четверг, 25 апреля 2024 г.

«Никто не знает больше о саксофоне, чем Бостик …»

Джамп-блюз

Свинг

Эрл Бостик– один из интереснейших ритм-н-блюзовых исполнителей середины XX века, имевший на своём счету десятки хитов высшего достоинства. Музыкальная карьера Бостика была разнообразной, его музыкальное творчество охватывало джаз, свинг, джамп-блюз и послевоенный ритм-энд-блюз, пионером которого он стал. У него был ряд популярных хитов, таких как «Flamingo», «Harlem Nocturne», «Temptation», «Sleep», «Special Delivery Stomp» и «Where or When», которые демонстрировали его характерное рычание на валторне.

Earl Bostic – «Flamingo»

Наряду с Луисом Джорданом (Louis Jordan) и Джонни Рэем (Johnny Ray) он был предтечей рок-н-ролла, и, чтобы в этом убедиться, достаточно прослушать наиболее "быстрые" вещи. Знаменитый барабанщик Арт Блейки как-то сказал: «Никто не знает больше о саксофоне, чем Бостик, – я говорю в чисто техническом смысле – и в том числе, Птица (имелся в виду общепризнанный гений саксофона Чарли Паркер)», а молодой Джон Колтрейн состоял в группе Бостика и многому научился у этого виртуоза.

Юджин Эрл Бостик (Eugene Earl Bostic) родился 25 апреля 1913 года, в Талсе (штат Оклахома). В детстве он играл на кларнете в школе и на саксофоне в местном отряде бойскаутов. В возрасте 18 лет Бостик присоединился к группе Теренса Холдера «Twelve Clouds of Joy». Своими саксофонными чарами он околдовал довольно много разномастных музыкантов, имена которых составили славу джаза: Лайонел Хемптон (Lionel Hampton) – первая совместная запись в октябре 1939 года, Тэдди Вильсон (Teddy Wilson), барабанщик Сид Кэтлетт (Sid Catlett), гитарист Чарли Кристиан (Charlie Christian), саксофонист Арнетт Кобб (Arnett Cobb) и многие другие.

Earl Bostic & his Orchestra – «Harlem Nocturne»

Однако известен он стал не сотрудничеством с «великими мира сего», а тем, что сам написал несколько удачных аранжировок для оркестров Пола Уайтмана, Джина Крупы (хитом стал – «Let Me Off Uptown») и Луи Примы (хит «Brooklyn Boogie»).

Руководство собственным оркестром и создание нескольких малых ансамблей тоже пошли ему в «зачёт». В биг-бэнде Лайонела Хэмптона он был лидером саксофонной группы. К тому времени Эрл Бостик уже был известен как блестящий исполнитель ритм-энд-блюза, его аранжировки с характерными риффами и яркий, богатый обертонами звук стали олицетворением темпераментной музыки негритянских пригородов американских мегаполисов. В 1938 и 1944 годах Бостик руководил хаус-бэндом в клубе Smalls Paradise. В начале 1940-х годов он был уважаемым завсегдатаем знаменитых джем-сейшенов, проводимых в клубе Minton's Playhouse. Бостик сформировал свою собственную группу в 1945 году и сделал первые записи под своим именем для лейбла Majestic.

Earl Bostic – «Temptation»

Самые яркие хиты Эрла Бостика – "Temptation", "Sleep", "Flamingo", "You Go to My Head", "Cherokee», "Let Me Off Uptown" с замечательным вокалом Аниты Одей (Anita O'Day) и импровизациями Роя Элбриджа (Roy Eldridge). В разное время в его группу входили Кетер Беттс, Джаки Байярд, Бенни Картер, Джон Колтрейн, Тедди Эдвардс, Бенни Голсон, Блю Митчелл, Тони Скотт, Клифф Смоллс, Чарльз Томпсон, Стэнли Террентайн, Томми Террентайн и другие музыканты, получившие известность, особенно в джазе.

В начале 1950-х годов, после перенесенного сердечного приступа, Эрл сосредоточился на написании аранжировок и стал появляться только в студии. Он открыл свой собственный R&B клуб в Лос-Анджелесе, известный как «Тhe Flying Fox». В 1953 году Бостик и его оркестр выступили на знаменитом девятом концерте «Кавалькада джаза», состоявшемся на Ригли-филд в Лос-Анджелесе, который был спродюсирован Леоном Хеффлином-старшим. В этот день также выступили Рой Браун и его оркестр, Дон Тости и его мексиканские джазмены, Шорти Роджерс, Нэт «Кинг» Коул с Велмой Миддлтон и Луи Армстронг и его «All Stars».

Anita O'Day · Gene Krupa · Earl Bostic · Redd Evans · Earl Bostic · Redd Evans – «Let Me Off Uptown»

В записи альбома Бостика Кинга под названием Jazz As I Feel It (1963) приняли участие Шелли Манн на ударных, Джо Пасс на гитаре и Ричард «Грув» Холмс на органе. Примерно через месяц Бостик записал с участием Холмса и Пасса альбом «A New Sound». Эти записи позволили Бостику выйти за пределы трехминутного лимита, установленного форматом 45 оборотов в минуту. Музыкант был доволен сессиями, которые подчеркивали его полное мастерство в блюзе, но они также предвещали музыкальные достижения, которые позже были очевидны в работах Джона Колтрейна и Эрика Долфи.

Эрл Бостик прожил не очень долгую жизнь – всего 52 года. Он умер 28 октября 1965 года от сердечного приступа в Рочестере, штат Нью-Йорк, во время выступления со своей группой и был похоронен на кладбище Инглвуд-Парк в Южной Калифорнии. Почетными носильщиками на похоронах были Слэппи Уайт и Луис Прима. Сегодня он покоится под простым черным грифельным надгробием неподалеку от других музыкальных светил, таких как Чет Бейкер, Рэй Чарльз и Элла Фицджеральд, которая родилась ровно через четыре года после Эрла. В 1993 году Бостик был включён в Зал славы джаза Оклахомы.

Earl Bostic & his Orchestra – «Tiger Rag»

Можно сказать, что Эрл Бостик в какой-то мере поддался коммерции, но это не значит ничего плохого. Он сам признавался, что был заинтересован в продаже пластинок и пошёл так далеко, что даже записывал свои популярные соло, для того чтобы угодить восхищённым поклонникам. Тем не менее, музыкант всегда был готов блестяще импровизировать во время своих выступлений. Виртуозность Бостика на саксофоне была легендарной, и она очевидна на таких записях, как «Up There in Orbit», «Earl's Imagination», «Apollo Theater Jump», «All On», «Artistry by Bostic», «Telestar Drive», «Liza», «Lady Be Good» и «Tiger Rag». Спасибо ему за это!

Комментариев нет:

Отправить комментарий