«Я не
хочу превратиться в желе. Мое тело твердое, и оно создано для путешествий,
тяжелых путешествий, и больше всего на свете я хочу, чтобы оно всегда
оставалось таким же жестким, упругим и живым»
Дорогие
друзья! 14 июля 1912 года в маленьком городке Окима, округ Окфаски, штат
Оклахома родился поэт, композитор и певец Вуди Гатри (Woody Guthrie). Судьба
его была нелегкой, а начались его злоключения с самого детства.
Он
пережил трагическое детство, связанное с тяжёлой генетической болезнью (хореей
Гентингтона) его матери, смертью старшей сестры, нищенством отца. После
окончания школы он перебивался случайными заработками и выполнял черновую
работу. Может, это и послужило стимулом к дальнейшим действиям: Вуди
самостоятельно научился играть на гитаре и губной гармонике, а еще от матери
знал много народных песен. В начале 30-х годов Вуди начал выступать с друзьями
на публике, исполняя народные песни.
В годы
Великой депрессии Гатри отправился автостопом – на товарняках, попутках или
вовсе пешком, – как уж получалось, к родственникам в Калифорнию. Вуди был одним
многих из странствующих в то время безработных – в карманах кисти и краски, а
за спиной гитара. По пути он рисовал вывески, объявления, рекламные плакаты,
играл на гитаре и пел там, где за пение платили, а там, где не платили, но
просили спеть – тоже пел. В Калифорнии он вёл шоу и исполнял свои песни
(удивительный талант к сочинительству обнаружился у Вуди ещё в детстве).
Колеся по
всей Америке, исполняя свои песни о тяжёлом труде, странствиях, жизни, полной
лишений, социальной несправедливости, он выступал перед рабочими на
забастовках, пел о беженцах из сельскохозяйственных районов, которые были
вынуждены покинуть свои фермы, так как земля на них оказалась подвергнута сильнейшей
эрозии в результате опустошительной пыльной бури 1935 году.
В эти
годы он написал цикл баллад («Dust Bowl Ballads»), посвящённых людям,
пострадавшим от стихии. Благодаря этим песням Гатри был приглашён в 1940 году
на вечер, посвящённый годовщине выхода в свет романа Джона Стейнбека «Гроздья
гнева». В основу романа была положена история пострадавшей семьи, вынужденной
искать лучшей доли в Калифорнии. Книга имела широкий общественный резонанс. Тем
самым Вуди привлёк внимание известного фольклориста Алана Ломакса, который
пригласил певца сделать записи в студии для собрания смитсоновского
университета в Вашингтоне. Так творчество Вуди Гатри стало достоянием золотого
фонда народной музыки США.
Его песни
отражали суть американского духа, голос завораживал своей простотой, и в то же
время ему старались подражать многие последователи певца. В процессе студийной
работы Ломакс много и долго общался с Вуди и был просто им очарован. Он
посоветовал Вуди написать автобиографию. Книга «Bound For Glory» («На пути к славе»)
вышла в свет в 1943 году и сразу же завоевала большую популярность. В ней Вуди
описал яркую и реалистичную картину Америки 1920—1930-х годов. Автобиография
стала настольной книгой всех фолксингеров* и вызвала всплеск интереса молодой
интеллигенции к народному творчеству.
В годы
Второй мировой войны Гатри писал антивоенные песни, подвергая критике тех, кто
когда-то призывал не вмешиваться в европейский конфликт. В послевоенные годы
певец сочинил цикл песен, посвящённых строительству плотины на реке Колумбия, и
ряд детских песен для своей дочери.
В начале
1950-х годов врачи обнаружили у Вуди симптомы хореи Гентингтона —
наследственной болезни, от которой умерла его мать. С этого времени нервная
система Гатри начала медленно разрушаться, что сказалось на его поведении. Он
попал в психиатрическую больницу. Вуди Гатри умер 3 октября 1967 года, оставив
после себя восемь детей, три жены и свыше тысячи песен. В 1976 году по его
автобиографии был снят фильм «Bound For Glory».
Один из
друзей Вуди назвал его “маленьким парнишкой, бредущим по пыльной дороге, в
поисках чего-то, что он не может назвать”.
А сам
Вуди в «Поезде к славе» написал так:
«Благодарение
богу, не все на свете приглажено да причесано, не все поддельно. Слава тебе
господи, не все трусят. Трусят в небоскребах и трусят там, где стучит маленький
механизм, который никогда не взрывается, – биржевой телетайп, который
запугивает тысячи людей насмерть, отсчитывает своим тиканьем смерти, свадьбы,
разводы, друзей и врагов; эти телетайпы, как музыкальные автоматы, играют
фальшивые и лживые песни в диких каньонах Уолл-стрита – песни-стенания тех
семей, которые разоряются, песни-гимны победителей. Только здесь, в трущобах,
люди действительно живут, а как назвать то, что происходит в том здании, откуда
я бежал, просто не знаю.
Я помню
лягушку, которую нашли однажды в Окиме, когда взрывали развалины здания банка.
Эта лягушка просидела на тверди железобетона лет тридцать и превратилась почти
что в желе. Желе. Медуза. Мягкая и липкая. Гладкая и скользкая.
Я не хочу
превратиться в желе. Мое тело твердое, и оно создано для путешествий, тяжелых
путешествий, и больше всего на свете я хочу, чтобы оно всегда оставалось таким
же жестким, упругим и живым».
Фолксингер*
(английское folksinger, буквально — народный певец) — эстрадный певец,
работающий в традициях национального песенного фольклора. Так называемые
движения фолксингеров в США получили широкое развитие в 1930-х — начале 40-х
годов.
субМарина
Андреева
Комментариев нет:
Отправить комментарий