«Я пришла
к романсу не случайно. Цыганские романсы пели мои бабушка и тети — прекрасные
исполнительницы. В юности их пение казалось мне скучным, я тогда больше
реагировала на ритм и пульс в музыке. Потом только поняла: исполнение романса
требует духовного и жизненного багажа. Но до этого предстояло прожить долгие
годы...»
Валентина
Пономарева.
Советская джазовая певица и исполнительница романсов Валентина Пономарева — яркая звезда на небосклоне отечественного вокального джаза. По широте творческого диапазона ей трудно найти равных. Она обладает безупречным исполнительским мастерством, прекрасно владеет искусством импровизации. Ей подвластно все: народная песня и джаз, классическая музыка и стиль рок. Валентина Пономарева без сомнения одна из блестящих представительниц джазовой вокалистики.
Валентина
Дмитриевна родилась в Москве в семье профессиональных музыкантов 10 июля 1939 года. Ее родители
были выпускниками Московской консерватории, отец — скрипач, мать — пианистка.
Двоюродный
прадед Валентины Михаил Эрденко был всемирно известным скрипачом, профессором
Московской консерватории, гастролировал по всей Европе. Родители Валентины жили
в студенческом общежитии консерватории, поэтому первыми звуками, погрузившими девочку
в мир музыки, были звуки фортепиано и скрипки. Едва научившись ходить и
говорить, маленькая Валя стала ученицей мамы. Так начиналось постижение
классической музыки. Позже, находясь в среде многочисленной цыганской родни,
юная Валентина попадает в иной музыкальный мир, зачарованно слушает романсы,
зажигательные цыганские песни и сама принимает участие в домашних праздниках.
Вскоре у девочки обнаруживаются незаурядные вокальные данные.
Валентина
поступает в Институт Искусств в Хабаровске, где жила в этот период ее семья, и
становится студенткой сразу двух факультетов — фортепиано и вокального.
Казалось бы, музыкальное будущее уже определилось, но парадоксы творческих
устремлений Валентины только начинались. В то время радиоприемники Хабаровска
легко принимали японские радиостанции, постоянно транслировавшие джазовую
музыку. Валентина могла слушать ее бесконечно. Позже она скажет: "Джаз —
моя первая любовь".
После
окончания института, вместо того, чтобы продолжить занятия классическим пением
в консерватории, Пономарева неожиданно для всех принимает приглашение в
драмтеатр на роль цыганки Машеньки в спектакле ''Живой труп'' по Л.Н. Толстому.
И это очередной парадокс судьбы: Валентина училась классическому пению и
музыке, мечтала о джазе, а дебютировала в театре в драматической роли, где еще
и пела цыганские песни.
Успех был
просто ошеломляющим, чему способствовал романс «Невечерняя», исполненный в этом
спектакле юной актрисой. Тем не менее, тайная страсть к джазу берет свое, и вот
новый виток: «цыганка Маша» отправляется в Таллинн на Международный джазовый
фестиваль, где поражает всех удивительно высоким уровнем вокальных импровизаций.
Неудивительно, что она становится солисткой джаз-оркестра Анатолия Кролла,
лучшего в то время джазового коллектива страны. Поет джазовую классику и
тяготеет к инструментальной музыке, имитируя голосом звучание различных
инструментов. Эта страсть в дальнейшем выльется в авангардные импровизации, но
это все в будущем.
А затем
была еще одна ступень на ее звездном пути: Валентина стала артисткой
Московского цыганского театра "Ромэн". Ошеломляющий успех трио
"Ромэн" в нашей стране, гастроли по всему миру, выступления на
телевидении и радио, грамзаписи, казалось, — о чем еще можно мечтать? А
Валентина Пономарева мечтает: о джазе!
На пике
славы она уходит из трио и погружается в совсем иной музыкальный мир, участвуя
во многочисленных рок— и джаз-фестивалях, выступает и записывается с теми, чьи
имена позже составят славу русского джаза. Пономарева пела баллады,
традиционные джазовые «эвергрины», выступала со многими ансамблями. Звонкий,
необыкновенный голос певицы словно имитировал тембр трубы или флейты, когда она
исполняла особо удававшиеся ей композиции в скэт-манере. К
середине 80-х годов Пономарева уже известнейшая певица, ей посвящены
восторженные отзывы прессы. «Трудно найти в советском джазе индивидуальность
более уникальную и более музыкально универсальную, чем вокалистка Валентина
Пономарева. Ее музыкальный портрет, представляемый здесь фирмой Лио Рекордс,
займет выдающееся место в галерее современного искусства», — писал о певице
Ефим Барбан в 1984.
Пономаревой
доступно все — и фри-джаз, и авангард, и импровизационная музыка. Она выступает
на фестивале советского авангардного джаза в Цюрихе (1989), фестивале современной
музыки в Хаддерсфилде (Англия, 1990), на фестивале "Джазовое лето-91"
в Италии (1991) и др. С середины 80-х годов начинают выходить ее диски с А.
Вапировым, С. Курехиным, с группами "Архангельск",
"Аквариум", с С. Губайдулиной, с В. Резицким, и также сольные альбомы
"Искушение", "Terra incognita", "Птица печали" и
др. Сотрудничает со многими известнейшими музыкантами мира.
Певица принимала
активное участие в озвучивании более 20 фильмов. Ее голос звучит за кадром в
фильмах "Жестокий романс", "Агония", "Чучело",
"Пейзаж в можжевельнике" и др. В 1992 году журнал ''Джаз'' назвал
Валентину Пономареву лучшей певицей года. И вот уже о русском чуде джаза
восторженно писали за рубежом, диск "Предсказательница" вошел в
десятку лучших альбомов мира. Пономарева — лауреат всероссийских конкурсов,
лауреат международного конкурса "МИДЕМ-75", лауреат многих джазовых
отечественных фестивалей.
Казалось
бы, все указывало на джазовую направленность творчества Валентины Пономаревой
«послеромэнового» периода. Но Валентина не была бы собой, если бы не удивляла
постоянно почитателей поразительными зигзагами своей творческой судьбы. Певица
неожиданно делает новый вираж: возвращается к романсу. По приглашению Андрея
Петрова, и, может быть, неожиданно для самой себя она соглашается спеть за
кадром несколько романсов к фильму Эльдара Рязанова "Жестокий
романс".
По существу,
после ран, нанесенных романсу в 20-х — 30-х годах в рамках борьбы за
«пролетарскую культуру» и недолгого расцвета его во времена хрущевской
оттепели, романс как профессиональный жанр практически отсутствовал на нашей
эстраде. Появление Валентины Пономаревой на романсовом небосклоне удивительным
образом совпало с новым всплеском интереса к этому прекрасному жанру, а, может
быть, в значительной степени и вызвало этот всплеск. Для восторженных зрителей
стало ясно: взошла новая звезда романса.
Накануне
выхода фильма Валентина встретила долгожданного спутника жизни —своего мужа
Константина. Может быть, поэтому ее пение в фильме звучит с такой страстностью
и глубиной чувства, которые способна ощутить и передать только любящая женщина.
"Я пришла к романсу не случайно, — говорит певица. — Их пела моя бабушка,
мои тетки — прекрасные исполнительницы цыганских романсов. В юности мне это
пение казалось скучным, тогда я больше реагировала на ритм и пульс в музыке. А
позже поняла — исполнение романса требует духовного и жизненного багажа"
Романс
наполнил ее жизнь новым смыслом, новыми устремлениями. Не случайно ее
программа, с которой она гастролировала по США, Канаде, Японии, Англии, а
теперь и по всей России, названа "Душа моя — романс". "Ее
романсы превосходны. Она понимает, о чем поет, это теперь такая редкость.
Благородство и утонченность манеры — удивительны" — так, услышав Валентину
на концерте, отозвалась о ней живая легенда романса Изабелла Юрьева.
Валентина
Пономарева считает жанр романса искусством сегодняшнего дня, близким и понятным
прежде всего молодежи: ведь главное содержание романса - это история любви.
Оттого на ее концертах много молодых людей. Валентина получает от них записки и
письма с размышлениями, кассеты с романсами собственного сочинения.
Про эту
неутомимую женщину можно смело сказать, что, достигнув очередной творческой
вершины, она тут же стремится к следующей, каждый раз удивляя неожиданностью и
вместе с тем логичностью, закономерностью всего, что она делает.
"Валентина Пономарева — поистине уникальная певица. Ей подвластно все:
народная песня и джаз, классическая музыка и стиль рок", — говорил
композитор Андрей Петров.
Как
отмечают многие, главное, что объединяет эти такие разные жанры в творчестве
Пономаревой — это чувство стиля. Порой кажется, что на ее романсовых и джазовых
концертах поют разные певицы — настолько полно она преображается. А что же
дальше? Осуществление новых проектов, планов, идей.
"Я жива, пока живут во мне мои душераздирающие идеи", — говорит она. Чем еще поразит нас эта удивительная женщина, певица, актриса? Возможно, этого не знает даже она сама.
Комментариев нет:
Отправить комментарий