«St.
Louis Blues» («Сент-Луис-блюз») — классический блюз, одно из самых известных и
самых популярных произведений блюзовой и джазовой музыки, согласно некоторым
источникам, одна из самых записываемых песен всех времен. Блюз был написан и впервые
опубликован известным американским музыкантом, т.н. «отцом блюза» Уильямом
Кристофером Хэнди (W. C. Handy) в 1914 году. Версия 1925 года в исполнении
Бесси Смит с Луи Армстронгом на корнете была введена в Зал славы Грэмми в 1993
году. В 2008 году в Зал славы премии «Грэмми» был принят сингл с этой же песней
в исполнении Луи Армстронга (запись 1929 года на лейбле «Okeh Records»).
Исполнении
Бесси Смит 1925 года вошло в составленный в 2011 году журналом «Тайм» список 100
лучших песен, написанных с момента основания журнала. По утверждению журнала,
большинство людей именно эту версию «St. Louis Blues» называют стандартной. Это
был один из первых блюзов, получивших успех как поп-песня. Благодаря
интерпретациям Софи Такер (Sophie Tucker), Бесси Смит (Bessie Smith), Луи
Армстронга (Louis Armstrong), Гленна Миллера (Glenn Miller), «Boston Pops
Orchestra», а также многократному использованию в художественных фильмах,
композиция не только зарекомендовала себя как стандарт джаза, но и считается одной
из величайших песен всех времен и народов.
Происхождение
песни загадочно и неизвестно. Хэнди писал в своей автобиографии, что находясь
проездом в Сент-Луисе, случайно встретил в вокзальном буфете женщину, у которой,
вероятно, было большое горе. Она сказала, что ее бросил парень, а затем напела слова
(«Ma man's got a heart like a rock cast in de sea»), ставшие ключевой фразой
песни. Текст «St. Louis Blues» рассказывает об искусительнице из Сент-Луиса,
которая увела парня у простой вокзальной певички. Первая строка песни - «I hate
to see that evening sun go down» - очень узнаваема и затем использовалась во
многих более поздних блюзах.
По словам Хэнди песня была написана в ночном баре «Pwee» на Бил-стрит в Мемфисе, известным как место выступлений многих афроамериканских музыкантов Мемфиса, и именно там были созданы другие известные композиции Хэнди. Уильям Кристофер написал часть текста на местном чернокожем диалекте, хотя знал, что это может оскорбить многих слушателей. Это выбор был основан на уверенности Хэнди, что только диалектные слова в состоянии правильно выразить смысл блюза. Однако в современных публикациях уже окончательно перешли на классический английский язык. Известны разные версии создания блюза, что подвергает сомнению возможность написания композиции одним лишь Уильямом Кристофером Хэнди.
Хэнди практически сразу предложил «St. Louis Blues» нескольким музыкальным издателям, но никто из них не дал своего согласия на публикацию песни. В сентябре 1914 года композитор вместе со своим партнером Гарри Пейсом сам опубликовал песню. Однако особой популярности композиция поначалу не приобрела. Только в 1916 году, когда Хэнди и Пейс переместили свою издательскую компанию из Мемфиса в Нью-Йорк, широкая публика начала осознавать потенциал песни.
Первая
записанная инструментальная версия «St. Louis Blues» принадлежит постоянному
оркестру «Columbia Records Prince's Band» под управлением Дж. Хепбёрна Уилсона
(G. Hepburn Wilson). Она была записана 18 декабря 1915 года, опубликована в мае
1916 года на лейбле «Columbia» (# 5772) и заняла 4-е место в списке Billboard.
Блюзовая
певица Этель Уотерс (Ethel Waters) приобрела права на песню у Хэнди и начала
исполнять ее на Бродвее. Знаменитая исполнительница водевилей Софи Такер (Sophie
Tucker) также включила песню в свой репертуар.
В 1918
году известная актриса и танцовщица Джильда Грей (Marianna Michalska) начала своей
версией «St. Louis Blues» танцевальный бум шимми в Нью-Йорке, представив танец в
Театре Зимнего сада. В записи своего знаменитого шимми она использовала версию «St.
Louis Blues» 1914 года.
Большим
успехом пользовалась версия джазовой певицы Мэрион Харрис (Marion Harris), записанная
16 апреля 1920 г., и достигшая в августе 1920 года 1-го места в хит-параде Billboard.
Вокальная
версия песни, записанная в мае 1919 г. известным американским певцом водевиля Альбертом Бернардом (Al Bernard)
в сопровождении «Original Dixieland Jazz Band» достигла 9-й строчки хит-парада
и стала иконой стиля.
Сам же Уильям
Кристофер Хэнди впервые записал свою песню с «WC Handy Orchestra» только 4 июня
1923 года, и выпустил её в ноябре 1923 года на «Okeh Records». Эта версия заняла
11 место в чартах Billboard.
Успешные
кавер-версии следующих нескольких лет создали: Бесси Смит (1925, с Луи
Армстронгом на корнете, # 3), Луи Армстронг (1930, # 11), Кэб Кэллоуэй и его
оркестр (The Jungle Band) (1930, # 16), Братья Миллс (1932, # 2), Сестры
Босуэлл (1935, # 15), Квартет Бенни Гудмана (1936, # 20), Гай Ломбардо (1939, #
11) и Билли Экстайн (1953, с Metronome
All-Stars, # 24).
Песня оказала
большое влияние на развитие фокстрота. В 1935 году, когда итальянцы начали абиссинскую
войну и оккупировали Эфиопию, император Хайле Селассие сделал «St. Louis Blues»
эфиопским государственным военным гимном.
Известный
американский писатель Уильям Фолкнер взял название песни для своего рассказа
«Это вечернее солнце», опубликованного в 1931 году, и который известен также
под альтернативным названием «Вечернее солнце, садится», основанным на первых фразах
«St. Louis Blues».
Во время
Второй мировой войны в нацистской Германии исполнение джаза было запрещено. Однако
местные музыканты продолжали исполнять «St. Louis Blues» под разными
названиями. Во Франции он был известен как «La Tristesse de Saint Louis», где
«Saint Louis» можно было рассматривать как относящееся либо к Сент-Луису, либо
к городу Сент-Луис, либо к Луи Армстронгу, который сделал песню известной. В
Австрии псевдонимом песни стало название «Sauerkraut» («Квашеная капуста»).
Песня
дала название нескольким фильмам. В 1929 году Бесси Смит появилась в
16-минутном короткометражном фильме «Сент-Луис Блюз», в котором Хэнди отвечал
за музыку и помогал писать сценарий. В состав группы поддержки фильма входили
участники групп Флетчера Хендерсона и У. К. Хэнди. Другой фильм с таким же
названием был снят Раулем Уолшем в 1939 году; однако сюжет фильма не имел
отношения к тексту песни.
В 1958
году на экраны вышел биографический фильм Хэнди, также названный «Сент-Луис
Блюз». Главные роли в фильме сыграли такие известные музыканты и исполнители,
как Нат Кинг Коул, Перл Бейли, Кэб Кэллоуэй, Элла Фицджеральд и Барни Бигард.
Всего известно
132 версии песни, из которых 15 вошли в различные чарты. В середине 1950-х
годов Уильям Кристофер Хэнди все еще получал за своё произведение авторские
отчисления в размере 25000 долларов в год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий