Роман с
Эдит Пиаф сделал его лицом французской эстрады, роман с Мэрилин Монро превратил
в кинозвезду мирового масштаба. Однако любил он всю жизнь лишь свою жену –
актрису Симону Синьоре. Какие бы женщины ни стояли за его успехом, миллионы
любят Ива Монтана за его неподдельный голос и огромный актерский талант.
Ив Монтан
(фр. Yves Montand [iv mɔ̃ˈtɑ̃], настоящее имя Иво Ливи (итал. Ivo Livi),) — французский певец-шансонье и актёр родился 13 октября 1921 года в
итальянском городке Монсуммано-Терме (область Тоскана). Он был младшим из трёх
детей Джузеппины и Джованни Ливи. Помимо будущего певца в семье воспитывались
сын Джулиано и дочь Лидия.
Отец Иво
был страстным коммунистом, мать же была глубоко верующей католичкой. Глава
семейства владел небольшой мастерской, но, когда к власти пришли фашисты, ее
сожгли, а самого Джованни жестоко избили. Тогда он решил бежать из страны, забрав
жену и троих детей. Изначально планировалось эмигрировать в США, но возникли
проблемы с получением виз, и Ливи в итоге обосновались в Марселе. В 1929 они
получили французское гражданство.
В Марселе
Джованни наладил производство метел, но денег все равно не хватало. Старшим
детям пришлось быстро повзрослеть, они бросили школу и пошли работать: Джулиано
стал официантом, а Лидия занялась парикмахерским делом. Иво был слишком мал, но
вскоре помогать семье пришлось и ему. Когда будущему артисту было 11 лет, отец
обанкротился. Тогда подросток подделал документы и устроился рабочим на
макаронную фабрику. Позже он был доставщиком, официантом в кондитерской,
помощником в парикмахерской, где работала сестра.
Отдушиной и спасением от тяжелых трудовых будней было кино. Большую часть заработанных денег Иво отдавал матери, а остаток тратил на походы в кинотеатр. Ливи пересмотрел все голливудские картины, которые привозились в город. Тогда он не мог и мечтать, что сам окажется на экране.
В 17 лет
Иво устроился рабочим в кабаре, где и заметили его вокальный талант. Юноша
начал участвовать в шоу. Он придумал себе творческий псевдоним Ив Монтан,
вспомнив, как когда-то мама, смешивая французские и итальянские слова, звала
домой: Ivo, monta! (в переводе — «Иво, поднимайся!»). С этого и начался
творческий путь.
Впервые Иво
вышел на сцену под этим псевдонимом в 17 лет. Поначалу родители скептически
восприняли выступления сына. Но, когда он начал приносить домой немалые по тем
временам деньги — около 50 франков за неделю, они поняли, что их сын
действительно талантлив и его пение нравится людям.
В 1939
году, когда нацисты начали свое завоевание Европы, певческая карьера Ива
Монтана медленно, но неуклонно шла к славе. Однако, когда импресарио артиста
призвали в армию, наступили сложные в экономическом плане времена, и Монтан был
вынужден устроиться на работу в Марсельские доки. В сентябре 1940 его ждало
новое жизненное потрясение: брат Монтана попал в плен. Эти трудности побудили
Ива Монтана начать петь для своих товарищей по работе, чтобы поднять их
моральный дух. С этого момента начался его новый, на этот раз стремительный,
взлет к вершинам славы.
Вскоре Ив
познакомился с человеком, который способствовал становлению дальнейшей
творческой биографии. Продюсер Эмиль Одиффред сразу разглядел потенциал
молодого артиста. Под его влиянием Монтан начал брать уроки танцев и
сценического мастерства, совершенствовал вокальные данные, занимаясь с
педагогами.
Репертуар
Ива обогатился новыми лирическими композициями, а мелкие площадки баров и
кабаре сменились сценами театров. В апреле 1941 года Монтан дал концерт в
Сент-Антуане. Это был успех: критики восхваляли Монтана как подражателя таких
французских звезд как Чарльз Трене и Морис Шевалье; так что вскоре певец
отправился в гастрольный тур по окрестностям Марселя. Так, в октябре 1941 года
он дал концерт в присутствии Петена. С этого времени карьера Монтана активно
развивалась: он принимал участие в шоу, концертах, и даже снялся в
эпизодической роли в фильме "Молитва к звездам" (фр. La Priere aux
Étoiles). Казалось, что военные события обходят его стороной и не особенно
влияют на певца.
Однако, в
марте 1942 года, Ива Монтана призвали в молодежный трудовой лагерь Chantiers de
la Jeunesse. Менее чем через год Монтан был призван снова, на этот раз – для
отбытия трудовой повинности в Службе Принудительного Труда (фр. Service de
Travail Obligatoire – STO). Французский полицейский, который завербовал его в
свою дивизию, узнал певца и решил помочь ему, направив Монтана в соляные шахты
Силезии, это была единственная трудовая дивизия, в которой у молодых людей был
шанс на спасение. К счастью сестре Монтана удалось получить письмо от одного из
чиновников фашистской Народной Французской Партии (фр. Parti Populaire
Français), которое помогло Монтану освободиться от повинности.
Всего
четыре месяца спустя, в январе 1944 года, к Монтану снова пришли из Службы
Принудительного Труда. На этот раз, уклоняясь от трудовой повинности, он сбежал
в Париж, где было проще затеряться.
В 1944
году во время выступления его замечает Эдит Пиаф. На некоторое время Монтан,
который был младше Пиаф на 6 лет, становится её любовником, а она — его
наставницей. Пиаф занимается его репертуаром и просит своих соавторов написать
ему несколько песен. Они вместе выступают на эстраде до 1946 года, когда Пиаф порывает
с Монтаном. После разрыва Ив отправился в свободное плавание уже другим
человеком — узнаваемым и зрелым.
В конце
1940-х годов Монтан знакомится с музыкантами, которые станут его друзьями и
соавторами: пианистом Бобом Кастелла, гитаристом Анри Кролла и
поэтом-исполнителем Франсисом Лемарком. Кролла знакомит Монтана с поэтом Жаком
Превером. Стихи Превера станут основой репертуара Монтана на много лет и
прославят его (Les Feuilles mortes, Barbara).
В
молодости Монтан культивировал образ «поющего пролетария»: частые герои его
песен — дальнобойщик, солдат, сезонный рабочий, боксёр. Ив Монтан известен как
исполнитель, целиком раскрывавший свой многогранный талант на сцене — будь то
мюзик-холл или площадка телевидения. Огромным успехом пользовались его one-man
show на Бродвее. Последняя серия его концертов прошла в 1981 году в престижном
парижском зале «Олимпия».
В
середине 1950-х Ив много гастролировал. Во время политического кризиса в
Венгрии в 1956 году Монтан, вопреки протестам многих коллег, принимает решение
ехать с ранее намеченными гастролями в СССР. Французская общественность
подвергла его резкой критике, но в СССР актёру оказали радушный приём. Он
побывал в Москве, объездил с концертами города СССР, где его тепло приняли как
певца и актера. Потом артист отправился на гастроли по Восточной Европе и
Америке, там тоже ждал оглушительный успех. Хитами в исполнении Монтана стали
композиции Bella Ciao и Les Feuilles mortes.
Ив Монтан
пользовался в Советском Союзе огромной популярностью. Ему посвящена песня
«Когда поёт далёкий друг» («Задумчивый голос Монтана звучит на короткой
волне…»), написанная Борисом Мокроусовым на стихи Якова Хелемского и
исполнявшаяся Марком Бернесом. В 1963 году Монтан с Симоной Синьоре во
второй раз посещают Москву, участвуя в Московском международном кинофестивале.
Однако дальнейшая внешняя политика Советского Союза стали причиной разрыва с
СССР. После
подавления восстания в Чехословакии в 1968-м Монтан открыто сообщит
общественности о неприятии политики советского правительства. По поводу же коммунистических
идей он как-то скажет: «Если вы меня спросите, остался ли я верным этим щедрым
идеям, я отвечу – да, я сохраняю им верность! В этом смысле я не изменился. Это
то, во что мы верили. Хоть и с определенной наивностью. Но эти “щедрые” идеи,
поднявшие миллионы человек, как теперь стало ясно, не такие уж и простые. И я
не могу лишь потому, что сердце мое сохраняет верность идеям, быть обязанным
сохранять преданность какой-то партии, ее политическому аппарату. Потому что
людям свойственно ошибаться!»
Поездка с
концертами в Америку состоялась только в 1959-м году. Певцу не давали визу, что
было связано с его политическими взглядами. Попав в США с гастролями, Монтан
имел оглушительный успех. В американской прессе певца назвали секс-символом,
что очень его удивило. Монтан стал первым в мире певцом, телевизионное
выступление которого транслировалось через спутник. Это произошло 10 июля 1962
года, во время первой пробной трансляции со спутника Telstar. Во время этой
трансляции, организованной американцами, французы без предупреждения передали
на спутник свой сигнал (едва не спровоцировав дипломатический скандал), и
американские телезрители вдруг увидели на своих экранах Ива Монтана.
Несмотря на оглушительный успех на музыкальной сцене, Ив все больше времени уделял своему детскому увлечению — кино, где теперь был звездой. Попасть на съемочную площадку Монтану тоже помогла Пиаф. До этого за плечами у артиста была маленькая роль в проходной картине, вышедшей в 1941 году. В ленте «Звезда без света», где главную героиню сыграла Эдит, персонажу Ива было уделено больше внимания. В 1946 году Монтан сыграл главную мужскую роль в фильме «Врата ночи» Марселя Карне по сценарию Жака Превера. Тем не менее, его игра не вызвала доверия публики. Образ, созданный в триллере «Плата за страх», был более убедительным. В 1960—1970-е годы возмужавший Монтан по-настоящему раскрывается как актёр (фильмы Коста-Гавраса и Клода Соте). Вместе с тем он уделяет заметно меньше внимания песне. Монтан также снимался в кино в Европе и Америке: в частности, в фильме «Займёмся любовью», где его партнёршей была Мэрилин Монро.
В 1967 году Монтан снялся в драме Клода Лелуша, где его партнершей стала Анни Жирардо. Повезло артисту появиться в кадре и с такой признанной французской красавицей, как Катрин Денёв. Они вместе работали над комедией «Дикарь».
В августе
1949 году в Сен-Поль-де-Ванс Монтан повстречал Симону Синьоре и влюбился в неё.
Вскоре Симона оставила своего первого мужа Ива Аллегре и в декабре 1951 года
вышла замуж за Монтана. Свадьба была сыграна в отеле «Золотая голубка»,
расположенном в коммуне Сен-Поль-де-Ванс на Лазурном берегу. Вместе супруги
неоднократно выступали как партнёры по сцене и съёмочной площадке. Пара Монтан
— Синьоре была очень популярна и не сходила с обложек журналов. В 1985 году
Синьоре умерла.
В 1986
году, во время съёмок фильма «Жан де Флоретт», Монтан завёл роман со своей
секретаршей Кароль Амьель (Carole Amiel), нанятой несколькими годами ранее для
планировавшегося турне. Амьель стала матерью его единственного ребёнка, в 1988
году у них родился сын Валентин. Сначала Монтан отрицал своё отцовство, но,
видя негативную реакцию французской прессы, изменил позицию.
Известны
многие романы Монтана с женщинами. Например, случившийся у него в 1960 году с
Мэрилин Монро на съёмках в Голливуде совместного фильма «Займёмся любовью».
Бурный роман разворачивался прямо на глазах у жены — Симоны Синьоре, которая
присутствовала на съёмках и была старше Монро. Монтан тогда даже собирался
остаться с Монро, однако оценив свои профессиональные перспективы в США, решил
отказаться от этой затеи. После неожиданной кончины Монро в 1962 году Монтан
отказался давать какие-либо комментарии.
Монтан
согласится говорить на эту тему лишь по прошествии многих лет, когда «об этом
уже можно было рассказать, никого не ранив». Он признался, что этим поступком
заставил страдать Симону «чрезмерно… Она же повела себя в этой ситуации
великодушно. Но у меня все же были, скажем, смягчающие обстоятельства. Если бы
я мог избежать случившегося, я бы это сделал. Но я не смог. Да и, честно
говоря, я себя спрашиваю: нормальный мужчина смог бы удержаться от соблазна,
находясь в течение трех месяцев в объятиях мадемуазель Мэрилин Монро? Я в это
не верю…»
В ноябре
1997 года, через шесть лет после смерти певца, его бывшая коллега по съёмочной
площадке 1974 года Анна-Жильберта Дроссар (Anne-Gilberte Drossart) стала
доказывать, что Монтан является отцом её дочери Авроры. Дело дошло до суда, где
интересы Дроссар представлял адвокат Жильбер Коллар (Gilbert Collard),
впоследствии ставший одним из ведущих членов праворадикальной партии
Национальный фронт. Вопреки мнению общественности, друзей покойного певца и
протестам министра здравоохранения Бернара Кушнера, суд постановил вскрыть
могилу и провести генетический анализ ДНК останков. «Тест на отцовство» дал
отрицательный результат.
Ив Монтан
умер 9 ноября 1991 года во время съёмок фильма «IP5». Режиссёр и съёмочная
группа заставили его сделать несколько дублей сцены захода в ледяное озеро и
купания в нём в плохую погоду, не позаботившись о тёплой одежде и согревании
артиста между дублями. Результатом стало воспаление лёгких. В своём интервью
режиссёр Жан-Жак Бенекс так описал произошедшее: «[Он] умер на съёмочной
площадке фильма „IP5: Остров толстокожих“… В самый последний съёмочный день,
после своего самого последнего кадра. Это была самая последняя ночь, и мы
занимались пересъёмками дублей. Он закончил то, что делал, а затем просто умер.
А фильм повествует о старике, который умирает от сердечного приступа, — о том же
самом, что произошло!» В действительности Ив Монтан умер днём позже в больнице
городка Санлис от инфаркта, вызванного пневмонией.
Ив Монтан
похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с Симоной Синьоре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий