Американский
блюзмен, басист, композитор, продюсер, один из основателей чикагской школы
блюза, подаривший этому жанру огромное число композиций, ставших бессменными
блюзовыми стандартами Вилли Диксон (Willie Dixon) родился 1 июля 1915 года в
Виксберге, штат Миссисипи. В своих пьесах Диксон новаторски смешивал
классическую блюзовую традицию с современным городским сленгом, используя
запоминающийся припев и заводные ритмы.
Жизнь и
творчество Вилли Диксона были практическим воплощением прогресса блюза, от
случайного создания жанра освобожденными рабами до признания его жизненно
важной частью музыкального наследия Америки. То, что Диксон был одним из первых
профессиональных блюзовых авторов, получивших за своё творчество серьезное
материальное вознаграждение, сделало его важным символом борьбы с
несправедливостью, которая все еще присутствует в музыкальной индустрии. Как
продюсер и автор песен Диксон он помог Мадди Уотерсу, Хаулин Вулфу (Howlin
'Wolf), Литтл Уолтеру (Little Walter) и другим блюзменам создать свои наиболее
коммерчески успешные проекты.
Песни Диксона часто исполняли многие известные музыканты, нередко без упоминания автора. Достаточно только сказать, что обработки его песни «Back Door Man» в разное время делали Хаулин Вулф и Джон Хэммонд-младший (сын известного промоутера из фирмы «Columbia Records», подписавшего контракт с Билли Холидей, Аретой Фрэнклин, Питом Сигером, Бобом Диланом, Брюсом Спрингстином) и группой «The Doors».
Вилли
Диксон родился в бедной семье сельских рабочих и сам с ранних лет трудился в
поле. Его мать, Дейзи, часто рифмовала то, что говорила, - привычка, которой
подражал ее сын. Свою первую песню Вилли спел в баптистской церкви Спрингфилда
в возрасте четырех лет. В возрасте семи лет он стал поклонником группы, в
которую входил пианист Литтл Монтгомери. Вилли не был «пай-мальчиком», он
дважды попадал в тюрьму за бродяжничество и воровство. Отбывая срок на тюремных
фермах в Миссисипи Диксон впервые познакомился с блюзом. Он учился пению у
местного плотника Тео Фелпса, который руководил госпел-квинтетом «Union Jubilee
Singers». Группа регулярно выступала на радиостанции Виксбург WQBC. Диксон
начал писать песни и даже продал некоторые из них местным музыкантам.
В 1936
году Вилли пришлось переехать в Чикаго. Там Диксон пробовал свои силы как певец
и одновременно пытался начать карьеру профессионального боксера. Человек
значительного роста, ростом 6 футов 6 дюймов и весом более 250 фунтов, он
добился успеха, выиграв чемпионат штата Иллинойс в тяжелом весе «Золотые
перчатки» (дивизион для новичков) в 1937 году. Диксон некоторое время работал
спарринг-партнером Джо Луиса, но после четырех боев ушел из бокса, обнаружив,
что менеджер присваивает большую часть его гонораров.
Решающим
стало его знакомство с гитаристом Лео Кастоном (Leonard «Baby Boo» Caston):
вокруг этого дуэта и сформировался вскоре ансамбль «Five Breezes». Диксон
встретил Кастона в боксерском зале, и именно тот убедил Вилли серьезно заняться
музыкой. В 1941 году, когда группа стала известной в Чикаго и выпустила
несколько танцевальных пластинок, Диксон вновь оказался не в ладах с законом:
он отказался служить в американской армии, причём на суде публично заявил, что
отказывается от американского гражданства в знак протеста против ущемления прав
негров. Выйдя на свободу (приговор ему вынесен так и не был), он собрал сначала
«Four Jumps Of Jive», затем — «The Big Three Trio» (с Лео Кастоном и гитаристом
Олли Кроуфордом): группы выпустил по несколько пластинок каждая —
соответственно на лейблах «Mercury» и «Columbia».
Диксон
иногда выступал в качестве басиста на ночных джем-сейшнах с участием членов
растущего блюзового сообщества. В 1948 году братья Чесс, владевшие клубом
основали новый лейбл «Aristocrat» (позже «Chess») и наняли Диксона в качестве
басиста для сессии Роберта Найтхока. Братьям Чесс нравилась игра Диксона, его
навыки автора песен и аранжировщика, и в течение следующих двух лет он
регулярно работал с ними. Ему удалось записать некоторые свои выступления, но
обычно Диксон редко фигурировал в качестве исполнителя на этих сессиях.
Диксон
отходит от публичной сцены и становится штатным инструменталистом «Chess
Records», где вскоре получает должность руководителя отдела репертуара и
артистов (A&R). Блюзы Диксона исполняли: Мадди Уотерс – «Hoochie Coochie
Man», Хаулин Вулф – «Evil», а Литл Уолтер – «Mellow dawn easy». Все эти вещи
стали чрезвычайно популярны. На протяжении последующего десятилетия Диксон
очень плодотворно работал как композитор и «Chess» постоянно предлагала его песни
своим артистам. Помимо написания песен, Диксон продолжал работать басистом и
менеджером по записи на многих сессиях лейбла, в том числе Лоуэлла Фулсона, Бо
Диддли и Отиса Раша. Вознаграждение Диксона за всю эту работу, в том числе за
написание песен, было минимальным - он едва мог прокормить свою быстро растущую
семью на те 100 долларов в неделю, которые ему давали братья Чесс.
В
середине 60-х «Chess» постепенно отказалась от бас-гитары Диксона в пользу
электрического баса, тем самым сократив его присутствие на многих сессиях. В то
же время европейский концертный промоутер по имени Хорст Липпманн начал серию
шоу под названием «American Folk-Blues Festival» и пригласил некоторых из
лучших блюзовых исполнителей Америки в тур по Европе. Диксон организовывал
музыкальную сторону этих шоу, записывался сам и стал зарабатывать гораздо
больше денег, чем он получал в «Chess».
В начале
60-х годов к песенному наследию Вилли Диксона возвращаются рок-группы нового
поколения: The Rolling Stones, The Yardbirds, позже — Cream и Led Zeppelin. В
декабре 1964 года «Rolling Stones» заняли первое место в британском чарте
синглов с кавером на песню Диксона «Little red rooster». В том же году группа
сделала для своего дебютного альбома «The Rolling Stones» кавер на песню Диксона «I Just Want To Make Love To You».
Всё это
время Диксон не терял связи с чикагской блюзовой сценой, продолжая работать
продюсером и сессионным музыкантом (бас-гитара, контрабас) в студиях «Chess
Records». В числе музыкантов, с которыми он записывался, — Чак Берри, Мадди
Уотерс, Хаулин Вулф, Отис Раш, Бо Дидли, Литтл Уолтер, Кэри Белл, Сонни Бой
Уильямсон, Коко Тейлор, Литтл Милтон, Эдди Бойд, Джимми Уизерспун, Лоуэлл
Фулсон, Вилли Мейбон, Мемфис Слим, Уошборд Сэм, Джимми Роджерс. С его именем
связан взлёт певицы Коко Тейлор, некоторое время удерживавшей титул
американской «блюз-королевы», а также первый успех Джонни Винтера.
В конце 60-х,
Диксон увидел, что его отношения с «Chess
Records» себя исчерпали. Отчасти
это было результатом времени - уход таких артистов, как Литтл Уолтер и Сонни
Бой Уильямсон, сократил список исполнителей старшего возраста, с которыми Диксон
работал много лет. Также не по душе ему пришлись эксперименты компании с более
рок-ориентированным звучанием. Окончательный конец отношениям Диксона с компанией
положила смерть Леонарда Чесса осенью 1969 года.
С конца
1960-х до середины 1970-х Диксон управлял собственным лейблом «Yambo Records» и
двумя дочерними лейблами «Supreme» и «Spoonful», записывая как свои песни, так
и синглы Маккинли Митчелла, Лаки Петерсона и других.
Диксон
очень хотел снова попробовать свои силы в качестве исполнителя. К 1970 году
относится выход возможно самого известного его сольного альбома «I am The Blues»:
сборник лучших вещей музыканта в рок-аранжировках. Внезапно, когда Диксону было
за пятьдесят, он впервые в своей карьере начал активно выступать на сцене.
Примерно в это же время Диксон начал серьезно сомневаться в контракте на свои
песни, который он заключил с компанией «Arc Music», издательским подразделением
«Chess». Как автор-песен он получал очень мало денег от их использования. В
1970-х Диксон начал понимать, сколько денег он потерял из-за корыстных намерений
или халатности со стороны издателя. Так «Arc Music» подала в суд на «Led
Zeppelin» за нарушение авторских прав на песню «Bring It on Home», заявив, что
это произведение Диксона, и выиграла процесс. Диксон же не имел об этом
процессе никакого понятия, пока его менеджер не проверил счета «Arc». В 1977
году, недовольные небольшими гонорарами, выплачиваемыми «Arc Music», Диксон и
Мадди Уотерс подали в суд на компанию и на выручку от урегулирования основали
свою собственную издательскую компанию «Hoochie Coochie Music». Диксон также
подал иск против «Led Zeppelin» на их песню «Whole Lotta Love» за её сходство со своей песней «You Need Love». Оба дела закончились внесудебным
урегулированием споров, которое было щедрым по отношению к автору песен.
В 1980-е
годы Диксон начал работать с различными организациями по защите авторских прав
авторов блюзовых песен, как и он сам, лишенных в предыдущие десятилетия большей
части своих доходов. Говоря простым языком, который был отличительной чертой
его песен, Диксон заявил:
«Блюз -
это корни, а другая музыка - это плоды. Нужно сохранять корни живыми, чтобы они
давали хорошие плоды. Пока жив блюз, жива и американская музыка,».
В 1988
году Диксон стал первым продюсером / автором песен, удостоенным награды за
сборник бокс-сетов, когда «MCA Records» выпустили альбом «Willie Dixon: The
Chess Box». В следующем году Диксон опубликовал свою автобиографию «I Am the
Blues (Da Capo Press)», написанную совместно с Доном Сноуденом.
Продюсируя
работы своего старого товарища Бо Диддли, Диксон написал несколько саундтреков к
фильмам, таким как «Gingerale Af Afternoon» и «La
Bamba». К тому времени Диксон считался кем-то вроде старейшины американского
блюза. В 1980 году его имя было занесено в "Зал Славы Блюза", а в
1982-м году он организовал фонд «Blues Heaven» в помощь молодым музыкантам. Лишь
в 1991 году музыкальная индустрия признала гигантский вклад Вилли Диксона в
развитие современной музыки: он получил свою первую и единственную «Грэмми».
Диксон
умер от сердечной недостаточности 29 января 1992 года в Бербанке, штат
Калифорния, и был похоронен на кладбище Берр Оук в Алсипе, штат Иллинойс. После
его смерти, его вдова, Мари Диксон, взяла на себя управление Фондом «Blues
Heaven» и перенесла штаб-квартиру в «Chess Records». Музыкант оставил после
себя богатое наследие исполнителям блюз- и рок-музыки. Он был признан самым
влиятельным после Мадди Уотерса музыкантом в формировании чикагского блюза. Уже
посмертно, в 1994-м году, великий блюзмен удостоился чести быть введенным в
"Зал Славы Рок-н-Ролла". 28 апреля 2013 года Диксон и его
внук Алекс Диксон были включены в «Зал славы чикагского блюза». В 2020 году
занял 12-е место в списке величайших басистов всех времён по версии Rolling
Stone.
25 июня
2019 года журнал New York Times упомянул Вилли Диксона среди сотен музыкантов,
чьи материалы были уничтожены во время пожара на студии «Universal» в 2008 году.
Под катом
вы можете ознакомиться с самыми известными кавер-версиями песен Вилли Диксона в
исполнении Muddy
Waters, Howlin´Wolf, «The Doors», Sonny Boy Williamson, «Led Zeppelin», «Canned Heat», Little
Walter, J. Geils
Band, Bo Diddley, The Blues Band, Lowell
Fulson, Jimmy Whiterspoon, «The Jeff Healey Band», Eric
Clapton и других.
1. «300 Pounds Of Joy» — Howlin´Wolf.
«Back Door Man» — Howlin' Wolf, The Doors.
«Bring It on Home» — Sonny Boy Williamson, Led
Zeppelin,
«Built for Comfort» — Howlin' Wolf, Canned Heat.
«Crazy For My Baby» — Little Walter.
«Close to You» — Muddy Waters, The Doors.
«Dead Presidents» — Little Walter, J. Geils Band
«Diddy Wah Diddy» — Bo Diddley, The Blues Band.
«Do Me Right» — Lowell Fulson.
«Do the Do» — Howlin Wolf
«Don’t Tell Me Nothin´» — Willie Dixon (из к/ф «Цвет денег»)
«Everything But You» — Jimmy Whiterspoon.
«Evil» — Howlin' Wolf, Muddy Waters, «Canned Heat».
«Hidden
Charms» — Howlin Wolf
«Hoochie Coochie Man» — Muddy Waters, «The Jeff Healey
Band», Eric Clapton.
«I Ain’t Superstitious» — Howlin' Wolf, «Megadeth», «The
Jeff Beck Group».
«I Can’t Quit You Baby» — Otis Rush, «Led Zeppelin».
«I Got What It Takes» — Koko Taylor.
«I Just Want to Make Love to You» — Muddy Waters, The
Rolling Stones.
«I’m Ready» — Rory Gallagher, Muddy Waters, Aerosmith.
Комментариев нет:
Отправить комментарий