«Je
t'aime» стала такой же неотъемлемой частью любого успешного соблазнения, как
охлажденная бутылка «Blue Nun».
- Сильви
Симмонс, Серж Генсбур: «Пригоршня Гитанов» (2001).
«Je
t’aime… moi non plus» — песня французского исполнителя, актёра и режиссёра
Сержа Генсбура, написанная им для Бриджит Бардо с которой у Генсбура когда-то
был роман. Певица попросила его написать самую красивую песню о любви, которую
он только мог себе представить. В ночь с 26 на 27 мая 1967 года Генсбур написал
две песни: «Je t’aime… moi non plus» и «Bonnie and Clyde». Бывшие любовники
записали «Je t’aime… moi non plus» в аранжировке Мишеля Коломбье в парижской
студии «BarclayNote 1»; инженер Уильям Флажолле сказал, что это был «тяжелый труд».
Когда на следующий день запись показали по каналу Europe 1, муж Бардо, немецкий
бизнесмен Гюнтер Закс, угрожая судом, призвал певицу отозвать сингл. Бардо
умоляла Генсбура не выпускать песню, и он подчинился, заставив
звукозаписывающую компанию уничтожить 40 000 синглов, которые уже были
напечатаны за его собственный счет. Генсбур сокрушался: «Впервые в жизни я пишу
песню о любви, и она воспринимается плохо». Потом он просил записать с ним
песню Марианну Фейтфулл, Валери Лагранж и Мирей Дарк, но те отказались.
В 1968
году на съемках фильма «Slogan» Генсбур познакомился с английской актрисой
Джейн Биркин и предложил ей записать песню вместе с ним. Биркин после некоторого
раздумья согласилась: «Я спела эту песню только потому, что не хотела, чтобы
кто-то другой сделал это». Генсбур попросил её спеть на октаву выше Бардо, что,
«смешавшись с откровенными вздохами Сержа и низким голосом Биркин, придало пьесе
оттенок ошибочной невинности и усилило беспокойство, которое испытывал слушатель». «Je t’aime… moi non plus» была записана в аранжировке Артура
Гринслейда в студии «Marble Arch».
Композиция
стала основной темой одноимённого фильма Генсбура «Je t’aime… moi non plus» с
Джейн Биркин в главной роли. Название песни Генсбур придумал под впечатлением
от одной фразы, сказанной Сальвадором Дали: «Пикассо — испанец, я тоже. Пикассо
— гений, я тоже. Пикассо — коммунист, я — тоже нет».
«Je t’aime… moi non plus» была выпущена в феврале 1969 года. У сингла была простая обложка со словами «Interdit aux moins de 21 ans» (запрещено для лиц младше 21 года). Сразу же возник скандал, потому что эротизм «Je t’aime… moi non plus» был объявлен консервативными кругами оскорбительным. СМИ предположили, что, как и в случае с версией Бардо, был записан секс вживую. Франс Диманш сказал, что «стоны, вздохи и крики удовольствия [создают] впечатление, что вы слушаете двух людей, занимающихся любовью», на что Генсбур ответил: «Слава богу, этого не было, иначе получилась бы долгоиграющая пластинка». Журнал «Observer Monthly Music» позже назвал песню «попсовым эквивалентом фильма Эммануэль».
Версия Биркин завершается звуками бурного оргазма певицы: в основном из-за этого песня была запрещена для радио в Испании, Швеции, Бразилии, Великобритании, Италии и Португалии. Её не транслировали многие радиостанции в Соединенных Штатах, потому что это было сочтено слишком рискованным. Сообщалось, что Ватикан отлучил от церкви владельца студии звукозаписи, выпустившей песню в Италии. Генсбур назвал Папу «нашим величайшим пиарщиком».
В Великобритании «Je t’aime… moi non plus» бойкотировалась BBC, несмотря на то, что в сентябре 1969 года песня достигла 2-го места в чарте. Звукозаписывающая компания «Fontana» уклонилась от риска и прекратила выпуск пластинок. Генсбур договорился о контракте с компанией «Major Minor Records», и после переиздания сингл достиг 1-го места в британском хит-параде, став первым запрещенным синглом №1 в Великобритании и первым синглом на иностранном языке, который возглавил чарт. «Je t’aime… moi non plus» оставалась в хит-параде Великобритании в течение 31 недели. Песня также возглавила чарты Швейцарии, Австрии и достигла 3-го места в Германии.
Сопротивление
властей только способствовало росту продаж: «Je t’aime… moi non plus» имела
коммерческий успех по всей Европе, только во Франции было продано 750 000 копий,
в Великобритании - 250 000, а во всем мире - более двух миллионов. Песня стала культовой.
К 1986 году было продано четыре миллиона экземпляров сингла. Она даже попала в
Топ-100 в США, достигнув 58-го места в чарте Billboard Hot 100. Американский
дистрибьютор «Mercury Records» подвергся критике за то, что песня была
«непристойной», а эфир был ограничен, что уменьшило продажи в США на уровне около
150000. Сингл был переиздан в Великобритании в конце 1974 года на «Antic
Records», дочерней компании «Atlantic Records», и снова попал в чарт на 31-е
место и оставался хит-параде в течение 9 недель.
«Je
t’aime… moi non plus» была перепета в десятках кавер-версий, как серьезных, так
и комедийных. В 1969 году «Hollywood 101 Strings Orchestra» выпустил на лейбле «A
/ S Records» 7-дюймовый сингл с двумя версиями: на стороне A была полностью
инструментальная запись, а на стороне B - сексуально наводящие на размышления
вокализации, сделанные Биби Бардон.
Первыми
каверами были инструментальные композиции «Love at first sight» («Любовь с
первого взгляда»); версия британской группы «Sounds Nice» (с Тимом Майкрофтом
на клавишных) вошла в топ-20 хитов. (Название группы «Sounds Nice» или «звучит
приятно» на самом деле представляет собой фразу, которую сказал Пол Маккартни, услышав
инструментальный кавер на «Je t’aime… moi non plus»).
Первая
пародия была написана в 1970 году самим Генсбургом и Марселем Митуа. Названная
«Ça», она была записана Бурвилем и Жаклин Майллан, став последним релизом
Бурвиля перед его смертью.
Другие комедийные
версии были сделаны звездами телекомедии BBC Фрэнки Хауэрдом и Джун Уитфилд.
«Je
t’aime… moi non plus» повлияла на хит 1975 года «Love to Love You Baby» певицы
Донны Саммер и продюсера Джорджио Мородера.
В августе
1977 года звукозаписывающий лейбл «Butterfly Records» выпустил диско-версию «Je
t'aime» в исполнении женской диско-группы «Saint Tropez».
«Je
t'aime» была использована во многих других песнях, в том числе: «A Fair Affair»
Мисти Олдленд; «Guitar Song» группы «Texas» и «Breathe» Кайли Миноуг.
Брижит Бардо
потом сожалела, что не выпустила свою версию. Друг актрисы Жан-Луи Ремильё
убедил ее связаться с Генсбуром и в 1986 году они всё-таки выпустили свою
версию «Je t’aime… moi non plus».
Комментариев нет:
Отправить комментарий