Советская эстрада.
Если
судьбой человеку предначертано быть артистом, то он станет им, несмотря ни на
что. Так случилось и с Геленой Великановой — талантливейшей советской певицей,
подарившей слушателям неувядающие «Ландыши». Она неоднократно сталкивалась с
препятствиями, едва не стоившими ей места на сцене, но все равно продолжала
петь. Наградой стала любовь поклонников, которые хранят память об
исполнительнице и после ее смерти.
Советская эстрадная певица, народная артистка России (1992) Гелена Марцелиевна Великанова - одна из ярчайших звезд эстрады советского времени. В 1958 году ей посчастливилось первой спеть «Ландыши» композитора Оскара Фельцмана на стихи Ольги Фадеевой. И вот когда из каждого окна зазвучала эта милая песня, на которую, правда, обрушился шквал критики за «легкомысленность и пошлость», к певице пришла настоящая слава и признание.
Гелена Марцелиевна Великанова родилась 27 февраля 1923 года в Москве. Родителей будущей звезды эстрады привела в советскую столицу любовь друг к другу. Взаимное чувство зародилось в Польше, где молодые люди встретились и решили пожениться. Но отец и мать невесты оказались против этого союза. Она была из семьи богатых польских аристократов, а он — бедный крестьянин литовского происхождения, носил фамлию Великанис. Влюбленные не стали мириться с таким решением и, тайно обвенчавшись, сбежали в послереволюционную Россию.
Всего в
семье воспитывались четверо детей: два мальчика и две девочки. Гелена была
младшей из них. Она оказалась поздним ребенком — мама родила ее в 41 год, что
было сложным решением. Ее муж оказался заядлым картежником, его достаток
зависел от удачи. Поэтому иногда дома был пир горой, а иногда пустые стены и
брошенные на пол матрасы, позаимствованные у соседей.
В
интервью Великанова рассказывала, что их двор был необыкновенно дружный — жили
почти как одна семья. Все праздники отмечали вместе, делили радости и невзгоды,
поэтому воспоминания певицы о раннем периоде биографии стались все же теплые.
Гелена с
детства отличалась бойким и веселым характером, вместе с друзьями
организовывала самодеятельные концерты и спектакли, заряжая всех своим
настроением. Среднее образование она получила в местной 281-й школе и
планировала поступать в музыкальное учебное заведение.
Однако ее
планы, как и планы миллионов других советских граждан, нарушила начавшаяся
война. Вместе с мамой девушка уехала в Томск. Отец к тому времени уже
скончался: во время очередного крупного проигрыша его разбил паралич. Жена,
несмотря на все обиды, ухаживала за мужем до последних дней.
В
эвакуации Великанова поступила в технический институт. Педагоги, заметив ее
талант, настаивали на служении певческому искусству. Параллельно она трудилась
в госпиталях, ухаживала за ранеными и продолжала петь. Вскоре не стало и матери
Гелены, а затем пришло известие о смерти брата-летчика — он заживо сгорел в
самолете.
По возвращении в 1944 году в Москву девушка твердо решила, что все-таки осуществит мечту о сцене. Она была зачислена в Глазуновское училище, где преподавательский состав прочил ей славу на опереточном поприще. Однако сама студентка этот жанр не приветствовала и продолжила учебу в Школе-студии МХАТ на эстрадном отделении.
Дебют на
профессиональной сцене состоялся в 1948-м, талантливую начинающую певицу
приглашали к участию в своих концертах Александр Вертинский и Лидия Русланова.
В 1950-х она числилась во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении, через
15 лет — в Москонцерте.
Поначалу
в репертуаре Великановой присутствовали песни в различных жанрах: от детских до
драматических. Но главной ее композицией стали «Ландыши», принесшие невероятную
популярность как певице, так и композитору Оскару Фельцману. Песня стала
всесоюзным хитом, но затем на ее исполнительницу обрушилась критика властей.
Композицию назвали примером пошлости, Гелену Марцелиевну обвиняли в развращении
умов слушателей. Но ни запреты, ни разгромные статьи не заставили публику
разлюбить композицию. Она не звучала на радио и на телевидении, но ее всегда
желали услышать на концертах.
Середина
50-х, как рассказывала Гелена Великанова, стали по-настоящему счастливыми
годами в ее жизни. Она много выступала в Колонном зале, в Театре Эстрады и на
других эстрадных площадках Москвы. Жизнь свела ее с советскими исполнителями
высочайшего уровня, в том числе кумиром советских людей Леонидом Утесовым, у
которых она многому научилась. Вскоре Великанова начала с огромным успехом
гастролировать по стране.
Великанова
была смелой и даже, по личному утверждению, отчаянной. На свой страх и риск она
бралась петь композиции на стихи поэтов, которые не были в почете у власть
имущих. Благодаря ей на эстраде стала исполняться большая поэзия: «Клен ты мой
опавший» Сергея Есенина, «Я тебя отвоюю» Марины Цветаевой, «Жалейте матерей»
Расула Гамзатова. Были в ее репертуаре произведения Булата Окуджавы, Анны
Ахматовой, Бориса Пастернака.
Знаменитость
ценила не только русскую, но и зарубежную поэзию: испанскую, японскую,
итальянскую. Именно Гелена Марцелиевна познакомила слушателей с великой Эдит
Пиаф. В репертуаре Великановой была русскоязычная версия Les Feuilles Mortes —
«Осенние листья», текст к которой написал Николай Доризо.
По
признанию Гелены Марцелиевны, поначалу творчество великой француженки ей не
понравилось: тексты показались слишком вульгарными. Но когда она больше узнала
о биографии певицы, то прониклась ее судьбой и нашла их красивыми. При этом в
интервью артистка отмечала, что никогда не любила грустных и тоскливых песен,
ей нравились произведения, которые дарили слушателям надежду.
Сама
Великанова не привыкла отчаиваться. Однажды на гастролях в Риге артистка
почувствовала, что голос садится, обратилась к врачу. Однако тот назначил
неверное лечение, приведшее к изменению тембра — он стал ниже. Исполнительница
продолжила выступать, перестроив репертуар, ведь ни природного обаяния, ни артистичности
она не растеряла. Дочь рассказывала: "Однажды на гастролях мама
почувствовала, что заболевает и голос садится. Вызвали врача. Он сделал серию
процедур, так называемую наркотическую блокаду, голос вернулся, но в совершенно
другом тембре – стал более низким. Мама была в шоке, но вернуть ничего уже было
нельзя".
Смелые
наряды Великановой нередко вызывали критику начальства. Так, министр культуры
Екатерина Фурцева однажды сделала ей грубое замечание. Дочь певицы
рассказывала: "Фурцевой не понравилось мамино платье, и она сказала ей,
что советская артистка не должна так одеваться. Но мама продолжала носить то,
что считала нужным. Все фасоны своих платьев она рисовала сама".
На ее
концертах часто бывала Клавдия Ивановна Шульженко, которая писала: «Мне близко
творчество Гелены Великановой. Она знает, о чем поет». Как говорила сама
Великанова, она всегда прислушивалась к мнению великой певицы. Гелена
Великанова одной из первых рассмотрела талант Аллы Пугачевой. Однажды ее
пригласили в жюри песенного конкурса, на котором выступала тогда еще не
известная Алла Борисовна с песней «Посидим, поокаем». Члены жюри не хотели
давать Пугачевой призовое место. Но Великанова развернула настоящее сражение за
Пугачеву и добилась, чтобы той дали призовое второе место.
Когда
ближе к распаду СССР интерес к творчеству певицы начал угасать, она не
растерялась — занялась преподаванием. В середине 90-х, в разгар моды на ретро,
Гелена Марцелиевна вернулась на сцену — гастролировала, участвовала в
концертах, с размахом отпраздновала 75-летие. Она казалась здоровой и полной
сил, но вскоре после этого жизнь знаменитости неожиданно оборвалась.
По
признанию Великановой, в молодости она не пользовалась популярностью у мужчин.
Первый брак артистка заключила ближе к 30, но зато такой, что многие женщины ей
позавидовали. Избранником певицы стал знаменитый поэт Николай Доризо. Он привил
жене вкус к поэзии.
В семье
появилась единственная дочь Елена. Однако спустя шесть лет после рождения
ребенка супруги развелись. Наследница не пошла по родительским стопам, стала
переводчицей. Она осчастливила мать рождением внучки Динары.
После
разрыва в личной жизни певицы наступили перемены: внимания вновь свободной
женщины добивались как высокопоставленные лица, так и коллеги по цеху, например
Марк Бернес. Но в то время у артистки был роман с одним знаменитым
композитором, быть с которым ей оказалось не суждено.
Вторым
мужем Гелены Марцелиевны стал Николай Генералов — режиссер-документалист, с
которым она прожила счастливые 12 лет до его смерти в 1992 году.
Осенью
1998-го исполнительница решила, что пора прощаться со зрителем. На 10 ноября
был запланирован концерт. Готовилась она к нему, как обычно, тщательно. Но
провести его было не суждено: за несколько часов до выхода на сцену Великановой
не стало. Причиной смерти стала остановка сердца.
Подруга
певицы Л. Голубь вспоминала: «Обычно она проезжала задолго до начала концерта.
Настраивалась. А в тот день ее ждали, ждали... Телефон тоже не отвечал.
Позвонили дочери Лене. Лена очень испугалась, что мамы до сих пор нет в театре,
- ведь она с ней только утром разговаривала, и та страшно волновалась. Гелена
Марцеловна призналась дочери, что сама удивлена своему волнению, словно в
первый раз. «Или в последний», - добавила она... Поехали к Гелечке на квартиру.
Дверь заперта, ключ с внутренней стороны. Пришлось взломать дверь. Она была в
ванной. Одетая. С полотенцем на плече, как будто зашла помыть руки».
Похоронили
знаменитость на Ваганьковском кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий