«Nightflight
to Venus» («Ночной полёт на Венеру») — третий студийный альбом группы Boney M.,
выпущенный 28 июля 1978 года компанией Hansa Records в ФРГ, Atlantic Records -
в Англии, Sire Records - в США и т.д.
«Nightflight
to Venus», спродюсированный Фрэнком Фарианом, считается наиболее успешным
альбомом группы, как в коммерческом, так и в творческом плане. Отдельные его
композиции, в частности «Rasputin», «Rivers of Babylon», «Brown Girl in the
Ring» были выпущены как синглы.
Альбом был в целом положительно оценён критикой и считается классическим для поп-музыки и направления евродиско 1970-х годов.
История
создания
В конце
1977 года, после релиза второго LP «Love for Sale», Boney M приняла участие в
первом большом концертном туре. В начале 1978 года был выпущен сингл «Rivers Of
Babylon»/«Brown Girl In The Ring», ставший прорывом для группы. Сингл возглавил
чарты в Великобритании, став в итоге вторым диском по продажам в истории страны
(после «Mull of Kintyre» Пола Маккартни), а также достиг рекордной для группы
30-й позиции в основном поп-чарте американского Billboard.
Программа
нового альбома предварительно опробовалась продюсером в дискотеках Мюнхена и
Саарбрюкена, где Фариан проигрывал отдельные демозаписи с новыми треками.
Альбом Nightflight to Venus был записан и смикширован во Франкфурте
(Europasound Studios Offenbach) и Мюнхене (Union Studios). Он вышел в июле 1978
года и стал самой продаваемой пластинкой группы за всю её историю.
Оригинальных
композиций, написанных для Boney M, на диске только четыре. Остальные были
обработкой или каверами известных песен, для которых Фариан создал совершенно
новые аранжировки. Так, композиция «Painter Man» была написана группой The
Creation и вышла в 1966 году. «Rivers of Babylon» — песня ямайской рэгги-группы
The Melodians, популярной в 1960-е годы. «Brown Girl in the Ring» — обработка
ямайской народной песни. Год спустя после выхода альбома у Фариана возникли
проблемы с копирайтом на аранжировку композиции «Brown Girl in the Ring», что
положило начало многолетнему процессу, который до сих пор ничем не закончился.
Проект
Boney M к 1976 году имел уже устоявшийся состав из четверых членов группы, но
вокальные партии для диска «Nightfligh to Venus» исполнили двое: Лиз Митчелл и
Марсия Баррэтт. Партию мужского голоса исполнял сам Фрэнк Фариан и в одной из
композиций (голос робота) Билл Свишер.
В декабре
1978 года группа посетила СССР, где в ходе тура дала десять концертов.
Выступления Boney M, первой западной поп-группы мирового класса, посетившей
Советский Союз, пользовались сенсационной популярностью. В ходе турне
исполнялись композиции с нового альбома, хотя одна из самых популярных,
«Rasputin», с советской сцены не звучала. Её исполнение было не разрешено
группе ввиду нежелательного идеологического подтекста песни. При этом участники
группы недоумевали от того факта, что в ресторане гостиницы «Россия», где они
проживали, местный ансамбль исполнял эту песню прямо в присутствии её
оригинальных исполнителей. В ходе своего пребывания в Москве группа сняла
материалы, которые впоследствии вошли в видеоклипы «Mary’s Boy Child/Oh My Lord»
и «Rasputin».
Киносъёмки
и видеозаписи московских гастролей Boney M в советских архивах не уцелели.
Оригиналы находятся в эксклюзивном владении продюсера группы. Именно с
московским турне специалисты связывают рост интереса к поп-музыке и стилю диско
среди молодёжи и музыкальных групп из стран восточного блока. В 1980 году фирма
«Мелодия» выпустила диск «Ночной полёт на Венеру», но без песен «Rasputin»,
«Rivers of Babylon» и «Never Change Lovers In The Middle Of The Night», вместо
которых на альбом была включена выпущенная синглом «Hooray! Hooray! It's a
Holi-Holiday[en]».
Оценка
Группа Boney M изначально создавалась как типичный коммерческий проект, в котором исполнители подбирались «под замысел» продюсера. Однако в композициях альбома они начинают проявлять творческую индивидуальностьъ. Альбом стал ярким феноменом евродиско, зародившегося во второй половине 1970-х годов[9]. На нём можно услышать, так называемый, «Munich sound» (Мюнхенский звук), присущий работам Фариана как саунд-продюсера.
Если
сравнивать Boney M с такими представителями поп-музыки 1970-х годов, как Донна
Саммер или группа ABBA — «Nightflight to Venus» содержит своеобразное сочетание
типичных элементов для поп и диско, наряду с мотивами характерными для
рок-музыки: социальной, религиозной, фольклорной и исторической тематики.
Необычным для танцевально-развлекательного направления был и выбор сюжета
песен. Композиция «Rasputin» отсылает слушателя к истории России начала XX
века, причём, не сильно отклоняясь от исторической достоверности. Композиция
«Rivers of Babylon» является, по своей сути, госпелом. В «Brown Girl in the
Ring» звучат фольклорные мотивы Карибского бассейна, с лёгким оттенком рэгги.
Интересное решение было и в том, что первые две песни перетекают одна в другую
как нон-стоп микс, создавая единую композицию длительностью около 13 минут.
Критик Дональда
А. Гуариско (обозреватель сайта AllMusic) отметил:
«На этом
альбоме Фрэнк Фариан начинает продвигать свой поп-диско-аттракцион Boney M. на
новую и интересную музыкальную территорию. Песни по-прежнему во многом
напоминают диско-треки с акцентом на поп-хуки bubblegum, но Фариан привносит в
микс несколько интересных музыкальных оттенков: "Painter Man" (кавер
на трек mod rockers Creation) эффектно сочетает серию тяжелых, искаженных
гитарных риффов хард-рока с танцевальным ритмом, а также "Brown Girl in
the Ring" добавляет несколько характерных стальных барабанов в свою
ритмичную смесь калипсо-поп. Однако самым странным, необычным и интересным
сочетанием музыкальных элементов является "Rasputin", дань уважения
легендарной русской исторической личности, которая использует балалайки для создания
своего текстурированного ритм-гитарного хука. "Ночной полет на
Венеру" также породил крупный международный хит "Rivers of
Babylon", в котором религиозные тексты и мелодия народной песни сочетаются
с ярко выраженным ритмом, создавая мгновенно доступный поп-гимн. Другие треки
включают в себя несколько менее красочных моментов ("Never Change Lovers
in the Middle of the Night" могла бы исполнить любая дискотека), но
"Nightflight to Venus" в целом имеет успех благодаря сильным гармониям
группы и блестящему продюсированию Фариана, благодаря которому все движется в
быстром темпе. быстрый зажим. Конечным результатом стал один из самых сильных
альбомов в каталоге Boney M., который доставит удовольствие всем, кто любит
приторно-сладкую танцевальную музыку.
Ну вот
тут наконец Фрэнк Фариан и его подопечные набрали достаточно опыта и амбиций,
чтобы соорудить свой opus magnum - самый цельный, содержательный и яркий
альбом. Впервые альбом Boney M. звучит не как кучка синглов, добитых балластом,
а как полноценный лонгплей, на котором каждый трек имеет свое лицо и по-своему
хорош. Если прислушаться, здесь даже есть как минимум одна реприза. Амбиции
заметны уже с самой первой композиции: 10-с-лишним минутное космическое
путешествие с Венеры к Распутину, построенное на едином лейтмотиве - барабанном
риффе, который даже не вполне подходит для танцев. И неудивительно: Фариан
стянул его у рокера Кози Пауэлла. Заимствований тут вообще хватает: мелодия
куплетов Распутина построена на старинной турецкой песне, а тевтонское диско
"He Was A Steppenwolf" вообще внаглую перелицовывает классическую
"Papa Was A Rolling Stone".
Здесь
есть и рок 60-х (кавер Creation "Painter Man" с клёвым гитарным
соло), и рок 70-х ("Heart Of Gold"), и карибские пляски ("Brown
Girl In The Ring" - стальные барабаны появляются!), и очень убедительная
попытка американского диско ("Never Change Lovers..."), и, конечно,
собственные раззудись-боевики Фариана, главными из которых является пресловутый
"Rasputin" (гениально звучит начальный эффект сползания в другую
тональность, и еще этот меланхолический рифф на цитре, или я не знаю на чём) и
несокрушимая "Rivers Of Babylon" (самая забойно-танцевальная песня о
скорбном плаче). Но именно потому, что здесь так много разнообразного (и очень
качественного!) копипейста, безоглядного излишества и заходов в самые разные
стили, всё это работает. Работает как своеобразная выставка достижений типа
"Ритмы планеты". Я получил массу животного удовольствия, слушая всё
это в хорошем звуке, в наушниках. По сравнению с воспоминаниями о тряпичной
копии сборника хитов Boney M, здесь действительно можно обнаружить много нового
и интересного».
Элементы
рока, точное использование ударных и электронной музыки притягивают внимание
слушателя. Самая яркая композиция альбома, по мнению критика, несомненно,
«Rasputin», выделяющая творчество Boney M из звучания поп-музыки 1970-х годов.
В ней звучит нетипичное гармоническое построение. Аранжировщики вместо
привычной танцевальной мелодии, построенной на трезвучиях, обратились к
фольклорным мотивам. Смесь дорийского и эолийского лада, с понижением седьмой
ступени лада, характерной для русской музыки, синтезированная балалайка,
эффектно подобранная ударная секция украшают богато аранжированную композицию.
Дополняет её лирика, обращающаяся к истории царской семьи и противоречивой
фигуре Григория Распутина — интересный выбор для дискотеки.
Издание
Stereo Review прежде всего отметило работу продюсера и звукорежиссёров,
качество аранжировки и обработки музыки. Роберт Кристгау дал альбому оценку
«B-» и первое место в своём хит-параде евродиско, отметив, впрочем, что
Nightflight to Venus — это не диско в привычном смысле.
Продажи и
переиздания
Альбом и
сопровождающие его выход синглы показали рекордный уровень продаж. Диск
возглавлял чарты Великобритании 4 недели и оставался в них в течение 65 недель.
Всего в Британии было продано более 2 млн копий «Rivers Of Babylon»/«Brown Girl
In The Ring». В интервью телеканалу RTL II 13 апреля 2015 года Фрэнк Фариан
сообщил, что всего в мире продано более 20 миллионов копий «Rivers Of Babylon».
В Великобритании сингл находился в чартах 40 недель, став пятым по объёмам
продаж синглом за всю историю звукозаписывающей индустрии этой страны. В
Германии «Rivers Of Babylon» продержался на пике чарта 17 недель и до сих пор
удерживает абсолютное первенство по длительности пребывания на первой строчке
списка бестселлеров. В Новой Зеландии этот же сингл продержался как самый
успешный № 1 в течение 33 лет. Альбом «Nightflight to Venus» получил платиновый
статус в Германии, Канаде, Дании и других странах.
Согласно
данным немецкой статистической службы Media Control, озвученным в программе
German Beats на немецком государственном телеканале DW-TV от 17 августа 2010
года, диск до сих пор входит в TOP10 самых продаваемых альбомов всех времён в
ФРГ.
Существует
четыре разных штамповки альбома «Nightflight to Venus», с небольшими
изменениями в содержании. Разница касается, в основном, продолжительности
начальной песни "Nightflight to Venus". Самая длинная была на самой
первой немецкой штамповке - 7:09 минут, таким образом вся эта часть с
Распутиным вместе длилась 13:48 минут. На второй штамповке "Nightflight to
Venus" сократили до 5:55, на третьей - до 4:58, на последней (изданной в
США и Великобритании) - до 4:46 минут.
Впервые
на CD диск был переиздан в 1994 году. В 2007 году был осуществлён ремастеринг и
подготовлено переиздание на лейбле Sony BMG, дополненное двумя бонусными
треками «Mary’s Boy Child»/«Oh My Lord» и «Dancing In The Street». Затем альбом
был ещё дважды переиздан в CD-формате в составе коллекционных изданий Boney M.
При издании диска на виниле в 1978 году было создано несколько редакций песен,
вошедших в альбом. В частности, существует, по крайней мере, четыре версии
заглавной композиции «Nightflight to Venus». Первый вариант с немецкого издания
Hansa Records имел длительность 7:09 и перетекал в следующую песню без паузы.
Также были варианты длительностью 5:55, 4:58, 4:46 (последний с американского и
английского издания). Также существуют варианты записи с паузой между первой и
второй композициями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий