пятница, 21 июля 2023 г.

История альбома. Кино — «Это не любовь» (1985)

Группа «Кино»

Советский рок

Четвёртый студийный альбом питерской группы «Кино», записанный и выпущенный в 1985 году.

Весной 1985 года к Цою внезапно пришло решение записать новый альбом у Алексея Вишни, не дожидаясь окончания записи альбома «Ночь». Со студией Тропилло начались проблемы, группе «Кино» приходилось записывать материал для альбома «Ночь» урывками. И Цой, к тому времени написавший много песен про любовь, решил их сделать отдельным альбомом. А студия Вишни, располагавшаяся в непосредственной близости от студии Тропилло, была очень удобна.

И вот, летом 1985 года, окончательно забросив недоделанный альбом «Ночь», группа собрались на студии Вишни для записи следующего студийника – альбома «Это не любовь».

Альбом получился относительно «легким» по настроению и стал у Цоя одним из самых любимых.

Как рассказывал впоследствии Вишня, аппаратура была та же самая, что у Тропилло, когда он работал над альбомами «Электричество» и «Акустика» группы «Аквариум». Вишня старался создать «Киношникам» максимально хорошее настроение. В итоге весь материал был записан за пару недель, приглашенный в группу басист Александр Титов за один день сыграл бас-гитару на все песни, и альбом был практически готов. Мало кто знает, но к записи песни «Саша» привлекли Всеволода Гаккеля, случайно задержавшегося в студии после записи «Акустической комиссии».

Альбом «Это не любовь» вышел раньше, чем уже записанный, но еще не сведенный альбом «Ночь», и, по рассказам свидетелей, Цой пребывал в наипрекраснейшем расположении духа, поскольку наконец записал полноценный альбом в нормальном качестве.

«Музыка волн»

По словам Вишни, именно этот период жизни и творчества Цоя ему хотелось бы оставить в памяти навсегда, потому что именно таким он любил Цоя – бесшабашного и милого, готового в любой момент схватить гитару и запеть.

Виктор Цой: Условия студии были таковы, что выбора не было, три гитары и ритм-компьютер, никаких накладок. Вначале меня это угнетало, но в процессе работы даже стало нравиться, и под конец записи мы уже стремились к такому звуку.

В окончательный вариант альбома не попало пять песен, записанных в то же время, – «Братская любовь», «Разреши мне», «Ты мог бы», «Любовь – это не шутка», «Ты обвела меня вокруг пальца», – которые после смерти Виктора вышли на диске «Неизвестные песни».

Юрий Каспарян: Только когда мы записали альбом «Это не любовь», я понял, что могу кому-то дать послушать несколько треков и похвастаться. Предыдущим материалом я не мог хвастаться. «Это не любовь» – первый альбом, который я мог без зазрения совести показывать, давать послушать, потому что предыдущие получались очень уж экспериментальными. Вместо ударных там даже не драм-машина, а какое-то самопальное чудовище, недавно я узнал, что это было устройство группы «Кофе». У него совсем не было тарелки, а хай-хет звучал, как ножницы. Поскольку ребята слушали новую современную музыку, то саунд этой машинки они определили очень модным. Отсюда, наверное, и пошло, что это модный альбом. Я им очень доволен.

Георгий Гурьянов: А я был счастлив и хвастался без зазрения совести, хотя на этом альбоме и нет живых барабанов. Жалко, конечно, но не было возможности их записать. У нас вообще не было возможности записывать музыку нормально. На точке Тропилло записывали только драм-машину, в квартирке у Вишни тоже невозможно было поставить барабаны, писали еще в каком-то театре, там, где Цой с «Рыбой» записывались когда-то. Ничего хорошего, в общем.

«Это не любовь» стал последним «романтическим» альбомом «Кино» – все последующие альбомы группы выходили сплошь «героическими» и очень серьезными.

«Это не любовь»

Написана в 1985 году. Несмотря на то, что входит в цикл песен о любви и нежности, о чувствах и переживаниях влюбленного парня, многих поклонники «Кино» уверены, что в ней кроется некое предупреждение. Строчка «…. мне нельзя больше ждать, я могу умереть» воспринимается чуть ли не как пророческая, говорящая о смерти Виктора. Все это, конечно, полная ерунда. Никаких пророчеств и темы смерти там и близко нет.

Алексей Вишня: Когда записывали «Это не любовь», стояла весна, самое время песен о любви.

Алексей Ковжун вспоминал впоследствии, как во время съемок фильма «Конец каникул» все подначивали Цоя, и он наконец признался, что песня «Это не любовь» написана под влиянием «The Smiths». После чего подначивать всех начал Цой, поскольку никто не знал этой группы. Рассказывают, когда на съемочной площадке фильма слушали под портвейн какую-нибудь новую музыку, например, «Prince», начинали смеяться: «А помнишь, у «Кино» есть такая-то музыка …» Цой на такие параллели обижался: «У вас очень странное чувство юмора».

Исполнялась на домашних акустических и электрических концертах в течение ряда лет. Является заглавной песней альбома «Это не любовь».

«Весна»

Песня 1982 года. Написана в знак уважения Элвиса Пресли и Нила Седака. Изначально готовилась для альбома, который Виктор Цой и Алексей Рыбин пытались записать в ленинградском МДТ зимой 1982 года.

К сожалению, запись того альбома не получилась. Зато песня постоянно исполнялась на акустических концертах разных лет, а так же присутствовала в программе электрических выступлений «Кино» вплоть до 1987 года. Майк Науменко, которого задели слова «весна, я уже не грею пиво», сочинил для Цоя ответную песню «Лето» со строчкой «лето во рту дымиться сигарета». Порой музыканты, давая совместные квартирные концерты, устраивали обмен этими песнями.

Официально входит в альбом «Это не любовь», записанный в 1985 году в студии Алексея Вишни.

«Уходи»

Цой шутливо называл эту песню, написанную в 1985 году, «Пошла!». Исполнялась на домашних акустических концертах разных лет. Входит в альбом «Это не любовь».

«Город»

Песня написана в 1985 году. Существует два ее черновых варианта. Исполнялась на акустических домашних концертах разных лет. Входит в альбом «Это не любовь».

«Это – любовь»

Написана в 1985 году. Исполнялась на домашних акустических концертах разных лет. Входит в альбом «Это не любовь».

«Рядом со мной»

Георгий Гурьянов: Это модная песня. Очень. «Ты выглядишь так не современно рядом со мной»… Шедевральная совершенно вещь. Как и несколько других песен, была записана за один день для альбома «Это не любовь».

Исполнялась на домашних акустических концертах разных лет. Входит в альбом «Это не любовь».

«Безъядерная зона» (Марш мира)

В конце мая 1984 года в Ленинграде был запланирован II-й фестиваль ленинградского рок-клуба, который, по воспоминаниям Марианны Цой, «два года Вите снился».

«Кино» в полном составе рвануло на предфестивальное прослушивание. Явившись в назначенный день в рок-клуб, они отыграли перед отборочным жюри короткую программу, но выступление показалось членам жюри довольно слабым, а игра вялой и неуверенной. В результате группе отказали в выступлении.

Марьяна Цой: На правах администратора я пошла в рок-клуб и наорала на первого попавшегося гардеробщика. Это, само собой, результата не принесло. Но благодаря усилиям некоторых подвижников, которые, кстати, не входили в отборочное жюри, но оказались дальновиднее, благодаря участию БГ и звонку Троицкого из Москвы «Кино» на фестиваль прорвалось.

Однако оказалось, что фестиваль посвящен борьбе за мир, и всем группам необходимо исполнить по одной песне на эту тему, написанной кем-нибудь из советских композиторов. Цой решительно отказался петь что-то из «совковых» сочинителей», и специально для выступления написал «Безъядерную зону».

А кто скажет, что Виктор Цой не советский композитор?!

Песня сразила жюри наповал. Приняли решение, что именно она в сольном исполнении Цоя откроет фестиваль, а само выступление группы «КИНО» будет завершать его. Случилось это 18 мая 1984 года.

Фестиваль продолжался три дня. Разумеется, за три дня зрители в буквальном смысле слова устали от «поноса на уши» и было довольно сложно заставить их встряхнуться и прислушаться. «Кино» на тот момент больше года не выходило на сцену полным составом. Цой играл акустику несколько раз на квартирах или в малюсеньких залах – и все. И все же он заставил себя услышать! Песню «Безъядерная зона» признали лучшей антивоенной песней фестиваля.

По материалам журнала «Рокси» 1984 год: Открывал фестиваль Цой с одной антивоенной песней, под названием «Я объявляю свой дом безъядерной зоной». Цой был хорош, из навязшей в зубах антивоенной темы он сумел сделать весьма слушабельное произведение. «Кино» стало открытием фестиваля. Они уже больше года не выступали, да и раньше-то не слишком баловали ленинградских рок-фанатов концертами, а совершали время от времени победоносные набеги на Москву. Их теперешний триумф подготовлен долгой работой, ходящими по рукам студийными записями и фактом существования Цоя, от которого нельзя было рано или поздно не ожидать чего-нибудь в этом роде. Выступление «Кино» приятно шокировало настоящей рок-заводкой, свежестью и непосредственностью. Те, кто упрекает «Кино» в примитивности, глубоко неправы, потому что находятся или в плену возрастного снобизма, или лжепредставлений о неоднозначном ныне понятии «профессионализм», и не могут отличить примитивизм как стиль от примитива. Вперед, «Кино», ждем следующей серии!

Из интервью Виктора Цоя:

– Получается, что надо писать только о том, что испытал сам? Вы же написали антивоенную песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», хотя не испытали ужасов войны?

– Понимаете, хотя эта тема разработана многими, за нее, по сути, серьезно никто не берется. Тем же, кто пишет псевдопатриотические и псевдоантивоенные песни, не верят. Я написал эту песню потому, что тема войны действительно меня взволновала и волнует до сих пор.

По общему мнению, финал фестиваля благодаря «Кино» получился замечательным. Как вспоминала впоследствии Марьяна Цой, мучительный период неудач сыграл положительную роль. Питерская рок-публика была потрясена. И именно с этого рок-фестиваля и «Безъядерной зоны» начался звездный путь Цоя.

Песня исполнялась на акустических домашних и электрических концертах группы в течение разных лет. Входит в альбом «Это не любовь».

Песня написана в 1985 году. Входит в альбом «Это не любовь».

«Дети проходных дворов»

Песня 1983 года. Посвящена, скорее всего, ленинградской тусовке – «детям проходных дворов». Исполнялась на домашних акустических концертах разных лет. Входит в альбом «Это не любовь».

«Саша»

Автором обложки альбома стал сам Цой. В качестве материала для обложки послужила фотография девушки из иностранного журнала об искусстве. Остальные элементы — фиолетовые полосы и надпись на косой линейке — были дорисованы Цоем в процессе подготовки обложки. Сама же надпись «Кино» была выполнена путём склеивания слогов КИ и НО, вырезанных из других журналов. Был также подготовлен второй вариант обложки, выполненный совместными усилиями Цоя и Георгия Гурьянова, однако он был отбракован и не был известен широкой публике до 2022 года.

Признание

В 2010 году альбом занял десятое место в списке «50 лучших русских альбомов всех времен», составленном журналом «Афиша» по итогам опроса молодых российских музыкантов:

«В альбоме «Это не любовь» мне нравится практически все: и наличие очень уместной драм-машины, и изобретательный бас Титова, и то, как гитарки бренчат, и дурашливые «шалалала», «ду-ду-ду-ду», «ооооо», и спецэффекты, и даже заметные отсылки к музыке The Smiths, а кое-где — и прямые цитаты из The Cure, только подчёркивающие своевременность музыки «Кино». Все это, разумеется, не считая самих песен, от которых весело и радостно, и жалко, что они не написаны тобой. Поскольку я знакомился с «Кино» справа налево, то есть от поздних альбомов к более ранним, то и «Это не любовь» я целиком прослушал уже в относительно зрелом возрасте… И не особенно впечатлился, поскольку находил их слишком легкомысленными для человека, умеющего дать прикурить с ножевой раной в животе и уйти в ночь под звуки «Группы крови».

«Верь мне»

Первое время я думал, что Цой — певец из Казахстана, что песни, где он поёт про город, посвящены Алма-Ате. Очень удивился, когда выяснилось, что это не так, и открытие это по времени совпало с прослушиванием «Это не любовь». Цой оказался не совсем тем, кем представлялся поначалу, и, вдобавок ко всему, стал больше походить на живого человека. Прекрасный образец русской поп-музыки — вот что такое этот альбом».

— Илья Черепко-Самохвалов («Петля Пристрастия»), 2010 год

В 2020 году журнал «УндергрундХерос» назвал альбом первой советской пластинкой в жанре «джэнгл-поп»:

«Почему именно «Это не любовь»? Почему не «45» и не «Ночь»? Да потому, что записанному за две недели материалу суждено было стать первым советским альбомом в жанре джэнгл-поп, когда жанра подобного у нас и не знали. Так называли лёгкую и бодрую гитарную поп-музыку в начале восьмидесятых, когда появились The Feelies и R.E.M.. Так или иначе, гитарные поп-мотивы с использованием драм-машины заворожили всю страну и завораживают до сих пор».

— интернет-журнал «УндергрундХерос», 15 июня 2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий