Один из
самых популярных артистов эстрады конца 1920-х — 1930-х годов, суперзвезда,
идол женщин Руди Вэлли (Rudy Vallée) считается первым из великих, превратившим
свою вокальную слабость в достоинство и проложившим дорогу для Бинга Кросби,
Фрэнка Синатры и для всех других тихо поющих певцов (крунеров), вызывающих
своим негромким голосом сильные эмоции. Он стал первым певцом-мужчиной,
который поднялся как «эстрадный певец» от местных радиопередач в Нью-Йорке до
национальной популярности.
Хьюберт
Прайор Вэлли родился 28 июля 1901 года в Айленд-Понд, штат Вермонт, в семье Кэтрин
Линч и Чарльза Альфонса Вэлли. Его бабушка и дедушка по материнской линии были
англичанами и ирландцами, а бабушка и дедушка по отцовской линии были франко-канадцами
из Квебека. 29 марта 1917 года Вэлли поступил на службу в военно-морской флот
США, но власти обнаружили, что юноше было всего 15 лет, так как он указал
ложную дату рождения 28 июля 1899 года. На 41 день своей службы Вэлли был
демобилизован.
После демобилизации
Вэлли играл на кларнете и саксофоне в разных группах по всей Новой Англии.
Популярность саксофона побудили его усовершенствовать свою технику. Вэлли
заплатил «Columbia Records» за первые «личные записи», которые он использовал
для своей презентации как саксофониста.
В 1921
году, Вэлли поступил в Университет штата Мэн, где вступил в братство «Sigma
Alpha Epsilon». В 1924 году он перевелся в Йельский университет, который
закончил в 1927 году, получив степень бакалавра философии. Будучи студентом
Йельского университета, он руководил футбольным оркестром и был в нем ведущим
саксофонистом.
В 1928
году Вэлли сформировал группу «Rudy Vallée and the Connecticut Yankees», назвав
себя в честь саксофониста Руди Видефта. С этой группой, в которую входили две
скрипки, два саксофона, фортепиано, банджо и барабаны, он начал петь как как
солист. У него был тонкий, дрожащий теноровый голос, подходящий более для сладких
баллад, чем для джаза. Но его пение, игра на саксофоне и новаторские
аранжировки, которые Вэлли написал для своей группы, привлекли внимание слушателей,
особенно из числа молодых женщин.
Начиная с
февраля 1929 года Вэлли начал выступать на радио, сначала на нью-йоркской
станции WABC, а затем на WEAF и NBC Red Network. Обладая мягким голосом, подходящим
для интимности радио, певец стал одним из первых знаменитых радиовокалистов. Поклонницы
преследовали его, куда бы он ни пошел. Вопреки распространенному мнению, на выступлениях
Вэлли не было кричащих девушек, однако его концерты обычно проходили с аншлагом.
Тем не менее, его голос не звучал без усиления, поэтому в местах, где не было микрофона
он пел через мегафон, который он начал использовать, когда руководил футбольным
оркестром Йельского университета. Карикатура на него, поющего таким образом,
была изображена в мультфильме Бетти Буп «Бедная Золушка» (1934).
Несмотря
на популярность у Вэлли всегда были недоброжелатели, хотя и они отдавали
должное его таланту. Однажды радиожурнал «Radio Revue» провел конкурс на самый
негативный отзыв о певце. В одном из них говорилось: «Руди Вэлли использует то,
что редко увидишь в наши дни: ЛЮБОВЬ. Он действительно и честно ЛЮБИТ свою
аудиторию и свое искусство. Он ЛЮБИТ угождать слушателям, ЛЮБИТ всех этих
невидимых женщин так страстно, как только может любить».
Вэлли
сделал свои первые коммерческие записи в 1928 году для недорогих лейблов «Columbia
Harmony», «Velvet Tone» и «Diva». Певец подписал контракт с «RCA Victor» в
феврале 1929 года и оставался в компании до 1931 года, покинув её после
горячего спора с руководителями по поводу выбора песен. Затем он записывался
для недолго просуществовавшего лейбла «Hit of the Week», который продавал ламинированные
на картонной основе пластинки довольно низкого качества.
В августе
1932 года Вэлли подписал контракт с «Columbia» и оставался с лейблом до 1933
года после чего вернулся в «RCA Victor». До ноября 1933 года записи певца выпускались
на недорогом дочернем подразделении «Victor Bluebird», после чего он вернулся
на главный лейбл «RCA Victor».
В 1929
году Вэлли с Фэй Рэй и Ричардом Кромвелем начал вести популярное пародийное
радиошоу «The Fleischmann's Yeast Hour». Когда в 1937 году певец оставил
программу, он настоял на том, чтобы в качестве замены спонсор нанял Луи
Армстронга. Это был первый случай, когда афроамериканец вел национальную
радиопрограмму.
Самые
известные записи Вэлли сделал со своей группой «Connecticut Yankees»: «The
Stein Song» (также известную как песня Университета штата Мэн) в 1929 году и
«Vieni, Vieni» в конце 1930-х годов. Его последним хитом стала песня «As Time
Goes By», прозвучавшая в фильме 1942 года «Касабланка». Из-за запрета на запись
AFM в 1942-44 годах «RCA Victor» переиздал версию, записанную в 1931 году.
Как автор
песен, Вэлли написал мелодии, популяризованные Гленном Миллером («Oh! Ma-Ma!»),
Дюком Эллингтоном («Deep Night»), братьями Дорси («Old Man Harlem»), в
соавторстве с Хоги Кармайклом.
Во время Второй мировой войны Вэлли поступил в
чине главного старшины на службу в береговую охрану США, где руководил
оркестром береговой охраны 11-го округа. Он был повышен до лейтенанта и привел
оркестр из 40 человек к большому успеху. В 1944 году Вэлли был отправлен в
запас и вернулся на радио.
В 1955
году Вэлли снялся в фильме «Gentlemen Marry Brunettes» с Джейн Рассел, Аланом
Янгом и Жанной Крейн в главных ролях. Постановка снималась на натуре в Париже.
Фильм, основанный на романе Аниты Лоос, был продолжением знаменитого фильма «Gentlemen
Prefer Blondes» и вышел во Франции под названием «A Paris Pour les Quatre»
(«Париж для четырех»).
Вэлли
выступал на Бродвее в роли Джей Би Биггли в мюзикле 1961 года «Как преуспеть в
бизнесе без особых усилий» и повторил эту роль в киноверсии 1967 года. Он
появился в телесериале «Бэтмен» 1960-х годов в роли злодея лорда Мармадьюка
Фогга, а в 1971 году — в роли мстительного хирурга в эпизоде «Мармеладное вино»
сериала «Ночная галерея».
С 1948 по
1952 год Вэлли владел «Vallee-Video», телевизионной производственной компанией,
созданной в первые дни национального телевизионного вещания. Артист снимал
16-миллиметровые короткометражные фильмы для телевидения, в которых сам и играл.
Комедийные эпизоды в постановках сопровождались дублированным смехом. В 1949
году «Vallee-Video» выпустила одно из первых мультипликационных шоу на
телевидении «Tele-Comics.
Прорывом «Vallee-Video»
стало 15-минутное телевизионное шоу, основанное на комиксе о Дике Трейси, с
другом Валле Ральфом Бердом в главной роли, вышедшее в 1952 году. Однако в августе
того же года Берд умер, что привело к остановке шоу и положило конец «Vallee-Video».
Вэлли был
женат четыре раза. Его четвертая и последняя жена, Элеонора, написала мемуары
под названием «Мой любовник-бродяга», названные так по первому фильму Вэлли
1929 года.
Артист
умер от рака в своем поместье в Лос-Анджелесе 3 июля 1986 года, наблюдая за
телевизионным репортажем о праздновании столетия Статуи Свободы. Его последними
словами жене были: «Я хотел бы, чтобы мы могли быть там; ты знаешь, как я люблю
вечеринки».
Комментариев нет:
Отправить комментарий