понедельник, 31 июля 2023 г.

История альбома. Creedence Clearwater Revival – «Creedence Clearwater Revival» (1968).

Свамп-рок

Дебютный альбом американской группы «Creedence Clearwater Revival», выпущенный 28 мая 1968 года на лейбле «Fantasy» и поднявшийся до 52-го места в Billboard 200. Первый хит-сингл группы «Susie Q», достигший 11-го места в чартах США, был записан вскоре после того, как группа сменила название с «The Golliwogs» и начала развивать фирменное звучание свамп-рока.

В конце 1950-х практически в каждой американской школе была своя рок-банда. Была такая и в одной из школ сан-францисского пригорода Эль Серрито и называлась она «The Blue Velvets». Создали её тогда ещё совсем молодые Джон Фогерти и Дуг Клиффорд, оба помешанные на общей любви к блюзу, R&B и рок-н-роллу. Джон купил себе в рассрочку простенькую гитару с комбиком за $80 и устроил в подвале дома репетиционную, где и обучался игре на гитаре самостоятельно. А в это время его товарищ Дуг тренировался на стареньком барабане, установленном на подставку для цветов, с самодельными палочками, выточенными из старых бильярдных киев. Затем парни поразмыслив немного, мол "чего-то ещё не хватает", и приглашают в группу приятеля Дуга — Стю Кука. Он несколько лет учился игре на фортепиано, но в его душу также запал рок-н-ролл. В таком вот составе ВИА "Голубой бархат" стали играть по всему округу на танцах, вечеринках и ярмарках, тем более в Сан-Франциско и его окрестностях тогда действительно было где развернуться. Так что, уже к началу 1960-х, юная группа что называется "набила руку" на живых выступлениях.

В это время старший брат Джона Фогерти, Том, уже работал, был женат и делал в окрестностях сольную карьеру, как певец и музыкант. У Тома был настолько впечатляющий вокал, что, говорят, он доводил до визжащего экстаза девичью публику. Тома не покидала мечта о карьере рок-н-ролльщика, и тогда он попросился в группу своего младшего брата.

Начиная с 1961 года группа продолжает выступать на дискотеках, в барах и кафешках, не забывая клепать одно демо за другим и отправлять его в различные независимые рекорд-компании. Парни не теряли надежды и отказы от лейблов их отнюдь не пугали — мечта оставалась мечтой. И вот однажды ими всё-таки заинтересовался один из основателей фирмы «Fantasy». Группа согласилась на контракт и замену своего имени, да и смену имиджа в целом. Теперь они назывались «The Golliwogs», а Джон Фогерти потихоньку начинал петь, точнее — орать, стараясь тем самым компенсировать слабость усилителей и колонок, выработав "фирменный" голос группы «Creedence». Стю в то время вместо пианино взялся за бас-гитару, а Том обучался гитаре.

Затем жизнь потекла своим чередом: окончив школу, Стю пошёл в колледж, Дуг почти сразу же его бросил и пошёл подрабатывать, Джон устроился клерком в ту же компанию «Fantasy». Они репетировали по вечерам в будни, а в выходные выступали. Тут-то подошёл их призывной возраст: Дуга и Джона забрали на срочную военную службу, Стю удалось "откосить", т.к. папа у него был юрист.

И вот на подходе лето 1967-го — знаменитое хипповское "лето любви", "власть цветов" и психоделия. Все участники группы были уже достаточно взрослыми и стояли перед трудным выбором: что делать дальше? И выбор пал в пользу музыки. Под прессом безжалостных обстоятельств, но всё же скованные одной целью, ребята скинули все свои деньги в общаг, расплатились с кредиторами, играли везде, где за это платили, причём платить им стали больше. Вскоре лейбл «Fantasy» выкупил приятель Джона Фогерти, Сол Зенц. Он-то и предложил группе сменить их неблагозвучное «The Golliwogs» на более привычное уху имя. Так родилась группа «Creedence Clearwater Revival». В книге Хэнка Бордовица «Bad Moon Rising: The Unauthorized History of Creedence Clearwater Revival» цитируется басист Стю Кук: «Фогерти, Кук, Клиффорд и Фогерти подписали соглашение с компанией «Fantasy», отказавшись от авторских прав на свои песни... Леннон и Маккартни также никогда не владели авторскими правами на свои композиции. Когда вы находитесь на дне, вы заключаете ту сделку, какую только можете».

Уже на первом альбоме «Криденсы» практически сформировали фирменное звучание, которым и прославились. Только здесь ещё отразилось всеобщее увлечение психоделией и всякими звуковыми эффектами. Джон Фогерти вдарился в эксперименты с гитарным звуком, а в песне «Gloomy» применяет технику "обратной записи". В последующих альбомах, где «Creedence» почувствуют себя увереннее в собственном стиле и звучании, таких экспериментов уже не будет. Звук будет более традиционным, соответствующий имиджу музыкантов этаких хороших парней с Юга.

«Porterville» (recorded October 1967, initially released as a single in November 1967, the last single the band released as «The Golliwogs»)           

«Porterville», который был последним синглом, выпущенным группой под названием «The Golliwogs» в ноябре 1967 года, был включен в дебютный альбом группы и раскрыл зарождающиеся таланты певца и гитариста Джона Фогерти. Песня стала своего рода прорывом для Фогерти, который заявил Тому Пинноку из Uncut в 2012 году: «Она полу-автобиографична. Я упоминаю своего отца, но это тоже полет фантазии. Я бросил попытки писать сочные песни о любви, и начал придумывать истории».

«Walk on the Water» (this track is a remake of "Walking on the Water", a recording released by the band as a single in 1966, while they were still known as «The Golliwogs»)

Альбом также включает в себя единственную совместную запись Джона Фогерти и его брата Тома (который был вокалистом в группе) – композицию «Walk on the Water». Песня уже была выпущена в 1966 году «The Golliwogs». В альбоме звучат и три других оригинала Фогерти: «The Working Man», «Get Down Woman» и «Gloomy».

«The Working Man»
«Get Down Woman»
«Gloomy»

Creedence Clearwater Revival запомнился по их первому синглу «Susie Q», который стал хитом Дейла Хокинса в 1957 году. В «Suzie Q» (записанной 19 января 1968 года) вокал Джона Фогерти звучит в первом и третьем куплетах, вокал Тома Фогерти — во втором. В 1993 году в интервью журналу Rolling Stone Фогерти заявил, что его целью при записи «Susie Q» было протолкнуть песню на фанковую прогрессив-рок-радиостанцию KMPX в Сан-Франциско, поэтому композиция была продлена до восьми минут: «Мы записали старую песню Дейла Хокинса, но я психоделизировал ее, чтобы она звучала на местной андеграунд-радиостанции Сан-Франциско». Большое влияние на Фогерти оказал гитарист оригинальной версии «Susie Q» Джеймс Бертон.

«Susie Q» (Dale Hawkins, Eleanor Broadwater, Stan Lewis)

Барабанщик Дуг Клиффорд говорил в одном из интервью, что он тоже пытался поэкспериментировать с мелодией: «Сьюзи Кью была песней в стиле рокабилли, которая звучала так же, как и все другие песни рокабилли. Я придумал идею четверти ноты, и она усложнила ее, придав ей совершенно другие ощущения...» Версия Creedence достигла №11 в чартах.

В 1998 году Фогерти заявил Гарольду Стейнблатту из Guitar World, что запись «Susie Q» была «очень важной» для Creedence: «Она определила, как мы будем работать в течение следующих нескольких лет».

Другой сингл с альбома также был кавером: «I Put a Spell on You» Скримин Джей Хокинса. Выпущенный в октябре 1968 года с «Walk on the Water» в качестве би-сайда, сингл достиг своего пика в чартах США на 58-й позиции.

«I Put a Spell on You» (Screamin' Jay Hawkins)

В то время как группа добилась успеха со своим дебютом в чартах, критики изначально отказали группе в уважении. Барри Гиффорд писал в Rolling Stone в то время: «Единственное светлое пятно в группе — это Джон Фогерти, который играет на соло-гитаре и поет. Он певец выше среднего и интересный гитарист. Но больше здесь ничего нет. Барабанщик монотонен, басовые партии повторяются, а ритм-гитара едва слышна». Время было гораздо добрее к альбому, хотя критики отмечают, что талант Фогерти в написании песен еще не расцвел по-настоящему, как это было на будущих альбомах и синглах группы.

«Ninety-Nine and a Half (Won't Do)» (Steve Cropper, Eddie Floyd, Wilson Pickett)

На AllMusic альбом получил 4 звезды из 5. Обозреватель Стивен Томас Эрлевайн писал: «Выпущенный летом 1968 года — через год после Лета Любви, но все еще в разгар Эры Водолея — одноименный дебютный альбом Creedence Clearwater Revival не шел в ногу со временем, изобилуя американизмами Джона Фогерти». Альбом был сертифицирован RIAA как золотой 16 декабря 1970 года, а 13 декабря 1990 года (двадцать лет спустя) как платиновый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий