Американский писатель, продюсер, автор либретто множества знаменитых мюзиклов Оскар Грили Кленденнинг Хаммерстайн II (Oscar Greeley Clendenning Hammerstein II) родился в семье Уильяма и Элис Хаммерстайнов 12 июля 1895 года. Его отец, Уильям, был театральным менеджером и в течение многих лет руководил «Викторией» Хаммерстайна, самым популярным водевильным театром того времени. Его дядя, Артур Хаммерстайн, был успешным бродвейским продюсером,
Дедушкой
будущего драматурга был знаменитый оперный импресарио Оскар Хаммерстайн I.
В
1863 году шестнадцатилетним подростком он без единой копейки в кармане убежал в
Америку, где начал с чернорабочего на табачной фабрике, изобрел ряд машин и
приспособлений для производства сигар и сигарет и через десять лет приобрел
состояние. Затем Оскар Хаммерстайн I стал театральным предпринимателем и за
короткий срок основал десять оперных театров, в том числе «Манхаттан опера
хаус». Последний стал играть в театральной жизни Нью-Йорка столь значительную
роль, что через четыре года «Метрополитен опера» уплатила Хаммерстайну миллион
долларов за то, чтобы тот в течение десяти лет не ставил больше ни одной оперы.
Хотя отец
мальчика Уильям Хаммерстайн и был тесно связан с миром театра, он не хотел,
чтобы его сын был тоже связан искусством. Поэтому Оскару пришлось поступить в
Колумбийский университет и изучать там юриспруденцию.
После
смерти отца в 1914 году он принял участие в театральном фестивале Колумбийского
университета «Varsity Show», со своей свеженаписанной пьесой «On Your Way». Ещё
несколько раз поучаствовав в этом фестивале, Оскар принял решение оставить
учёбу и посвятить себя театру.
В 1919
году состоялся первый опыт Хаммерстайна на поприще драматургии — драма «Свет»,
которая выдержала всего четыре спектакля. В 1920 году вместе с композитором
Xербертом Стотхартом он написал мюзикл «Всегда ты», а через год «Рассмеши
меня». Последнее произведение оказалось успешным. Хаммерстайн нашел свою нишу,
вдохнув новую жизнь в умирающую форму искусства оперетты. Он писал либретто и
тексты песен для оперетт и мюзиклов Винсента Юманса, Рудольфа Фримла, Дж.
Гершвина, Зигмунда Ромберга, Xарри Руби, Дж. Керна и эмигрировавшего в США Имре
Кальмана. Среди произведений Хаммерстайна-драматурга, относящихся к первому
периоду его творчества, — пожалуй, самая знаменитая американская оперетта,
предшественница мюзикла — «Роз-Мари» (1924, в соавторстве с Отто Харбахом,
музыка Р. Фримля и Г. Стотгарта).
В 1927
году Керн и Хаммерстайн написали свой самый большой хит «Плавучий театр» («Show
Boat», 1927, музыка Дж. Керна), носящий неофициальное звание первого мюзикла.
Произведение, созданное на основе одноименного бестселлера Эдны Фербер,
считается одним из шедевров американского музыкального театра. «Здесь мы
подходим к совершенно новому жанру - музыкальной пьесе, где, в отличие от
музыкальной комедии, произошла полная интеграция песни и юмора в единое и неразрывное
художественное целое».
Одним из
«соавторов» Хаммерстайна стал… Жорж Бизе: драматург адаптировал его оперу
«Кармен», превратив в мюзикл «Кармен Джонс» («Carmen Jones», оркестровка
Роберта Рассела), поставленный на Бродвее в 1943 году чернокожей труппой и
экранизированный в 1954 году.
Самое
интересное началась в 1943 году, когда Хаммерстайн начал сотрудничать с
Ричардом Роджерсом. В результате этого сотрудничества в ближайшие годы родилось
десять мюзиклов. Три из них: «Несбывшиеся грезы», «Аллегро» и «Я и Джульетта»
имели средний успех, другие три — «Карусель», «Песня цветочного барабана» и
«Король и я» — оказались весьма значительными произведениями, остальные три —
«Оклахома!», «На юге Тихого океана» и «Звуки музыки» выдвинулись в десятку наиболее
популярных мюзиклов в США.
Над
мюзиклом «Оклахома!» по пьесе Л. Риггса компаньоны работали шесть месяцев.
Пробные спектакли не сулили ничего доброго. В постановке не было занято ни
одной знаменитости. Режиссер Рубен Мамулян, если не считать его постановки
«Порги и Бесс», до этого работал исключительно в драматическом театре. Хаммерстайна
в течение нескольких лет преследовали неудачи неуспех, и, к тому же, он работал
теперь с новым композитором. А Роджерс после 25-летнего сотрудничества с Хартом
впервые должен был сочинять музыку на стихи нового автора-либреттиста. Наконец,
в 1943 году, состоялась премьера «Оклахомы!». Когда открылся занавес, публика
не увидела традиционной массовки. Посреди сцены сидела крестьянская девушка,
сбивавшая масло. Хор и балет появились только в середине действия. На сцене шла
незамысловатая народная жизнь, звучали мелодии, близкие фольклорным. Но именно
народности, в которой упрекали критики «Оклахому!», пьеса была обязана своей
огромной популярностью. Со дня премьеры в течение пяти лет и девяти недель
мюзикл выдержал подряд 2248 представлений. Этот рекорд удалось побить только
«Моей прекрасной леди». В лондонском театре «Друри-лейн» «Оклахома!» прошла
1511 раз, то есть больше, чем какое-либо другое произведение за всю 300-летнюю
историю этого театра.
Говоря о
своем сотрудничестве с Роджерсом, Хаммерстайн отмечал, что у них нет никакой
четкой программы. Обычно сначала создаются тексты песен, но нередко еще задолго
до текста возникают мелодии некоторых номеров. Роджерс никогда не пишет музыку
вообще, а всегда исходит из конкретных ситуаций сюжета и характеров персонажей.
В
содружестве с Хартом Роджерсу удавались стремительные джазовые мелодии, вместе
с Хаммерстайном — романтические баллады. В совокупности их мюзиклы получили 34
премии Тони, 15 премий Оскар, две Пулитцеровские премии и две премии Грэмми. После
смерти Хаммерстайна в 1960 году Роджерс вернулся к своему прежнему стилю.
Интересно
то, что Хаммерстайн – единственный человек по имени Оскар, который стал
лауреатом премии «Оскар». Этой премией в категории "за лучшую песню"
он был удостоен дважды: в 1941 году за песню «The Last Time I Saw Paris» из
фильма «Lady Be Good» и в 1945 году за песню «It Might As Well Be Spring» из
фильма «State Fair» («Государственная ярмарка»).
В 1950 Хаммерстайн
и Роджерс за выдающиеся заслуги перед Нью-Йорком получили золотую медаль
организации «The Hundred Year Association of New York». Также он дважды был
удостоен Пулитцеровской премии и пять раз премии «Тони».
Оскар
Хаммерстайн умер 23 августа 1960 года в возрасте 65 от рака желудка вскоре
после того, как мюзикл «Звуки музыки» («The Sound of Music») был впервые
поставлен на Бродвее. Был кремирован, его прах покоится на кладбище Фернклифф
(Ferncliff Cemetery), в городе Хартсдейл, штат Нью-Йорк. Ему не суждено было
увидеть превращение одного из лучших своих мюзиклов в успешный фильм, снятый в
1965 году (фильм «Звуки музыки» был высоко оценён во многих странах и получил
пять премий «Оскар», в том числе и как лучший фильм года), тем не менее именно
как автор стихов (в частности для песни «Эдельвейс») к этому фильму он наиболее
известен широкой общественности.
Столетний юбилей Оскара Хаммерстайна был отмечен в 1995 году во всем мире памятными концертами и специальным выпуском PBS «Some Enchanted Evening». В следующем сезоне на Бродвее одновременно играли три мюзикла Оскара Хаммерстайна II: «Show Boat» (обладатель премии Тони 1995 года, лучшее музыкальное возрождение); «The King And I» (обладатель премии Тони 1996 г., за лучшее музыкальное возрождение); и» State Fair» (номинант на премию Тони 1996 года за лучший саундтрек).
Комментариев нет:
Отправить комментарий