В наш век интернета и компьютерных технологий радио, как
средство коммуникации, сдает свои позиции, постепенно отступая перед Интернетом
и мобильной связью. Но и сегодня, оставшиеся «в живых» радиолюбители, плавая в
волнах эфира, сталкиваются с работой загадочных радиостанций, вещающих в
коротковолновом диапазоне. Большую часть времени их частоты безмолвствуют, но
вдруг по чьей-то тайной команде, эфир наполняется писком морзянки, игрой
музыкальных шкатулок, без перерыва исполняющих одну и ту же мелодию, либо
металлическими голосами, монотонно диктующими кому-то загадочные наборы цифр,
слов или букв.
Перед началом работы этих радиостанций можно услышать
тональные сигналы разного рода — начиная от многотоновых мелодий и заканчивая
просто однотональным сигналом. Эти тона используются для точной слуховой
настройки радиоприёмника на станцию и являются сигналом о начале передачи для
принимающей стороны. В начале передачи обычно указывается буква - код языка
передачи (E - английский; G -
немецкий; S - языки славянской группы, V
- азиатский или другие, М – морзянка и т.п.). Затем следует номер, который
объединяет в группу несколько радиостанций, видимо работающих в одной
«организации». Благодаря этому номеру подобные радиостанции и получили свое
название – номерные.
Первые номерные радиостанции появились ещё во времена 1-й
мировой войны, как простой и надёжный способ коммуникации правительственных
организаций и шпионов, работающих под прикрытием. Радиостанции передают
зашифрованные сообщения в виде групп цифр или букв, используя искусственно
сгенерированный или искаженный при помощи электроники голос диктора, а также
азбуку Морзе. Систему шифрования, используемую номерными станциями, известную
как «one time pad», невозможно взломать. Получатель сообщения может находиться
практически в любой точке мира и получать инструкции, не опасаясь, что его
выследят. В отличие от других способов передачи секретной информации,
радиостанции позволяют достигнуть полной анонимности адресата, которая для
шпионов так же важна, как и секретность сообщения. Все, что нужно получателю -
это бытовое коротковолновое радио и быть в нужном месте в нужное время.
Несмотря на то, что расцвет номерных радиостанций пришелся на годы Холодной
войны, станции продолжают работать и в настоящее время. Более того, с середины
2010-х годов активность нескольких оставшихся станций значительно возросла.
Achtung! Swedish
Rhapsody Number Station G02.
Энтузиасты, исследующие деятельность номерных радиостанций,
часто дают им названия, указывающие на характерные признаки их вещания.
Например, станция «Lincolnshire Poacher» («Линкольнширский браконьер»)
называется так потому, что перед передачей каждого числового ряда, в её эфире
звучат два такта одноимённой народной песенки. В эфире станции «Magnetic
Fields» («Магнитные поля») до и после набора чисел звучит музыка французского
музыканта Жана Мишеля Жарра. «Atención» начинает передачи с испанской фразы:
«¡Atención! ¡Atención!» («Внимание! Внимание!»). Радиостанция под номером G02,
вещающая с территории Польши или ГДР на Западную Европу, имела поэтическое
название «Шведская рапсодия». Причина была в том, что в качестве интервального позывного этой
радиостанции использовалась одна из музыкальных тем известного шведского композитора
и дирижера, преподавателя по классу композиции Королевской консерватории в
Стокгольме Хуго Эмиля Альвена (Hugo Emil Alfvén).
Альвен написал свое, пожалуй, самое известное произведение,
ставшее одной из самых популярных шведских композиций в мировой музыке в период
с июля по октябрь 1903 года. Это была рапсодия для оркестра под названием
«Midsommarvaka (Торжество летнего солнцестояния)», или более известная, как
«Svensk Rapsodi nr.1 (Шведская рапсодия №1)». Произведение состояло из
нескольких музыкальных тем, имеющих четкие ссылки на шведские народные мелодии.
Пьеса, по общему признанию, была несколько меланхолична в некоторых партиях, но
в полноте своей обладала яркой и позитивной атмосферой, отличающей ее от
большей части того, что Альвен написал раньше. Отдельные темы произведения
довольно тесно переплетены между собой и рассказывают о деревенских танцах в
летнюю ночь, о духах и драках, прогулках под луной и завершающем сельский
праздник хороводе вокруг «майского» дерева». Произведение было посвящено родному
брату композитора Госте Альвену (Gösta Alfvén).
Портрет Хуго Альвена написанный датским художником Педером С. Крёйером в 1903 г., во время посещения Альвеном колонии художников Скагена.
ольшая часть «Торжества летнего солнцестояния» была
написана Альвеном во время его пребывания в скагенской колонии художников
«Skagenmålarnas konstnärskoloni». За год до этого композитор познакомился со
своей будущей женой Марией Крёйер (Marie Krøyer), которая тогда была замужем за
великим датским художником Педером Северином Крёйером. Летом 1904 года Мари
пригласила Альвена в свой дом, расположенный в рыбацкой деревушке Скаген в
Ютландии. Обладая немалым талантом к живописи, Альвен писал акварелью; и одно
время даже подумывал бросить музыку и сконцентрироваться исключительно на
рисовании. Именно в этот период он достаточно близко общался со знаменитым
шведским живописцем, графиком, фотографом и скульптором Андерсом Цорном (Anders
Zorn), известным главным образом по оригинальной салонной живописи и светскому
портрету. Среди моделей художника были король Швеции Оскар II, президенты США
Гровер Кливленд, Уильям Тафт и Теодор Рузвельт.
Мария Марта Матильда Крёйер, урожденная Трипке (1867 - 1940 гг.).
Музыка «Midsommarvaka» частично основана на темах, которые
Альвен почерпнул из шведской народной музыкальной традиции. Будучи к тому же
неплохим прозаиком, композитор в своем рассказе «Свадьба Бонда на Свартно»
описал, как его вдохновила народная танцевальная музыка во время деревенской
свадьбы, которую он посетил в 1894 году в Свартно, недалеко от Стокгольма. Тем
летом Альвен записал 16 народных мелодий, некоторые из которых, были
заимствованы композитором для некоторых его произведений. В «Рапсодии №1»,
например, были использованы музыкальные темы таких шведских народных танцев и
песен, как «Knäppdansen», «Pekdansen», «Jössehäradspolska», «Trindskallar är vi
allihopa» и «Trädskodans fra Skåne». Альфвен так описал процесс создания
«Midsommarvaka»: «Я не использовал народную музыку целиком в ее первоначальной
форме, а изменил ее в соответствии со своим сугубо личным вкусом, учитывая мои
сугубо личные пристрастия».
"Midsommarvaka". Андерс Цорн (1897 г.).
Необходимо заметить, что в начале ХХ века симфоническая
аранжировка народных мелодий стала чрезвычайно популярной темой среди шведской
музыкальной общественности. Это в прошлом, XIX веке народная музыка считалась
чем-то провинциальным. С ростом в Швеции национального самосознания, благодаря
создателю шведского гимна «Du gamla du fria» поэту Рикарду Дибеку (Rickard
Dybeck), фольклор стал рассматриваться в шведском обществе, как один из
способов национального самовыражения. Но «Midsommarvaka», как и другие
произведения в т.н. «народном» стиле, предназначалось не для всей страны, а для
выражения сугубо городского национализма в концертных залах большого города,
оставаясь, прежде всего, «лубочной картинкой» из шведской деревенской жизни,
написанной с точки зрения городского романтика.
Swedish Rhapsody №.1
«Midsommarvaka» - Hugo Alfven.
Премьера «Midsommarvaka» состоялась 10 мая 1904 года в
Королевском театре Стокгольма, где сам автор дирижировал оркестром.
Произведение быстро получило высокую оценку, в том числе и на международном
уровне. В Чикаго «Торжество летнего солнцестояния» впервые прозвучало в 1912, в
Нью-Йорке - в 1913 годах. По заявлению Шведского международного общества
композиторов (Svenska Tonsättares Internationella Musikbyrå, STIM) произведение
также с успехом было исполнено в Китае, Японии, Индии и на Цейлоне.
Рапсодия была переработана шведским танцором и хореографом
Жаном Бёрлином (Jean Börlin) для балета «La Nuit de St Jean», премьера которого
в исполнении «Les Ballets Suedois» состоялась в октябре 1920 года в Париже.
7 октября 1954 года симфонический оркестр Шведского радио
под руководством Хуго Альвена сделал первую запись «Midsommarvaka» со
стереозвуком. Запись была выпущена на LP лейблом Swedish Society Discofil. В
1962 году произведение Альвена записал Венский симфонический оркестр под
управлением норвежского дирижера Олвина Фьелстада (Øivin Fjeldstad).
Swedish Rhapsody No. 1,
Op. 19 "Midsummer Vigil" • Wiener Symphoniker, Øivin Fjeldst (1962).
В последующие годы рапсодия неоднократно записывалась
различными оркестрами, в том числе одним из ведущих оркестров Великобритании
Борнмутским симфоническим оркестром под управлением известного финского
дирижера Пааво Берглунда (Paavo Allan Engelbert Berglund), Эстонским
национальным симфоническим оркестром под управлением дирижера Неэме Ярви (Neeme
Järvi) и многими другими.
Swedish Rhapsody No. 1
in D Major, Op. 19, «Midsummer Vigil» - Bournemouth Symphony Orchestra/Paavo
Berglund (1974).
«Midsommarvaka» под названием ««Svensk Rapsodi nr.1» обрела
широкую международную популярность, в том числе благодаря аранжировке
американского музыканта и композитора, руководителя эстрадного оркестра Перси
Фэйта (Percy Faith), известность которому принесли пышные оркестровые
аранжировки популярных мелодий. Фэйта, в отличие от бэнд-лидеров 1940-50-х
годов, опирающегося на классический принцип аранжировки, многие считают
создателем жанра «Easy listening». В 1953 году Перси Фэйт выпустил сингл с
«Swedish Rhapsody» на стороне А и «Song from Moulin Rouge» на стороне В.
Пластинка попала в лидеры американского хит-парада Billboard.
«Swedish Rhapsody» - Percy Faith (1953).
В том же году оркестр Мантовани (Mantovani) выпустил свою
версию «Шведской рапсодии», которая заняла 2-е место в британском чарте
синглов. Мелодия звучала по радио почти каждый день, являясь ярким примером
легкой оркестровой музыки, набиравшей в это время популярность. Версия
австро-британского дирижера Рэя Мартина (Ray Martin) была не так известна, но,
тем не менее, поднялась до 4-й позиции в британских чартах.
«Swedish Rhapsody» -
Mantovani And His Orchestra (1953).
«Swedish Rhapsody» - Ray
Martin Orchestra (1953).
В 1956 году американский гитарист-виртуоз Чет Аткинс (Chet
Atkins) сделал свою аранжировку мелодии для лидер-гитары, и вставил её первым
треком в альбом «Finger Style Guitar». «Swedish Rhapsody» до сегодняшнего дня
остается одной из самых популярных мелодий Аткинса.
«Swedish Rhapsody» - Chet Atkins (1956).
Во время концерта в Японии британской рок-группы «Deep
Purple» гитарист Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) в течение нескольких секунд
играл мелодию из «Midsommarvaka» перед исполнением песни «Lazy», вошедшей в
концертный альбом группы «Made in Japan» (1972).
«Lazy» (Made in Japan) -
Deep Purple (1972).
Мелодии из «Шведской рапсодии №1» неоднократно
использовались в кинематографе. Основная тема пьесы звучит в короткометражном
фильме 1952 года «The Stranger Left No Card». Тема «Торжества летнего
солнцестояния» используется в песне «Mah Nà Mah Nà», итальянском хите конца
1960-х годов, написанной композитором Пьеро Умилиани (Piero Umiliani) для
фильма для фильма «Sweden: Heaven and Hell».
« Mah Nà Mah Nà » -
Piero Umiliani.
В 2003 году версия «Шведской рапсодии» в исполнении оркестра
Мантовани была использована в звуковой дорожке к фильму известного американского режиссера
Ридли Скотта (Ridley Scott) «Великолепная афера» («Matchstick Men»).
P.S. Кстати, согласно документам польской разведки,
рассекреченным после Холодной войны, оказалось, что интервальный сигнал
номерной радиостанции G20 «Шведская рапсодия», исполнялся музыкальной
шкатулкой, и это было не произведение Хуго Эмиля Альвена, а «Люксембургская
полька» британского композитора Банни Льюиса (Bunny Lewis).
Luxembourg polka (feat.
Franck Pourcel et son orchestre) - André Claveau. Composer:
Bunny Lewis (1956).
Под катом вы можете ознакомиться ещё с несколькими
популярными версиями «Swedish Rhapsody» в исполнении Лондонского Королевского
филармонического оркестра, оркестра под управлением Хельмута Захариаса,
органистки Этель Смит и других.
Хельмут Захариас (Helmut Zacharias) - немецкий скрипач и
композитор, создатель более 400 произведений тиражом 14 миллионов копий.
Захариас активно участвовал в съемках кинофильмов, обычно играя музыкантов.
Swedish Rhapsody - Helmut Zacharias.
Лондонский
Королевский филармонический оркестр (Royal Philharmonic Orchestra London) -
основан в 1946 году Сэром Томасом Бичемом. Иногда оркестр называют главным
государственным оркестром Великобритании.
Swedish Rhapsody - Royal
Philharmonic Orchestra London • Libor Pesek (2010).
Этель Смит (Ethel Smith) - американская популярная
органистка, известная своей виртуозной игрой на органе Хаммонда.
Swedish Rhapsody - Ethel Smith.
Foden's Band - духовой оркестр из Сандбаха в Чешире. Группа
получила свое название от производителя грузовиков Foden в Сандбахе. Группа
Фодена - один из лучших духовых оркестров в мире; который регулярно появляется
на вершине «World of Brass - World Rankings». В 2012 году оркестр стал
победителем Национального чемпионата и чемпионата British Open.
Swedish Rhapsody - Foden
Motor Works Band (1974).
Фостер и Аллен (Foster & Allen) - музыкальный дуэт из
Ирландии, состоящий из Мика Фостера и Тони Аллена. За свою 40-летнюю карьеру
они выпустили более 30 альбомов, многие из которых вошли в чарты Великобритании
Swedish Rhapsody - Foster & Allen.
Эммануэль Евен Захав.
Swedish Rhapsody - Emmanuel Even Zahav. Accordion solo.
Ларри Адлер — джазмен-виртуоз, один из крупнейших мастеров
игры на хроматической губной гармонике XX века. Адлер стал знаменит в
Великобритании и Британской империи, где благодаря его выступлениям продажи
губной гармоники увеличились в двадцать раз и 300,000 человек стали членами
гармошечных фан-клубов.
Swedish Rhapsody - Larry Adler.
Клаус Вундерлих — немецкий электроорганист, пианист,
аранжировщик и композитор. Первоначально играл на электрооргане Хаммонда, затем
переключился на более новую разновидность электрооргана и на синтезатор.
Соединял в своих произведениях различные стили — классика, оперетта, театр
Бродвея, поп-музыка.
Klaus Wunderlich - Swedish Rhapsody.
Хьюго Винтерхальтер.
Swedish Rhapsody - Hugo Winterhalter and His Orchestra.
Рональд Чарльз Уолдрон, известный как Ронни
Роналде, был британским певцом и музыкантом в мюзик-холле. Роналд прославился своим
голосом, художественным свистом, йодлированием, имитацией пения птиц и сценической
индивидуальностью.
Swedish Rhapsody - Ronnie Ronalde.
Матс Олссон был шведским музыкантом, известным
аранжировщиком и дирижером.
Swedish Rhapsody - Mats
Olssons Orkester (1958).
Комментариев нет:
Отправить комментарий