понедельник, 10 июля 2023 г.

Зал славы блюза. Blind Boy Fuller (10 июля 1907 - 13 февраля 1941).

Зал славы блюза

Пидмонт-блюз

Так называемые теоретики называют Фуллера «эклектичным» музыкантом, подразумевая, что он не только играл блюз, но и заимствовал некоторые приемы из родственных музыкальных стилей. Но дело всё в том, что самому Фуллеру до строгости стиля дела было мало. Он не в клубах выступал, а на улицах, и играл именно те песни, которые нравились прохожим. А «хит-парад» определял на слух – не по аплодисментам, нет, – по звяканью монеток в своей кепке, положенной на мостовую.

История Блайнд Боя Фуллера начинается с рождения Фултона Алена, так его тогда звали. В 1925 году за него вышла замуж Кора Мэй Мартин. Поселились молодые в городе Дурнхэме. Ему было 18, ей и того меньше – 14. У него появились проблемы со зрением, и в 1929 году Фуллер полностью ослеп. К врачам тогда не ходили, бесплатные врачи для бедных такими тонкостями, как зрение, не занимались. Так что диагноз болезни, приведшей молодого человека к слепоте, неизвестен. Вместе со зрением он потерял и работу. Семья оказалась на нищенском пособии в самый разгар Великой депрессии.

Думается, что Фултон Аллен с детства умел играть на гитаре. Первое документальное упоминание о его профессиональной деятельности связано с конторой, выдававшей пособия. В 1933 году глава комиссии написал бумагу начальнику городской полиции с просьбой разрешить Алену – дословно это звучало так – «заниматься музыкой на улицах Дурнхэма в местах, Вами определяемых, по возможности, рядом с табачной фабрикой, в то время, когда рабочие возвращаются со смены».

Некто Джеймс Бакстер Лонг держал магазинчик грампластинок в Дурнхэме. В 1934 году Лонг впервые услышал Фултона Аллена, тот в холодный день пел у входа в табачный магазин, одетый, как вспоминал Лонг, не по погоде. Он весь дрожал – но только не голос, и не пальцы. Лонг сразу понял, это человек – то, что нужно. И в следующем году Лонг повёз его и ещё двоих музыкантов в Нью-Йорк. И вот где-то по пути из Дурнхэма в "город миллионов огней" Фултон Аллен превратился в «Слепого Парня» Фуллера. Причём совершенно не важно, кто придумал этот псевдоним, главное, что это сработало. Пластинки Фуллера сразу попали в тренд.

Blind Boy Fuller - «I'm A Rattle Shakin' Daddy» (1935)

«I'm A Rattle Shakin' Daddy» переводить буквально не стоит. Подразумевается поверье, что гремучая змея гипнотизирует свою жертву, потряхивая погремушкой на хвосте. Ну а герой этой песни уверен, что обладает гипнотическим воздействием на прекрасный пол. Что уж там служит ему волшебной погремушкой?.. Под собственный гитарный аккомпанемент Блайнд Бой Фуллер исполнил этот блюз в 1935 году в студии фирмы "Vocalion" (входившей в AMERICAN RECORDING COMPANY) в Нью-Йорке, куда его привезли для записи его первой пластинки.

Дебют Фуллера в студии состоялся в июле 1935 года. Он много песен записал в тот день: и соло, и в сопровождении дуэта Блайнда Гэри Дэвиса (гитара) и Булла Сити Реда (стиральная доска). Не всё опубликовано на пластинках. Запись производилась сразу на диск, который, если исполнение признавалась удачным, и служил потом «болванкой» – с него делались формы для печати копий. То есть промышленная цепочка по производству пластинок начиналась непосредственно в студии. Обычно в отделенной стеклом кабинке, где сидел звукорежиссёр, загоралась красная лампочка, дававшая сигнал музыканту, что пора закругляться. Фуллер, разумеется, лампочку эту не мог видеть. Рядом с ним в студии садился человек, так называемый «на лампочку смотрящий». В первую сессию им был Bull City Red. Увидев красный огонек, он должен был тихонечко положить руку на плечо музыканту. Но Фуллер то ли так волновался, то ли так глубоко уходил в песню, что прикосновение каждый раз оказывалось неожиданным, и он вздрагивал – и либо запись была испорчена, либо финал оказывался скомкан. На более поздних записях он чувствовал себя куда свободней. Но как раз более поздние записи были и менее теплыми.

Blind Boy Fuller - «Baby You Gotta Change Your Mind»

Певец-гитарист Wille Trice, аккомпанировавший однажды Фуллеру на записи, вспоминал, тот как сидел у фонографа, разучивая чужие песни нота за нотой, слово за словом. Многие темы, строчки и гитарные ходы Фуллер, так сказать, «одалживал». Чаще всего – у Blind Wille McTell. Но, разумеется, всё одолженное он творчески примерял на себя. «Я любил только трёх женщин в своей жизни: мать, сестру и ту женщину, что сломала мне жизнь», – эта строчка, вероятно, впервые записанная МакТеллом, стала блюзовым клише. Использовал её и Фуллер, хотя бы в «Keep Way From My Woman». Но в "Thousand Woman Blues" он перевернул эту строчку, спев: "Никого я не любил в своей жизни, разве что тысячу женщин".

Популярность Фуллера во второй половине 30-х была достаточно велика. Всего за пять лет он записал 135 песен – более 70-ти пластинок. Всё это время Лонг опекал его, обеспечивая работой в студии, и труд Фуллера был оплачен, пусть и не очень щедро. Всё же для условий 30-х годов Лонг вел себя более чем достойно. К концу десятилетия Фуллер взял под свою опеку двух музыкантов, которые (так думал Фуллер), когда его самого уже не станет, прославят пьемонтский стиль, перевезут его в Нью-Йорк, «заразят» им Пита Сигера и других исполнителей.

Blind Boy Fuller - «Crying Shame»

А потом Фуллер угодил в тюрьму за покушение на жизнь своей жены, не попав из-за этого на выступление в «Карнеги-холле» (Джон Хэммонд хотел пригласить его участвовать в программе легендарных концертов «From Spirituals to Swing»). Фуллера, конечно, скоро выпустили, но здоровье его ухудшилось – в тюрьме у него открылась язва желудка. 1940-й год он провел то дома в постели, то в госпитале. Свою гитару он отдал Брауни МакГи, который отправился с ней на гастроли, как «Blind Boy Fuller #2», – под этим именем он и выпустил потом первые свои пластинки. 13 февраля 1941 года Блайнд Боя Фуллера не стало.

Фуллер был топ-селлером, но прежде всего, был он блюзмэном. Для 30-х это железно означает, что, даже будучи топ-селлером, он все равно умер нищим. (Помните, у Блайнд Лимона Джефферсона: «Могилу мне можешь вырыть хоть серебряной лопатой, лягу я в нее в своих кандалах.» Такая сегодня история о блюзе и о жизни.

В эссе использована информация http://www.blues.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий