пятница, 14 июля 2023 г.

Лучшие альбомы 1970-х. Paul McCartney – «Ram» (1971).

Софт-рок

«Ram» (рус. «Баран») — совместный студийный альбом Пола и Линды Маккартни, вышедший в мае 1971 года. Диск поднялся до № 1 в UK Albums Chart и до № 2 в Billboard 200. 9 июня альбом получил в Британии «золотой» статус. Если первый альбом Маккартни написал и записал самостоятельно, то в работе над вторым альбомом, помимо Линды, приняли участие гитаристы Дэйв Спиноза (через два года сыгравший и с Джоном Ленноном в «Mind Games») и Хью Маккрекен, а также барабанщик Денни Сейвелл, впоследствии ставший участником «Wings».

Из альбома вышли три сингла. 2 августа в США — «Uncle Albert/Admiral Halsey» («Too Many People» на обороте; уже через два дня после выпуска он поднялся на вершину списков и 21 сентября стал золотым), 8 августа в Великобритании — «The Back Seat of My Car» («Heart of the Country», № 39), в августе во Франции — «Eat at Home» («Smile Away»).

ОЛЕГ СОЛОМАТИН: Каждый из нас по-разному переживает разрыв отношений с, казалось бы, недавно близким человеком. Чувство вины и обиды мучают нас. Ситуация требует какого-то выхода. Каждый ищет выход из тупика по-своему. Почти 20 лет плодотворной работы. И вдруг всё позади. Маккартни, как и Леннон, тяжело переживал разрыв их творческого союза. По его воспоминаниям, он вдруг почувствовал, что оказался на краю пропасти. Получилось, что без Битлз его жизнь утратила всякий смысл. Пытаясь спастись от мучавшей его безысходности и депрессии, Пол, прихватив с собой жену, отправился искать счастья в собственном поместье, находившемся в Шотландии.

По рассказам его друзей, место это было плохо приспособлено для комфортного проживания. Вместо хорошего дома- пара полуразрушенных грязных сараев. Мебель почти отсутствовала, поэтому гостям приходилось ночевать на каких-то матрасах, брошенных прямо на пол. Сам Пол, казалось, этого совсем не замечал, погруженный в собственные тяжёлые размышления. Он начал много пить и употреблять наркотики. Перестал следить за своей внешностью, отрастил бороду и совершенно забросил то, что умел делать лучше всего - писать хорошую музыку. Возможно, на этом бы и оборвалась его сольная карьера, и мы никогда не услышали бы о нём, если бы не Линда. Эта женщина смогла поддержать Пола, найти нужные слова, пробудить в нём творческую вдохновенность и возродить интерес к жизни. С оцепенением и дурью было покончено - Маккартни взялся за перо!

Вернувшись на время из шотландского уединения в марте 70-го, Маккартни привёз с собой свою первую сольную работу. Достаточно любопытную и экспериментальную. Все партии музыкальных инструментов и голосов были записаны им самим на 4-х- дорожечный магнитофон, затем были сведены там же в домашней студии. Уже в апреле диск был отпрессован и поступил в продажу. Назван был просто McCarтney. Материал альбома - мелодичный софт-рок. Много акустической гитары и гитарных инструменталок. В общем и целом больше, чем другие альбомы, наполнен битловским духом времён "Белого Альбома". Критика и слушатели достаточно тепло встретили альбом. Маккартни, всегда болезненно относившийся к оценке своих работ, окрылённый вернулся в Шотладию и продолжил работу над следующим проектом. Городской житель, оказавшийся вдруг в спокойной и размеренной деревенской глуши и почувствовавший всю прелесть фермерской жизни. Вечная связь природы и человека - именно этим характеризуются песни, написанные Полом в тот драматический период его жизни.

На этот раз Пол решил записать альбом полным составом. Следуя этой задаче, Пол с супругой вылетел в Нью-Йорк, где на хорошо упакованной студии RCA с лучшими сессионными музыкантами приступил к записи нового альбома. За установкой - Дэнни Сейвел, барабанщик, в дальнейшем коллега Маккартни на ранних альбомах WINGS. Хью Маккракен - ритм- гитара. Настоящий профи, великий мастер своего дела, мой любимчик Дэвид Спинозза - соло-гитара. Запись длилась с января по март 71-го. В конце мая диск был отпрессован и поступил в продажу на лэйбле APPLE. Своё название «Ram» («Баран») альбом получил, благодаря тому, что Полу нравилось это слово – «Оно означает натиск, движение вперёд». Критика и рок-пресса в то время была полностью поглощена начавшими активно развиваться новыми музыкальными стилями и направлениями концептуального, прогрессивного, симфо-, арт- и прочими "роками", поэтому не обратила должного внимания на этот, вне всяких сомнений, выдающийся шедевр. Считаю его одним из лучших в творчестве музыканта. Я всегда был особенно неравнодушен к гитарной музыке. Данный альбом в этом плане вполне соответствует этим требования. К тому же музыкальная составляющая пластинки прекрасно демонстрирует все грани музыкального и композиторского гения Маккартни.

«TOO MANY PEOPLE» - Маккартни не удержался, чтобы не ужалить чету Леннонов, " Слишком много людей, любящих читать нравоучения". Как бы Джон не был одурманен наркотиками, в нём сохранилось ещё достаточно ливерпульской грубости, чтобы дать отпор. Что он вскорости и сделал на своём альбоме «IMAGINE». Печально, что вражда бывших друзей перенеслась на их пластинки.

Песня состоит из двух контрастных частей. Вступление - прозрачный аккомпанемент акустической и электро - гитар с красивыми гармоническими раскладками. Гитарные аккорды звучат на остинатном - то есть неменяющемся басу, привнося в композицию долю психоделичности. Голос звучит в высоком диапазоне, добавляя некоторую нервозность. Электрогитара - мастерское виртуозное обыгрывание. 2-я - часть смена гармоний и появление роковой тяжести Дэвид Спинозза исполнил два великолепных соло в блюзовом раскладе. Причём второе - на концовке песни, гораздо более мощное и технически насыщенное.

Маккартни, как никто другой, умел создавать музыкальные шутки-пародии.

«3 LEGS» - Наглядный тому пример. Стиль песни - приджазованный гитарный шаффл с тонким налётом кантри-вестерн. Подпевки - 2-й и 3-й голоса - ответы основной теме по всем правилам традиционного блюза. Просто великолепно звучит гитарное обыгрывание септаккордов в блюзовой раскладке. Концовка песни- смена темпа. Движение ритма точно передаёт хромоту старого трёхногого пса.

«RAM ON» - В очередной раз поражаюсь необычайной музыкальности Маккартни. Смена минора и мажора на протяжении всей песни, Аккомпанемент - только на укулеле в верхнем регистре и перкуссия. Просто и гениально.

Мягкий укор в форме грустного монолога, голос, печально звучащий в телефонной трубке

«DEAR BOY» - песня в форме обращения, с точностью передаёт всё обаяние голоса Маккартни. Особое внимание стоит уделить бэк-вокалу, второму и третьему голосам. Местами это совершенно самостоятельные музыкальные партии, относительно основной мелодии, которые переплетаясь друг с другом образуют замечательный венок всей песни. Поэтому можно сказать, что в данной композиции присутствует настоящее полифоническое развитие. Вместе с этим напряжение создают гитарно-фортепианные триоли между куплетами песни.

Шутливо-романтичное попурри «UNCLE ALBERT/ADMIRAL HALSEY» - Вступление - задумчивая, мягкая баллада, Шум дождя навевает слушателю немного грусти. Электрогитарное обыгрывание лаконично и точно.Ничего лишнего. очень деликатно добавлены звуки симфонического оркестра. Без особых усилий Маккартни сочинял прекрасные мелодии и легко, играючи создавал подобные попурри, соединяя их не менее талантливыми бриджами. Не стоит искать в этой композиции какого- то поэтического смысла. Её текст - бессмысленный набор фраз.

Нон-стопом, атакой попурри переходит на следующий трек - тяжёлый ритм энд блюзовый шаффл «SMILE AWAY». На этом забойном треке Пол, с присущей ему способностью к пародированию, очень точно передаёт манеру пения великого и незабвенного Элвиса Пресли. Аккомпанемент - монотонно повторяющиеся бэк-вокальные партии на фоне перегруженного баса. И как всегда великолепен Дэвид Спинозза с его отличным блюзовым гитарным звуком.

Вторую сторону альбома открывает титульная песня «HEART OF THE COUNTRY». Пожалуй, лучшая композиция всей пластинки.

Речь в ней идет о том, как замечательно жить в полной гармонии с природой и сколько радости получил от этого общения сам автор. Хью Маккракен создаёт элетрогитарой мягкую гармоническую джазовую подкладку секстаккордами. Дэвид Спинозза обыгрывает мелодию на акустической гитаре с неповторимым вкусом и замечательным мастерством. Запев - стильный вкрадчивый фокстрот. Припев - настоящий свинг с шагающим басом. Затем - вокально - импровизационная вставка. Голос в унисон с гитарой в стиле великого Джорджа Бенсона.

«MONKBERRY MOON DELIGHT» - забойная, смешная, психоделичная рок-песня. Название и сам текст композиции не несут в себе никакой смысловой нагрузки, относя нас к работам Битлз времён «MAGICAL MYSTERY TOUR». Здесь Пол по-настоящему " отрывается ", вовсю экспериментируя со своими голосовыми связками, поёт надрывно-надсадным голосом, имитируя хрипловатых вокалистов тяжёлого рока. В записи бэк-вокала, помимо Линды, принимала участие её восьмилетняя дочь Хизер, добавив треку немного поквакивания.

Заводной, шутливый рок-н-ролл «EAT AT HOME». Явное присутствие ранне-битловской стилистики. Такой же лёгкий драйв и двухголосное пение в терцию. В середине этого номера вдруг неожиданно звучит отклонение от стандартных гармоний. В конце припева появляется минорный аккорд с нисходящей линией баса.

Романтически-умиротворённая любовная баллада «LONG HAIRED LADY». Состоит из трёх разных тем. Вновь демонстрирует слушателю необычный мелодический дар Пола. Вступление - голосовая раскладка минорного трезвучия - ответ - голос Линды, в котором явно прослушиваются блюзовые ноты. Вторая часть - смена гармоний, смена настроения. Финал песни - постепенное затухание звука. В записи принимал участие лондонский симфонический оркестр.

Заключительный трек альбома «THE BACK SEAT OF MY CAR» - Несомненно прекрасное завершение альбома. Одна из лучших песен Пола на этой пластинке. Чувственно-мечтательная с налётом драматизма и страсти симфо-роковая песня о любовных переживаниях, не лишённая изрядной доли юмора. Все вокальные партии исполнены автором и наложены методом "дабл трек".

После выхода альбом был плохо принят музыкальными критиками. Маккартни был особенно задет резкими отзывами - особенно потому, что он попытался ответить на вопросы, поднятые в критике его более раннего альбома «McCartney», приняв на этот раз более профессиональный подход. В своем обзоре для «Rolling Stone» Джон Ландау назвал «Ram» «невероятно несущественным» и «монументально неуместным» и раскритиковал его за отсутствие интенсивности и энергии. «Playboy» обвинил Маккартни в том, что он «подменяет любое реальное вещество средством», и сравнил это с «наблюдением за тем, как кто-то жонглирует пятью гитарами: это довольно впечатляет, но вы продолжаете задаваться вопросом, зачем это нужно». Алан Смит из «NME» назвал альбом «экскурсом в почти безудержную скуку» и «худшим, что когда-либо делал Пол Маккартни». Роберт Кристгау, пишущий в «The Village Voice», назвал «Ram» «плохой записью, классическим несоответствием формы и содержания» и посчитал, что Маккартни, переутомившись, поддался «демонстративному потреблению», непристойно создавая нарочито мягкий и причудливый стиль музыки.

Крис Чарлсворт из «Melody Maker» в чуть более позитивной форме посчитал «Ram» в целом лучше, чем «McCartney», но все же нашел его некачественным по сравнению с недавними релизами Харрисона и Леннона, подытожив: «Хороший альбом по любым стандартам и, конечно, намного лучше, чем большинство выпущенных британскими группами и певцами. Беда в том, что вы ожидаете слишком многого от такого человека, как Пол Маккартни». Рой Карр и Тони Тайлер из «NME» предположили, что «было бы наивно ожидать, что Маккартни создаст что-либо иное, кроме посредственной записи...»

Его коллеги по «Битлз», недавние релизы которых были высоко оценены критиками, также не скрывали своего негатива по отношению к альбому. Леннон снисходительно раскритиковал усилия бывшего партнера в своей песне «How Do You Sleep?». Ранние издания «Imagine» включали открытку с изображением Леннона, дергающего за уши свинью, как пародию на обложку «Ram», где Маккартни держит барана за рога. Старр сказал британскому изданию «Melody Maker»: «Мне грустно из-за альбомов Пола... Я не думаю, что есть хотя бы одна [хорошая] мелодия на последнем, «Ram» ... Кажется, он звучит странно».

Только спустя добрый десяток лет, критика обратила своё пристальное внимание на RAM, наконец по достоинству оценив эту работу. В настоящее время альбом удостаивается самых высших похвал и лестных оценок. Это одна из тех пластинок, которую, чем больше слушаешь, тем больше в неё влюбляешься. Что касается слушателей, то они не обращая внимания на все ругательные статьи, с удовольствием покупали и слушали этот замечательный альбом. На них никак не подействовали высказывания Джона Леннона относительно первых двух работ бывшего коллеги - " это мусор". Но это скорее личное, нежели действительная объективная оценка музыкального творчества. Обложка пластинки целиком и полностью создана руками Пола, Линды и её восьмилетней дочери. На ней, в примитивистском стиле отражён "шотландский" период творчества музыканта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий