среда, 12 июля 2023 г.

Воспоминания о любимых артистах. Валентина Толкунова (1946 - 2010).

"На злобу неответная, на доброту приветная, перед людьми и совестью права..."

«Ко дню рождения певицы».

(Сергей Иорданский):

– Сергей, расскажите пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах вы впервые услышали голос Валентины Толкуновой? Когда вы впервые увидели её выступление по телевидению? Это было в какой-то передаче или концерте?

– Не помню точно, в каком году это было. Где-то в начале семидесятых. Мне было тогда лет двенадцать-тринадцать. Как-то смотрели с папой телевизор, передачу «Артлото». Объявили незнакомую певицу. Вышла молодая, красивая женщина. Запела «Стою на полустаночке»…

Валентина Толкунова – «Стою на полустаночке» (1977).

Папа сказал: “Хорошая певица появилась, надо запомнить”… Поскольку папа в ту пору был для меня абсолютным авторитетом, то и я как-то заинтересовался этой певицей. Странно: по радио уже звучали «Серебряные свадьбы», «Поговори со мною мама», но я как-то не ассоциировал тот голос с исполнительницей «Стою на полустаночке». Понял это, пожалуй, лишь тогда, когда папа купил большую пластинку Валентины Толкуновой. Послушал я её и… был разочарован! Какие-то незнакомые, непонятные мне «Во всём мне хочется дойти до самой сути», вокализ, фуга… Спустя несколько дней решил вновь послушать пластинку. И – вдруг мне стало интересно. Захотелось слушать ещё. После третьего или четвёртого прослушивания я влюбился в этот голос, в эту выразительную, идущую из сердца, интонацию. Влюбился на всю жизнь! А вообще надо сказать (это я понимаю сейчас), что ожидание появления именно ТАКОЙ, именно ЭТОЙ певицы чувствовалось. И потребность в нём была. Были своего рода «предтечи» Толкуновой на эстраде. (Многие имеют полное право со мной не согласиться, поскольку те, кого я называю предшественницами Толкуновой, – замечательные певицы, ничуть не хуже её. Я говорю о своём, конечно же, субъективном, восприятии). Такой предшественницей для меня была, например, Мария Пахоменко. Промелькнула однажды на телеэкране с песней «Золушка» Людмила Звездогляд. Заинтересовала. Но так бывает: промелькнула – и исчезла, растаяла. А песню потом пели Таисия Калинченко и Людмила Сенчина. Спела её, кстати, и Валентина Толкунова. Спела замечательно! Но песня «толкуновской» не стала…

Валентина Толкунова – «Серебряные свадьбы» (1977).

– В начале 70-х годов песни Валентины Толкуновой нравились только вам или ещё кому-нибудь из ваших родных и друзей?

– Валентина Толкунова нравилась людям старшего поколения. Любили её мои бабушки, папа… Мама не любила, любимыми певицами её были Кристалинская и Великанова. Вначале были у меня единомышленники по отношению к творчеству Толкуновой и среди сверстников. Но, к сожалению, вскоре у них стали появляться другие кумиры. Любить Толкунову становилось «не модно». Я же не боялся идти «против течения», и ко мне привыкали, в конце концов перестали смотреть как на чудака.

– Следили ли вы за анонсами в программах телепередач или за афишами известных артистов, чтобы не пропустить концерт с участием Валентины Толкуновой?

– Всегда! С волнением, буквально дрожащими руками, брал газету с программой на неделю. Какой радостью было узнать, что в концерте примет участие Толкунова! И настоящей трагедией – когда не удавалось посмотреть эту передачу, этот концерт! Незабываемо, когда в концерте, например, из Колонного зала, ведущий объявлял: “Поёт солистка Москонцерта (тут у меня уже стучало сердце) Валентина Толкунова”! И, надо сказать, Толкунова никогда не разочаровывала! Её новые песни всегда становились открытием! И постепенно, от песне к песне, развивался мой музыкальный вкус. Так, например, первая пластинка её, о которой я говорил, стала первым шагом для меня в познании музыки серьёзной, классики…

Валентина Толкунова – «Поговори со мною мама» (1977).

– С какого периода вы начали собирать виниловые пластинки с записями песен в исполнении Валентины Толкуновой, а также фотографии и вырезки из газет?

– Пожалуй, регулярное «собирательство» всего, связанного с Толкуновой, началось где-то в 1975-1976 годах. Хочу сказать, что я, был в числе самых горячих поклонников ТВОРЧЕСТВА Толкуновой. Это, наверное, то, чем отличаемся мы от «фанатов». И, кстати, благодаря тому, что открыла мне через своё искусство Валентина Васильевна, я стал ценить творчество её «коллег по цеху»…

– Помните ли вы записи с выступлениями Валентины Толкуновой в праздничных или авторских концертах, голубых огоньках, телефестивалях «Песня года» в 70-е годы? Какие у вас наиболее яркие воспоминания?

– «Песню года» я начал регулярно смотреть с 1975 года, а в 1975-1976 годах, к сожалению, в заключительном концерте Валентина Толкунова не участвовала. Первые выступления её во Всесоюзном телефестивале прошли как-то мимо меня… Помню, что в середине 1970-х годов в одной из передач принимали участие только два исполнителя: Валентина Толкунова и Эдуард Хиль. Каждый спел несколько песен, в числе спетых Толкуновой была «Костры горят далёкие» Бориса Мокроусова. Фестивали 1977-1980-го годов были, на мой взгляд, лучшими. И Валентина Толкунова, безусловно, «сверкала» в «ожерелье» прекрасных песен и исполнителей. Достаточно вспомнить «Где ты раньше был?», «Кружится лист», «Носики-курносики», «Не зря мне люди говорили», «Диалог у новогодней ёлки»… Если же говорить о «Голубых огоньках», то для меня загадка – почему Толкунова не участвовала в НОВОГОДНИХ «Голубых огоньках»? Никогда не участвовала! Если программа составлялась на основании зрительских пожеланий (как об этом писали), то трудно поверить, что было мало пожеланий увидеть в новогодней программе Валентину Толкунову… Зато в «огоньках», посвящённых 8 марта, 1 мая, 7 ноября, Толкунова была частым гостем. Из всех этих «огоньков» мне всех больше запомнился «Голубой огонёк» 8 марта 1978 года, в котором Валентина Васильевна поделилась радостью, что стала мамой, и спела песню «Носики-курносики».

Валентина Толкунова – «Носики-курносики» (1978).

Эта песня к тому времени была уже записана на пластинке, у меня она была. Должен признать, я не считал её (да и сейчас не считаю) лучшей из «толкуновских» песен. Но тогда она прозвучала очень проникновенно и не могла не тронуть…

– Сергей, за время нашего общения я не один раз слышал, что вам более импонируют песни Валентины Васильевны, которые она исполняла в начале своего творческого пути. Почему вам намного ближе тембр, который был в голосе у Валентины Толкуновой в первой половине 70-х годов?

– В нём была какая-то свежесть, глубина. Не очень правильные с точки зрения академического вокала «низа» и некоторая тремоляция завораживали, делали тембр глубоко индивидуальным. Я вообще считаю, что индивидуальность любого певца проистекает из некоторой неправильности, противостояния «канону». Толкунова начала 1970-х годов была универсальной певицей, манера пения которой вобрала академическую школу, эстраду и джаз, народную традицию, наконец, бардовскую интонацию. Вот присутствие этой «бардовской» интонации мне, наверное, в пении Толкуновой того периода было близко. И именно она позволяла делать песни драматургическим действием… Толкунова начала 1970-х годов – это во многом драматическая певица. Не зря в числе своих любимых исполнительниц в то время она называла Камбурову. Я очень благодарен композитору Илье Катаеву, который разглядел в Толкуновой именно эту способность… К середине же 1970-х Толкунова становилась всё более лирической певицей. Многие композиторы использовали её русскую, народную природу голоса.

Валентина Толкунова – «Где ты раньше был» (1978).

– Смогли ли вы увидеть в 80-е годы драматическую оперу «Русские женщины»? Когда это произошло и где? Какие у вас остались воспоминания от этой премьеры?

– Я только что говорил о той роли, которую сыграл Илья Катаев в становлении молодой певицы. Его музыка к телесериалу «День за днём» – это, по-моему, шедевр. Толкунова прекрасно спела там несколько песен и вокализов! «Русские женщины» – это, на мой взгляд, высшая точка сотрудничества двух талантливейших творцов! Мне посчастливилось быть на этом спектакле в Иванове в конце 1980-х годов. Должен сознаться, что попал я на него, в общем-то, случайно. Купил билет «на Толкунову», думал, что иду на концерт. Когда понял, что будет спектакль, сначала даже немного расстроился. Но уже через несколько минут был абсолютно счастлив!

– Напрасно ли отказывалась Валентина Толкунова от предложений сняться в главных ролях в художественных фильмах?

– Трудно сказать… Жалко, конечно, что мы не увидели Валентину Васильевну в главной роли в каком-нибудь фильме. Но, думаю, у неё были основания отказываться. Может, она знала, что гастрольный график станет серьёзной проблемой для съёмок. Однако более вероятным мне кажется, что певица-профессионал просто не хотела выглядеть дилетантом в чём-то другом.

Валентина Толкунова – «Я не могу иначе» (1982).

– Сергей, мне известно, что Валентина Васильевна в начале нулевых годов выступала в вашем городе. Расскажите, пожалуйста, о сольном концерте Валентины Толкуновой во Дворце культуры в ноябре 2000 года. Смогли ли вы тогда попасть на концерт и лично пообщаться с Валентиной Васильевной?

– В ноябре 2000 года на планёрке во Дворце культуры “будничная информация”: Пройдут какие-то предвыборные встречи и такого-то числа один из кандидатов “привозит” Толкунову! На концерт можно было попасть только по пригласительному билету, возник ажиотаж. Я, как работник Дворца, конечно же, мог устроиться где-нибудь на приставном стуле. Но по другому месту работы, в отделе образования, мне предложили пригласительный, причём, на довольно хорошее место. И уж я не отказался! В день концерта я пришёл, наверное, часа за три до начала концерта, стоял на “стеклянной” лестнице – боялся пропустить момент приезда любимой певицы. Хотелось посмотреть, как она приедет, как будет готовиться к концерту, репетировать. Собирались какие-то важные женщины с букетами… Валентина Васильевна задержалась минут на 30. В зале уже сидела публика, зал был, что называется, “битком”. И вот подъехали машины, из одной из них вышла Валентина Васильевна, её встретили цветами. У меня был фотоаппарат “мыльница”, но я НЕ РЕШИЛСЯ фотографировать… Вот Валентина Васильевна вошла во Дворец, и… как раз в этот момент везде “вырубился” свет! Все забегали, засуетились. А Валентина Васильевна успокаивала: “Ничего страшного, я подожду”. Она зашла на сцену. Было темно, она не заметила, что занавес открыт, и зал уже заполнен. А публика тоже не поняла – чей это силуэт в полушубке двигается по сцене, пытаясь, что-то на ней увидеть, угадать. Наконец, всё наладили. Концерт начался. Сказать, что во Дворце было холодно, это значит – не сказать ничего! Валентину Васильевну уговаривали: “Не переодевайтесь!” Но какое там! Два отделения она пела в разных платьях, причём, второе платье было очень лёгким, ажурным. А вот потом певицу отогревали горячим чаем! После концерта мы с “директрисой” подошли к Валентине Васильевне, она уже была переодета. Меня представили ей. “Значит, вы – дирижёр-хоровик? – спросила она. – Да, мы с вами коллеги. Я ведь тоже заканчивала дирижёрско-хоровое”. Я сказал, что давно мечтал поблагодарить её за творчество, за то, что, благодаря ей, я полюбил песню и выбрал свой жизненный путь.

Валентина Толкунова – «Если б не было войны».

Потом все, кто её сопровождал, начали собираться и выходить из Дворца. Валентина Васильевна оставалась одна, в гримёрке. Дверь была приоткрыта и я, будучи вообще-то человеком очень застенчивым, тут вдруг взял и решился зайти, чтобы попросить автограф. Я зашёл и увидел совершенно измученную Валентину Васильевну. Но она быстро “собралась”, спросила моё имя и подписала мне тот самый пригласительный билет.

Минут через 15 она вышла. Совершенно одна (все её ждали на улице, в машинах), как-то очень просто, буднично… Надо ли говорить, что весь вечер и все последующие дни я “летал”, словно на крыльях!

– Каким композиторам и поэтам лучше других удалось почувствовать душу Валентины Толкуновой и наиболее полно и гармонично раскрыть её образ в своих песнях?

– Ну, конечно, не устаю повторять: это Катаев! Ещё Колмановский, Аедоницкий, Фельцман, Богословский… Все наши высокопрофессиональные и талантливейшие композиторы, ставшие уже классиками советской песни. Жаль только, что амплуа лирической и народной певицы всё более «приклеивалось» к Валентине Толкуновой…

Валентина Толкунова – «У беды глаза зеленые».

– Каким должен быть вечер (концерт) памяти Валентины Толкуновой, чтобы людям не было стыдно за его организаторов?

– Из всех многочисленных концертов памяти Валентины Толкуновой запомнились, оставили приятное впечатление те, в которых участвовали друзья «по цеху»; каждый говорил добрые слова, вспоминал какие-то случаи, и пел песни из СВОЕГО репертуара. Сложное у меня отношение к «перепеванию» «толкуновских» песен. Часто делается это, чтобы привлечь внимание к себе. А на самодеятельном уровне обычно пытаются подражать Толкуновой. Выглядит это наивно, жалко… Вечер, посвящённый Толкуновой, как, впрочем, и любой концерт, должен быть ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ. Даже если участвуют в нём самодеятельные исполнители! Важно соблюсти деликатность. В октябре 2012 года мы провели в городе Фурманове (Ивановская область), во Дворце культуры такой концерт. Как организатор, не берусь судить о том, получился он или нет. Но приехавшие на концерт поклонники творчества Валентины Васильевны высоко оценили наш труд. А бывшая помощница Валентины Васильевны Толкуновой, посмотревшая запись концерта в Интернете, написала: «Молодцы ребята! Замечательно! Вот это настоящий концерт памяти Валентины Васильевны! Я думаю, ей бы понравилось! От всей души СПАСИБО!!!»

Валентина Толкунова – «И никто не знает» (1985).

Если выйти с предложением к губернаторам или главам крупных городов о создании государственного культурного центра-музея Валентины Толкуновой, кто-то сможет реально помочь осуществить этот проект?

– Трудный и тяжёлый вопрос… Пожалуй, я пессимист… Но надо пробовать!

– Нужно ли в той или иной форме агитировать подрастающее поколение, чтобы оно слушало песни в исполнении Валентины Толкуновой?

– Я уверен, что молодёжи нужно давать представление о богатом пласте отечественной культуры – советской песне. Пытаться ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ их творчеством прекрасных авторов и исполнителей. Среди которых, конечно же, – Валентина Васильевна Толкунова…

– Уважаемый Сергей, от всего сердца благодарю за Ваш рассказ и надеюсь на дальнейшие совместные творческие проекты, связанные с сохранением и популяризацией творческого наследия Валентины Толкуновой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий