Джазовый музыкант
(альт-саксофон, сопрано-саксофон, тенор-саксофон, кларнет, флейта, а также
гобой, английский рожок, пикколо), композитор и аранжировщик Хёрб Геллер
(Herbert Arnold Geller) родился 2 ноября 1928 года в Лос-Анджелесе. Несмотря
на своих кумиров Чарли Паркера (Charlie Parker) и Бенни Картера (Benny Carter),
Геллер разработал свой собственный выразительный и безошибочный стиль. Вместе с
Бадом Шэнком (Bud Shank) и Ленни Нихаусом (Lennie Niehaus) он был одним из
самых известных альт-саксофонистов на Западном побережье. «Вдохновляющие соло,
музыкальный юмор и обширные музыкальные знания обеспечили ему репутацию
«музыканта среди музыкантов» даже после переезда в Европу».
Отец Хёрба
Геллера был портным и владел химчисткой. Он приехал в США из России в 1910 году
и жил в нескольких американских городах, прежде чем обосноваться в
Лос-Анджелесе. Там он встретил Фрэнсис (Фанни) Фуллман, которая играла на
пианино в голливудских кинотеатрах, сопровождая немые фильмы. После свадьбы
семья переехала из самого бедного района Лос-Анджелеса в более престижную
западную часть города. Когда Хёрбу исполнилось 8 лет, ему подарили подержанный
альт-саксофон, а два года спустя он начал играть на кларнете.
Геллер
учился в средней школе Сьюзан Миллер Дорси в юго-западной части Лос-Анджелеса и
играл в школьной группе, куда входили совсем ещё неизвестные Эрик Долфи (Eric
Dolphy) и Ви Редд (Vi Redd). В 14 лет Хёрб Геллер услышал выступление Бенни
Картера в театре "Орфеум" в Лос-Анджелесе и был настолько впечатлён,
что решил сосредоточиться исключительно на альт-саксофоне, да так продвинулся в
своих занятиях, что два года спустя сыграл свой первый концерт как полноправный
профессионал в группе джазового скрипача Джо Венути (Joe Venuti).
Вскоре на
мировую джазовую сцену ворвалась музыка Чарли Паркера, ставшего, наряду с Бенни
Картером и Джонни Ходжесом, настоящим кумиром Хёрба. В 1949 году Геллер впервые
отправился в Нью-Йорк, где выступал в оркестре Джека Фина (с Полом Дезмондом в
саксофоновой секции) и с такими музыкантами, как Клод Торнхилл, Джерри Уолд и
Лаки Миллиндер. На рубеже 50-х он познакомился с пианисткой Лоррейн Уолш, и они
поженились в Нью-Йорке. Лоррейн стала важным музыкальным партнером Хёрба.
После
трех лет в Нью-Йорке Геллер в 1952 году примкнул к оркестру Билли Мэя и
вернулся в Лос-Анджелес. Геллер активно работал и записывался как сайдмен с
Шорти Роджерсом, Мейнардом Фергюсоном, Биллом Холманом, Шелли Манном, Барни
Кесселем, Андре Превином, Куинси Джонсом, Уорделлом Греем и Четом Бейкером, в
то время как Лоррейн работала пианисткой в "Lighthouse Jazz Club" и
играла с Майлсом Дэвисом, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркером, Стэном Гетцем, Зутом
Симсом, Джеком Тигарденом, Биллом Холманом и была концертмейстером у певицы Кей
Старр. Геллер записал три альбома в качестве лидера, а также несколько с Дайной
Вашингтоном, Максом Роучем, Клиффордом Брауном, Кларком Терри и Кенни Дрю.
В 1955
году он получил премию «Новая звезда» от журнала "DownBeat" и добился
всемирной известности, благодаря своим записям с Клиффордом Брауном. Позже Геллер
работал в группах Луи Беллсона и Бенни Гудмана.
К
сожалению, в 1958 году, после 7 лет счастливого замужества, Лоррейн Геллер,
едва достигнув 30 лет, умерла от острого приступа астмы. Глубоко подавленный,
Хёрб во время тура по Бразилии с оркестром Бенни Гудмана решил не возвращаться
в Соединенные Штаты и на шесть недель остался в Сан-Паулу, играя босса-нову в
местном клубе, а затем отправился в Европу.
Прибыв в
Париж, Геллер выступал с Кенни Кларком, Кенни Дрю, французским пианистом Martial
Solal и бельгийским гитаристом Рене Томасом, а также не раз участвовал на
французским радиошоу "Musique Aux Champs-Elysées".
В 1962
году Геллеру предложили постоянную работу в биг-бэнде на радиостанции
"RIAS" в Берлине, где он выступал вместе с Бенни Бейли, Джо Харрисом
и Натом Пеком, а также с такими европейскими музыкантами, как Джерри ван Ройен,
Аке Перссон и Фрэнси Боланд.
В Берлине
Геллер познакомился со своей будущей второй женой, Кристиной Рабш. Пробыв там
три года, он подписал контракт на место концертмейстера саксофонов в биг-бэнде
"NDR" в Гамбурге. И вскоре возглавил оркестр, которым занимался в
течение 28 лет! Гамбург стал его настоящим домом. За это время биг-бэнд
"NDR" превратился из послевоенного танцевального оркестра в ведущий
ансамбль современного джаза. Бесконечный список приглашённых музыкантов
варьировался от Дона Баяса, Джо Пасса, Слайда Хэмптона, Билла Эванса, Реда
Митчелла, Арта Фармера и Чета Бейкера до самых авангардных музыкантов рок и
фьюжн, включая почти все громкие имена европейского джаза.
Помимо
работы в "NDR", Херб Геллер всегда был активен в других составах. За это
время он работал над записями и музыкальными постановками, концертами и турами
таких известных музыкантов, как Рэй Чарльз, Элла Фицджеральд, Ширли Маклейн,
Джерри Льюис, Питер Хербольцхаймер R, C&B, Liberace, Удо Линденберг, Мариус
Мюллер-Вестернхаген, Пол Анка, Джордж Грунц, Берт Кемпферт, Билл Эванс, Ред
Митчелл и многие другие.
В
качестве гостя Геллер принимал участие в концертах известных джазовых музыкантов,
таких как Кнут Кизеветтер, Бад Шэнк, Луи Беллсон, Ленни Нихаус, Джиггс Уигхэм,
Тони Скотт, Бадди ДеФранко и Андре Превен.
Оригинальный
стиль Хёрба Геллера проникнут лиричной музыкальностью, несомненно, исходящей от
одного из его главных учителей – легендарного Бенни Картера. Все соло Хёрба
Геллера, как и у многих величайших джазовых исполнителей, композиционно
совершенно оригинальны и нисколько не опираются ни на какие шаблоны. Кроме
альт-саксофона, Геллер также блестяще владел сопрано-саксофоном, флейтами и
другими деревянные духовыми инструментами.
Плодовитый
композитор, Хёрб Геллер написал множество произведений, наиболее известным из
которых является босса-нова «Landscape». Кроме того, он написал метод
импровизации под названием «кроссовер» и преподавал в "Hochschule für
Musik" в Гамбурге, продолжая давать мастер-классы по джазовой импровизации
и композиции до самого своего ухода из жизни. В 1996 году Сенат правительства
Гамбурга присвоил Геллеру профессорское звание.
Музыкант
скончался от пневмонии 19 декабря 2013 года в Гамбурге, ему было 85 лет. Его
творческое наследие включает, помимо прочего, музыку и тексты к двум мюзиклам:
«Игра в джаз» (музыкальная автобиография) и «Джаззи Джози Б.» (по мотивам жизни
Джозефин Бейкер).
Комментариев нет:
Отправить комментарий