понедельник, 17 июля 2023 г.

Выдающиеся джазовые музыканты. Нобл Ли Сиссл (10 июля 1889 - 17 декабря 1975).

10 июля 1889 года в Индианаполисе (штат Индиана) родился Нобл Ли Сиссл (Noble Lee Sissle) – певец, бэнд-лидер и композитор, один из настоящих “пионеров-первопроходцев” американского джаза.

Его отец был пастором, а мать – школьной учительницей, совмещавшей преподавание с исполнением обязанностей инспектора по делам несовершеннолетних. Нобл с детства пел в церковном хоре, а после того как семья переехала в Кливленд (Огайо), солировал в ученическом ансамбле старшей школы. Сиссл получил стипендию на учёбу в университете “De Pauw University”, а затем перевёлся в Индианаполис в “Butler University”. Уже там во время обучения он стал бэнд-лидером афроамериканского оркестра в отеле “Severin” и вскоре решил полностью посвятить себя музыке.

Однако шла Первая мировая война, и 1 октября 1918 года Сиссл вступил в Нью-Йорке в 369-й пехотный полк, где его навыки тут же пригодились – музыкант должен был помочь лейтенанту Джеймсу Ризу Юропу (James Reese Europe) сформировать «369-й полковой оркестр». Джеймс Юроп был важнейшей фигурой в истории развития раннего джаза – он организовал оркестр “The Clef Club Orchestrа”, который уже в 1912 году выступил в “Карнеги-Холле” – тогда музыканты играли ещё не совсем джаз, но то, что позже было названо “протоджазом”.

Вместе с первой военной частью, отправленной Штатами в Европу, военный оркестр под руководством Юропа – “Europe's 369th U.S. Infantry Band” – отплыл во Францию играть джаз для американских солдат и их союзников. Сам Сиссл тогда играл на скрипке и иногда на барабанах, в состав ансамбля также входили ставшие потом знаменитыми музыкантами Хёрб Флемминг (Herb Flemming) на тромбоне и скрипач Рассел Смит (Russell Smith). “369th U.S. Infantry Band” сегодня считается критиками одним из лучших джазовых оркестров мира за всю историю. "Полковые" музыканты успешно выступали, наводили культурные мосты и знакомили Старый свет с новой яркой американской музыкой. Сиссл спел несколько песен на последнем диске, записанном коллективом, который был издан в марте 1919 года.

Noble Sissle acc. by Eubie Blake – «Crazy Blues» (1921)

После войны Нобл Сиссл оставил службу в звании второго лейтенанта и вступил в созданную Юропом уже на родине “гражданскую версию” оркестра 369-го полка. Однако по прошествии совсем короткого времени, 9 мая 1919 года, Юроп был убит в Бостоне обозлившимся на него за что-то участником оркестра. И тогда Сисслу пришлось временно взять на себя руководство оркестром – на пару с его другом, пианистом Юби Блейком (Eubie Blake), с которым он познакомился ещё в 1915 году и поддерживал связь во время войны.

Noble Sissle & Eubie Blake – «Affectionate Dan» (1922)

Сотрудничество Сиссла и Блейка переросло в крепкий и плодотворный творческий союз, принёсший известность им обоим. Вскоре после работы с бывшим оркестром Юропа музыканты организовали водевильный дуэт “The Dixie Duo”. Сиссл писал слова, а Блейк – музыку. Они и сами исполняли свои композиции, однако первым их большим хитом стала песня “It's All Your Fault” в исполнении Софи Такер (Sophie Tucker).

А после дуэтного проекта Блейк и Сиссл создали ревю “Shuffle Along” – мюзикл, в который включили многие из написанных ими ранее мелодий. В представлении были задействованы тогда ещё совсем юная Жозефина Бейкер (Josephine Baker), Пол Роубсон (Paul Robeson), Гертруда Саундерс (Gertrude Saunders), Аделаида Холл и другие известнейшие исполнители того времени. Премьера шоу состоялась в 1921 году, и оно стало настоящей сенсацией – первым мюзиклом в истории Бродвея, написанным афроамериканцами об афроамериканцах. В нём прозвучали ставшие потом стандартами “In Honeysuckle Time”, “Love Will Find a Way”, а также главный хит того времени, “I'm Just Wild About Harry”. “Shuffle Along” выдержал более 500 постановок и имел большой коммерческий успех, в том числе в благодаря гастрольному туру, на представления которого тут же раскупались билеты по всей стране.

Noble Sissle and James Hubert Blake – «Snappy Tunes» (1923)

В 1923 году Сиссл и Блейк сделали два звуковых фильма на студии “DeForest's Phonofilm” с помощью изобретённой Ли ДиФорестом (Lee DeForest) технологии записи – за несколько лет до появления “The Jazz Singer”(!). В одном из них музыканты исполняют песню Блейка “Affectionate Dan” (видео ниже), в другом – композиции “Sons of Old Black Joe” и “My Swanee Home”. Блейк записал потом и третий фильм, сыграв свою пьесу “Fantasy on Swanee River”. Эти три ленты хранятся в коллекции фильмов Maurice Zouary в знаменитой Библиотеке Конгресса США.

В 1924 году Сиссл и Блейк написали ещё один успешный мюзикл, “The Chocolate Dandies”, однако после этого музыканты расстались, поскольку Сисслу хотелось гастролировать, а Блейк предпочёл остаться на родине.

Noble Sissle And Band (1931)

В конце 20-х годов Сиссл работал как бэнд-лидер, выступая во Франции и Англии. В 1930 году он появился со своим оркестром в небольшом фильме британского “Pathétone”, исполнив композиции “Little White Lies” и “Happy Feet” в ночном клубе “Ciro's” в Лондоне. В начале 30-х музыкант вернулся в Штаты. В феврале 1931 года в бродвейском театре “Palace Theatre” Сиссл аккомпанировал Аделаиде Холл – знаменитой вокалистке, известной своей работой в “Cotton Club”, сотрудничеством с Дюком Эллингтоном, а также участием в первых постановках “Shuffle Along”, – которая давала это выступление в рамках своего мирового турне.

В 1932 году Сиссл также снялся с Nina Mae McKinney, группой “Nicholas Brothers” и Юби Блейком в короткометражном комедийном фильме “Pie, Pie Blackbird” студии “Warner Brothers”.

Noble Sissle & Band in – «That's the Spirit» (1933)

В середине 30-х годов в оркестре Нобла Сиссла регулярно появлялся Сидней Беше, с которым было сделано много записей. В тот период Сиссл ещё часто работал с актрисой и певицей Линой Хорн, поддерживая её выступления против расовой дискриминации. Он также участвовал в создании “Гильдии Негритянских Актёров” и стал президентом этой организации.

В 1950 году Сиссл был назван “Почётным мэром Гарлема”. В 1954 году он был приглашён работать ведущим одной из программ на нью-йоркской радиостанции WMGM и знакомил широкую публику с творчеством афроамериканских музыкантов.

Mabel Lee & Noble Sissle & His Orchestra – «Sizzle With Sassle» (1946)

Сиссл продолжал выступать со своим оркестром вплоть до 60-х годов, однако постепенно смещал фокус с исполнительской деятельности на занятия музыкальным издательским бизнесом. Потом, окончательно оставив дела, Нобл Сиссл перебрался во Флориду, где и жил до конца своих дней. Музыкант умер 17 декабря 1975 года в возрасте 86 лет. Его жизнь и творчество превратились в первые яркие страницы в истории мирового джаза. В его оркестрах, выступавших в США и гастролировавших по Европе, играли и записывались самые разные легендарные исполнители. Нобл Сиссл умел создавать яркие шоу для зрителей и никогда не останавливался в своих творческих поисках. Узнать больше о его невероятно интересной жизни можно из книги “Reminiscing With Noble Sissle and Eubie Blake” Роберта Кимбалла.

 Ольга Дюдина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий