ПЕТР ШАБОЛТАИ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РФ, ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ЭСТРАДНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ, ПРОФЕССОР
Несколько лет назад на сцене Кремлевского дворца состоялась программа «Любимые ВИА», в ней приняли участие такие известные коллективы, как «Поющие гитары», «Самоцветы», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Ариэль». То, что программа состоялась на сцене Кремлевского дворца, свидетельствует об уважении и непроходящем интересе к этому виду искусства.
Мы, чья молодость совпала с рождением ВИА, прекрасно помним, как сложно проходило утверждение этой новой формы музыкального действа на эстраде, и тогда только сумасшедший успех у публики помог музыкантам этого направления добиться официального признания руководящих инстанций.
Российские
ВИА возникли у нас в середине 60-х годов и вначале их отожествляли с
рок-группами, только в 70-е годы ВИА получили свой официальный статус и стали
так популярны и многочисленны, что я не могу не процитировать Андрея
Вознесенского, который отметил, что появление ВИА произвело эффект
«электрогитаризации всей страны».
В
молодости, будучи студентом, я сам играл в ансамбле и даже пел, позднее, как
профессиональный музыкант, я с большим интересом относился к этой области
песенно-музыкальной деятельности на эстраде, и по сей день не устаю восхищаться
различными творческими возможностями такой формы работы.
Надо
сказать, что БИА сразу заявили о себе, как о жизнеустойчивом и деятельном
организме. Они быстро заняли свое место на эстраде и в 70-е годы концертные
программы составлялись с обязательным учетом участия ВИА с большим блоком своих
песен. При аншлагах проходили сольные концерты ансамблей. Перечислить все ВИА
нашей эстрады практически невозможно, но нельзя и не сказать о тех, кто своей
деятельностью определил значимость этого направления в нашем музыкальном искусстве.
И тут я бы в первую очередь отметил ленинградский ансамбль «Поющие гитары». У
меня этот коллектив вызвал большой интерес своей тягой к театрализации.
Спектакль «Орфей и Эвридика» стал событием и «зеленым огоньком» для продвижения
других ВИА на путь создания спектаклей в концертном исполнении.
Это и
«Алые паруса» в исполнении ансамбля «Музыка», и «Красная шапочка», рок-опера из
репертуара «Голубых гитар», и «Свадьба соек», спетая и сыгранная «Иверией» и т.
д.
Необычайно
интересные результаты дало обращение ВИА к фольклорной лексике, и тут лидером
по праву стали белорусские «Песняры» под руководством В. Мулявина. Белорусские
народные песни в репертуаре «Песняров» органично уживались с общеизвестными
творениями наших самых знаменитых композиторов: А. Пахмутовой, О. Фельцмана, Д.
Тухманова, В. Шаинского. В работе мулявинского ансамбля театрализация
постановок решалась своими особыми художественными средствами, где
использовались обрядно-хоровые традиции и приемы площадного театра.
Позднее
находки белорусских музыкантов во многом определили художественный образ таких
популярных коллективов, как «Ариэль», «Добры молодцы», «Коробейники».
Особую
страницу в историю российских ВИА вписали «песенные» коллективы — «Самоцветы»
Ю. Маликова и «Пламя» С. Березина. В 2006 году «Самоцветы» отметили свое
35-летие на сцене Кремлевского дворца.
Работа
ВИА всегда строилась по довольно сложной схеме, но как ни странно, именно
структура ВИА предоставила возможность появления «двойников», копирующих
известные коллективы и по манере исполнения, и по репертуару. В стране
появилось так много ВИА, что министерство культуры, всерьез озабоченное этой
«эпидемией», в 1984 году проводит заседание специальной комиссии, где решается
вопрос о правах музыкальных коллективов на публичные выступления. Были разработаны
новые строгие правила, касающиеся всех ВИА. В результате, по документам 1984
года, количество ВИА в стране было сокращено.
Сегодня
ансамбли на эстраде претерпели существенные изменения. Конечно, их теперь не
так много, но те, что сохранились, по-прежнему пользуются любовью и успехом у
зрителей.
Я рад,
что появится книга-исследование, обобщающая все сделанное пионерами музыкальных
действ на эстраде. Это очень важно для истории нашей музыкальной культуры.
ГЕОРГИЙ
ГРЕЧКО, КОСМОНАВТ
«В семидесятых и восьмидесятых годах мне часто приходилось слушать наши замечательные советские песни. Многие из них звучали в исполнении молодежных вокально-инструментальных ансамблей. Я вспоминаю лирическую песню «Александрина» в исполнении прекрасного белорусского коллектива «Песняры» под руководством Владимира Мулявина. Просто за душу брало. Хочется вспомнить такие ансамбли, как «Самоцветы» («Там за облаками», «Не повторяется такое никогда»), «Надежда» («До отправленья поезда»), «Сябры» («Олеся»), «Пламя» («Снег кружится»), «Земляне» («Трава у дома»), «Цветы» («Мы желаем счастья Вам») и многие другие. Наши лучшие композиторы и поэты сочиняли для них.
Это
Александра Пахмутова, Марк Фрадкин, Серафим Туликов, Юрий Саульский, Леонид
Дербенев, Владимир Харитонов... В музыке вокально-инструментальных ансамблей
был настоящий юношеский задор, оптимизм, мелодия и хорошие слова. Все музыканты
оказались, бесспорно, талантливыми ребятами и настоящими профессионалами своего
дела. По телевидению часто показывали их выступления с лучшими песнями, которые
затем становились лауреатами ежегодного фестиваля «Песня года». И при этом
каждый музыкальный коллектив имел свое лицо, направление и свой репертуар.
Книга о
наших ВИА представляет собой настоящую энциклопедию, написанную живым языком.
Об одном из популярных направлений отечественной эстрады —
«вокально-инструментальные ансамбли» — на ее страницах представлена целая
летопись. Здесь — лучшие музыканты, песни и их авторы, композиторы и поэты.
Книга удачно приурочена к юбилею ВИА. Сорок лет назад в Ленинграде появился
самый первый профессиональный советский вокально-инструментальный ансамбль —
«Поющие гитары» под руководством Анатолия Васильева. Именно с них начиналась
история огромного и прекрасного мира ВИА. А что сегодня нужно человеку для
счастья? Это обязательно хорошая песня и хорошая книга!»
ОТ
АВТОРОВ
СЕРГЕЙ
ФРОЛОВ. ЖУРНАЛИСТ, МУЗЫКОВЕД
«В
детстве я очень любил слушать солнечные песни Арно Бабаджаняна, Полада Бюль
Бюль-Оглы, тогда еще вокального квартета «ГАЯ», грузинского ансамбля «Орэра»,..
и «Черного кота» Юрия Саульского. Это были замечательные 60-е. Вспоминаю, как в
молодежной передаче радиостанции «Юность» впервые прочитали мое письмо о лучших
песнях ретро...
А первое знакомство с ВИАу меня состоялось благодаря моим родителям. Они взяли меня на концерт «Лявонов». Правда, помню я это смутно, поскольку все видел из оркестровой ямы. Детей на вечерние мероприятия запрещали пускать в зал. Вот так, по разрешению музыкантов коллектива, мне довелось услышать легендарный белорусский ВИА, в дальнейшем известный как «Песняры». А вот продолжилось все, когда дома появился большой диск ВИА «Поющие гитары» с песенкой про велосипедистов. Помню, как их лиричные и виртуозные мелодии ребята в нашем дворе сразу же подбирали на акустических гитарах. Затем была музыкальная школа, первые самостоятельные аккорды на гитаре с песней «Саласпилс». Любительский ВИА, где я играл на бас-гитаре и одновременно пел в микрофон, как сольно, так и достаточно сложные партии в пятиголосном вокале. Вспоминаю, как на конкурсе в Москве придумать название ансамбля нам очень помог композитор Владимир Мигуля, который входил в жюри. Так появился ВИА «Первое апреля». Руководил нами замечательный музыкант Анатолий Игнатов, который прекрасно играл на гитаре, клавишных инструментах и пел. В дальнейшем я увлекся сочинением песен — меня вдохновлял мой приятель Леша Марков, в будущем записавший несколько хороших альбомов — «Калинов мост» и «Разные люди». Работа в редакции газеты (конечно, именно в музыкальной рубрике!) потребовала уже литературной «аранжировки» темы ВИА. Мои публикации, посвященные ансамблю «Орэра», Владимиру Мулявину, выходили и в других изданиях. Впрочем, жизнь в музыке продолжается, и есть желание сочинять новые песни для ВИА».
ВАЛЕРИИ
ЩЁЛКИН. ПРОДЮСЕР И ИМПРЕСАРИО
С 1988
года работает на российском и международном рынке индустрии развлечений. За
плечами — подготовка таких крупномасштабных шоу, как «Московские красавицы»;
мировые турне ледового цирка «Россия на льду»; проведение классических балетов
и балетных антреприз в поддержку звезд и молодых исполнителей российского
балета на сцене московского театра «Новая опера» с Николаем Цискаридзе и
другими великими танцорами современности; организация гастролей звезд
российской эстрады в США и Канаде, а также организация гастролей Элтона Джона в
России.
Поставил
огромное количество юбилейных шоу, среди которых 30-летие ВИА «Сябры» и вечер
памяти Владимира Мулявина, 40-летие легендарного грузинского коллектива
«Орэра», 50-летие великого спартаковца Юрия Гаврилова на стадионе «Динамо»,
праздничные мероприятия, посвященные 50-летию космодрома «Байконур», Дни
городов, благотворительные акции и корпоративные VIP-мероприятия.
С 2005
года является продюсером музыкального спектакля «Райские яблоки» о Владимире
Высоцком, названного театральными критиками одной из лучших сценических
постановок о великом поэте.
На
протяжении многих лет организует гастроли популярных и любимых ВИА, объединив в
одной эксклюзивной программе «Любимые хиты 70-80-х».
Возглавляемый
им продюсерский центр «УЗР» давно уже заявил о себе в России как мощная
креативная компания, деятельность которой направлена на создание
высококачественного музыкального продукта во всех его составляющих.
ВВЕДЕНИЕ
Невозможно
не вспоминать те счастливые минуты нашей жизни, когда по радио, на пластинке
или на концертной площадке мы впервые услышали коллективы, которые пели и играли.
На афишах их обозначали как вокально-инструментальные ансамбли. Первыми на
профессиональной советской эстраде в 1966 г. появились ленинградцы, «Поющие
гитары» под руководством главного идейного вдохновителя и создателя Анатолия
Васильева. Их выступления сразу завоевали огромный успех у зрителей. Репертуар
был поначалу составлен из песен советских композиторов, а также
инструментальных пьес. За основу был взят модный британский биг-бит, включая
«Шедеуз», «Битлз», «Тремелоус» ... Только произошел синтез слияния двух
культур, из чего получился свой стиль, не имеющий аналогов. В дальнейшем в
стране появились: молдавский ВИА «Норок», украинский ВИА «Кобза», московские
«Веселые ребята» и «Голубые гитары», белорусский «Песняры», ташкентский «Ялла»,
казахский «Дос-мукасан», латвийский «Модо» и многие другие. Так начинался новый
жанр отечественной эстрады. Коллективы появлялись один за другим. В каждом
городе страны из пятнадцати республик звучали свои ансамбли — профессиональные
и самодеятельные...
Но с появлением
многочисленных вокально-инструментальных ансамблей стало порой трудно узнавать
тот или иной коллектив. Не всем, к сожалению, удалось показать свое лицо... или
добиться неповторимой манеры исполнения. Тем не менее, жанр ВИА вырастил
блестящих певцов, солистов, гитаристов, барабанщиков, саксофонистов, трубачей,
тромбонистов, пианистов. Достаточно вспомнить потрясающий альбом композитора
Давида Тухманова «По волне моей памяти», где были представлены молодые таланты
из наших коллективов.
Надо
отметить, что исполнение простых песен в жанре ВИА привело к освоению
произведений крупной формы. Так были созданы и первые рок, зонг, феерии,
притчи-оперы. Наиболее известные «Орфей и Эвридика» Александра Журбина с
«Поющими гитарами», «Песни о доле» — «Песняров», «Алые паруса» Андрея
Богословского с ВИА «Музыка» ... Всесоюзные и всероссийские конкурсы давали
музыкальным коллективам звания и награды. Тысячи пластинок — миньонов, грандов
и дисков-гигантов вокально-инструментальных ансамблей — выпустила единственная
в стране фирма «Мелодия» с филиалами в Риге, Ленинграде, Ташкенте и Тбилиси.
Миллионные тиражи с новыми песнями разлетались по стране, большинство из
которых становились известными и любимыми. Сегодня это уже классика жанра.
Лучшие песни из репертуара ВИА — «Не повторяется такое никогда» Серафима
Туликова и Михаила Пляцковского в исполнении «Самоцветов», «Беловежская пуща»
Александры Пахмутовой и Николая Добронравова в исполнении «Песняров», «Уч-Кудук
— Три колодца» Фарруха Закирова и Юрия Энтина в исполнении «Ялла», «Как
прекрасен этот мир» Давида Тухманова и Владимира Харитонова, «Алешкина любовь»
Сергея Дьячкова и Онегина Гаджикасимова в исполнении «Веселых ребят», а также
многие другие. Было много и других хороших песен, композиторов и поэтов,
сочинявших для ВИА. Это Олег Иванов и Анатолий Поперечный, Вячеслав Добрынин и
Леонид Дербенев, Оскар Фельцман и Марк Фрадкин, Александр Морозов и Михаил
Рябинин...
Следует
отметить, что ВИА стало разрешенной де-факто и де-юре формой выплеска огромной
накопившейся энергии музыкального и поэтического творчества молодежи в
советские годы. И потому материалы об этом публиковались в массовой прессе,
конечно, под пристальным оком редакторов по культуре...
В 1980 г.
в издательстве «Знание» вышла интересная книга-брошюра талантливого режиссера и
ветерана белорусского ВИА «Песняры» Валерия Константиновича Яшкина. В ней автор
рассказывает о феномене появления ВИА и приводит характеристики наиболее известных
коллективов. Он сделал анализ творчества ансамблей, начиная от «Поющих гитар»
(1966 год) и заканчивая фестивалем «Тбилиси-80» с «Машиной времени»,
«Автографом» и другими победителями рок-форума. До этого выходили различного
рода публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская эстрада и цирк»,
«Кругозор» ... Про ВИА рассказывали в своих книгах Глеб Скороходов и Лев
Мархасев. Совсем недавно выпустили в свет свои воспоминания Валерий Ярушин,
руководитель ВИА «Ариэль», и солист «Песняров» Леонид Борткевич. Готовится к
выходу книга Юрия Маликова к юбилею «Самоцветов». Тем не менее, мы также решили
продолжить и насколько возможно полно рассмотреть жанр в целом от его истоков,
вплоть до появления новых коллективов на базе ВИА.
За
достаточно длительное время нам удалось встретиться с ветеранами коллективов,
музыкантами, композиторами, поэтами, продюсерами и вспомнить о том золотом
времени вместе с ними. Мы переслушали тысячи пластинок и километры
магнитофонных лент, которыми можно обернуть Землю по экватору не один раз...
Думаем, что нам удалось вспомнить все яркие и интересные ансамбли, история
которых продолжается и сегодня, через сорок лет, в новом веке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий