500 величайших альбомов всех времен.
Colin Time Top 1000 Albums (2000).
Pop-rock
Шестидесятые подходили к концу, и вместе с десятилетием на последнем дыхании оказалось существование The Beatles. Группа, когда-то переполненная юношеской энергией, оптимизмом и чувством "крепкого плеча", оказалась в плену цинизма и склок. Они по-прежнему были успешны, но проблемы копились как снежный ком. После смерти менеджера Брайана Эпстайна ему так и не удалось найти достойную замену, их совместная мультимедийная компания Apple Corps терпела убытки, а сами участники четверки оказались физически не способны находиться друг с другом в одной комнате.
Пол
Маккартни, как самый преданный "битломан", всерьёз искал способ объединить
группу. Ещё один сценарий вроде "The White Album", когда каждый
участник работал в одиночку в своей студии, привлекая остальных лишь в качестве
резервных музыкантов, был обречён на провал. Группе требовалось нечто большее,
что заставило бы собрать четверку воедино. Рассматривались идеи концертного
альбома или проекта, записанного на огромном океанском лайнере. В итоге
остановились на создании фильма, который должен был задокументировать работу
The Beatles над новым материалом по эгидой "back to basics". Согласно
задумке с рабочим названием "Get Back", группа должна была вернуться
к своим истокам, когда каждый музыкант демонстрировал свою самобытность и
музыкальность, не прибегая к наложениям в звуке и разного рода приемам.
Идея
почти сразу "затрещала по швам" - никто из участников не мог понять,
что именно ему нужно было делать. Репетиции в Твикенхэме быстро превратились в
то, что исполнительный директор Apple Corps Питер Браун охарактеризовал как
«враждебную летаргию». Леннон и его партнерша Йоко Оно погрузились в
героиновую зависимость после их ареста по обвинению в наркотиках в октябре и
последующего выкидыша Оно. Не имея возможности предоставить свою квоту новых
песен для проекта, Леннон держался на ледяной дистанции от своих товарищей по
группе и презирал идеи Маккартни. В отличие от него, Харрисон был вдохновлен
своим недавним пребыванием в США; там он наслаждался джемом с музыкантами в
Лос-Анджелесе и испытывал музыкальное товарищество и творческую свободу с Бобом
Диланом и группой в северной части штата Нью-Йорк, чего не хватало The Beatles.
Харрисон представил несколько новых песен для рассмотрения в Твикенхэме,
некоторые из которых были отвергнуты Ленноном и Маккартни. Попытки Маккартни
сосредоточить внимание группы на их цели были истолкованы как чрезмерно
контролирующие, особенно со стороны Харрисона.
За
студийным пультом сидел Глин Джонс, но он тоже не понимал, какова его роль в
проекте - продюсер он или обычный инженер. Джордж Мартин технически остался
"на борту", однако принимал минимальное участие. Но окончательно
проект, задуманный как возвращение к простому звучанию, разрушил приход Фила Спектора.
Его привлекли на позднем этапе для корректировки треков, добавления
дополнительных голосов и инструментов, призванных "сгустить"
аранжировки.
Запись
проходила в состоянии полного организационного хаоса, и позже участники The
Beatles будут описывать это время как чрезвычайно неприятное. К тому же,
дискомфорт добавляли телекамеры, постоянно фиксировавшие их взаимоотношения.
Пару месяцев спустя изможденные музыканты решили поставить точку и передали
кассеты Глину Джонсу в надежде, что из сотен песен и бесконечных часов
студийных записей он сможет слепить альбом.
Джонс
забронировал время в Olympic Studios с 10 марта по 28 мая для микширования
альбома и завершил работу над финальной мастер-лентой 28 мая. Только один трек,
«One After 909», был взят с концерта на крыше, а «I've Got a Feeling» и «Dig a
Pony» (тогда называвшаяся «All I Want Is You») были студийными записями. Джонс
также отдавал предпочтение более ранним, грубым версиям «Two of Us» и «The Long
and Winding Road» вместо более отполированных выступлений с финальной сессии 31
января (которые в конечном итоге были выбраны для фильма «Let It Be»; альбом
«Let It Be» использовал версию «Two of Us» от 31 января, но ту же версию «The
Long and Winding Road» от 26 января, которую использовал Джонс). Он также включал
в себя джем под названием «Rocker», краткое исполнение песни The Drifters «Save
the Last Dance for Me», песню Леннона «Don't Let Me Down» и четырехминутную
версию «Dig It». Магнитофонная копия этого ацетата позже попала в Соединенные
Штаты, где она звучала на радиостанциях в Буффало и Бостоне в сентябре 1969
года.
На
обложке альбома была изображена фотография The Beatles, сделанная Ангусом
Макбином 13 мая на внутренней лестничной клетке штаб-квартиры EMI на
Манчестер-сквер. Фотография была задумана как обновление обложки альбома группы
«Please Please Me» 1963 года и была особенно любима Ленноном. Дизайн и
расположение текста аналогично тому, что было на обложке пластинки 1963 года. Секвенция
«One After 909», композиции Леннона-Маккартни начала 1960-х годов, в качестве
вступительного трека способствовала развитию эстетики возвращения к корням. The
Beatles отвергли альбом.
В
результате релиз "Get Back", намеченный на июль 1969 года, оказался
отложен на неопределенный срок. Группа даже вздохнула с облегчением и в скором
времени приступила к работе над следующей пластинкой "Abbey Road".
Чудесным образом, музыканты снова поладили, вдохновляя друг друга, как в старые
добрые времена - на короткий срок наступил мир.
15
декабря «Битлз» снова обратились к Джонсу с просьбой записать альбом, но на
этот раз с инструкцией, что песни должны совпадать с песнями, вошедшими в еще
не вышедший фильм «Get Back». В период с 15 декабря 1969 года по 8 января 1970
года были подготовлены новые миксы. В новом миксе Джонса не было «Teddy Boy»,
так как песня не появилась в фильме. В него были добавлены «Across the
Universe» (ремикс студийной версии 1968 года, так как репетиции в январе 1969
года не были должным образом записаны) и «I Me Mine», на которой выступили
только Харрисон, Маккартни и Старр, так как Леннон уже покинул группу. «I Me
Mine» была записана 3 января 1970 года, так как она появилась в фильме, так как
многодорожечная запись еще не была сделана. Джонс также перестроил плейлист,
переместив «Let It Be» из «The Long and Winding Road» на первую сторону. The
Beatles в очередной раз отвергли альбом.
Через год
кассеты, обработанные Джонсом, были переданы Филу Спектору, чтобы один из самых
известных продюсеров 60-х добавил в запись свои фирменные эффекты: струнные,
хоры и другие продюсерские примочки. Вот только его избыточный подход, как
посчитали многие "битломаны", окончательно убил дух
"ливерпульской четверки" (В 2003 году альбом ремикшировали с
частичным удалением продюсирования Спектора. Новая версия получила название
"Let It Be... Naked").
Для
альбома саундтреков Спектор выбрал три трека, записанных вживую с выступления
на крыше: «I've Got a Feeling», «One After 909» и «Dig a Pony». "Two of
Us" был записан "вживую в студии", когда участники группы играли
вместе в одном дубле, без наложений и склейки. Спектор включил в альбом «Dig
It» и «Maggie Mae», которые были импровизированы во время записи. «Get Back», с
другой стороны, включал в себя только секцию, записанную 27 января 1969 года,
без коды, записанной на следующий день, и перекрестно исчезал до замечаний в
конце концерта на крыше.
Таким
образом, семь треков были выпущены в соответствии с первоначальными планами
проекта Get Back, в то время как альбомные версии "For You Blue",
"I Me Mine", "Let It Be" и "The Long and Winding
Road" включают в себя редактирование, склейку и/или наложения. Песня
«Don't Let Me Down», записанная вживую в студии за два дня до концерта на
крыше, была исключена из альбома. "Across the Universe" - это
отредактированная версия оригинальной записи 1968 года, воспроизведенная на
более медленной скорости (которая понизила тональность с D до D♭), которая была только отрепетирована в Твикенхэме и не была профессионально записана на многодорожечную пленку во время сессий в январе 1969 года.
Все действия
с участием Фила Спектора происходили уже в отсутствие Пола Маккартни,
покинувшего коллектив за месяц до этого. Естественно, альбом он буквально возненавидел.
Маккартни был недоволен тем, как Спектор относился к некоторым песням, особенно
к «The Long and Winding Road». Маккартни задумывал песню как простую
фортепианную балладу, но Спектор озвучил ее в оркестровом и хоровом
аккомпанементе. Остальные члены группы были либо равнодушны, либо, в случае
Джона Леннона, удовлетворены работой Спектора, сделавшего все возможное с
беспорядком, который оказался у него в руках. Леннон защищал работу Спектора в
своем интервью «Леннон помнит» для Rolling Stone, сказав: «Ему дали самую
дерьмовую порцию плохо записанного дерьма — и с паршивым чувством — когда-либо.
И он что-то из этого сделал. Он проделал отличную работу. Когда я услышал это,
меня не стошнило».
Леннон
решил не отдавать должное Джонсу за его вклад в качестве продюсера. Когда EMI
сообщила Мартину, что он не получит кредит на производство, потому что Спектор
спродюсировал окончательную версию, Мартин прокомментировал: «Я спродюсировал оригинал,
и что вы должны сделать, так это указать авторство с надписью «Продюсер Джордж
Мартин, перепродюсированный Филом Спектором».
Альбом
"Let It Be" был выпущен 8 мая 1970 года, когда группы уже месяц как
официально не существовало, и возглавил чарты альбомов как в США, так и в
Великобритании, а синглы «Let It Be» и «The Long and Winding Road» достигли
первого места в США. Несмотря на коммерческий успех, по словам автора «Дневника
Битлз» Кита Бэдмана, «отзывы не были хорошими». Критик NME Алан Смит писал:
«Если новый саундтрек The Beatles станет их последним, то он будет стоять как
дешевая эпитафия, картонная надгробная плита, печальный и потрепанный конец
музыкального фьюжна, который стер начисто и снова нарисовал лицо поп-музыки».
Смит добавил, что альбом продемонстрировал «презрение к интеллекту сегодняшних
покупателей пластинок» и что «Битлз» «продали все принципы, за которые они
когда-либо выступали». В рецензии для Rolling Stone Джон Мендельсон также
критически отозвался об альбоме, назвав приукрашивания Спектора слабым местом:
«В музыкальном плане, ребята, вы прошли прослушивание. С точки зрения
рассудительности, чтобы не перепродюсировать себя или не перекладывать судьбу
своего заявления о возвращении на самого печально известного из всех
сверхпродюсеров, вы этого не сделали».
Джон
Габри из журнала High Fidelity нашел альбом «далеко не таким плохим, как фильм»
и «положительно замечательным» по сравнению с недавними сольными релизами
Маккартни и Старра. Габри восхищался «Let It Be», «Get Back» и «Two of Us», но
высмеивал «The Long and Winding Road» и «Across the Universe», последнюю из
которых он описал как «раздутую и самодовольную — такую песню мы привыкли
ожидать от этих богатых, привилегированных протоподростков». Задаваясь вопросом
о том, останется ли раскол The Beatles постоянным, Уильям Манн из The Times
описал «Let It Be» как «не прорывную запись, если только не преобладание
неформальных, неотредактированных живых дублей; Но определенно пластинка,
которая подарит непреходящее удовольствие. Им еще не нужно соскребать бочку». В
своей рецензии для The Sunday Times Дерек Джуэлл назвал альбом «последней волей
и завещанием, от черной траурной упаковки до самой музыки, которая суммирует
многое из того, чем были The Beatles как артисты — несравненно блестящими в
своих лучших проявлениях, беспечными и потакающими своим желаниям по крайней
мере».
В
ретроспективном обзоре Ричи Унтербергер из AllMusic описал Let It Be как
«единственный альбом The Beatles, вызвавший негативные, даже враждебные
отзывы», но посчитал, что он был «в целом недооценен». Он выделяет «некоторые
хорошие моменты чистого хард-рока в «I've Got a Feeling» и «Dig a Pony», а
также хвалит «Let It Be», «Get Back» и «фолковую "Two of Us"». В
рецензии для The Daily Telegraph в 2009 году Нил Маккормик описал Let It Be как
«слегка грустный постскриптум», добавив: «Здесь все еще есть чудовищные мелодии
по любым другим стандартам, но им не хватает звуковой ясности, и он приправлен
недоработанным, некачественным блюзом».
Let It Be
занял 86-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии Rolling
Stone в 2003 году, номер 392 в версии 2012 года и номер 342 в издании 2020
года. Он занял 890-е место в третьем издании Colin Time Top 1000 Albums (2000).
На Metacritic многодисковое издание Super Deluxe Edition, посвященное 50-летию
альбома, имеет оценку 91 из 100, основанную на семи профессиональных обзорах,
что указывает на «всеобщее признание».
В 1971 году «Let It Be» получил премию «Грэмми» за лучшую оригинальную музыку, написанную для кинофильма или телевизионного спецвыпуска. Он также был одной из номинаций на премию «Грэмми» за лучшее современное вокальное исполнение дуэтом, группой или хором. Несмотря на его возражения против украшений Спектора и дорогой упаковки, включая «вопиющую шумиху», напечатанную на задней обложке пластинки, Маккартни лично принял награду группы. В том же году «Битлз» получили премию «Оскар» за лучшую оригинальную музыку к песням в фильме.
В 1988
году словенская группа Laibach выпустила мартиал-индастриал версию альбома, также
названную «Let It Be». Автор Beatles Кеннет Уомак комментирует заметное
исключение Лайбахом заглавного трека и описывает альбом как «интерпретации
военного стиля и хоровые пьесы».
В
октябрьском выпуске журнала за 2010 год Mojo выпустил альбом «Let It Be
Revisited», содержащий интерпретации песен таких исполнителей, как Бет Ортон,
Phosphorescent, Джуди Коллинз, Уилко Джонсон, The Besnard Lakes, Джон Грант и
Jim Jones Revue.
Комментариев нет:
Отправить комментарий