вторник, 30 ноября 2021 г.

Изысканный стиль от мэтра Западного побережья. Выдающийся джазовый саксофонист Хёрб Геллер (1928 - 2013).

Джазовый музыкант (альт-саксофон, сопрано-саксофон, тенор-саксофон, кларнет, флейта, а также гобой, английский рожок, пикколо), композитор и аранжировщик Хёрб Геллер (Herbert Arnold Geller) родился 2 ноября 1928 года в Лос-Анджелесе. Несмотря на своих кумиров Чарли Паркера (Charlie Parker) и Бенни Картера (Benny Carter), Геллер разработал свой собственный выразительный и безошибочный стиль. Вместе с Бадом Шэнком (Bud Shank) и Ленни Нихаусом (Lennie Niehaus) он был одним из самых известных альт-саксофонистов на Западном побережье. «Вдохновляющие соло, музыкальный юмор и обширные музыкальные знания обеспечили ему репутацию «музыканта среди музыкантов» даже после переезда в Европу».

Отец Хёрба Геллера был портным и владел химчисткой. Он приехал в США из России в 1910 году и жил в нескольких американских городах, прежде чем обосноваться в Лос-Анджелесе. Там он встретил Фрэнсис (Фанни) Фуллман, которая играла на пианино в голливудских кинотеатрах, сопровождая немые фильмы. После свадьбы семья переехала из самого бедного района Лос-Анджелеса в более престижную западную часть города. Когда Хёрбу исполнилось 8 лет, ему подарили подержанный альт-саксофон, а два года спустя он начал играть на кларнете.

Herb Geller Quartet – «Alone Together» (Herb Geller (as), Lorraine Geller (p), Curtis Counce (b), Lawrence Marable (ds), Album" Herb Geller / Plays", Recorded Los Angeles, August 9, 1954).

Геллер учился в средней школе Сьюзан Миллер Дорси в юго-западной части Лос-Анджелеса и играл в школьной группе, куда входили совсем ещё неизвестные Эрик Долфи (Eric Dolphy) и Ви Редд (Vi Redd). В 14 лет Хёрб Геллер услышал выступление Бенни Картера в театре "Орфеум" в Лос-Анджелесе и был настолько впечатлён, что решил сосредоточиться исключительно на альт-саксофоне, да так продвинулся в своих занятиях, что два года спустя сыграл свой первый концерт как полноправный профессионал в группе джазового скрипача Джо Венути (Joe Venuti).

«Crazy He Calls Me» - Herb Geller Sextet (Personnel: Conte Candoli (trumpet), Herb Geller (alto sax), Ziggy Vines (tenor sax), Lorraine Geller (piano), Keith Mitchell (Red Mitchell) (bass), Eldridge Freeman (drums), 1955).

Вскоре на мировую джазовую сцену ворвалась музыка Чарли Паркера, ставшего, наряду с Бенни Картером и Джонни Ходжесом, настоящим кумиром Хёрба. В 1949 году Геллер впервые отправился в Нью-Йорк, где выступал в оркестре Джека Фина (с Полом Дезмондом в саксофоновой секции) и с такими музыкантами, как Клод Торнхилл, Джерри Уолд и Лаки Миллиндер. На рубеже 50-х он познакомился с пианисткой Лоррейн Уолш, и они поженились в Нью-Йорке. Лоррейн стала важным музыкальным партнером Хёрба.

После трех лет в Нью-Йорке Геллер в 1952 году примкнул к оркестру Билли Мэя и вернулся в Лос-Анджелес. Геллер активно работал и записывался как сайдмен с Шорти Роджерсом, Мейнардом Фергюсоном, Биллом Холманом, Шелли Манном, Барни Кесселем, Андре Превином, Куинси Джонсом, Уорделлом Греем и Четом Бейкером, в то время как Лоррейн работала пианисткой в "Lighthouse Jazz Club" и играла с Майлсом Дэвисом, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркером, Стэном Гетцем, Зутом Симсом, Джеком Тигарденом, Биллом Холманом и была концертмейстером у певицы Кей Старр. Геллер записал три альбома в качестве лидера, а также несколько с Дайной Вашингтоном, Максом Роучем, Клиффордом Брауном, Кларком Терри и Кенни Дрю.

«Small World» - Herb Geller Quintet with Barbara Long (Personnel: Barbara Long (vocals), Thad Jones (trumpet), Herb Geller (alto sax), Hank Jones (piano), Scott LaFaro (bass), Elvin Jones (drums), 1959).

В 1955 году он получил премию «Новая звезда» от журнала "DownBeat" и добился всемирной известности, благодаря своим записям с Клиффордом Брауном. Позже Геллер работал в группах Луи Беллсона и Бенни Гудмана.

К сожалению, в 1958 году, после 7 лет счастливого замужества, Лоррейн Геллер, едва достигнув 30 лет, умерла от острого приступа астмы. Глубоко подавленный, Хёрб во время тура по Бразилии с оркестром Бенни Гудмана решил не возвращаться в Соединенные Штаты и на шесть недель остался в Сан-Паулу, играя босса-нову в местном клубе, а затем отправился в Европу.

Прибыв в Париж, Геллер выступал с Кенни Кларком, Кенни Дрю, французским пианистом Martial Solal и бельгийским гитаристом Рене Томасом, а также не раз участвовал на французским радиошоу "Musique Aux Champs-Elysées".

В 1962 году Геллеру предложили постоянную работу в биг-бэнде на радиостанции "RIAS" в Берлине, где он выступал вместе с Бенни Бейли, Джо Харрисом и Натом Пеком, а также с такими европейскими музыкантами, как Джерри ван Ройен, Аке Перссон и Фрэнси Боланд.

Bill Evans Trio & Herb Geller (February 14th 1972, Funkhaus Hamburg, Western Germany).

В Берлине Геллер познакомился со своей будущей второй женой, Кристиной Рабш. Пробыв там три года, он подписал контракт на место концертмейстера саксофонов в биг-бэнде "NDR" в Гамбурге. И вскоре возглавил оркестр, которым занимался в течение 28 лет! Гамбург стал его настоящим домом. За это время биг-бэнд "NDR" превратился из послевоенного танцевального оркестра в ведущий ансамбль современного джаза. Бесконечный список приглашённых музыкантов варьировался от Дона Баяса, Джо Пасса, Слайда Хэмптона, Билла Эванса, Реда Митчелла, Арта Фармера и Чета Бейкера до самых авангардных музыкантов рок и фьюжн, включая почти все громкие имена европейского джаза.

«Then I'll Be Tired Of You» - Herb Geller Quartet (Herb Geller (as,ss), John Pearce (p), Len Skeat (b), Bobby Worth (ds), Album" Herb Geller / Plays Arthur Schwartz Songbook", RecordedLondon, November 19, 2004).

Помимо работы в "NDR", Херб Геллер всегда был активен в других составах. За это время он работал над записями и музыкальными постановками, концертами и турами таких известных музыкантов, как Рэй Чарльз, Элла Фицджеральд, Ширли Маклейн, Джерри Льюис, Питер Хербольцхаймер R, C&B, Liberace, Удо Линденберг, Мариус Мюллер-Вестернхаген, Пол Анка, Джордж Грунц, Берт Кемпферт, Билл Эванс, Ред Митчелл и многие другие.

В качестве гостя Геллер принимал участие в концертах известных джазовых музыкантов, таких как Кнут Кизеветтер, Бад Шэнк, Луи Беллсон, Ленни Нихаус, Джиггс Уигхэм, Тони Скотт, Бадди ДеФранко и Андре Превен.

«Never Let Me Go» - Herb Geller with Don Friedman (Herb Geller (as,ss), Don Friedman (p), Martin Wind (b), Hans Braber (ds), Martien Oster (g), Album" Herb Geller /At the Movies ", RecordedHolland, March 26, 2007).

Оригинальный стиль Хёрба Геллера проникнут лиричной музыкальностью, несомненно, исходящей от одного из его главных учителей – легендарного Бенни Картера. Все соло Хёрба Геллера, как и у многих величайших джазовых исполнителей, композиционно совершенно оригинальны и нисколько не опираются ни на какие шаблоны. Кроме альт-саксофона, Геллер также блестяще владел сопрано-саксофоном, флейтами и другими деревянные духовыми инструментами.

«Tickle Toe» - Joja Wendt & Herb Geller.

Плодовитый композитор, Хёрб Геллер написал множество произведений, наиболее известным из которых является босса-нова «Landscape». Кроме того, он написал метод импровизации под названием «кроссовер» и преподавал в "Hochschule für Musik" в Гамбурге, продолжая давать мастер-классы по джазовой импровизации и композиции до самого своего ухода из жизни. В 1996 году Сенат правительства Гамбурга присвоил Геллеру профессорское звание.

Музыкант скончался от пневмонии 19 декабря 2013 года в Гамбурге, ему было 85 лет. Его творческое наследие включает, помимо прочего, музыку и тексты к двум мюзиклам: «Игра в джаз» (музыкальная автобиография) и «Джаззи Джози Б.» (по мотивам жизни Джозефин Бейкер).

Комментариев нет:

Отправить комментарий