вторник, 25 июля 2023 г.

Английская леди американского джаза. Джазовая певица и актриса Энни Росс (Annie Ross), наиболее известная как участница трио «Ламберт, Хендрикс и Росс» родилась 25 июля 1930 года.

Зал славы джаза.

Аннабелль Аллан Шорт появилась на свет в Лондоне, в семье шотландских актеров водевиля Джона «Джека» Шорта и Мэри Далзил Шорт. Впервые она появилась на сцене в возрасте трех лет. Когда девочке было 4 года, ее семья на несколько месяцев переехала в Нью-Йорк. Как позже вспоминала певица, они «получили самый дешевый билет, который находился прямо в недрах корабля». Позже Шорты вернулись в родную Великобританию, а Аннабель была оставлена в Америке на попечение тетушки Эллы Логан (которая, будучи рождена в Старом Свете, добилась славы в США как актриса и певица).

Юная Аннабелль пошла по стопам своей именитой родственницы – уже с ранних детских лет она поет, танцует и сочиняет песни. В 5 лет она принимает участие и выигрывает конкурс юных талантов на радио, которое выходило в эфир с оркестром Поля Уайтмена. В семилетнем возрасте Аннабелль поет в фильме «Our Gang Follies» известную шотландскую песню «Loch Lomond», а спустя 5 лет после этого играет сестру Джуди Гарленд в ленте «Presenting Lily Mars». В 14 лет она пишет песню «Let's Fly», с которой выигрывает конкурс сочинителей песен (впоследствии песня была записана Джонни Мерсером и группой «The Pied Pipers»).

В конце 10 класса Аннабель бросила школу, сменила имя на Энни Росс и уехала в Европу, делать карьеру певицы. Она сменила фамилию на Росс во время перелета в Прествик; в интервью 2011 года певица сказала: «Моя тетя была большой выдумщицей и сказала, что у меня есть ирландская бабушка по имени Росс, отсюда и эта фамилия».

Annie Ross with Count Basie – «Twisted» (Live, WBKB-TV, Chicago, IL in October 1959).

В 1952 году Энни встречает владельца «Prestige Records» Боба Вайнстока, который предложил ей написать текст текст к джазовому соло аналогично «King Pleasure», практика, которая позже будет известна как «вокалез». На следующий день Росс представила ему "Twisted", обработку одноименного сочинения саксофониста Уорделла Грея 1949 года, классический образец жанра в духе зарождающегося би-бопа (примером стали песни Кинга Пледжера, который вокализовал таким образом стандарты Чарли Паркера). Получившаяся в итоге песня была записана на альбоме «King Pleasure Sings/Annie Ross Sings», стала хитом и принесла Энни Росс титул «Новой звезды», по мнению критиков журнала «Down Beat». Первый сольный альбом певицы, «Singin' and Swingin'» (1952), был записан при участии музыкантов «Modern Jazz Quartet».

Annie Ross – «I Want You To Be My Baby».

В феврале 1956 года британский музыкальный журнал NME сообщил, что версия песни Росс «I Want You to Be My Baby» была запрещена BBC из-за строчки «Поднимитесь наверх и займитесь любовью».

Последующие альбомы певицы демонстрируют ее вокальное мастерство и также отличаются звездным составом: «Annie by Candlelight» (1956) записан с квартетом Тони Кромби, «Sings a Song with Mulligan» (1958) – с Джерри Маллиганом, Четом Бейкером и Артом Фармером, «A Gasser!» (1959) – с Зутом Симсом и т.д.

Annie Ross – «Confessions on a barstool».

Однако наибольшая известность пришла к Энни не как к сольной певице, а как к участнице трио «Lambert, Hendricks & Ross». Все началось 1957 году, когда патриарх вокального джаза Дейв Ламберт и молодой перспективный певец Джон Хендрикс пригласили Энни принять участие в работе над вокальным трибьютом Каунту Бейси. По задумке музыкантов, партии большинства инструментов в хитах Каунта Бейси были заменены вокальными партиями со специально написанными текстами "нота в ноту". Сложный состав биг-бэнда предлагалось "вокализировать" при участии большой группы вокалистов, однако из-за технических сложностей было принято решение записать все партии только 3 голосами, а потом путем микширования записей добиваться ощущения "хора-оркестра". Таким образом появился альбом «Sing a Song of Basie», который, несмотря на свой авангардный дух, стал большим хитом.

Joe Williams with Lambert, Hendricks and Ross – «Every Day I Have the Blues» (WBKB-TV, Chicago, IL in October 1959).

Рискованный вокальный проект, заложивший основу "вокалеза", т.е. вокализации инструментальных би-боповых пьес специально написанными текстами, получил широкую известность. Популярность трио «Lambert, Hendricks & Ross» была настолько большой, что коллектив просуществовал с 1957-го еще пять лет, активно гастролировал по США и Европе и был признан критиками лучшей вокальной группой рубежа 50-60х годов. В течение следующих пяти лет Ламберт, Хендрикс и Росс гастролировали по всему миру и записали получившие не меньшую популярность альбомы: «The Hottest New Group in Jazz» (1959), «Sing Ellington» (1960), «High Flying» (1962), и «The Real Ambassadors» (последний – с Дейвом Брубеком, Луи Армстронгом и Кармен МакРей).

Lambert, Hendricks & Ross – «Four» (Festival de jazz d'Antibes Juan-les-Pins France Nov. 19, 1961).

В 1962 году Энни Росс была вынуждена покинуть трио "LH&R", отчасти из-за проблем с наркотиками. Группа была окончательно распущена в 1966 году после смерти одного из основателей Дэйва Ламберта. Тем не менее, за сравнительно непродолжительное время своего существования «Lambert, Hendricks & Ross» стали для многих эталоном вокального творчества и ориентиром для большинства джазовых групп.

В начале 60-х Энни возвращается в Лондон, где открывает собственный клуб "Annie's Room", ставший одной из популярных джазовых концертных площадок Лондона. В «Комнате Энни» выступали Джо Уильямс, Нина Симоне, Стафф Смит, Блоссом Дири, Анита О'Дей, Джон Хендрикс и Эррол Гарнер. Здесь, а также в других джазовых клубах Британии и США, вплоть до начала 2000-х годов продолжала выступать и сама Энни Росс.

Annie Ross with the Tony Kinsey Quartet Oct 1964.

Певица записывалась с одними из самых известных джазовых музыкантов, в том числе с участниками «Modern Jazz Quartet», Джерри Маллиганом, Четом Бейкером, Зутом Симсом, Хоги Кармайклом и Томми Флэнаганом.

Помимо концертных выступлений, Энни Росс активно снималась в кино (ее можно увидеть в таких фильмах, как «Presenting Lily Mars» (1943), «Superman III» (1983), «Throw Momma from the Train» (1987), «Pump Up the Volume» (1990), «Short Cuts» (1993), «Blue Sky» (1994) и др.). Также она работала в постановках музыкальных пьес ("Трехгрошовая опера" и "Семь смертных грехов" Курта Вайля, "Джипси" и др.).

Cleo Lane, Annie Ross & Barbara Evans – «The Farewell Song» (1965).

В 1949 году у Энни Росс был короткий роман с барабанщиком Кенни Кларком. В результате этого романа родился сын Кенни Кларк-младший (1950 г.р.), которого воспитывали брат Кларка и его жена. За время работы с Ламбертом и Хендриксом Росс пристрастилась к героину, а в конце 1950-х годов у нее был роман с комиком Ленни Брюсом, у которого также были проблемы с наркотиками. К 1960 году Кэрол Слоун заменила Росс в туре. После выступления трио в Лондоне в мае 1962 года певица осталась в Лондоне, чтобы бороться со своей наркозависимостью.

В 1963 году Росс вышла замуж за актера Шона Линча; они развелись в 1975 году, и вскоре после этого он погиб в автокатастрофе. К тому времени певица потеряла дом и объявила о банкротстве.

Annie Ross – «Twisted» (Live at the 2011 MAC Awards).

Энни Росс является лауреатом престижной премии NEA «Jazz Masters Award» за 2010 год и внесена в Стену славы джаза ASCAP в июне 2009 года.

Энни Росс умерла в Нью-Йорке 21 июля 2020 года от эмфиземы лёгких и болезни сердца, всего за четыре дня до своего 90-летия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий