пятница, 24 декабря 2021 г.

Зал славы джаза. Банни Бериган (1908 - 1942).

Зал славы джаза.

Роланд Бернард Бериган, или, как его все звали, Банни Бериган (Roland Bernard "Bunny" Berigan) родился 2 ноября 1908 года в городке Гилберт и вырос в Фокс-Лэйке, штат Висконсин. Он был типичным музыкальным вундеркиндом – быстро овладел скрипкой и трубой и уже тинейджером играл в оркестре своего деда, Джона Шлицберга. Очевидно, от деда Банни и унаследовал музыкальный дар, быстро принесший ему необыкновенную славу. По иронии судьбы, возможно, именно деду, умершему в 1927 году от «склероза печени», Банни был обязан и второй страстью своей жизни – погубившему его алкоголизму.

Так или иначе, сначала Банни стал великим трубачом. Он учился в Университете Висконсина, а вечерами после учебы играл в танцевальных бэндах. После выпуска в 1928 году он приехал в Нью-Йорк и попал в оркестр Хэла Кэмпа (Hal Kemp). Именно с бэндом Кэмпа, уже в 1930 году, он записал свои первые блестящие соло и отправился в турне по Европе. Это был первый успех. Дальше началась настоящая гонка. В 1931 году Банни был солистом в биг-бэнде Томми Дорси, с 1932 по 1933 – играл у Пола Уайтмена, в 1934 – у Эби Лаймана, а с 1935 по 1936 – у Бенни Гудмана. В 1935 году Банни участвовал в легендарном турне Гудмана, начавшемся как абсолютная безденежная авантюра в разгар Великой Депресии и закончившемся 21 августа триумфом в танц-зале «Паломар» в Лос-Анджелесе – знаменитым концертом, который впоследствии стали считать точкой отсчета Эры Свинга.

Bunny Berigan & His Blue Boys – «I'm Coming Virginia» (1935).

Быстро став очень востребованным и популярным, Банни много работал с радиостудией "CBS" – то как фрилансер, то штатно. Его часто можно было услышать и по радио, и на пластинках, и в самых знаменитых клубах Нью-Йорка. Глядя на успех множества бэндов, с которыми он играл, в 1935 году Банни решил собрать свой собственный коллектив "Blue Boys". Но, хотя его музыканты и он сам выкладывались по полной, полная неприспособленность Банни к ведению бизнеса привела их к быстрому краху. Какое-то время он играл и записывался со знаменитыми певцами – Бингом Кросби, с Милред Бэйли (Mildred Bailey) и Билли Холидей. Затем в 1937 году опять солировал у Томми Дорси и, помимо прочего, сделал с ним одну из самых своих потрясающих записей: его соло в “Marie” считается подлинным шедевром. При этом оно звучало настолько мощнее хора и оркестра, что практически невозможно было поверить, что во время записи Банни стоял в 30 футах (то есть приблизительно в 9 метрах) от микрофона.

Tommy Dorsey, Jack Leonard and Bunny Berigan – «Marie» (1937).

В том же году Банни вновь попытается собрать собственный бэнд – и вновь будет испытывать постоянные трудности, как финансовые, так и личные. Жена музыканта, Донна, вместе с ним быстро пристрастилась к выпивке и постоянно устраивала скандалы. Обе дочки росли почти без присмотра. Начавшийся роман с певицей Ли Уайли (Lee Wiley), сделал ситуацию еще хуже – однако, как говорят, именно эта новая страсть и вдохновляла Банни, когда он сделал первую запись “I Can’t Get Started” со своим новым бэндом. В его исполнении эта композиция стала невероятно популярной. Именно её ему приходилось снова и снова играть на всех выступлениях – на какое-то время Банни стал буквально рабом одного хита. Известно, что Луи Армстронг, всегда признававший и высоко ценивший талант Беригана, в тот период отказался сделать свою запись “I Can’t Get Started”, сказав, что это «песня Банни». Впоследствии, в 1975 году, та пластинка Беригана 1937 года будет включена в «Зал Славы Грэмми».

Bunny Berigan & His Orchestra – «I Can't Get Started» (1937).

В начале 40-х, пытаясь расплатиться с накопившимися долгами, Банни работал все яростней, выступал все чаще и дольше – он даже уже и пел сам, и тоже с большим успехом, однако дела шли все хуже и хуже, поскольку и пил он все больше и больше. Банни уже не мог вставать и работать, если не выпивал, и уже часто не мог нормально выступать и исполнять свои фирменные соло, потому что выпивал слишком много. Каждый день был поиском нужного «баланса выпивки». Ни его отец, ездивший с ним по турне, ни его верный менеджер, Дон Палмер, как ни старались, не могли спасти Банни. Во время выступлений он так часто падал, что со временем превратил это в своего рода комический трюк – часть концертного номера: он, как будто нарочно, падал лицом вниз, без всяких видимых последствий. Но здоровье музыканта стремительно ухудшалось, и врачи запретили ему играть – альтернатива, немыслимая для Банни. Он жил музыкой и своими выступлениями, и без них, без публики, без всего этого просто умер бы морально. И Банни предпочел смерть физическую. Он продолжал играть. Во время выступлений он сплевывал кровавую слюну, он уже не мог есть и стал похож на скелет – рассказывали, что музыканты плакали, глядя, как он погибает на их глазах. Переутомление, истощение, пневномия, наконец, цирроз печени взяли своё – Банни умер 2 июля 1942 года – в возрасте 33 лет.

Bunny Berigan – «Sophisticated Swing» (Gail Reese, vocal) (1938).

И все-таки всего за 12 лет своей карьеры этот музыкант успел достичь невероятных высот и подарить миру невероятные эмоции. По мнению многих, Банни Бериган был лучшим белым трубачом Эпохи свинга. Говорили, что он как никто другой умел в любой импровизации выстраивать потрясающе стройную мелодию. Что только он мог так сочно и красиво звучать в низком регистре – и брать невозможные, фантастически звучащие верхние ноты. Что его исполнение многих джазовых стандартов, таких как "Honeysuckle Rose”, “Sophisticated Swing”, "King Porter Stomp", "Sometimes I’m Happy", "Blue Skies", "Prisoners Song" и многих других осталось непревзойденным. Говорили, что звук его трубы «парил» и заставлял весь бэнд парить вместе с ним. Что, как и его кумир Армстронг, Банни обладал волшебной способностью любую мелодию делать неповторимо своей. Что даже тех, кто был хорошо знаком с его игрой по записям и радио, буквально потрясали его живые выступления.

Dorsey, Berigan, Waller, McDonough, Wettling – «Honeysuckle Rose» (A Jam Session At Victor, 1937).

Когда самого Армстронга в 1941 году спросили, какими трубачами он восхищается, он сразу назвал Беригана: «Прежде всего я назову моего парнишку Банни Беригана. Я всегда восхищался его тоном, эмоциональностью, техникой, чувством фразировки и вообще всем. С моей точки зрения, Банни просто не может сделать в музыке ничего неправильного или некрасивого». И даже Бенни Гудман, который всегда был скуп на комплименты музыкантам и с которым у Банни, несмотря на их долгое и успешное сотрудничество, были в лучшем случае довольно натянутые отношения, впоследствии с искренним восхищением отзывался о Банни и о том уникальном эффекте, который он производил своей игрой: «Это было как разряд молнии, пронизывающий весь оркестр. Все и всё вокруг как будто летало. Вы можете объяснять это его музыкальностью, его мелодикой, его тембром, его потрясающими идеями – чем угодно. Это было и всё это вместе, и ничего из этого. Это было что-то от Бога».

Комментариев нет:

Отправить комментарий