10 июля
1889 года в Индианаполисе (штат Индиана) родился Нобл Ли Сиссл (Noble Lee
Sissle) – певец, бэнд-лидер и композитор, один из настоящих
“пионеров-первопроходцев” американского джаза.
Его отец был пастором, а мать – школьной учительницей, совмещавшей преподавание с исполнением обязанностей инспектора по делам несовершеннолетних. Нобл с детства пел в церковном хоре, а после того как семья переехала в Кливленд (Огайо), солировал в ученическом ансамбле старшей школы. Сиссл получил стипендию на учёбу в университете “De Pauw University”, а затем перевёлся в Индианаполис в “Butler University”. Уже там во время обучения он стал бэнд-лидером афроамериканского оркестра в отеле “Severin” и вскоре решил полностью посвятить себя музыке.
Однако
шла Первая мировая война, и 1 октября 1918 года Сиссл вступил в Нью-Йорке в
369-й пехотный полк, где его навыки тут же пригодились – музыкант должен был
помочь лейтенанту Джеймсу Ризу Юропу (James Reese Europe) сформировать «369-й
полковой оркестр». Джеймс Юроп был важнейшей фигурой в истории развития раннего
джаза – он организовал оркестр “The Clef Club Orchestrа”, который уже в 1912
году выступил в “Карнеги-Холле” – тогда музыканты играли ещё не совсем джаз, но
то, что позже было названо “протоджазом”.
Вместе с
первой военной частью, отправленной Штатами в Европу, военный оркестр под
руководством Юропа – “Europe's 369th U.S. Infantry Band” – отплыл во Францию
играть джаз для американских солдат и их союзников. Сам Сиссл тогда играл на
скрипке и иногда на барабанах, в состав ансамбля также входили ставшие потом
знаменитыми музыкантами Хёрб Флемминг (Herb Flemming) на тромбоне и скрипач
Рассел Смит (Russell Smith). “369th U.S. Infantry Band” сегодня считается
критиками одним из лучших джазовых оркестров мира за всю историю.
"Полковые" музыканты успешно выступали, наводили культурные мосты и
знакомили Старый свет с новой яркой американской музыкой. Сиссл спел несколько
песен на последнем диске, записанном коллективом, который был издан в марте
1919 года.
После
войны Нобл Сиссл оставил службу в звании второго лейтенанта и вступил в
созданную Юропом уже на родине “гражданскую версию” оркестра 369-го полка.
Однако по прошествии совсем короткого времени, 9 мая 1919 года, Юроп был убит в
Бостоне обозлившимся на него за что-то участником оркестра. И тогда Сисслу
пришлось временно взять на себя руководство оркестром – на пару с его другом,
пианистом Юби Блейком (Eubie Blake), с которым он познакомился ещё в 1915 году
и поддерживал связь во время войны.
Сотрудничество
Сиссла и Блейка переросло в крепкий и плодотворный творческий союз, принёсший
известность им обоим. Вскоре после работы с бывшим оркестром Юропа музыканты
организовали водевильный дуэт “The Dixie Duo”. Сиссл писал слова, а Блейк –
музыку. Они и сами исполняли свои композиции, однако первым их большим хитом
стала песня “It's All Your Fault” в исполнении Софи Такер (Sophie Tucker).
А после
дуэтного проекта Блейк и Сиссл создали ревю “Shuffle Along” – мюзикл, в который
включили многие из написанных ими ранее мелодий. В представлении были
задействованы тогда ещё совсем юная Жозефина Бейкер (Josephine Baker), Пол
Роубсон (Paul Robeson), Гертруда Саундерс (Gertrude Saunders), Аделаида Холл и
другие известнейшие исполнители того времени. Премьера шоу состоялась в 1921
году, и оно стало настоящей сенсацией – первым мюзиклом в истории Бродвея,
написанным афроамериканцами об афроамериканцах. В нём прозвучали ставшие потом
стандартами “In Honeysuckle Time”, “Love Will Find a Way”, а также главный хит
того времени, “I'm Just Wild About Harry”. “Shuffle Along” выдержал более 500
постановок и имел большой коммерческий успех, в том числе в благодаря
гастрольному туру, на представления которого тут же раскупались билеты по всей
стране.
В 1923
году Сиссл и Блейк сделали два звуковых фильма на студии “DeForest's Phonofilm”
с помощью изобретённой Ли ДиФорестом (Lee DeForest) технологии записи – за
несколько лет до появления “The Jazz Singer”(!). В одном из них музыканты
исполняют песню Блейка “Affectionate Dan” (видео ниже), в другом – композиции
“Sons of Old Black Joe” и “My Swanee Home”. Блейк записал потом и третий фильм,
сыграв свою пьесу “Fantasy on Swanee River”. Эти три ленты хранятся в коллекции
фильмов Maurice Zouary в знаменитой Библиотеке Конгресса США.
В 1924
году Сиссл и Блейк написали ещё один успешный мюзикл, “The Chocolate Dandies”,
однако после этого музыканты расстались, поскольку Сисслу хотелось
гастролировать, а Блейк предпочёл остаться на родине.
В конце
20-х годов Сиссл работал как бэнд-лидер, выступая во Франции и Англии. В 1930
году он появился со своим оркестром в небольшом фильме британского “Pathétone”,
исполнив композиции “Little White Lies” и “Happy Feet” в ночном клубе “Ciro's”
в Лондоне. В начале 30-х музыкант вернулся в Штаты. В феврале 1931 года в
бродвейском театре “Palace Theatre” Сиссл аккомпанировал Аделаиде Холл –
знаменитой вокалистке, известной своей работой в “Cotton Club”, сотрудничеством
с Дюком Эллингтоном, а также участием в первых постановках “Shuffle Along”, –
которая давала это выступление в рамках своего мирового турне.
В 1932
году Сиссл также снялся с Nina Mae McKinney, группой “Nicholas Brothers” и Юби
Блейком в короткометражном комедийном фильме “Pie, Pie Blackbird” студии
“Warner Brothers”.
В
середине 30-х годов в оркестре Нобла Сиссла регулярно появлялся Сидней Беше, с
которым было сделано много записей. В тот период Сиссл ещё часто работал с
актрисой и певицей Линой Хорн, поддерживая её выступления против расовой дискриминации.
Он также участвовал в создании “Гильдии Негритянских Актёров” и стал
президентом этой организации.
В 1950
году Сиссл был назван “Почётным мэром Гарлема”. В 1954 году он был приглашён
работать ведущим одной из программ на нью-йоркской радиостанции WMGM и знакомил
широкую публику с творчеством афроамериканских музыкантов.
Сиссл
продолжал выступать со своим оркестром вплоть до 60-х годов, однако постепенно
смещал фокус с исполнительской деятельности на занятия музыкальным издательским
бизнесом. Потом, окончательно оставив дела, Нобл Сиссл перебрался во Флориду,
где и жил до конца своих дней. Музыкант умер 17 декабря 1975 года в возрасте 86
лет. Его жизнь и творчество превратились в первые яркие страницы в истории
мирового джаза. В его оркестрах, выступавших в США и гастролировавших по
Европе, играли и записывались самые разные легендарные исполнители. Нобл Сиссл
умел создавать яркие шоу для зрителей и никогда не останавливался в своих
творческих поисках. Узнать больше о его невероятно интересной жизни можно из
книги “Reminiscing With Noble Sissle and Eubie Blake” Роберта Кимбалла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий