Я смотрел
на Мистера Би, как на идола. Я хотел одеваться, как он, говорить, как он,
построить картину всей моей жизни как музыканта и как человека в образе достоинств,
которые он показал…
Куинси Джонс.
8 июля
1914 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания, появился на свет замечательный
джазовый вокалист, один из первых темнокожих певцов-крунеров – Билли Экстайн (Billy
Eckstine).
Его
родителями были шофер Уильям и швея Шарлотта Экстайны; у Билли также было две
сестры. Позднее семья Экстайнов переехала из Питтсбурга в Вашингтон, где в
возрасте семи лет Билли начал петь и участвовать во многих любительских шоу
талантов. После окончания средней школы он учился в промышленном училище, а затем
в Университете Говарда, который оставил в 1933 году после победы в любительском
конкурсе талантов.
Примечательно
то, что первоначально Экстайн планировал связать свою жизнь с футболом, так как
серьёзно увлекался спортом, однако после перелома ключицы он переключился на
музыку. В 1939 году переехав в Чикаго, Билли присоединился к биг-бэнду Эрла
Хайнса "Grand Terrace Orchestra", выступая в качестве вокалиста, а
иногда и трубача. Будучи членом музыкального коллектива Эрла Хайнса, к 1943
году Экстайн уже обрёл некоторую популярность, в том числе и благодаря таким
своим песням, как «Jelly Jelly» (1940) и «Stormy Monday Blues» (1942), тогда же
он сменил оригинальное написание своей фамилии «Eckstein» на «Eckstine», чтобы
избежать ненужных ассоциаций с еврейскими фамилиями.
В 1944
году Билли Экстайн сформировал свой собственный биг-бэнд, послуживший
своеобразной школой для молодых музыкантов, в дальнейшем ставших джазовыми
звёздами (в их числе были Декстер Гордон, Арт Блэйки, Диззи Гиллеспи, Майлс
Дэвис, Чарли Паркер и Фэтс Наварро). С вокальными партиями выступал не только
Билли Экстайн, но и Сара Вон.
Оркестр
Билли Экстайна был первым боповым биг-бэндом, и, несмотря на модернистский
уклон группы, коллектив часто попадал в чарт-десятки лучших записей середины 1940-х
годов, в том числе благодаря композициям «A Cottage for Sale» и «Prisoner of
Love». Во время частых европейских и американских туров группы Экстайн также
играл на трубе, тромбоне и гитаре. Именно в тот период он и получил свой
псевдоним — «Mr. B» ("Мистер Би").
Диззи
Гиллеспи, размышляя о группе в автобиографии "To Be or Not to Bop"
(1979), писал: "Не было группы, которая звучала бы так же, как у Билли
Экстайна. Наша атака была сильна, и мы играли би-боп, современный стиль. Этого
не делали никакие другие группы во всём мире".
После
нескольких лет гастролей, будучи уже закалённым би-бопером, Билли Экстайн стал
сольным исполнителем-крунером и в 1947 году перешёл к исполнению баллад со
струнными оркестрами. Он записал более десятка хитов в конце 1940-х годов, в
том числе «My Foolish Heart» и «I Apologize». Экстайн был одним из первых
артистов, подписавших контракт с вновь созданной "MGM Records", на
которой немедленно записал возрождённые хиты «Everything I Have Is Yours»
(1947), «Blue Moon» (1948) и «Caravan» (1949). Он стал появляться на обложках
авторитетных музыкальных изданий и регулярно возглавлять опросы журналов
"Down Beat" и "Metronome" в категории «Луший вокалист», а в
1946 году Экстайн выиграл премию «Новая звезда» журнала "Esquire".
В 1950-х
годах Экстайну стало труднее поддерживать былой успех. Такая ситуация побудила
Экстайна выйти за рамки привычного джазового жанра и попробовать себя в
поп-музыке. Творческие поиски привели к тому, что в 1960-х к Билли Экстайну
пришла вторая волна популярности. Наслаждаясь успехом в поп-музыке, Билли
Экстайн иногда возвращался к своим джазовым корням, делая записи с Сарой Вон,
Каунтом Бейси, Билли Мэем и Куинси Джонсом.
На
протяжении 1960-х годов Экстайн продолжал выпускать альбомы, сотрудничая с
такими студиями звукозаписи, как "Mercury" и "Roulette". В
конце 60-х и 70-х годах Билли Экстайн работал с соул-ориентированными лейблами
"Motown" и "Enterprise", что придавало его музыке модное
для того времени звучание.
Он
неоднократно появлялся на различных телевизионных шоу, в том числе «Шоу Эда
Салливана», «Nat King Cole Show», «The Tonight Show» с Стивом Алленом и «Шоу
Дина Мартина». В 1986 году Билли Экстайн выпустил свой последний альбом,
"Billy Eckstine Sings with Benny Carter", после чего завершил
музыкальную карьеру.
Билли
Экстайн умер 8 марта 1993 года в возрасте 78 лет в результате остановки сердца.
После смерти музыканта кремировали, прах был передан родственникам.
Лайонел Хэмптон делился впечатлениями о Билли Экстайне:
"Он был одним из
величайших певцов всех времен и народов… Мы гордились им, потому что он был
первым чёрным популярным певцом. Он был одним из самых великих певцов того
времени… он был нашим певцом".
Billy
Eckstine - American Songbook (2010)
01 I Apologise
02 My Foolish Heart
03 Blue Moon
04 As Long As I Live
05 Caravan
06 Fools Rush In
07 Everything I Have Is Yours
08 Life Is Just A Bowl Of Cherries
09 I Wanna Be Loved
10 How High The Moon
11 St. Louis Blues
12 April In Paris
13 Tenderly
14 Smoke Gets In Your Eyes
15 One For My Baby And One For The Road
16 Ill Wind
17 Laura
18 I Love You
19 Ev'ry Day I Fall In Love
20 I'm A Fool To Want You
21 Time On My Hands
22 Sophisticated Lady
23 Serenade In Blue
24 All The Things You Are
One of the most distinctive of all ballad singers,
Eckstine was both a pivotal figure in the history of jazz (because of his
commitment to bebop) and the first black singer to achieve lasting success in
the pop mainstream. After winning a talent contest in 1930 by imitating Cab
Calloway, Eckstine sang briefly with Tommy Myles’ band, before returning to
college. On the recommendation of composer and tenor saxophonist Buddy Johnson
he joined Earl Hines’ band in 1939 as singer and occasionally playing trumpet
and in turn encouraged Hines to sign up Charlie Parker and Sarah Vaughan.
Eckstine’s recordings with the band include ‘Stormy Monday Blues’ and his own
‘Jelly Jelly’. In 1943, he quit to go solo but in 1944 formed his own big band,
a modern swing band committed almost exclusively to bebop, to the point where
Eckstine’s stylized vocals regularly took second place to the playing of Dizzy
Gillespie, Dexter Gordon, Art Blakey, Charlie Parker, Fats Navarro, Gene Ammons
and Kenny Dorham, among others. The band was badly recorded and badly managed
and in 1947 Eckstine folded it to go solo. However, the support Eckstine gave
bop musicians at that time was crucial.
Even before folding his band, Eckstine had recorded
solo to support it, scoring two million-sellers in 1945 with ‘Cottage for Sale’
and a revival of ‘Prisoner of Love’. Far more successful than his band
recordings, though more mannered and pompously sung, these prefigured
Eckstine’s future career. Where before black bands had played ballads, jazz and
dance music, in the immediate post-war years they had to choose. Lacking an
interest in the blues and frustrated by the failure of his big band, Eckstine,
at first reluctantly, turned to ballads. Henceforth his successes would be
in the pop charts.
In 1947, he was one of the first signings to the newly
established MGM Records and had immediate hits with revivals of ‘Everything I
Have Is Yours’ (1947), Richard Rodgers’ and Lorenz Hart’s ‘Blue Moon’ (1948),
and Duke Ellington’s, Irving Mills and Juan Tizol’s ‘Caravan’ (1949). He had
further success in 1950 with Victor Young’s theme song to ‘My Foolish Heart’
and a revival of the 1931 Bing Crosby hit, ‘I Apologize’. However, unlike Nat
‘King’ Cole who followed him into the pop charts, Eckstine’s singing,
especially his exaggerated vibrato, sounded increasingly mannered and he was
unable to sustain his recording success throughout the decade. His best record
of the fifties was the thrilling duet with Sarah Vaughan, ‘Passing Strangers’,
a minor hit in 1957.
Eckstine later concentrated on live appearances,
regularly crossing the world, and recorded only intermittently. In 1967, he
briefly joined Motown and in 1981 recorded the impressive ‘Something More’.
--- vervemusicgroup.com
download (mp3 @256 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий