пятница, 21 апреля 2023 г.

Популярная классика. Густав Холст – «The Planets, Op. 32» (1914 - 1916).

Время, несомненно, влияет и на стилистику музыки, и на тембральные краски, и, конечно, на сам музыкальный язык. И потому хочу предложить вам проследить трансформацию одного произведения спустя 72 года. Итак…

«Планеты» (англ. «The Planets») Op. 32 — симфоническая сюита в семи частях английского композитора и педагога Густава Т. Холста, написанная в 1914—1917 годах. Каждая часть сюиты названа в честь одной из планет Солнечной Системы с соответствующим ей, по мнению композитора, астрологическим характером. В последней части к оркестру присоединяется женский хор.

«Планеты» создавались в течение почти трех лет, между 1914 и 1917 годами. Произведение берет свое начало в марте и апреле 1913 года, когда Густав Холст и его друг и благотворитель Бальфур Гардинер отдыхали в Испании с композитором Арнольдом Баксом и его братом, писателем Клиффордом Баксом. Дискуссия об астрологии вызвала интерес Холста к этой теме. Клиффорд Бакс позже прокомментировал, что Холст стал «удивительно умелым интерпретатором гороскопов». Вскоре после отпуска Холст написал другу: «Я изучаю только то, что подсказывает мне музыку. … В последнее время характер каждой планеты подсказал мне многое, и я довольно внимательно изучаю астрологию».

Имоджен Холст, дочь композитора, писала, что ее отец испытывал трудности с крупномасштабными оркестровыми структурами, такими как симфонии, и идея сюиты с отдельным характером для каждой части была для него предпочтительней. Биограф Холста Майкл Шорт и музыковед Ричард Грин считают вероятным, что еще одним вдохновением для композитора написать сюиту для большого оркестра стал пример «Пяти пьес для оркестра» Шёнберга. Эта сюита была исполнена в Лондоне в 1912 году и Холст был на одном из выступлений.

Шорт также пишет, что некоторые характеристики, которые композитор приписывал планетам были изложены в брошюре Алана Лео «Что такое гороскоп?», которую он читал в то время. Из этой книги Холст взял название двух частей своего произведения — «Меркурий, крылатый посланник» и «Нептун, мистик». Но хотя астрология и была отправной точкой Холста, он расположил планеты в соответствии со своим собственным планом:

«... игнорирование некоторых важных астрологических факторов, таких как влияние Солнца и Луны, и приписывание определенных неастрологических качеств каждой планете. Порядок движений планет вокруг Солнца также не такой же, как есть на самом деле; его единственным критерием является максимальная музыкальная эффективность».

В раннем наброске к сюите Холст указал Меркурий как «No. 1», что, по мнению Грина, свидетельствует о том, что первоначальная идея композитора заключалась в правильном порядке расположения планет, от ближайшего к Солнцу Меркурия до самого дальнего Нептуна. «Но в дальнейшем, вдохновившись более тревожным характером Марса композитор расположил его на первом месте, что позволило ему более драматично и убедительно проработать музыкальный материал».

В то время Холст работал в качестве руководителя музыкального отдела в школе «St Paul's» для девочек в Хаммерсмите и музыкальным директором в колледже Морли, что ограничивало его время для работы над произведением. Имоджен Холст писала: «Выходные и праздники были единственными временами, когда он мог по-настоящему заниматься своей сюитой, поэтому ему потребовалось более двух лет, чтобы её закончить». Она добавила, что хронический неврит Хольста в правой руке сильно беспокоил его, и он не смог бы завершить 198 страниц своего труда без помощи двух коллег из школы, Валли Ласкер и Норы Дэй, которых он назвал своими «писцами».

Первой частью, которая была написана в середине 1914 года, была «1. Mars, the Bringer of War», за которой во второй половине года последовали «2. Venus, the Bringer of Peace» и «4. Jupiter, the Bringer of Jollity». В 1915 году были написаны «6. Uranus, the Magician», «5. Saturn, the Bringer of Old Age» и «7. Neptune, the Mystic». И, наконец, в начале 1916 года – «3. Mercury, the Winged Messenger». Холст завершил оркестровку сюиты в 1917 году.

Произведение было представлено публике только через несколько лет после завершения работы над ним. Премьера состоялась в Королевском Зале 29 сентября 1918 года перед приглашённой аудиторией (около 250 человек).

27 февраля 1919 года в Лондоне под эгидой Королевского филармонического общества состоялся публичный концерт под управлением Адриана Боулта. Были сыграны пять из семи частей сюиты в следующем порядке: «Марс, вестник войны»; «Меркурий, крылатый посланник»; «Сатурн, вестник старости»; «Уран, волшебник»; «Юпитер, приносящий радость». Адриан решил не играть все семь частей на этом концерте. Он чувствовал, что, полчаса — это максимум того, сколько могла принять публика, когда слышала совершенно новый музыкальный язык. Анонимный критик в «Ежегоднике Хейзелла» («Hazell's Annual») назвал сюиту "чрезвычайно сложной и заумной". На симфоническом концерте в Королевском Зале 22 ноября того же года Густав Холст дирижировал «Венерой, вестницей мира» (первое её публичное исполнение), «Меркурием, …» и «Юпитером, …». 10 октября 1920 года в Бирмингеме состоялось ещё одно неполное публичное исполнение с пятью частями («Марс, …», «Венера, …», «Меркурий, …», «Сатурн, …» и «Юпитер, …»). Однако, неясно, дирижировал ли этим спектаклем Эплби Мэтьюз или же сам Холст.


Его дочь Имоджен позднее вспоминала:

«Он ненавидел незавершённые выступления планет, хотя несколько раз ему приходилось соглашаться на исполнение трёх-четырёх частей на концертах в Королевском Зале. Ему особенно не нравилось заканчивать исполнение Юпитером, чтобы сделать "счастливый конец", потому что, как он сам сказал, "в реальном мире конец далеко не счастливый"».

Первое полное исполнение сюиты на публичном концерте состоялось 15 ноября 1920 года, дирижировал Лондонским симфоническим оркестром (LSO) Альберт Коутс. Это было первое публичное исполнение «Нептуна, …», т.к. все остальные части сюиты были публично сыграны ранее.

Новаторский характер музыки Холста вызвал некоторую первоначальную враждебность среди меньшинства критиков, но сюита быстро стала и остается популярной, влиятельной и широко исполняемой. Композитор дирижировал двумя записями произведения, и впоследствии оно было записано не менее 80 раз дирижерами, хорами и оркестрами из Великобритании и за рубежом. С момента премьеры и по сей день сюита пользуется неизменной популярностью и влиянием, широко исполняется и часто записывается.

Структура произведения.

1. Mars, the Bringer of War отмечен аллегро и начинается тихо, первые два такта играют ударные и струнные. Музыка выстраивается до четверной, диссонирующей кульминации. Хотя часто считается, что «Марс» изображает ужасы Первой мировой войны, часть была завершена до её начала.

Holst: The Planets, Op. 32 - 1. Mars, the Bringer of War · Berliner Philharmoniker · Herbert von Karajan · Gustav Holst (1981)

2. Venus, the Bringer of Peace начинается адажио. По словам Имоджен Холст, «Венера» «пытается дать ответ Марсу». Часть начинается сольной темой валторны, на которую тихо отвечают флейты и гобои.

Holst: The Planets, Op. 32 - II. Venus, The Bringer of Peace - BBC Symphony Orchestra - Susanna Mälkk - Gustav Holst (2015)

Соло гобоя в центральном ларго является одной из последних романтических мелодий, которые Холст позволил себе, прежде чем обратиться в своих поздних работах к более строгой манере. Шорт называет «Венеру» Холста «одним из самых возвышенных гимнов миру в музыке».

3. Mercury, the Winged Messenger. Композитор Р.О. Моррис считал эту часть сюиты ближайшей к «области чистой и простой программной музыки... она по существу живописна в идее. Меркурий — это просто деятельность, характер которой не определен».

Holst: The Planets, Op. 32 - III. Mercury, The Winged Messenger - London Symphony Orchestra - Richard Hickox.

Эта часть, последняя из семи написанных, содержит первые эксперименты Холста с битональностью. Соло скрипки, арфы, флейты и колокольчиков. Это самая короткая из семи частей.

4. Jupiter, the Bringer of Jollity. В этой части Холст изображает якобы характерное для Юпитера «изобилие жизни и жизненной силы». Характеристиками тех, кто родился под Юпитером являются благородство и щедрость.

Holst: The Planets, Op. 32 - VI. Jupiter, the Bringer of Jollity· Berliner Philharmoniker · Herbert von Karajan (1981)

По мнению Имоджен Холст, позже эта часть была скомпрометирована использованием в качестве мелодии для торжественного патриотического гимна «Я клянусь тебе, моя страна».

5. Saturn, the Bringer of Old Age была у Холста любимой частью сюиты. Мэтьюз описывает её как «медленное шествие, которое поднимается до пугающей кульминации, прежде чем исчезнуть, как будто пропадая в глубине космоса».

Holst: The Planets, Op. 32 - 5. Saturn, The Bringer Of Old Age · Chicago Symphony Orchestra · James Levine (1990)

Часть начинается как тихое адажио и основной темп остается медленным на всем её протяжении, с короткими всплесками анимато и переключением на анданте в следующем разделе. Кроме литавр, в кульминационных точках используются трубчатые колокола. В начале флейты, фаготы и арфы играют тему, напоминающую тикающие часы. Торжественная мелодия начинается тромбонами (основным инструментом Холста) и подхватывается полным оркестром. Развитие тикающей темы приводит к тройной кульминации, после которой музыка постепенно затихает.

6. Uranus, the Magician. Мэтьюз описывает эту часть, как «неуклюжий танец, который постепенно все больше и больше выходит из-под контроля». Часть начинается с «серии веселых шалостей», которые Шорт назвал «потрясающим четырехнотным медным мотивом».

Holst: The Planets, Op. 32 - 6. Uranus, The Magician · Chicago Symphony Orchestra · James Levine (1990)

7. Neptune, the Mystic. В последней части Холст широко использует диссонанс. Перед премьерой его коллега Джеффри Тойе заявил, что духовые, которые играют ми минор и соль-диез минор вместе, «будет звучать ужасно». Холст согласился, сказав, что он сам вздрогнул, когда написал это, но «тут уж ничего не поделаешь».

Holst: The Planets, Op. 32 - 7. Neptune, The Mystic · Chicago Symphony Orchestra · James Levine · Chicago Symphony Chorus (1990)

По мере развития темы к оркестру присоединяется закулисный женский хор, ведущий мягкую бессловесную линию: это было необычно в оркестровых произведениях того времени, хотя Дебюсси использовал тот же прием в своих «Ноктюрнах» (1900). Оркестр замолкает, а голоса без сопровождения доводят произведение до пианиссимо в неопределенной тональности.

«Нептун, мистик» был одним из первых произведений оркестровой музыки, имевших затухающую концовку, хотя несколько композиторов, в том числе Йозеф Гайдн в финале своей «Прощальной симфонии», различными способами также достигали подобного эффекта.

Дополнения других композиторов

По ряду причин было предпринято несколько попыток добавить музыку в сюиту Холста, хотя на сегодняшний день самой распространённой и исполняемой остаётся оригинальная версия из семи частей.

Плутон

Плутон был открыт в 1930 году, за четыре года до смерти композитора. Однако, автор «Планет» не выразил интереса в написании части про новую планету. Он разочаровался в популярности сюиты, полагая, что она перенимает на себя слишком много внимания в ущерб другим его работам.

В 2000 году Оркестр Халле поручил английскому композитору Колину Мэтьюзу, специалисту по Холсту, написать восьмую часть, которую он назвал «Плутон, обновитель» («Pluto, the Renewer»). Посвящённая покойной Имоджен Холст, она впервые была исполнена Оркестром Халле в Манчестере 11 мая 2000 года под управлением Кента Нагано. Колин также немного изменил концовку «Нептуна, …», чтобы та «вела прямо в Плутон, …». Композитор лично высказал подозрение, что, несмотря на преданность, Имоджен Холст «была бы и удивлена, и встревожена этим сочинением».

«Pluto, the Renewer» - Royal Scottish National Orchestra Chorus

24 августа 2006 года Международный астрономический союз (МАС) определил, что значит «быть планетой в Солнечной системе». Это определение исключило Плутон из списка планет и перенесло его в новою категорию так называемых «карликовых планет», наряду с Эридой и Церерой. После решения МАС Кеньон Д. Уилсон (Kenyon D. Wilson), сочинил квинтет для тромбонов под названием «Песни далёкой Земли» («Songs of Distant Earth»).

Kenyon D. Wilson – «Songs of Distant Earth»

Название происходит от одноимённого романа Артура Кларка. Композиция содержит пять частей, каждая из которых названа в честь одной из пяти известных тогда карликовых планет — Эриды, Плутона, Хаумеа, Макемаке и Цереры. В отличие от композиции Мэтьюза, эта работа не предназначена для исполнения вместе (внутри) с сюитой Холста.

Астероиды

В 2006 году Берлинский филармонический оркестр совместно с сэром Саймоном Рэттлом и EMI Classics заказал четырём композиторам (Кайе Саариахо, Маттиасу Пинчеру, Марку-Энтони Тёрниджу и Бретту Дину) и впоследствии записал дополнительную сюиту «Астероиды» («Asteroids») о соответствующих телах в Солнечной системе, состоящую из четырёх частей (с указанием авторства):

Saariaho - «Asteroid 4179 – Toutatis» (Berlin Philharmonic Orchestra, Simon Rattle)
Pincher - «Towards Osiris» (Berlin Philharmonic Orchestra, Simon Rattle)
Mark-Anthony Turnage - «Ceres» (Berlin Philharmonic Orchestra, Simon Rattle)
Brett Dean - «Komarov's Fall» (Berlin Philharmonic Orchestra, Simon Rattle)

 

Известные цитаты и адаптации

В 1921 году Холст адаптировал мелодию центральной части «Юпитера, …», чтобы соответствовать метру начала поэмы «Я клянусь тебе, моя страна» («I Vow to Thee, My Country»). Он написал отдельную пьесу в стиле гимна и назвал её «Такстед», в честь одноимённого города в Эссексе, где Холст жил в течение многих лет.

«I Vow to Thee, My Country»

Это, безусловно, самая известная мелодия сюиты. Поэма «Я клянусь тебе, моя страна» был написан между 1908 и 1918 годами сэром Сесилом Спринг Райсом в память погибших на фронтах Первой мировой войны британцев. Гимн впервые прозвучал в 1925 году и быстро стал патриотическим. Хотя Холст, сочиняя эту мелодию, не имел таких значительных патриотических намерений, эта адаптация вдохновляла других композиторов обращаться к партитуре сюиты аналогичным образом на протяжении всего XX века. Мелодия была использована для других гимнов, таких как «О Боже за все хвалы» («O God Beyond All Praising») и «Мы хвалим Тебя и признаем Тебя» («We Praise You and Acknowledge You») со словами преподобного Стивена Старка (Rev. Stephen P. Starke).

«O God Beyond All Praising»

Мелодия «Такстеда», положенная на текст Чарли Скарбека и названная «World in Union» («Мир в Единении»), используется в качестве темы для Кубка мира по регби и звучит перед матчами.

Кири Те Канава «World in Union» поет гимн чемпионата мира по регби 1991 года.

«Два фортепиано (дуэт)» («Two pianos (duo)») — Холст изначально набросал работу для двух фортепиано, из-за необходимости компенсировать неврит правой руки. Его друзья Нора Дэй (Nora Day) и Уолли Ласкер (Vally Lasker) согласились сыграть для него аранжировку для двух фортепиано, когда он диктовал им детали оркестровой партитуры.

Эта записанная ими партитура для двух фортепиано использовалась в дальнейшем в качестве руководства, когда пришло время создавать полную оркестровую партитуру. Аранжировка для двух фортепиано была опубликована в 1949 году. Оригинальные рукописи Холста этого произведения находятся в фондах Королевского музыкального колледжа («Марс, …», «Венера, …», «Сатурн, …», «Уран, …», «Нептун, …»), Королевской академии музыки («Меркурий, …») и Британской библиотеки («Юпитер, …», «Сатурн, …», «Уран, …»).

Питер Сайкс (Peter Sykes), американский клавесинист и органист, адаптировал «The Planets, Op. 32» для органа.

Peter Sykes – «Neptun, the Mystic. The Planets for Organ»

Японский композитор, один из основателей анимационной студии Group TAC и автор музыки к многим фильмам Исао Томита (Isao Tomita) адаптировал «Планеты» под Moog и другие синтезаторы и электронные устройства.

Isao Tomita · Gustav Holst – «The Planets, Op. 32: Mars, The Bringer of War. Allegro»

Американский музыкант, пионер синтезатора, композитор и продюсер Патрик Глисон в 1976 году также записал электронную версию сюиты под названием «За пределами Солнца» («Beyond The Sun»).

Patrick Gleeson – «Beyond The sun: An Electronic Portarit Of Holst's The Planets»

Cуществует множество транскрипций произведения Хольста для духового оркестра. Стивен Робертс (Stephen Roberts), заместитель дирижёра Английского симфонического оркестра, переписал всю сюиту «Планеты» для духового оркестра. Американский композитор и аранжировщик, Джей Бокук (Jay Bocook) адаптировал части «Марс, …», «Венера, …» и «Юпитер, …» для маршевого оркестра. Пол Мурта (Paul Murtha) также аранжировал хоральную секцию «Юпитера, …» для маршевого оркестра.

Gustav Holst/arr. Jay Bocook - «The Planets, Op. 32: Mars, The Bringer of War»
Gustav Holst/arr. Paul Murtha – «Jupiter»

Американский музыкант Джеймс Анкона (James Ancona) аранжировал «Меркурий, …» для ансамбля ударных из 2 глокеншпилей, 2 ксилофонов, 2 вибрафонов, 2 маримб, 5 литавр, небольшой подвесной тарелки и 2 треугольников.

Holst, arr. Ancona – «Mercury, The Winged Messenger»

Фрагменты барабанных партитур были исполнены оркестром «The Cavaliers Drum and Bugle Corps» в 1985 году как часть их репертуара, а также использованы в «Людях с Марса» («Men Are From Mars») 2017 года.

The Cavaliers – «Men Are From Mars» (2017)

 

Рок-обработки:

Джефф Уэйн (Jeff Wayne) и Рик Уэйкман (Rick Wakeman) с Кевином Пиком (Kevin Peek) сделали прогрессив-рок-версию всей сюиты с добавлением фоновой музыки и включили её в альбом под названием «Beyond the Planets» («По Ту Сторону Планет»).

Rick Wakeman – «Mars (The Bringer Of War)»

Аранжировка «Марса, …» от трио прог-рока «Emerson, Lake & Powell» появилась на их одноимённом альбоме (1986).

ELP – «Mars..The Bringer Of War» (Live in Detroit, 1986)

Группа King Crimson исполнили рок-аранжировку «Марса, …» в 1969 году. Эта аранжировка была выпущена на их втором диске «In the Wake of Poseidon» («Вслед за Посейдоном»), хотя по причинам нарушения авторского права он был переименован в «Треугольник Дьявола» («The Devil's Triangle»). Роберт Фрипп настоял на своём авторстве, и семья Холста не получила за это никаких отчислений.

King Crimson - The Devil's Triangle ("Merday Morn", "Hand Of Sceiron", "Garden Of Worm")

Прогрессивная рок-группа «Manfred Mann’s Earth Band» также создала свою аранжировку «Юпитера, …» с лирическими текстами, которую они назвали «Joybringer». Из-за того, что группе не разрешили адаптировать все части сюиты эта аранжировка не был включён в альбом «Solar Fire» («Огонь Солнца»), а группа написала свои собственные «космические» пьесы.

Manfred Mann`s Earth Band – «Joybringer»

«Manfred Mann» несколько раз возвращался к темам Холста. В альбом 1987 года «Маска» («Masque») (подзаголовок: «Песни и Планеты», «Songs and Planets») включена новая версия «Joybringer», две вариации «Юпитера, …»: «Гимн» (из «Юпитера, …») («Hymn (from Jupiter)») и «Пара друзей» («A Couple of Mates»), а также фрагменты «Марса, …».

Manfred Mann's Earth Band – «Hymn (From Jupiter)»

Блэк- и викинг-метал группа «Bathory» аранжировала часть «Юпитера, …» как мелодию песни «Hammerheart», из альбома «Twilight of the Gods» («Гибель Богов»).

Bathory – «Hammerheart» (1991)

Рок-группа «Sands» («Пески») записала сокращённую версию «Марса, …», которая доминировала во второй половине их сингла 1967 года «Listen to the Sky» («Послушай небо»).

Sands – «Listen to the Sky» (1967)

Группа Дэйва Эдмундса «Love Sculpture» включила часть «Марс, вестник войны» только в американскую версию альбома 1970 года «Forms and Feelings» («Формы и чувства») из-за того, что семья Холста предотвратила выпуск трека по всему миру.

Love Sculpture - «Mars (The Bringer Of War)» (1970)

Психоделик-рок-группа «Andromeda» использовала тему «Марса, …» во вступлении сюиты «Return To Sanity») из их дебютного альбома 1969 года (с Джоном Дю Канном, играющим на гитаре).

Andromeda – «Return To Sanity» (1969)

Прогрессив-рок-группа «Yes» процитировала несколько разделов «Юпитера, приносящего радость» в песне «Пророк» («The Prophet») из альбома 1970 года «Time and a Word» («Время и Слово»).

Yes - «The Prophet» (1970)

В треке дэт-метал группы «Nile» «Рамзес, вестник войны» содержится звуковая и титулярная ссылка на «Марс, …».

Nile – «Ramses Bringer of War»

Дэт-метал группа «Aeon» записала версию «Нептуна, мистика» для своего альбома «Aeons Black», хотя и гораздо короче, чем оригинал, состоящую из нескольких избранных основных мелодий.

Aeon – «Neptune The Mystic»

Гитарист группы «Led Zeppelin» Джимми Пейдж включал свободный импровизированный раздел, основанный на «Марсе, вестнике войны» во время живых импровизированных версий «Dazed and Confused» от его первого включения в альбом в октябре 1969 года до последнего исполнения песни в мае 1975 года.

Led Zeppelin – «Dazed and Confused» (Live at The Royal Albert Hall 1970)

Вступление в песне «Am I Evil?» группы «Diamond Head», а также основной рифф и гитарный мостик из «Children of the Grave» группы «Black Sabbath» основаны на «Марсе, …». Во время их гастрольного тура 1990 года части «Марса, вестника войны» использовались в барабанном соло Кози Пауэлла.

Diamond Head – «Am I Evil?» (Official Video)
Black Sabbath - «Children of the Grave» from «The End» (Live Video)

«Iron Maiden» использовали «Марс, …» в качестве вступления к своим концертам в 2007—2011 годах.

Iron Maiden – «Different World» («Mars, The Bringer of War» Intro)

Вступление в «Белой Комнате» (1968) британской рок-группы «Cream»; вступление в песне «Глаза мира» («Eyes of the world», 1979) из альбома «Down to Earth» группы «Rainbow», в композиции «Панорама» («Panorama») из альбома «НАТО» словенской группы «Лайбах», куплет в песне «Кто следит за огнем?» («Who Tends the Fire?», 1989) группы «Overkill», вокальное исполнение темы в композиции «Война» («War», 2003) группы «Проклятье Ван Хельсинга» содержат обработки «Марса, вестника войны».

Rainbow – «Eyes Of The World» (1979)
Laibach – «Panorama» (1996)
Overkill – «Who Tends The Fire» (1989)
Van Helsings' Curse «War» (2003)

Японская певица Аяка Хирахара выпустила поп-версию «Юпитер» («Jupiter») в декабре 2003 года. Она заняла второе место в чартах Oricon и разошлась тиражом почти в миллион копий, что сделало её третьим самым продаваемым синглом на японском рынке популярной музыки в 2004 году. Сингл оставался в чартах более трёх лет.

 
Ayaka Hirahara – «Jupiter» (2003)

Фрэнк Заппа процитировал «Юпитер, …» в своей песне «Призыв и Ритуальный танец молодой тыквы» («Invocation & Ritual Dance of the Young Pumpkin») из альбома «Absolutely Free» 1967 года.

Frank Zappa – «Invocation And Ritual Dance Of The Young Pumpkin»

Группа «Symphony X» включили ссылки на «Марс, …» в свою песню «Божественные крылья трагедии». Они также цитировали «Uranus» в своей песне «The Odyssey».

Symphony X – «The Odyssey»

Кен Стрингфеллоу процитировал «Юпитер, …» в своей песне «Any Love (Cassandra et Lune)» в альбоме 2004 года «Soft Commands»).

Ken Stringfellow – «Any Love (Cassandra Et Lune)»

Американский мультиинструменталист Кейлин Ллойд (Cailyn Lloyd) включила прогрессив-рок аранжировки «Юпитера, …», «Сатурна, …», а также «Урана, …» и «Нептуна, …» в свой альбом 2015 года «Вояджер» («Voyager»).

«Jupiter»
«Saturn»
«Uranus»
«Neptun»

Американская хэви-метал группа Savatage использовала часть «Марс, …» в треке «Прелюдия к безумию» («Prelude to Madness») в своём альбоме 1987 года «Hall of the Mountain King».

Savatage – «Prelude to Madness»

В 2020 году джазовый оркестр Джереми Леви («Jeremy Levy Jazz Orchestra») выпустил «The Planets: Reimagined», переделав все семь частей в джазовую аранжировку. В 1921 году тема «Uranus: The Magician» была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучшая аранжировка, инструментальная или а капелла».

Uranus: The Magician · Jeremy Levy Jazz Orchestra · Gustav Holst

«Планеты» оказали огромное влияние на музыкальное искусство ХХ века. Произведение звучало во множестве заставок телевизионных фильмов и проектов. Использовался в популярных видеоиграх.

Музыкальный образ и особенности оркестровки из первой части «Марс, вестник войны» стал прообразом культового «Имперского марша», созданного Джоном Уильямсом к киносаге «Звездные войны». Если прослушать сюиту внимательно, то можно найти в ней и другие элементы, использованные Уильямсом для музыкального ряда к ленте о космических сражениях.

Вероятно, что вдохновения в «Планетах» при создании саундтрека к фильму «Гладиатор» искал и Ханс Циммер. Фонд Густава Холста в 2006 году подал иск против композитора за нарушение авторских прав на сюиту «Планеты», указав на заимствование материала из сюиты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий