Свинг
Из всех
музыкальных гигантов последних семи десятилетий, особенно со времен больших
свинговых групп и диксиленд-джаза, есть один, который выделяется среди них как
человек, внесший наибольший вклад в современную музыку и курс, который она в
конечном итоге выбрала. Его зовут Луи Прима.
Неутомимый
артист и недооцененный музыкальный талант, Прима стал кумиром миллионов
благодаря неотразимому и заразительному звучанию. Визитной карточкой артиста
была смесь новоорлеанского джаза, буги-вуги, джамп-блюза, раннего рок-н-ролла и
даже случайных цитат из итальянской тарантеллы. Кульминацией карьеры Луи Примы
стала его женитьба на певице Кили Смит, чья хладнокровная, утонченная техника и
безмятежное поведение на сцене стали идеальным противовесом стремительному
Приме, неуклюже резвящемуся на сцене с безграничным энтузиазмом гиперактивного
мальчишки. Успокаивающее влияние на группу оказывал также тенор-саксофонист Сэм
Бутера. Возможно, из-за того, что Прима отказывался относиться к своей музыке
слишком серьезно, ортодоксальные джазовые критики отмахивались от него как от
простого артиста, тем самым упуская из виду его талант истинного джазового
музыканта. Он был не только большого мастерства певцом с поразительным
диапазоном, но и превосходным трубачом, похожим на Армстронга своей
неукротимостью.
Значение
Примы для поп-культуры значительно, его демонстративно выставляемое напоказ
происхождение облегчило путь к успеху другим итало-американским певцам. Он был
первым топ-исполнителем, которого регулярно можно было увидеть в казино
Лас-Вегаса. Луи Прима был известен как бесспорный Король лас-вегасских залов,
когда город был "еще в колыбели", и действовало единственное правило
– нет никаких правил. Согласно Бобу Пепитоуну, выдающемуся коллекционеру,
знатоку и поклоннику Примы, Луи единолично ответствен за превращение Лас-Вегаса
в Мекку развлечений для взрослых в 1950-х.
Его музыкальное наследие оказалось очень долговечным, его произведения стали актуальными хитами для Дэвида Ли Рота и Брайана Зетцера. Такие песни, как "Banana Split for my Baby", "Hey Boy! Hey Girl!" и "Jump, Jive and Wail", вместе с несколькими "попсово-жестяными" стандартами, просто выворачиваются наизнанку его грубым, ревущим голосом, к которому, похоже, всегда приклеена улыбка. Вот что такое Луи Прима!
Итало-американский
певец, музыкант, композитор и поэт-песенник Луи Прима (Louis Prima), оказавший
большое влияние на американскую и мировую популярную музыку в 1930—1950-х годах
родился 7 декабря 1911 года (впрочем, иные источники утверждают, что годом
позже) на родине джаза в Новом Орлеане. Его отец, Энтони Прима, был сыном
Леонардо Ди Прима, сицилийского иммигранта из Салапаруты, тогда как его мать,
Анджелина Каравелла, эмигрировала с острова Устика к северу от Сицилии еще
ребенком. Луи был вторым ребенком в семье; его старший брат Леон родился в 1907
году, а сестры Элизабет и Маргарита были младше. Маргарита умерла, когда ей
было три года. Примы жили в доме по адресу 1812 Сент-Питер-стрит в Новом
Орлеане.
Мама Луи любила
музыку и следила за тем, чтобы каждый ребенок играл на музыкальном инструменте.
Луи получил скрипку и начал играть в приходе Святой Анны. Он заинтересовался
джазом, когда услышал чернокожих музыкантов, в том числе Луи Армстронга.
Итальянские иммигранты, итало-американцы и афроамериканцы в Новом Орлеане в то
время часто общались в одних и тех же клубах и барах. Местные клубы, открытые
для отверженного высшим светом города итальянского сообщества, такие как
Matranga's, Joe Segrettas, Tonti's Social Club и Lala's Big 25, были
итало-американскими клубами, принадлежащими итальянцам. Афроамериканцы всегда
были желанными гостями в этих клубах, часто музицировали и братались с итальянцами
и итало-американцами. Интерес Примы к джазу возник во время посещения этих
клубов и наблюдения за тем, как чернокожие и итальянские джазовые исполнители
играют вместе.
Как пишет
писатель Гарри Булард в своей книге «Луи Прима», он обращал внимание на музыку,
доносящуюся из клубов, и наблюдал, как его старший брат Леон играет на корнете.
В 1924 году Луи сформировал со своими друзьями детства «Кэнди» Кандидо (бас),
Ирвингом Фазолой (кларнет) и Джонни Вивиано (ударные) свою первую группу «Louis
Prima's Kid Band».
Прима
учился в иезуитской школе, но осенью 1926 года перевелся в среднюю школу
Уоррена Истона, в то время школу для мальчиков, где играл в школьной группе
«Eastonites». В 1927 году он объединился с коллегой-музыкантом Фрэнком
Федерико, и пара играла в «The Whip», захудалом ночном клубе Французского
квартала. К весне 1928 года Прима решил, что станет профессиональным
музыкантом. Он бросил среднюю школу до ее окончания, вступил в Союз
музыкантов и начал играть в небольшом джазовом ансамбле Эллиса Стратако (Ellis
Stratakos).
В 1929
году Прима присоединился к оркестру Иосифа Чернявского, который играл на
пароходе «Капитал». Там он встретил Луизу Полицци, на которой женился 25 июня
1929 года.
С 1931 по 1932 год Прима выступал в клубе
Avalon, принадлежащем его брату Леону. Первый прорыв Луи произошел, когда Лу
Форбс нанял Приму для ежедневных дневных и ранних вечерних шоу в клубе The
Saenger. В 1933 году Луи Прима переехал
в Чикаго и стал петь в составе трио Hotcha (Дэвид Роуз, фортепиано и Норман
Гаст, скрипка), с которым 28 сентября 1933 года артист записал свои первую
пластинку «Chinatown, My Chinatown»\«Dinah».
В 1934
году Прима вернулся в Новый Орлеан, где во время сезона Марди Гра познакомился
с известным бэнд-лидером Гаем Ломбардо (Guy Lombardo), который пригласил
артиста в Нью-Йорк и заключил с ним контракт на запись с Brunswick Records. В
сентябре 1934 года Прима сформировал свою группу под названием New Orleans
Gang, в которую первоначально входили Клод Торнхилл (фортепиано), Джордж Брунис
(тромбон), Сидни Ародин (кларнет), Джордж Ван Эпс (гитара), Арти Шапиро (бас) и
Стэн Кинг (ударные). Во время первой сессии записи 27 сентября 1934 года было записано
четыре наименования: «That's Where the South Begins», «Long About Midnight», «Jamaica
Shout» и «Stardust» Хоги Кармайкла. Ни одна запись не попала в чарты. Это также
относится и к шести записанным 1 ноября 1934 года, включая первую композицию,
написанную Примой, «I Still Want You».
Сессия
звукозаписи, проведенная 3 апреля 1935 года, показала, что состав
новоорлеанской банды полностью изменился. С Фрэнком Пинеро (фортепиано), Ларри
Альтпитером (тромбон), Эдди Миллером (кларнет, тенор-саксофон), Гарри
Макадамсом (гитара), Джеком Райаном (бас) и Рэем Бодуком (ударные) в тот день
было сделано четыре записи, из которых композиция «I'm Living in a Great Big
Way» достигла 13-го места в поп-чартах.
В марте
1935 года Прима выступил со своей группой в клубе Famous Door, одном из самых
популярных джаз-клубов Нью-Йорка. С мая 1935 года он впервые нанял кларнетиста
Пи Ви Рассела, чья нервная игра привнесла динамизм в группу. В мае 1935 года Прима
и Рассел записали песню «The Lady in Red», национальный хит для музыкальных
автоматов, а также «Chinatown» и «Chasing Shadows». Песня «In A Little Gypsy
Tea Room», записанная 27 июня 1935 года, смогла подняться на 4-е место — лучшее
место за всю карьеру Луи Примы.
Его четко
узнаваемый неаполитанский акцент странно звучал по-английски. 28 февраля 1936
года песня «Sing, Sing, Sing (With a Swing)», написанная Примой, была записана
Фрэнком Пинеро (фортепиано), Пи Ви Расселом (кларнет), Джо Каталином (тенор-саксофон),
Гарри Макадамсом (гитара), Джеком Райаном (бас) и Джорджем Пемберти (ударные). Запись
этой песни Примой не попала в чарты, и только в затянутой концертной версии
Бенни Гудмана (записанной 16 января 1938 года в Карнеги-холле) композиция
обрела мировую известность и стала джазовым стандартом.
Затем артист
появился в некоторых голливудских фильмах, таких как «Ритм на полигоне»,
который был выпущен 1 июля 1936 года, и «Манхэттенская карусель» 1937 года.
Тогда же Прима периодически появляется в мюзиклах, таких как «Swing It!», вместе
с Бингом Кросби и Мартой Рэй, которая сыграла важную роль в профессиональной и личной
жизни Примы.
В марте
1937 года к группе присоединился кларнетист Мейер Вайнберг. С мая 1938 года
Прима выступал в клубе Билли Роуза Casa Mañana, где заработал почти четверть
миллиона долларов за семь недель. В конце 1938 года Прима был нанят агентством
Уильяма Морриса, которое отправило его оркестр в гастрольный тур - Бостон,
Нью-Йорк, Балтимор, Вашингтон, Филадельфию, Майами-Бич, Новый Орлеан и
Сент-Луис. Группа передвигалась на машине, так как это был самый дешевый
вариант. Выступление «New Orleans Gang» в Вашингтоне посетила первая леди
Элеонора Рузвельт и официально пригласила Луи Приму на празднование дня
рождения президента Франклина Д. Рузвельта. Артист появлялся на фотографиях с
президентом, что в конечном итоге повысило его известность. В сентябре 1939
года «New Orleans Gang» вернулись в Нью-Йорк и возобновили ангажемент в клубе
«Famous Door».
В январе
1940 года Луи Прима переименовал группу, к которой присоединился старший брат
артиста Леон, в «The Gleeby Rhythm Orchestra». Артист нашёл наконец свой
собственный стиль: крепкие свинговые аранжировки, взрывная смесь из английских,
итальянских фраз и скэтового пения, и здоровая доля юмора. К их хитам относятся
«Bell-Bottom Trousers», «Civilization (Bongo, Bongo, Bongo)», «Robin Hood»,
достигшие американского топ-10, и, конечно же, «Angelina» (1944), открывшая
дорогу для «итальянских» песен типа «Felicia No Capicia», «Please No Sqeeza Da
Banana» или «Bacciagaloop (Makes Love On The Sloop)».
Несмотря
на анти-итальянские настроения в США во время войны, Прима продолжал записывать
итальянские песни. В 1943 году он записал для армии США хит «Just a Gigolo» аранжированную
кавер-версию итало-немецкой песни «Schöner Gigolo», написанная в 1929 году
Нелло Казуччи (музыка) и Юлиусом Браммером (слова). Прима преобразовал
оригинальную песню, включив в нее блюзовый хит 1930-х годов «I Ain't Got
Nobody». Трек «Just a Gigolo» стал визитной карточкой артиста и был перепет
группой Village People в 1978 году и Дэвидом Ли Ротом (вокалистом группы Van
Halen) в 1980-х годах.
К
середине 1940-х годов Луи Прима переживал большой успех. Летом 1945 года у него
было несколько больших хитов, в том числе «My Dreams Are Getting Better All the
Time» и «Bell-Bottom Trousers». Луи ввел в свой формат новые песни, такие как
«Civilization» (The Thousand Island Song), «Oh Babe», на которые со временем были
созданы десятки каверов другими исполнителями.
Прима
творил историю и побивал рекорды везде, где появлялся. В течение одного года он
выступил беспрецедентные три раза в величайшем театре из всех, «The Paramount
Theatre» в Нью-Йорке. Луи принимали с распростертыми объятиями в знаменитых
черных театрах того времени, таких как «The Regal» в Чикаго, «The Paradise» в Детройте,
и, наконец, в знаменитом «Apollo» в нью-йоркском Гарлеме. В театре «Strand» в
Нью-Йорке артист заработал 440 000 долларов за шесть недель. В Детройте Прима смог
заработать около 38 000 долларов за одно дневное выступление.
На
протяжении следующих четырех лет прически, платья, костюмы, обувь, шляпы и т.д.
отражали итальянский дизайн, и все благодаря Приме. Открылась дверь для многих итальянских
певцов, таких как Перри Комо, Вик Дэймон, Тони Беннетт, Бадди Греко, Фил Брито,
Дин Мартин и др. Популярный диджей того времени, Мартин Блок, назвал Луи Приму «Королем
свинга», поставив его над Вуди Германом, Чарли Барнеттом и другими.
Тем
временем эпоха биг-бэндов подходила к концу, и для «Gleeby Rhythm Orchestra»
сцен становилось всё меньше и меньше. В марте 1949 года Прима заменил
вокалистку Лили Энн Кэрол на Дороти Кили Смит (Дороти Гамбарделла), робкую
девушку с мальчишеской причёской и непроницаемым лицом. Контраст их стилей
сделал своё дело, и песня 1950 года «Oh Babe» стала хитом. В 1953 году Кили
Смит стала четвёртой женой Луи.
Прима
подписал контракт с Columbia Records осенью 1951 года, чтобы идти в ногу с
быстрыми изменениями в маркетинговой индустрии. На протяжении
шестнадцатимесячного контракта его лучшими хитами были «Chop Suey, Chow Mein»,
«Ooh-Dahdily-Dah» и «Chili Sauce». Чтобы содержать своих лошадей и управлять
своими расходами, он решил бросить свой биг-бэнд и играть в небольших клубах.
Он старался найти новый стиль для своих выступлений, тем более что зарождался
рок-н-ролл. Прима не был против новых направлений в музыке, как некоторые
другие артисты. Он признавал, что «у молодежи есть чутье на ту музыку, которую
интересно слушать и танцевать».
В 1954
году Прима застолбил ангажемент в отеле Sahara в Лас-Вегасе и присоединился к
малому ансамблю во главе с популярным в Новом Орлеане тенор-саксофонистом Сэмом
Бутерой. Их первое выступление состоялось в Рождество, и группа, экспромтом
названная «The Witnesses», то есть «Свидетели», сразу же стала сенсацией в
Лас-Вегасе; их месячный ангажемент превратился в постоянное шоу, афишированное
как «Безумнейшее шоу в Вегасе». Выступления зачастую повторялись по пять раз за
ночь, и каждое шоу не было похоже на предыдущее. Луи прыгал по сцене,
гримасничал, шутил, задирал своих партнёров и зрителей. Популярность Примы была
предельно велика.
Успех
позволил ему подписать контракт с Capitol Records. В сентябре 1956 года Прима
выпустил свой первый альбом «The Wildest!», где прозвучали такие знаменитые
вещи, как попурри «I’m Just A Gigolo — I Ain’t Got Nobody», «Jump, Jive an'
Wail», «Buona Sera» и «Oh Marie». В 1957 году Прима и Кили выпустили альбом «The
Call of the Wildest». Дуэт также перепел песню «That Old Black Magic», которая
была хитом Top 40 в течение двух месяцев, что принесло паре премию «Грэмми».
В 1959
году Прима сменил отель Sahara на Desert Inn и подписал контракт с лейблом Dot
Records и выпустил восемь альбомов, хедлайнерами которых стали «Wonderland By
Night» и «On Stage». Пара много выступала, и это сказалось на их браке. Постоянные
измены Примы стали причиной их развода в 1961 году. Тем не менее, у Смит также
был роман с Фрэнком Синатрой до ее развода с Примой. После того, как Смит ушла
из его жизни и выступлений, Прима пыталась доказать, что она ему не нужна.
Когда в газете New York Post было высказано предположение, что Смит может
вернуться для выступления в ночном клубе Basin Street East в Нью-Йорке, Прима
сказала: «У меня нет никакого желания иметь какие-либо дела с Кили Смит ни при
каких условиях... Ничто в мире и никто никогда не сможет заставить меня принять
эту женщину».
После
развода с Кили Прима уже никогда не был так популярен, но продолжал выступать в
Лас-Вегасе с Сэмом Бьютерой и «The Witnesses». Место Кили Смит было занято
бывшей официанткой Джией Майоне, которой был 21 год. Прима сделал все
возможное, чтобы сделать ее знаменитой, профинансировав её первый альбом
"This Is... Gia», который не имел успеха.
Не
получая того внимания, которого ему требовалось от крупных звукозаписывающих
лейблов, в 1964 году Прима основал свою собственную звукозаписывающую компанию
под названием «Prima Magnagroove Records». Он стал одним из первых независимых
продюсеров звукозаписи. Луи купил лучшее звукозаписывающее оборудование того
времени, продолжил записываться сам и записывать других артистов вплоть до 1975
года. Одним из его открытий стал молодой Джонни Риверс, который позже возглавит
чарты со своими собственными хитами.
В 1967
году Прима озвучил хриплого орангутана Короля Луи в анимационном фильме Уолта
Диснея «Книга джунглей». Он исполнил хит «I Wan'na Be Like You», что привело к
записи двух альбомов с Филом Харрисом: «The Jungle Book» и «More Jungle Book»,
а также к исполнению музыкальной темы «Winnie the Pooh» для альбома 1967 года
под названием «Happy Birthday Winnie the Pooh».
В начале
1970-х годов Прима и ансамбль продолжали выступать в казино и отелях
Лас-Вегаса, но привлекали всё меньше публики, и Прима с Бутерой вернулись в
Новый Орлеан, где играли во французских кварталах для туристов.
В 1973
году у Примы случился сердечный приступ. Два года спустя, после головных болей
и эпизодов потери памяти, он обратился за медицинской помощью, и у него была
диагностирована опухоль ствола мозга. После операции у него произошло кровоизлияние
в мозг, и он впал в кому, в которой пробыл три года, и не приходя в сознание,
умер 24 августа 1978 года от пневмонии. Был похоронен в Новом Орлеане, рядом с
родителями. На могиле установлена скульптура работы Алексея Казанцева — ангел,
играющий на трубе.
Поклонники
знали Приму, как доброжелательную и терпеливую знаменитость: он всегда раздавал
автографы или позировал для фотографий с улыбкой. Однако к звукозаписывающим
компаниям и крупным корпорациям Прима не проявлял особого уважения, и он был
бескомпромиссен, добиваясь максимальной компенсации за свою работу.
У артиста
были дорогие вкусы: он делал покупки в магазинах люксовой одежды и всегда носил
костюмы топовых брендов. Он тратил большие суммы на скачки и собственную
конюшню. Он сказал, что ему нравились азартные игры, потому что они расслабляли
его. Он хорошо знал каждую из своих лошадей и читал о тренировках.
Любовь Примы
к гольфу привела его к строительству собственного поля, которое он назвал Warm
Springs Country Club, более известным как «Фервей к звездам». Это дало артисту
прекрасную отдушину от шоу-бизнеса. Он играл в гольф каждый день со своими
приятелями в днём и выступал на сцене ночью.
Память.
Отмеченная
многочисленными наградами композиция Примы «Sing Sing Sing» была помещена в Зал
славы «Грэмми». Жизнь Луи была представлена на Всемирной выставке 1984 года в
Новом Орлеане на Итальянской выставке. В 80-х годах Дэвид Ли Рот записал слово
в слово, ноту за нотой песню «Just a Gigolo — I ain't Got Nobody», получив за
песню и видео награду.
В 1989
году Реба МакЭнтайр привлекла к Приме внимание чартов кантри-музыки, записав
композицию Луи «Sunday Kind of Love» и получил премию ASCAP Writers Award за
эту песню и запись.
В 1990-е
годы магазины "Gap" возродили внимание нового поколения к Луи и
свингу. В их телевизионной рекламе «Khakis Swing» использовалась еще одна
замечательная песня, которую написал и записал Прима. «Jump, Jive and Wail» и
рекламный ролик дали жизнь таким группам, как «The Cherry Poppin Daddies», «Big
Bad VooDoo Daddy», «Royal Crown Revue» и «Brian Setzer Orchestra». Брайан
Зетцер, скопировав точную аранжировку Луи и добавив гитарное соло, получил за
запись «Jump, Jive and Wail» премию «Грэмми».
В конце десятилетия
Дон МакГлинн и Джо Лауро спродюсировали и сняли блестящую биографию артиста под
названием «Луи Прима: Самый дикий». В работе над фильмом принимала участие
компания Prima Music LLC. Фильм получил награды кинофестивалей и большое
признание критиков. Он был выпущен на DVD и транслировался по телевидению на
станциях American Movie Classics и PBS по всей США.
Музыка
Примы была использована в бесконечном множестве крупных рекламных кампаний,
прозвучав в рекламных роликах The Gap, Coca-Cola, Nike, Fiat, Talbot's, General
Motors, Commerce Bank of America, а также в трейлере фильма «Каникулы мистера
Бина». В 2007 году один из каверов Примы на неаполитанскую песню «Maria Marì»
(Винченцо Руссо и Эдуардо Ди Капуа), который он назвал «Oh Marie», был
ремикширован в качестве саундтрека к рекламе Fiat Grande Punto.
Классическая
запись Луи Примы «Buona Sera» прозвучала на церемонии закрытия зимних
Олимпийских игр 2006 года в Турине. В том же году его запись «Beep! Beep!» будила
астронавтов космического шаттла НАСА во время их миссии в космосе. Это событие
транслировалось всеми основными теле- и радиоинформационными каналами и
освещалось в газетах по всему миру.
В феврале
2008 года Луи Прима был удостоен чести на церемонии вручения премии «Грэмми» в
честь 50-летия со дня получения артистом своей первой премии «Грэмми» за запись
песни «That old Black Magic».
25 июля
2010 года, в ознаменование 100-летия со дня рождения, Прима получил звезду на
Голливудской аллее славы. Артист стала героем ежегодного коллекционного плаката
фестиваля «Джаз и наследие» в Новом Орлеане, с портретом Примы, написанным
певцом Тони Беннеттом.
В 2018
году сингл Примы 1936 года «What Will Santa Claus Say (When He Find Everybody
Swingin')» был сэмплирован Kids See Ghosts в песне «4th Dimension», которая
появилась на их альбоме «Kids See Ghosts».
Комментариев нет:
Отправить комментарий