"На
злобу неответная, на доброту приветная, перед людьми и совестью права..."
«Ко дню рождения певицы».
(Сергей
Иорданский):
– Сергей,
расскажите пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах вы впервые услышали
голос Валентины Толкуновой? Когда вы впервые увидели её выступление по
телевидению? Это было в какой-то передаче или концерте?
– Не
помню точно, в каком году это было. Где-то в начале семидесятых. Мне было тогда
лет двенадцать-тринадцать. Как-то смотрели с папой телевизор, передачу
«Артлото». Объявили незнакомую певицу. Вышла молодая, красивая женщина. Запела
«Стою на полустаночке»…
Папа
сказал: “Хорошая певица появилась, надо запомнить”… Поскольку папа в ту пору
был для меня абсолютным авторитетом, то и я как-то заинтересовался этой
певицей. Странно: по радио уже звучали «Серебряные свадьбы», «Поговори со мною
мама», но я как-то не ассоциировал тот голос с исполнительницей «Стою на
полустаночке». Понял это, пожалуй, лишь тогда, когда папа купил большую
пластинку Валентины Толкуновой. Послушал я её и… был разочарован! Какие-то
незнакомые, непонятные мне «Во всём мне хочется дойти до самой сути», вокализ,
фуга… Спустя несколько дней решил вновь послушать пластинку. И – вдруг мне
стало интересно. Захотелось слушать ещё. После третьего или четвёртого
прослушивания я влюбился в этот голос, в эту выразительную, идущую из сердца,
интонацию. Влюбился на всю жизнь! А вообще надо сказать (это я понимаю сейчас),
что ожидание появления именно ТАКОЙ, именно ЭТОЙ певицы чувствовалось. И
потребность в нём была. Были своего рода «предтечи» Толкуновой на эстраде.
(Многие имеют полное право со мной не согласиться, поскольку те, кого я называю
предшественницами Толкуновой, – замечательные певицы, ничуть не хуже её. Я
говорю о своём, конечно же, субъективном, восприятии). Такой предшественницей
для меня была, например, Мария Пахоменко. Промелькнула однажды на телеэкране с
песней «Золушка» Людмила Звездогляд. Заинтересовала. Но так бывает:
промелькнула – и исчезла, растаяла. А песню потом пели Таисия Калинченко и
Людмила Сенчина. Спела её, кстати, и Валентина Толкунова. Спела замечательно!
Но песня «толкуновской» не стала…
– В
начале 70-х годов песни Валентины Толкуновой нравились только вам или ещё
кому-нибудь из ваших родных и друзей?
–
Валентина Толкунова нравилась людям старшего поколения. Любили её мои бабушки,
папа… Мама не любила, любимыми певицами её были Кристалинская и Великанова.
Вначале были у меня единомышленники по отношению к творчеству Толкуновой и
среди сверстников. Но, к сожалению, вскоре у них стали появляться другие
кумиры. Любить Толкунову становилось «не модно». Я же не боялся идти «против
течения», и ко мне привыкали, в конце концов перестали смотреть как на чудака.
– Следили
ли вы за анонсами в программах телепередач или за афишами известных артистов,
чтобы не пропустить концерт с участием Валентины Толкуновой?
– Всегда!
С волнением, буквально дрожащими руками, брал газету с программой на неделю.
Какой радостью было узнать, что в концерте примет участие Толкунова! И
настоящей трагедией – когда не удавалось посмотреть эту передачу, этот концерт!
Незабываемо, когда в концерте, например, из Колонного зала, ведущий объявлял:
“Поёт солистка Москонцерта (тут у меня уже стучало сердце) Валентина
Толкунова”! И, надо сказать, Толкунова никогда не разочаровывала! Её новые
песни всегда становились открытием! И постепенно, от песне к песне, развивался
мой музыкальный вкус. Так, например, первая пластинка её, о которой я говорил,
стала первым шагом для меня в познании музыки серьёзной, классики…
– С
какого периода вы начали собирать виниловые пластинки с записями песен в
исполнении Валентины Толкуновой, а также фотографии и вырезки из газет?
–
Пожалуй, регулярное «собирательство» всего, связанного с Толкуновой, началось
где-то в 1975-1976 годах. Хочу сказать, что я, был в числе самых горячих
поклонников ТВОРЧЕСТВА Толкуновой. Это, наверное, то, чем отличаемся мы от
«фанатов». И, кстати, благодаря тому, что открыла мне через своё искусство
Валентина Васильевна, я стал ценить творчество её «коллег по цеху»…
– Помните
ли вы записи с выступлениями Валентины Толкуновой в праздничных или авторских
концертах, голубых огоньках, телефестивалях «Песня года» в 70-е годы? Какие у
вас наиболее яркие воспоминания?
– «Песню
года» я начал регулярно смотреть с 1975 года, а в 1975-1976 годах, к сожалению,
в заключительном концерте Валентина Толкунова не участвовала. Первые
выступления её во Всесоюзном телефестивале прошли как-то мимо меня… Помню, что
в середине 1970-х годов в одной из передач принимали участие только два
исполнителя: Валентина Толкунова и Эдуард Хиль. Каждый спел несколько песен, в
числе спетых Толкуновой была «Костры горят далёкие» Бориса Мокроусова.
Фестивали 1977-1980-го годов были, на мой взгляд, лучшими. И Валентина
Толкунова, безусловно, «сверкала» в «ожерелье» прекрасных песен и исполнителей.
Достаточно вспомнить «Где ты раньше был?», «Кружится лист», «Носики-курносики»,
«Не зря мне люди говорили», «Диалог у новогодней ёлки»… Если же говорить о
«Голубых огоньках», то для меня загадка – почему Толкунова не участвовала в
НОВОГОДНИХ «Голубых огоньках»? Никогда не участвовала! Если программа
составлялась на основании зрительских пожеланий (как об этом писали), то трудно
поверить, что было мало пожеланий увидеть в новогодней программе Валентину
Толкунову… Зато в «огоньках», посвящённых 8 марта, 1 мая, 7 ноября, Толкунова
была частым гостем. Из всех этих «огоньков» мне всех больше запомнился «Голубой
огонёк» 8 марта 1978 года, в котором Валентина Васильевна поделилась радостью,
что стала мамой, и спела песню «Носики-курносики».
Эта песня
к тому времени была уже записана на пластинке, у меня она была. Должен
признать, я не считал её (да и сейчас не считаю) лучшей из «толкуновских»
песен. Но тогда она прозвучала очень проникновенно и не могла не тронуть…
– Сергей,
за время нашего общения я не один раз слышал, что вам более импонируют песни
Валентины Васильевны, которые она исполняла в начале своего творческого пути.
Почему вам намного ближе тембр, который был в голосе у Валентины Толкуновой в
первой половине 70-х годов?
– В нём
была какая-то свежесть, глубина. Не очень правильные с точки зрения
академического вокала «низа» и некоторая тремоляция завораживали, делали тембр
глубоко индивидуальным. Я вообще считаю, что индивидуальность любого певца
проистекает из некоторой неправильности, противостояния «канону». Толкунова
начала 1970-х годов была универсальной певицей, манера пения которой вобрала
академическую школу, эстраду и джаз, народную традицию, наконец, бардовскую
интонацию. Вот присутствие этой «бардовской» интонации мне, наверное, в пении
Толкуновой того периода было близко. И именно она позволяла делать песни
драматургическим действием… Толкунова начала 1970-х годов – это во многом
драматическая певица. Не зря в числе своих любимых исполнительниц в то время
она называла Камбурову. Я очень благодарен композитору Илье Катаеву, который
разглядел в Толкуновой именно эту способность… К середине же 1970-х Толкунова
становилась всё более лирической певицей. Многие композиторы использовали её
русскую, народную природу голоса.
– Смогли
ли вы увидеть в 80-е годы драматическую оперу «Русские женщины»? Когда это
произошло и где? Какие у вас остались воспоминания от этой премьеры?
– Я
только что говорил о той роли, которую сыграл Илья Катаев в становлении молодой
певицы. Его музыка к телесериалу «День за днём» – это, по-моему, шедевр.
Толкунова прекрасно спела там несколько песен и вокализов! «Русские женщины» – это,
на мой взгляд, высшая точка сотрудничества двух талантливейших творцов! Мне
посчастливилось быть на этом спектакле в Иванове в конце 1980-х годов. Должен
сознаться, что попал я на него, в общем-то, случайно. Купил билет «на
Толкунову», думал, что иду на концерт. Когда понял, что будет спектакль,
сначала даже немного расстроился. Но уже через несколько минут был абсолютно
счастлив!
–
Напрасно ли отказывалась Валентина Толкунова от предложений сняться в главных
ролях в художественных фильмах?
– Трудно
сказать… Жалко, конечно, что мы не увидели Валентину Васильевну в главной роли
в каком-нибудь фильме. Но, думаю, у неё были основания отказываться. Может, она
знала, что гастрольный график станет серьёзной проблемой для съёмок. Однако
более вероятным мне кажется, что певица-профессионал просто не хотела выглядеть
дилетантом в чём-то другом.
– Сергей,
мне известно, что Валентина Васильевна в начале нулевых годов выступала в вашем
городе. Расскажите, пожалуйста, о сольном концерте Валентины Толкуновой во
Дворце культуры в ноябре 2000 года. Смогли ли вы тогда попасть на концерт и
лично пообщаться с Валентиной Васильевной?
– В
ноябре 2000 года на планёрке во Дворце культуры “будничная информация”: Пройдут
какие-то предвыборные встречи и такого-то числа один из кандидатов “привозит”
Толкунову! На концерт можно было попасть только по пригласительному билету,
возник ажиотаж. Я, как работник Дворца, конечно же, мог устроиться где-нибудь
на приставном стуле. Но по другому месту работы, в отделе образования, мне
предложили пригласительный, причём, на довольно хорошее место. И уж я не
отказался! В день концерта я пришёл, наверное, часа за три до начала концерта,
стоял на “стеклянной” лестнице – боялся пропустить момент приезда любимой
певицы. Хотелось посмотреть, как она приедет, как будет готовиться к концерту,
репетировать. Собирались какие-то важные женщины с букетами… Валентина
Васильевна задержалась минут на 30. В зале уже сидела публика, зал был, что
называется, “битком”. И вот подъехали машины, из одной из них вышла Валентина
Васильевна, её встретили цветами. У меня был фотоаппарат “мыльница”, но я НЕ
РЕШИЛСЯ фотографировать… Вот Валентина Васильевна вошла во Дворец, и… как раз в
этот момент везде “вырубился” свет! Все забегали, засуетились. А Валентина
Васильевна успокаивала: “Ничего страшного, я подожду”. Она зашла на сцену. Было
темно, она не заметила, что занавес открыт, и зал уже заполнен. А публика тоже
не поняла – чей это силуэт в полушубке двигается по сцене, пытаясь, что-то на
ней увидеть, угадать. Наконец, всё наладили. Концерт начался. Сказать, что во
Дворце было холодно, это значит – не сказать ничего! Валентину Васильевну
уговаривали: “Не переодевайтесь!” Но какое там! Два отделения она пела в разных
платьях, причём, второе платье было очень лёгким, ажурным. А вот потом певицу
отогревали горячим чаем! После концерта мы с “директрисой” подошли к Валентине
Васильевне, она уже была переодета. Меня представили ей. “Значит, вы –
дирижёр-хоровик? – спросила она. – Да, мы с вами коллеги. Я ведь тоже
заканчивала дирижёрско-хоровое”. Я сказал, что давно мечтал поблагодарить её за
творчество, за то, что, благодаря ей, я полюбил песню и выбрал свой жизненный
путь.
Потом
все, кто её сопровождал, начали собираться и выходить из Дворца. Валентина
Васильевна оставалась одна, в гримёрке. Дверь была приоткрыта и я, будучи
вообще-то человеком очень застенчивым, тут вдруг взял и решился зайти, чтобы
попросить автограф. Я зашёл и увидел совершенно измученную Валентину
Васильевну. Но она быстро “собралась”, спросила моё имя и подписала мне тот
самый пригласительный билет.
Минут
через 15 она вышла. Совершенно одна (все её ждали на улице, в машинах), как-то
очень просто, буднично… Надо ли говорить, что весь вечер и все последующие дни
я “летал”, словно на крыльях!
– Каким
композиторам и поэтам лучше других удалось почувствовать душу Валентины
Толкуновой и наиболее полно и гармонично раскрыть её образ в своих песнях?
– Ну,
конечно, не устаю повторять: это Катаев! Ещё Колмановский, Аедоницкий,
Фельцман, Богословский… Все наши высокопрофессиональные и талантливейшие
композиторы, ставшие уже классиками советской песни. Жаль только, что амплуа
лирической и народной певицы всё более «приклеивалось» к Валентине Толкуновой…
– Каким
должен быть вечер (концерт) памяти Валентины Толкуновой, чтобы людям не было
стыдно за его организаторов?
– Из всех
многочисленных концертов памяти Валентины Толкуновой запомнились, оставили
приятное впечатление те, в которых участвовали друзья «по цеху»; каждый говорил
добрые слова, вспоминал какие-то случаи, и пел песни из СВОЕГО репертуара.
Сложное у меня отношение к «перепеванию» «толкуновских» песен. Часто делается
это, чтобы привлечь внимание к себе. А на самодеятельном уровне обычно пытаются
подражать Толкуновой. Выглядит это наивно, жалко… Вечер, посвящённый Толкуновой,
как, впрочем, и любой концерт, должен быть ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ. Даже если
участвуют в нём самодеятельные исполнители! Важно соблюсти деликатность. В
октябре 2012 года мы провели в городе Фурманове (Ивановская область), во Дворце
культуры такой концерт. Как организатор, не берусь судить о том, получился он
или нет. Но приехавшие на концерт поклонники творчества Валентины Васильевны
высоко оценили наш труд. А бывшая помощница Валентины Васильевны Толкуновой,
посмотревшая запись концерта в Интернете, написала: «Молодцы ребята!
Замечательно! Вот это настоящий концерт памяти Валентины Васильевны! Я думаю,
ей бы понравилось! От всей души СПАСИБО!!!»
Если
выйти с предложением к губернаторам или главам крупных городов о создании
государственного культурного центра-музея Валентины Толкуновой, кто-то сможет
реально помочь осуществить этот проект?
– Трудный
и тяжёлый вопрос… Пожалуй, я пессимист… Но надо пробовать!
– Нужно
ли в той или иной форме агитировать подрастающее поколение, чтобы оно слушало
песни в исполнении Валентины Толкуновой?
– Я
уверен, что молодёжи нужно давать представление о богатом пласте отечественной
культуры – советской песне. Пытаться ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ их творчеством прекрасных
авторов и исполнителей. Среди которых, конечно же, – Валентина Васильевна
Толкунова…
– Уважаемый Сергей, от всего сердца благодарю за Ваш рассказ и надеюсь на дальнейшие совместные творческие проекты, связанные с сохранением и популяризацией творческого наследия Валентины Толкуновой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий