Выдающийся
кларнетист, чей неподражаемый звук стал эталоном виртуозного исполнительского
мастерства, руководитель одного из самых блестящих оркестров, чьё имя
неразрывно и повсеместно связывают с наступлением новой "игристой"
музыкальной эпохи под названием свинг и кого абсолютно справедливо нарекли её
"Королём" Бенджамин Дэвид "Бенни" Гудман (Benjamin David
"Benny" Goodman) появился на свет 30 мая 1909 года в Чикаго.
Непредсказуемого и эксцентричного, его побаивались оркестранты, но при этом
любили и уважали – и не только за то, что в нужное время и в нужном месте могли
играть любимую музыку. Вместе с Гудманом и его "непобедимой любовью к
музыке" они сумели открыть сердца публики красоте джаза и тем самым
способствовать его популяризации среди самой широкой, американской и
неамериканской аудитории.
Благодаря Бенни, который в середине 1930-х стал во главе одного из самых успешных биг-бэндов в стране, раскрывались новые таланты и стартовала карьера многих известных музыкантов в истории джаза, в том числе и таких бэнд-лидеров, как Джин Крупа или Гарри Джеймс. В эпоху сегрегации Бенни, как и другой его знаменитый современник – Арти Шо, возглавлял одну из самых первых интегрированных (расово смешанных) свинговых групп, которой продолжал руководить до конца своей жизни. А его концерт в нью-йоркском "Карнеги-Холле" стал настоящим джазовым событием века – критик Брюс Эдер назвал это выступление Бенни "самым важным джазовым концертом в истории", который вывел "партию джаза" в мир "респектабельной музыки".
Его
профессиональный дебют состоялся в 1921 году на концерте в "Central Park
Theater" в родном Чикаго: сымитировав стиль знаменитого кларнетиста Тэда
Льюиса, 12-летний Бенни Гудман привел публику в восторг. Ещё через два года
14-летний подросток, находившийся под влиянием новоорлеанского стиля и таких
его представителей, как Джо "Кинг" Оливер, Джонни Доддс, Джимми Нун и
Барни Бигард, стал членом американской федерации музыкантов. Уже тогда он
твёрдо знал, что его дальнейшая жизнь будет связана с джазом. Поэтому вскоре он
бросил школу, тем более что дальнейшее обучение мешало полноценному заработку,
который был ему очень нужен, чтобы поддержать семью после смерти отца,
погибшего в автокатастрофе. В эти ранние годы Бенни играл со многими
музыкантами, которые позже стали или уже были известными, например, с Фрэнком
Течмахером и Биксом Бейдербеком, чьё влияние на стиль самого Бенни было
огромным. Это можно услышать на ”A Jazz Holiday” и ”Blue” – к слову,
единственных известных записях, где Гудман играет на альт- и баритон-саксофоне
с барабанщиком Беном Поллаком, в оркестре которого он играл в Лос-Анджелесе с
16 лет и с которым впервые записался ещё в 1926-м.
В 1929
году, ознаменовавшимся началом Великой американской депрессии, Бенни оставил
группу Поллака, совершив музыкальную миграцию из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. И
вскоре стал весьма востребованным фрилансером, работая на радио и в студиях
звукозаписи с Редом Николсом, Тедом Льюисом, Полом Уайтменом, Джимми и Томми
Дорси, а также играя в оркестрах бродвейских мюзиклов.
Как раз в
эти годы он записал "He's Not Worth Your Tears" на "Melotone
Records" – свою первую композицию, которая стала известна широкой публике.
В 1933-м, после знакомства с продюсером и большим поклонником джаза Джоном
Хэммондом, Бенни участвовал в дебютной записи Билли Холидей, в последней записи
Бесси Смит, сделал серию знаковых записей с барабанщиком Джином Крупа и
тромбонистом Джеком Тигаденом на "Columbia Records", положивших
начало национальной популярности Бенни. Более того, именно эти успехи, а также
предложение выступить в "Music Hall" Билли Роуза вдохновили Бенни
впервые создать свой собственный оркестр – с Gene Krupa на барабанах, Джессом
Стейси на фортепиано, а также с вкраплением нескольких прекрасных аранжировок
Флетчера Хендерсона.
Первая
запись будущих звёзд состоялась 1 июня 1934 года, и уже в следующем месяце
инструментальная композиция "Moon Glow" стала хитом № 1. После
четырёх с половиной месяцев работы в "Music Hall" маэстро Гудман уже
более полугода участвовал в еженедельной радиопередаче NBC "Let's
Dance", сменив звукозаписывающую компанию на "RCA Victor" и
записав десятки хитов. И лишь гастрольный тур по стране, предпринятый летом
1935 года, не был особенно успешным. Но и то только до той поры, пока не достиг
западного побережья: тогда гудмановская джазовая транскрипция К.М. Вебера
"Let's Dance", а также пьес "King Porter Stomp" и
"When Buddha Smiles" запустили настоящую лавину успеха, на которой
его оркестр триумфально приземлился в "Palomar Ballroom" близ Лос-Анджелеса.
Именно с тем памятным днём – 21 августа 1935 года – связывают начало
десятилетней Эры свинга и сумасшедшей "бигбэндомании", охватившей всю
страну.
Так, уже
11 мая 1937 года оркестры Бенни Гудмана и Чика Уэбба сражались в знаменитой
"Музыкальной битве века": почти 4000 танцоров, до отказа заполнивших
гарлемский "Savoy BallRoom" стали свидетелями грандиозной дуэли двух
гигантов, после которой Гудмана и стали именовать "Королём свинга". А
16 января 1938 года оркестр Бенни стал первым джазовым коллективом, который
выступил в концертном зале "Карнеги-Холл", к слову, до этого бывшим
исключительно вотчиной академической музыки. Конечно, славе первого оркестра
Бенни, просуществовавшего, правда, с некоторым перерывом и изменением состава,
вплоть до 1944 года, способствовали аранжировки Флетчера Хендерсона, Лайла
Мёрфи и Эдгара Сэмпсона, а также целого созвездия выдающихся музыкантов, таких,
как Харри Джеймс, Джин Крупа, Кути Уильямс, Рэд Норво, и многих-многих других.
Но, несмотря на то что с началом Второй мировой войны успех оркестра Гудмана
несколько поутих (по многим причинам, среди которых были и уход Gene Krupa и
трубача Гарри Джеймса, и ограничения на гастроли и записи, и состояние здоровья
самого Гудмана), талант Бенни продолжал расцветать, и он неизменно принимал
верные решения.
С начала
1940-х Бенни Гудман многократно собирал различные составы малых групп для
гастролей и записей и выпустив несколько блестящих альбомов, среди которых
"Hot Jazz", "Gotta Be This or That", "Symphony".
Он даже недолго экспериментировал с би-бопом, сделав со своим би-боповым
ансамблем несколько записей для "Capitol Records", к слову, довольно
высоко оценённых джазовыми критиками. Кроме того, Бенни, которому было вовсе
недостаточно было почивать на лаврах коммерческого успеха, стал одним из первых
джазовых музыкантов, получивших признание, исполняя классический репертуар. Ещё
в 1938 году он сделал свою первую классическую запись – "Квинтета Ля мажор
для кларнета и струнных" Моцарта – и с тех пор на протяжении всей карьеры
исполнял произведения Пола Хиндемита, Леонарда Бернштайна, Игоря Стравинского и
многих других
В 1955-м
он записал звуковую дорожку к кинофильму "История Бенни Гудмана", а
его "старая" музыка, никогда не терявшая своей потрясающей свежести,
обладала удивительным свойством словно "заново рождаться" и распространяться
по всему миру. Например, в 1950 году запись его "Carnegie Hall
Сoncert", изданная лейблом "Columbia Records", провела целый год
в чатах и стала самым продаваемым альбомом из всех, когда-либо записанных до
этого времени, и позже была введена в "Grammy Hall of Fame". Его
очередной альбом – "Benny Goodman 1937-1938: Jazz Concert No. 2" –
стал хитом № 1, за которым в течение следующих лет последовало ещё множество
успешных переизданий. Сам же Бенни на протяжении следующих десятилетий жил
бесконечными гастролями. В 1958-м он выступал на Всемирной выставке в Брюсселе,
в 1962-м его биг-бэнд стал первым американским оркестром, который совершил
поездку в СССР, дав 32 концерта, который посетили почти 180000 тщательно
отобранных партийных работников, во главе с Н.С. Хрущёвым, а в 1969-70-х
состоялось грандиозное европейское турне Бенни Гудмана.
17 января
1978 года в "Carnegie Hall" Бенни Гудман дал юбилейный концерт в
честь 40-летней годовщины своего первого выступления на этой музыкальной сцене.
И, невзирая на растущие проблемы со здоровьем, Бенни оставался в прекрасной
исполнительской форме, продолжая играть до самой смерти, которая настигла его
во сне 13 июня 1986 года, в его уютном доме на Манхэттене. Достойный уход для
77-летнего маэстро, который узнал фантастическую славу и пережил несколько
периодов забвения. После каждого из них он поднимался ещё выше, никогда не
переставая оставаться лучшим кларнетистом в истории джаза. Его талант не
подвластен времени, а его легенда живёт вместе с музыкой.
Екатерина
Селянинова
Комментариев нет:
Отправить комментарий