Фотографировать
запрещено. Но был один гость, о котором никто не говорил, Макс Роуч. Все живые
записи, без наложений. с 10 утра до 1 часа дня, в течение трех дней».
— Ленни
Уайт,
Дэвису
нравился такой метод работы. Он считал, что это вынуждает музыкантов уделять
больше внимания друг другу, своему исполнению и указаниям Дэвиса, которые могли
меняться в любой момент. В тихих местах «Bitches Brew» можно расслышать голос
Майлза Дэвиса, дающего музыкантам указания: то щелканье пальцами, указывающее
темп, то хорошо различимый шепот: "Так держать" или команда кому-то
начинать соло.
Дэвис
сочинил большую часть музыки альбома. Два важных исключения: "Pharaoh's
Dance" («Танец фараона») - сочинение Джо Завинула и баллада
"Sanctuary" («Святилище») Уэйна Шортера. "Sanctuary" была
записана еще в 1968 году как обычная баллада, но в Bitches Brew получила
радикально другую интерпретацию. Ее начинают Майлз Дэвис и Чик Кореа,
импровизируя над джазовым стандартом "I Fall in Love too Easily",
пока Дэвис не заиграет саму тему "Sanctuary". Затем трубы повторяют
мелодию снова и снова, пока не наберет мощности ритм-секция.
Несмотря
на репутацию "прохладного" мелодичного импровизатора, игра Дэвиса в
Bitches Brew носит, преимущественно, агрессивный взрывной характер, часто с
неожиданными ускорениями и взлетом в самый верхний регистр трубы. Его
заключительное соло в "Miles Runs the Voodoo Down" - яркий тому
пример. Любопытно, что в композиции "John McLaughlin" Дэвис вообще не
играет, предоставив поле деятельности самому Джону МакЛафлину и его гитаре.
ПОСТПРОИЗВОДСТВО
Подобно
тому, как фильмы делаются в два этапа: съемка и постпроизводство, альбом
Bitches Brew после записи подвергся значительному монтажу. Из коротких секций,
путем склейки, были созданы продолжительные пьесы, на все это были наложены
различные эффекты. Можно сказать, чем являлся альбом «Sgt. Pepper» для
рок-музыки, тем стал «Bitches Brew» для джаза. Получилось "Охрененное варево"
- именно так можно перевести Bitches Brew с английского. Как свидетельствует
итальянский гитарист и исследователь творчества Майлза Дэвиса Энрико Мерлин:
"Bitches
Brew новаторски применил студию в качестве еще одного музыкального инструмента,
где монтажные куски и студийные эффекты становились составной частью музыки.
Майлз и его продюсер Тео Масеро использовали записывающую студию радикально
новым способом, особенно в заглавной и в первой вещи "Pharaoh's
Dance". Там было много специальных эффектов, таких как склееные кольца из
магнитофонной пленки ["лупы" в современной цифровой записи],
задержки, реверы и эхо.
В
процессе интенсивного редактирования пленки Масеро состряпал много совершенно
новых музыкальных структур, которые группа Дэвиса позже имитировала в живом
исполнении на концертах. Масеро, имевший классическое образование и
вдохновленный экспериментами 1930-х - 1940-х годов в области "конкретной
музыки" (musique concrète), применял монтаж пленки как метод аранжировки и
композиции.
"Pharaoh's
Dance" составлен из 19 частей. Его начало целиком сконструировано в студии
с помощью повторяющихся склееных колец ленты. В середине композиции есть
вклейки, например, односекундный фрагмент, впервые звучащий на 8:39, затем
повторяется пять раз в промежутке 8:54 - 8:59. Заглавная вещь склеена из 15
кусков, в ней тоже есть вставки кольцовок, например, пятисекундный фрагмент
повторяется в 3:01, 3:07 и 3:12. Так что Bitches Brew стал не только вызывающей
споры классикой музыкального новаторства, он также является пионером в области
освоения новых студийных технологий в джазе."
МУЗЫКАЛЬНОЕ
НОВАТОРСТВО
Bitches
Brew - альбом революционный во многих отношениях, но возможно главное его
новаторство в ритмике. Ритм-секция в альбоме состоит из двух басистов (один на
бас-гитаре, другой - на контрабасе), от двух до трех электропианистов и двух
перкуссионистов. И все они играли одновременно! На басу - попеременно на
электро и на акустическом - Дэйв Холланд и Харви Брукс. На клавишных слева
звучит Джо Завинул, справа - Чик Кореа, а иногда по центру играл Ларри Янг.
Перкуссию делали Дон Алиас и Хума Сантос. Знакомые все лица, не правда ли?!
Как пишут
в своей книге"Crossover — Fusion" Таннер, Героу и Мегилл:
"подобно рок-группам, Дэвис отводит ритм-секции центральную роль. Применение
им такой огромной ритм-секции дает солистам широкий простор для активных
соло... Гармонии на этой записи движутся очень медленно и действуют скорее
модально, чем тонально, что привычнее для мэйнстримового джаза... Эти статичные
гармонии и коллективный орнамент ритм-секции создают просторную арену для
импровизаций. В результате, музыка перетекает от базовых рок-схем к хард-бопу,
а некоторые пассажи характерны для фри-джаза."
Основные
солирующие голоса на протяжении всего альбома - труба Майлза и сопрано-саксофон
Уэйна Шортера. Интересно возможно одно из первых применений в джазе басового
кларнета в исполнении Бенни Мопина.
Технологии
записи, аналоговой ленты, мастеринг диска и записываемого времени (например,
ширина ленты) сильно усовершенствовались к концу 1960-х, расширив звуковой
диапазон стерео винилового альбома. «Bitches Brew» стал ярким тому примером.
Продолжительные
композиции альбома представляют собой целиком импровизированные сюиты с
применением рубато и других смен темпа, а также медленное затяжное крещендо,
типичное скорее для симфонических произведений или индийской музыки рага,
нежели для трехминутной рок-песни. Некоторый материал из «Bitches Brew» Майлз
Дэвис играл на концертах еще в 1969 году.
ОБЛОЖКА
Обложку
создал художник-иллюстратор Мати Кларвейн. Он был из еврейского рода, но в
конце 1950-х взял себе второе имя Абдул, выступив таким образом против вражды
между евреями и мусульманами Ближнего Востока. Он считал, что каждый еврей
должен взять себе какое-нибудь мусульманское имя, а каждый мусульманин -
еврейское, и таким образом нации будут лучше понимать друг друга. Однако в 1960
году с ним произошел случай, после которого Кларвейн отказался от
мусульманского имени. Однажды он встретился после концерта с известным джазовым
музыкантом по имени Юзеф Латиф. Латиф принадлежал к мусульманской секте
ахмадиев. Латиф знал работы Кларвейна и давно хотел встретиться с ним, чтобы
договориться об использовании его картины для обложки своего альбома. Но
увидев, что Кларвейн - белый, Латиф молча развернулся и удалился...
В 2011
году обложка альбома заняла 48-е место в списке лучших обложек альбомов всех
времён по версии интернет-издания Music Radar.
РЕАКЦИЯ
НА АЛЬБОМ
«Bitches
Brew» стал поворотным пунктом в современном джазе. Дэвис уже возглавил до этого
два крупных джазовых направления - кул и модал джаз, и на сей раз замахнулся на
создание нового. Как и на альбоме «Filles de Kilimanjaro» (1968) на обложке
Bitches Brew красуется мелким шрифтом та же надпись "Направления в музыке
Майлза Дэвиса".
Некоторые
критики охарактеризовали эту музыку как невразумительную и
"потустороннюю", что напомнило характеристику Дэвиса, данную Дюком
Эллингтоном: "Пикассо в джазе". Некоторые любители и исполнители
джаза ощутили, что альбом переходит за рамки джаза, а то и вовсе не джаз. Один
критик написал: "Дэвис провел на песке черту, которую некоторые любители
джаза не стали пересекать и никогда не простили ему этого." Американский
джазовый критик и продюсер Боб Раш вспоминает: "В то время это не было для
меня великой черной музыкой, но я цинично считал это частью того коммерческого
дерьма, которым начали заполняться и засоряться каталоги таких заслуживающих
доверия компаний, как Blue Note и Prestige... Это звучит для меня
"лучше" сегодня, потому что вокруг так много музыки, которая гораздо
хуже."
В то же
время многие джазовые любители, критики и музыканты сразу увидели в этих
пластинках существенно важное значение. Барабанщик Бобби Привайт так суммировал
свое впечатление от «Bitches Brew» в 1997 году: "Это было просто революционно.
Как много революционной музыки можно услышать сегодня? Это была такая музыка,
что ты понимаешь, ничего подобного раньше не слышал. Она исходила из другого
источника. Сколько такой музыки можно услышать сегодня?"
В
последующие годы «Bitches Brew» получил признание, как один из величайших
джазовых альбомов, и прародитель жанра джаз-рок, а также оказал большое влияние
на рок-музыкантов и кроссоверов 70-х годов. В 1998 году Columbia выпустила
альбом «The Complete Bitches Brew Sessions», состоящий из четырех дисков,
который включал в себя оригинальный альбом и ранее не издававшийся материал. В
2003 году альбом был сертифицирован платиновым RIAA, что отражает поставки в
один миллион копий в Соединенных Штатах. В 2025 году альбом был признан
Библиотекой Конгресса «культурно, исторически или эстетически значимым» и
выбран для сохранения в Национальном реестре записей.
В 2003
году журнал Rolling Stone поместил альбом «Bitches Brew» на 94-е место в списке
500 лучших альбомов всех времен. В списке 2020 года он поднялся на 87-е место. Наряду
с этой наградой, альбом занял первое место в списках «лучших альбомов»
нескольких других журналов в разных жанрах. Альбом также был включен в книгу
«1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть». В 2024 году
Paste поставил «Bitches Brew» на 12-е место в своем списке величайших альбомов
всех времен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий